Путешествие к королеве Азбуке
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Вышегородцева Ольга Соломоновна

Конспект НОД по развитию речи для подготовительной группы компенсирующей направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Занятие по развитию речи21.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Путешествие к королеве Азбуке

Цели: Закрепить знания детей о транспорте; уточнить понятия транспорт, наземный, подземный, воздушный, грузовой, пассажирский. Образовывать прилагательные от существительных. Показать знания детей в правильной постановке ударения в словах близнецах. Обобщить знания детей о строительных профессиях. Уточнить названия одежды; закрепить понятия праздничная, повседневная, летняя, зимняя, демисезонная. Закреплять знания детей об обуви, обобщенное название обуви в зависимости от времени года, материалы из которых изготовлена обувь. Упражнять согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Воспитывать интерес к русским народным сказкам. Показать умение детей составлять рассказы по воображению.

Развивать логическое мышление, речь, мелкую моторику рук.

Воспитывать интерес к преодолению сложных заданий, взаимовыручку, дружеское отношение друг к другу.

Материал: Прищепки, индивидуальные карточки со словами близнецами, карточки с изображением строительных профессий.

Ход занятия

Дети становятся в круг. Воспитатель предлагает детям выполнить массаж подушечек пальцев с предметами.

Упражнение с прищепками:

Вот проснулся, встал гусенок,

Пальцы щиплет он спросонок.

- Дай, хозяйка, корма мне

Раньше чем моей родне!

Воспитатель: Ребята! Мы с вами сделали массаж пальчиков и полные сил готовы к нашему занятию. Посмотрите, что у меня в руках. Это письмо, оно пришло к нам сегодня утром. Давайте посмотрим от кого оно. (Показывает детям конверт) Нам его прислала королева «Азбука»

Воспитатель открывает письмо и читает детям:

Дорогие ребята!

Я знаю, что вы скоро пойдете в школу. Вы уже знаете много букв. Мне так хотелось вам помочь научиться правильно произносить все звуки, научиться читать, что я послала вам в помощь волшебные слова. Только они попали в беду – заблудились в лесу. Помогите им, ребята.

Королева «Азбука»

Воспитатель: Вот так беда! Ну что ребята, поможем выбраться из леса «волшебным словам»?

Тогда мы отправляемся в путь.

А на чем же нам добраться до леса?

- какой транспорт вы знаете?

(Грузовой, легковой, пассажирский)

- Как вы думаете, почему он называется грузовым транспортом?

Пассажирский транспорт может быть наземный, подземный и воздушный.

- Назовите наземный пассажирский транспорт.

- Назовите подземный пассажирский транспорт

- назовите воздушный пассажирский транспорт.

( Образование прилагательных от существительных)

Колесо из резины - …, кабина из железа -…,

Руль из пластмассы -…, сиденья из кожи - …,

Кузов из дерева - …, фургон из брезента -…,

Рельсы из железа - …, окно из стекла - … .

 

Мы тоже можем занять свои места.

(Дополни предложение)

Автобус из гаража (выезжает). Автобус вокруг гаража (объезжает). Автобус к мосту (подъезжает). Автобус с моста (съезжает). Автобус перекресток (переезжает). Автобус от остановки (отъезжает). Автобус в лес (въезжает)

Воспитатель: Вот мы и приехали в лес. Посмотрите как здесь красиво и тихо.Куда же нам идти?

(Появляется Баба Яга)

Баба Яга: Ага, касатики, прибыли! Что, хотите спасти «волшебные слова»? не отдам я вам их! Я их глубоко ветками засыпала. Вам их не найти!

Воспитатель: Здравствуй, Бабушка Яга! Ты нас не пугай – мы тебя не боимся! Отдавай наши «волшебные слова»!

Баба Яга: Еще чего? «Волшебные слова» - заработать надо. Выполните мое задание, тогда покажу куда надо идти.

Воспитатель: А ты не обманешь?

Баба Яга: Что ты, что ты! Я самая честная бабушка во всем этом лесу!

Воспитатель: Хорошо! Поверим тебе! Задавай свое задание!

Баба Яга: задание у меня сложное, заколдованное, никогда не справитесь! У меня есть слова-близнецы. Сделайте так, чтобы они отличались.

Хлопок – хлопок

Полки – полки

Стрелки – стрелки

Мука – мука

Кружки – кружки

Замок – замок

Атлас – атлас

Ирис – ирис

Воспитатель: Ребята, что нужно сделать, чтобы слово изменилось?

Дети: Чтобы слово изменилось, нужно поставить ударение.

Воспитатель: Правильно. Сначала мы поставим ударение в начальном слоге, а потом в конце слога.

(Дети ставят ударение в словах)

Воспитатель: Видишь, Баба Яга, мы выполнили твое задание! Показывай нам дорогу!

Баба Яга: Какие вы хитрые! Это легкое было задание! Я вам другое задание дам!

Воспитатель: Как тебе не стыдно, Баба Яга! Ты ведь обещала!

Баба Яга: Я дала обещание, я его и забрала!

Воспитатель: Ладно, давай свое задание. Мы с ребятами с ним справимся.

Баба Яга: У меня картинки есть. А что они означают я не знаю. Да и вы наверно не знаете, вы еще такие маленькие.

Воспитатель: Ну что, ребята, попробуем справиться с заданием?

Баба Яга, показывай свои картинки.

(Картинки с изображением строительных профессий)

- Каменщик, стекольщик, кровельщик, экскаваторщик, крановщик, электрик…

- Что обозначают эти картинки? ( эти картинки обозначают профессии)

- Где работают люди этих профессий? ( на стройке)

- Значит, какие это профессии? (Это строительные профессии.)

(Игра «Кто что делает?»)

Экскаваторщик – работает на экскаваторе и роет котлован под будущие здания.

Крановщик – работает на кране; поднимает и доставляет тяжелые части дома: кирпичи, панели, рамы.

Каменщик – кладет стены здания.

Кровельщик – кроет крышу здания.

Электрик – прокладывает электрическую проводку по квартирам.

Стекольщик – вставляет стекла.

Слесарь – устанавливает раковины, ванны, унитазы.

Штукатур – штукатурит стены.

Маляр – красит стены, рамы, потолок, пол, двери.

Воспитатель: Баба Яга, справились мы с заданием! Показывай дорогу.

Баба Яга: Что-то я устала. Утомили вы меня совсем. Забыла я где «волшебные слова» ветками засыпала. Отдохнуть мне нужно. Может тогда и вспомню!

Воспитатель: Ладно, Баба Яга, ребята тоже устали, давай с нами поиграй!

Игра: «Подарки»

Взявшись за руки, дети образуют круг, один ребенок в центре. Играющие идут по кругу и говорят: «Принесли мы всем подарки. Кто захочет, тот возьмет. Вот вам кукла с лентой яркой, конь, волчок и самолет». С окончанием слов останавливаются, стоящий в кругу называет, какой из перечисленных подарков он хочет получить. Если назовет коня, дети скачут, если куклу – пляшут, если волчок – кружатся.

Дети выполняют движения под следующие слова:

«Скачет конь наш чок, чок, чок.

Слышен топот быстрых ног»

Дети бегут по кругу друг за другом, поднимая высоко ноги, вытягивая руки вперед.

«Кукла, кукла, попляши, красной лентой помаши»

Дети пляшут на месте.

«Вот, как кружится волчок, прожужжал и на пол лег»

Дети кружатся на месте и присаживаются.

«Самолет летит, летит, летчик смелый в нем сидит»

Подняв руки в стороны, дети бегут друг за другом по кругу.

Воспитатель: Баба Яга, у тебя такой наряд интересный и обувь. Но одежда совсем не по сезону. Холодно тебе наверно?

Баба Яга: Ой, холодно бывает мне в лесу. А от этого мне хочется всякие пакости делать. А что значит одежда по сезону?

Воспитатель: Сейчас мы с ребятами тебе расскажем.

- Ребята, какая одежда бывает?

Зимняя, летняя, демисезонная.

- Когда мы одеваем зимнюю одежду? Назовите эту одежду.

- Когда мы одеваем летнюю одежду? Назовите эту одежду.

- Когда мы одеваем демисезонную одежду? Назовите эту одежду.

А еще какой бывает одежда? (Праздничная, домашняя, ночная, нижняя)

- Для чего нужна обувь? (Чтобы не замерзнуть; не поранить и не промочить ноги).

- Какую обувь мы носим зимой? (зимнюю)

- Какую обувь мы носим летом? (летнюю)

- А еще какая бывает обувь? ( праздничная, домашняя, спортивная)

- Чем отличается мужская и женская обувь от детской? (размером).

- как по-другому можно назвать маленькие ботинки? (ботиночки)

- А маленькие тапки? (тапочки).

- Маленькие сапоги? (сапожки)

- Сапоги из кожи. Какие сапоги? (кожаные)

- Сапоги из резины. Какие сапоги? (резиновые)  

Воспитатель: Вот, Баба Яга,  видишь сколько всего дети знают об одежде и обуви. Показывай дорогу. Нам «волшебные слова» очень нужны.

Баба Яга: Говорю вам, что я забыла дорогу. Я бабушка старенькая, склероз у меня.

Воспитатель: Ребята, что же нам теперь делать? Баба Яга не хочет нам помогать. Кажется я придумала, как нам Бабу Ягу расположить к себе.

Баба Яга: Ох, ох – напугали! Разжалобить меня хотят. Не буду я вам помогать! Без меня вы в лесу заблудитесь!

Воспитатель: Ребята, «волшебные слова» для того и волшебные, чтобы своим волшебством всем помогать. Давайте мы с вами вспомним слова, которые называют волшебными. (Спасибо, пожалуйста, здравствуйте)

Воспитатель: Баба Яга, пожалуйста помоги нам. Наши дети такие хорошие. Они столько сказок знают про тебя.

- Ребята, в каких сказках встречается Баба Яга?( в русских народных сказках: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Царевна лягушка», «Гуси лебеди», «Морозко», «Васелиса примудрая» и другие.

Во всех этих сказках Баба Яга не добрая, а злая. Ребята, давайте придумаем сказку про добрую Бабу Ягу.

Баба Яга: Ладно, раз вы такие умные и про меня такую сказку придумали отдам вам «волшебные слова». Только они все перепутались. Вы все равно ничего не сможете понять!

Дети складывают из букв слово: «терпение»

Воспитатель: Для того, чтобы многому научиться нужно терпение! До свидания, Баба Яга! Приходи к нам в детский сад, наши дети тебя многому научат!

Баба Яга: Вы мне так понравились! Я хочу подарить вам вот такие прописи, чтобы вы лучше подготовились к школе и чаще вспоминали обо мне!

Воспитатель:Раз, два – вот и кончилась игра! В детский сад, с ребятами, возвращаюсь я!    

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие к Королеве Музыки.

Каждое занятие в дошкольном учреждении должно быть интересным и увлекательным. Предлагаю занимательное сказочное  музыкальное занятие, целью которого является формирование познавательных интересо...

Путешествие к королеве "Матиматике"

Конспект занятий для старшей группы на тему: Путешествие к королеве "Матиматике"...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по речевому развитию «В гостях у королевы Азбуки»

Развивать представления о звуках, упражнять в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки, формировать навык осознанного чтения слов, развитие навыка составления слов из слогов, развивать навык...

В гостях у королевы Азбуки

Закрепления представления о звуках, упражнять в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки. Совершенствование навыка осознанного чтения слов, развитие навыка составления слов из слогов. Развит...

Родительское собрание в нетрадиционной форме "В гости к королеве Азбуки" для детей 6-7 лет

Нетрадиционное родительское собрание  для детей 6-7 лет направлено на укрепление взаимопонимания родитетелей и детей,  развитие фонематического слуха, зрительной, слуховой памяти  детей...

Плывем к Королеве - Азбуке

Сценарий выпускного в ДОУ для детей подготовительной группы с привлечением детей старшей группы. Материал адресован музыкальным руководителям ДОУ....

Конспект открытого занятия «В гостях у королевы Азбуки».

Учить образовывать прилагательные от существительных. Показать знания детей в правильной постановке ударения в словах близнецах. Упражнять согласование глаголов  с существительными в роде, числе,...