Конспект НОД "Русская матрешка"
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа) на тему

Чикал Тамара Олеговна

Русское народное творчество

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx29.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия.

«Хоровод русской Матрешки».

 

                                                                               Программные задачи:

Образовательные:

        Приобщать детей к восприятию декоративно-прикладного искусства средствами музыки и рисования;

        Познакомить с семеновской матрешкой;

        Закреплять умение использовать при росписи матрешек нетрадиционную технику рисования.

Развивающие:

        Развивать эстетическое восприятие и воображение;

        Формировать творческие и креативные способности детей.

Оздоровительные:

        Следить за осанкой детей во время работы.

Воспитательные:

        Воспитывать уважение к труду народных умельцев.

Методы: Игровой, наглядный, словесный, практический.

Приемы: рассматривание подлинной игрушки – матрешки, алгоритма, беседа, художественное слово, загадка, частушки, физминутка, пояснения, поощрение, самостоятельная деятельность детей, использование различных техник для рисования, вхождение в образ.

Подготовка, материал и оборудование:

Демонстрационный: Игрушка Матрешка, алгоритм «Последовательность изготовления матрешки», мольберт.

Раздаточный: бумажные трафареты матрешек, краска гуашь красного, синего, зеленого цветов, салфетки влажные, ватные палочки.

Оборудование: ширма с аппликацией матрешек.

Музыкальное сопровождение: музыкальный центр, аудиокассета с русской народной музыкой.

Словарная работа: использовать в речи слов определений Семеновской Матрешки (веселая, радостная, расписная, сувенирная, чернобровая…) с Максимом У., Рамилем Х.. Обогащать словарь детей словами: сувенир, расписывать, цепочка бутонов.

Индивидуальная работа: помочь при росписи затрудняющимся детям.

Предварительная работа: рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, мини-выставка в детском саду, чтение художественного слова о промыслах России.

                                                                               Ход занятия:

Звучит русская народная мелодия «Во поле береза стояла». На фоне музыки…

Воспитатель: Здравствуйте, дети, здравствуйте!

Дивное диво я нынче принесла

Диво чудесное, расписное,

А ну, отгадайте. Что это такое?

(загадывает загадку)

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша….

(Ответы детей - русская матрешка)

Конечно, это Матрешка! Какая радостная игрушка! О ней, как и о народных героях слагают легенды. Нашу Матрешку знают и любят во всем мире – ни один турист не уедет из России без куклы-сувенира.

Как вы думаете, сколько лет Матрешке? (ответы детей) Оказывается, ей в этом году исполняется 120 лет. С большим старанием, вручную, изготовил  первую матрешку мастер – игрушечных дел Василий Петрович Звездочкин (показывает фото), а художник Сергей Васильевич Малютин ее расписал. Вот так и появилась на свет деревянная фигурка в русском сарафане. Кто-то из художников воскликнул: «Хороша Матрена!» так деревянную фигурку и назвали Матреной, или ласково – Матрешкой. Есть разные Матрешки.

Из чего делают матрешку? (из дерева) Из какого дерева? (березы, елки, липы)

Сделать матрешку не просто. Посмотрите на алгоритм, как ее изготовляют.

(работают по алгоритму «Последовательность изготовления матрешки»)

Воспитатель: Что сначала делает мастер?

Дети: подбирает брусок дерева, из которого будет делать матрешку.

Воспитатель: Дальше вытачивает заготовку на токарном станке, чтобы не было ни сучка, ни трещинки. Затем ее делает разъемной. А что дальше?

Дети: Художник подбирает краски такого цвета, которые ему нужны. Затем расписывает матрешку.

Воспитатель: Что делает, когда расписал матрешку?

Дети: Покрывает ее лаком для прочности.

Воспитатель: Вот и готова наша веселая Матрешка. Эта матрешка из города Семенова, значит, зовут ее… (семеновская)

Какие цвета в росписи используют художники?

Дети: Красный, синий, зеленый и т. д.

Воспитатель: Как расписан фартук у Матрешки?

Дети: Она в руках держит большой букет роз. В букете очень много листочков. Он закрывает почти весь фартук.

Воспитатель: Как расписан платочек?

Дети: Края украшены цепочкой из бутонов и листьев.

Воспитатель: Как вы думаете, какой может быть Матрешка?

Дети: Веселой, озорной, игривой, радостной, праздничной, доброй, ласковой, нарядной, праздничной и т. д.

Воспитатель: Матрешка стала великой путешественницей. Начав свой путь по белу свету из города Семенова. Вам нравится семеновская матрешка? Воспитатель: Хотели бы вы ее расписать?

(получает согласие детей)

Воспитатель: Тогда я приглашаю вас на фабрику по росписи семеновских матрешек. Чем можно расписать Матрешку?

Дети: пальчиком, «тычком», ватной палочкой, цветными и пастельными карандашами, красками, перышком, печатками.

Физминутка.

Прежде, чем рисовать

Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.

Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера

За работу всем пора.

(Звучит русская народная мелодия «А я по лугу». Дети самостоятельно расписывают Матрешек)

Мастера, скорей за дело

Украшай матрешек смело

Выбирай любой узор,

Чтобы радовал он взор.

(Во время росписи воспитатель напоминает детям пословицы о труде. После завершения росписи проводит итог)

Молодцы! Очень красиво расписали. Настоящие мастера-художники!

Да и сами матрешки мастерицы хоть куда: и нарядные красавицы, и певуньи, и плясуньи.

Нынче праздник в нашем доме,

Гости бьют в ладошки.

Продолжается знакомство

Где же вы, матрешки?

(Под музыку выбегают Матрешки)

Эй, Матрешки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки!

(Дети поют частушки под русскую народную мелодию)

1. Мы матрешки, мы подружки,

Утром рано мы встаем,

Вчетвером поем частушки

И танцуем вчетвером.

2. И кроваток нам не нужно,

Потому что в час ночной

Спим мы вместе, спим мы дружно,

Спим мы все одна в другой.

3. Шли подружки по дорожке,

Было их немножечко:

Две Матрены, три Матрешки

И одна Матрешечка.

4. Ох, уж у Матреши

Доченьки пригожи!

Доченьки пригожи,

На нее похожи!

5. Я – Матрешка – сувенир

В расписных сапожках,

Прогремела на весь мир

Русская Матрешка!

6. Мастер выточил меня

Из куска березы,

До чего ж румяна я:

Щеки, словно розы.

7. Наша русская матрешка

Не стареет сотню лет!

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет.

8. Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

(Звучит русская народная мелодия «Во поле береза стояла». На фоне музыки…)

Воспитатель: Прошло много лет, а Матрешка до сих пор – любимая игрушка малышей. Она украшает наши квартиры. Ее охотно дарят друзьям на добрую память. Но суть русской Матрешки остается прежней – любовь и дружба.

Конспект занятия

« Украсим теремок для зверей.»

Программное содержание:

  • Учить составлять узор на полосе бумаги из элементов хохломской росписи, чередуя их (ромашки, простой трилистик, ягоды смородины);
  • закрепить знание цветов, используемых в хохломской композиции, и умение сочетать их;
  • развивать интерес к хохломскому искусству; вызвать сочувствие к героям сказки;
  • закрепить технические умения: набирать краску на кисть, пользоваться «тычком».

Материал и оборудование: Материал и оборудование: хохломские изделия, большой теремок из картона на стене, бумажные полоски 20*30 см. желтого, красного, черного цветов, таблицы с элементами хохломской росписи, краска гуашь, кисти, ватные палочки, печатки «тычки». Игрушки животных.

Предварительная работа: Рассматривание хохломские изделий, стилизованных образцов.

Словарная работа: Хохломской, трилистик, криуль, «тычок».

Методические приёмы: прием жеста руки, наглядный, словесный, игровой, репродуктивный, практический.

Ход занятия.

Воспитатель (рассказывает сказку).

                Стоит в поле теремок, он не низок, не высок.

                Бежали мимо зверушки:

                Мышка – норушка, Зайчик – побегайчик,

                Увидали они теремок и стали там жить.

                Мышка – норушка зерно толчет,

                А Лягушка пироги печет.

                Шел мимо Медведь, понравился ему теремок.

                Но только ступил Медведь на порог –

                И сломал теремок.

(Появляются Петушок и Мышка.)

Звери: Здравствуйте, дети!

Мышка: Был у нас теремок, разломал его Медведь. Мы с Петушком построили новый, но хотим, чтоб он у нас был красивый, яркий. Не сможете вы нам помочь?

Воспитатель: Дети, хотите помочь?

Дети: Да, хотим!

Петушок: Спасибо, дети, что хотите нам помочь, а мы пойдем всех зверушек и позовем их новый теремок. (Звери уходят.)

Воспитатель: Давайте распишем теремок хохломским узором. Украсим окна, крышу, завалинку. Что вы сможете нарисовать?

Дети: Ягоды, трилистик, криуль.

Воспитатель: Узор нарисуем не стебельке – криуле. Сначала на нём вырастает первый листочек, слева на самом краю полоски. Затем вы найдете середину криуля, и здесь у вас вырастает листочек, а в конце ещё один. Затем по желанию нарисуйте ягоды. Каким способом вы будете рисовать листья?

Дети: Примакиванием кисти к бумаге.

Воспитатель: С чего начнете рисовать цветок?

Дети: С середины.

Воспитатель: Каким инструментом легче изобразить ягоды смородины?

Дети:  «Тычком».

Воспитатель: Каким цветом можно нарисовать ягоды смородины, чтобы их было хорошо видно?

Дети: Красным и черным.

Воспитатель: Покажите, где у вас на стебельке - криуле вырастает первый листочек.

Физминутка. «Дружба»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Один, два, три, четыре, пять,

Пять, четыре, три, два, один.        Первые 2 строчки – обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения.

Следующие две строки – обхватить левой рукой правую и покачивать в ритме стихотворения.

В последних строчках – соединить пальчики обеих рук, начиная с большого, затем соединять начиная с мизинца.

Педагог предлагает детям начать рисовать. В ходе занятия проводит индивидуальную работу. По завершении рисунков собирает их, украшает ставни теремка, карниз, крышу, перила.

Анализ работ.

Воспитатель: Посмотрите, каким красивым стал теремок. Вот какой необычный узор: между яркими ромашками нарисована черная рябина, а на этом узоре со стебелька – криуля свисают сразу две веточки красной смородины. Теперь найдите такой узор, где яркие ромашки хорошо видны среди зеленых листочков. А что можно сказать вот про этот узор?

                            Терем, терем, теремок. Он не низок не высок.

                Расписные здесь завалинки, с хохломским узором ставенки,

                Солнце светит поутру, звери к терему идут.

Слышна музыка, входят звери.

Мышка: Пи-пи-пи! Какой красивый теремок получился, а расписали его дети хохломским узором. Вот здесь на окошке нарисована смородина; как настоящая, так и хочется съесть.

Петушок: Кукареку! Посмотри-ка, посмотри-ка, какая красивая у нашего теремка крыша. Красивая ромашка выглядывает из-под зеленых листочков, а листочки – то резные.

Звери: Спасибо, дети, теремок нам очень понравился.

Вечер развлечения по декоративно-прикладному искусству

«В гости к краскам».

В зал входят дети. Их встречает Марья Искусница.

М.И. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Марья Искусница. Я умею красиво рисовать, ткать, прясть, вышивать золотой нитью. Сегодня я хочу вместе с вами нарисовать цветы для волшебного ковра. Вы хотите мне помочь? (получает согласие детей).

-        У меня есть волшебные краски, которые нам помогут. (открывает коробку, а красок нет).

-        Ой, а где же краски? Я же их сегодня сама положила когда вас в гости к себе ждала. Вы ни кого не видели? Чьи же это проделки? Наверно это Кощей Бессмертный опять навредил. Злой стал, все время пакостит.

(выходит Кощей Бессмертный).

К.Б. Все краски, все карандаши

 Спрячу я, потом – ищи.

 Запрещу я детям рисовать.

 Только все это не в счет,

 Что-то требует еще

 Буйная фантазия, моя

 Прикажу я белый цвет

 Перекрасить в черный цвет,

 А из вас велю наделать мух.

 А что сделаю потом,

 Как подумаю о том –

 У меня захватывает дух!

М.И. Все понятно, конечно это он спрятал все краски. Да еще и хвастается.

К.Б. Да! Да! Да! С детства не люблю всякие краски. Запер я их в шкатулки. Пока они там не одолеть вам меня!

Я в тусклость свято верю

Рад пасмурному дню

Любую личность серую

Люблю я и ценю!

М.И. А скажите нам, Ваша Тусклость, какими же ключами открываются шкатулки?

К.Б. Ладно уж, скажу. Все равно вам не открыть их. Только правильные ответы на очень сложные загадки откроют мои шкатулки. Да где вам! Даже я не знаю этих ответов.

М.И. А мы попробуем. Дети старательно занимались и многое узнали. Да и очень уж нам хочется вернуть краски.

1.        Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка не спеши

Там травка вьется и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они, как золотые,

А может солнцем залитые.

                           (Хохлома)

2.        Фарфоровые чайники,

Подсвечники, часы

Животные и птицы

Невиданной красы.

Деревня в Подмосковье

Прославилась теперь.

Известно всем в народе

Ее название …..

                              (Гжель)

3.        Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки…

Цветами разрисованы,

Как будто полушалки!

Там лихо скачут всадники

Жар-птицы ввысь летят

И точки черно-белые

На солнышке блестят.

                      (Городец)

(На каждой шкатулке написаны загадки о народно-прикладных промыслах: Гжель, Хохлома, Городец. После правильного ответа дети освобождают краски из шкатулок. А Кощей Бесцветный злится).

М.И. Мы все загадки отгадали, Кощей Бесцветный. Все мы про загадки знаем.

К.Б. А вот и не все вы знаете. Вы про меня ничего не знаете. Не знаете, что мне нравится, и какую музыку я не люблю.

М.И. Знаем, знаем все про тебя. Что любишь пакостить знаем. Где живешь знаем. Да и какую музыку не любишь – знаем.

К.Б. А вот и не знаете.

М.И. Знаем. А ну-ка, ребята, давайте скажем Кощею Бесцветному, какую он не любит музыку.

(ответы детей: веселую, задорную, озорную, шутливую, плясовую, добрую и т.д.)

К.Б. Не люблю, не люблю.

М.И. А я предлагаю тебе, Кощей Бесцветный и детям послушать такую музыку.

(слушают и танцуют все вместе под р.н.м.)

М.И. Ну, что Кощей бесцветный, понравилось?

К.Б. Все равно у вас ничего не выйдет. (и убегает).

М.И. Пусть идет в свое царство. А мы будем рисовать.

Краски просыпайтесь,

Будем мы трудиться.

Краски просыпайтесь –

Будем веселиться.

(но тут не находит листы бумаги и дети вместе с воспитателем догадываются, что это проделки Кощея Бесцветного. Это он украл бумагу)

М.И. Ну что же нам делать? Надо идти искать Кощея. А кто же его друг?

(ответы детей)

М.И. Правильно. Я тоже думаю, что первый друг Кощея Бесцветного Баба Яга. Вот и к ней-то мы и отправимся.

(Баба Яга в заляпанном разными красками халате пританцовывает за мольбертом в явном бешенстве и недоумении).

Б.Я. Красный – черти утащили,

Синий – леший поточили,

Черный – стырил домовой,

Желтый – спёр Кощей домой

Краски все мои украли

Меня Рембрандшей назвали…

  Ох что-то я совсем стара,

  И не рисуется с утра…(хнычет)

М.И. Здравствуй, Бабушка Яга,

Как здоровье, как дела?

Что рисуешь ты с утра?

Почему сегодня зла?

Заболела? Не беда!

Съешь лягушку из пруда

Нет надежней медицины

Чем природная среда!

Б.Я. Потеряла я цвета.

 Помогите их найти

 А за это вам старушка

 Порасчистит все пути.

 Вы поскачите мячом

 За волшебным за клубком

 Пусть ребята мне помогут:

 Песней краски позову.

М.И. Ну что, ребята, поможем Бабе Яге – художественной ноге вернуть краски? Надо напеть строчки из песен, где упоминаются различные цвета.

(дети вспоминают песни «Миллион, миллион алых роз», «Голубой вагон», «Оранжевое небо», «Синий, синий иней» и т.д.)

Б.Я. Сколько же ребята знают «цветных» песен.

М.И. Баба Яга – художественная нога дай нам пожалуйста волшебный клубок.

(Баба Яга дает волшебный клубок. М.И. «отпускает» клубок и он катится в сторону замка К.Б. Выходит Кощей)

К.Б. Ну что, нашли! Ладно! Если отгадаете мою последнюю самую трудную загадку, то так и быть отдам ваши бумажки. Скажите мне каких художников вы знаете?

(дети отвечают: Васнецов, Чарушин, Левитан, Шишкин Копашевич и др.)

М.И. Все, ваша Блеклость, отгадали мы твою загадку. Отдавай нам бумагу. Почему же ты такой злой?

К.Б. Я был злым и вредным, но потому, что не мог отгадать загадки и еще мне обидно быть всегда Бесцветным.

М.И. Дети, давайте поможем Кощею Бесцветному стать Кощее Разноцветным. Нарисуем цветы волшебные и для ковра и для него.

(тут входит Баба Яга. Она следила за ребятами и захотела посмотреть, что они будут делать. М.И. предлагает и для нее нарисовать волшебные цветы).

Дети рисуют волшебные цветы на бумажных кругах. Раскладывают их на полу и украшают плащ Кощея и халат Бабы Яги.

М.И. Вот какие мы все молодцы. Мы нашли и освободили краски. А какие волшебные цветы мы нарисовали. Как красиво стало кругом. Бабе Яге понравилось, да и Кощею Разноцветному мы угодили. А ведь если кругом будет красота, то весь мир будет добрее и прекраснее.

Во вторую половину дня М.И. приглашает ребят на экскурсию выставки «Мы – художники». Баба Яга – художественная нога и Кощей Бесцветный дарят на память детям свои портреты, чтобы они и их раскрасили. Дети благодарят всех и уходят в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Тема: "Матрешки"

Тема: «Матрешки»Задачи: Учим детей действовать со сборно-разборными игрушками из двух однотипных частей. Формировать умение не только подбирать части предмета, но и совмещать их в соответствии с...

Конспект НОД "Матрешка" ОО "Художественно-эстетическое развитие", "Социализация"

Знакомство с народным промыслом  народным промыслом (павловопосадские шали). Воспитание чувства гордости за народных умельцев своего края.Развитие творческого восприятия и воображения, умен...

Конспект НОД «Матрешки»

Для воспитателей групп раннего возраста...

Конспект Тема: «Матрешка в подарок»

Непосредственной образовательной деятельности: Художественное творчество (лепка) в первой младшей группе детского сада ...

Конспект "Русские матрешки"

Конспект по художественно-эстетическому развитию в старшей группе...

Конспект занятия "Матрешка"

Интегративное занятие по художественно-эстетическому развитию...

Конспект ООД "Матрешки"

Развивающее музыкальное заняти на основе фольклерных потешек....