"В свободную минутку"
консультация по развитию речи (старшая группа) по теме

Шипунова Римма Раисовна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Если ребенок заикается

Заикание – такое нарушение плавности речи, когда запинки, повторение и растяжение слогов и звуков сопровождается мышечным напряжением – судорогой произносительного аппарата. Говорящий с трудом передает сообщение, а собеседник испытывает напряжение, слушая его речь. Попытка преодолеть запинки обычно усиливает заикание.

Большинство современных исследователей сходятся во мнении что заикание – внешнее проявление невротических, эмоциональных, речевых нарушений.

Возникает заикание в возрасте от 2 до 5 лет. Это период становления фразовой речи, во время которого запинки отмечаются у большинства детей. Они называются физиологическими. Это нормальный процесс становления речи. Когда ребенок научится лучше выражать свои мысли, запинки будут реже. Если же они становятся настолько частыми, что затрудняют общение, появляется основание для беспокойства. Не думайте, что такие запинки пройдут сами по себе, тем боле, если заметно, как ребенок пытается скрыть их. Не откладывайте визит к логопеду и психиатру.

Заиканием страдает примерно 3% детей. Его распространенность зависит от такой особенности языка, как темп речи. Заикание у мальчиков отмечается в 3-4 раза чаще.

Вероятность возникновения увеличивается: если заикается кто-то из родных, у аллергиков, при частых респираторных заболеваниях, при нарушениях внимания.

Заикание может возникнуть остро, внезапно вследствие психической травмы – испуга, конфликта, неожиданного изменения образа жизни (начало посещения д/с, рождение младшего ребенка, переезд…) состояние речи заикающегося может меняться. Временами ребенок говорит хорошо, и вдруг наступает ухудшение. Даже, когда лечение успешно, бывают периоды ухудшения. Важно, чтобы они наступали реже и не были такими сильными, как предыдущие.

Меры, принимаемые для восстановления нарушенной плавности речи, определяются тем, когда возникло заикание. Если заикание отмечается не более двух месяцев, оно считается инициальным (начальным), если более  - закрепившимся.

Рекомендации при возникшем инициальном заикании

  • устранить ситуацию, травмирующую психику ребенка
  • свести до минимума общение с окружающими людьми.
  • По возможности сменить обстановку: переезд на дачу, к бабушке…
  • Исключите посещение зрелищных мероприятий, гостей, просмотр телевизора.
  • Соблюдение режима дня.
  • Старайтесь говорить медленно, короткими предложениями, без лишних эмоций.
  • Полезно рисование, пение, движения под музыку, игры с водой, песком.
  • Как можно раньше показать ребенка врачу – психиатру.

Чем раньше будет подобрано необходимое лечение, тем благоприятнее прогноз.



Предварительный просмотр:

Умение ребенка узнавать графический образ буквы – одно из важнейших умений, готовящих его к чтению. Предложенные игры и упражнения помогут вашим детям научиться различать буквы – целые, по какой-то части, в сочетании с другими буквами. Эти игры очень важны для развития навыка чтения.

Буквы можно выкладывать на столе, на полу, на земле из спичек, веревочек, палочек,      камешков. Таким «рукотворным» буквам можно придумывать соответственные названия: «каменные буквы», «веревочные буквы» …

  1.  Играющие выбирают водящего. Водящий выкладывает на полу букву из толстых длинных веревок. Это лабиринт. Остальные по сигналу пытаются пройти лабиринт и не соскользнуть с веревок. Игру можно усложнить, пройдя лабиринт с закрытыми глазами. Выиграет тот, кто не соскользнет с веревки и правильно назовет букву.

  1. Водящий рисует часть буквы и спрашивает остальных, какую букву он задумал. Тот, кто догадался, дорисовывает букву.

Один игрок поворачивается спиной к другому, и то пальцем «рисует» у него на спине буквенный знак, который нужно угадать. Если буква угадана, верно, игроки меняются местами.

  1. Водящий кладет перед играющими буквы вверх ногами. Нужно угадать, что это за буква. Игру можно усложнить, если одновременно предъявляемых букв будет несколько. И самый сложный уровень – прочитать выложенное вверх ногами слово.

Ребенку предлагается карточка с зеркально написанными буквами. Узнать их можно, только глядя в зеркало. Игру можно усложнить, если на карточке зеркальными буквами будет написано слово.



Предварительный просмотр:

О семейных причинах детских неврозов

]


            Все мы воспитываем своих детей так, как можем, и, к сожалению, не всегда все делаем правильно. Или по незнанию, или вследствие ошибочных взглядов на воспитание, или из-за того, что по другому просто не можем, мы часто сами являемся причиной формирования в детях тех или иных нежелательных черт. И в том, что у детей развиваются неврозы, нередко виноваты мы сами.
А.И. Захаров в своей книге «Неврозы у детей и психотерапия» описывает особенности воспитания детей, характерные для родителей невротичных детей. Рассмотрим их все подробнее.
          1.
Несоответствие. Имеется в виду несоответствие требований родителей психофизиологическим, психологическим, возрастным и половым возможностям и потребностям детей. На практике это проявляется в стремлении родителей к излишне строгой дисциплине, запретам и ограничениям. Например, родители строго наказывают 3-летнего ребенка за то, что не убирает за собой постель.
          2.
Неприятие. Когда родители эмоционально не принимают ребенка таким, какой он есть, это их неприятие выражается в постоянном раздражении, вечном недовольстве всем, что делает ребенок, в частых порицаниях, угрозах, наказаниях, в отсутствии так необходимой любому ребенку ласке и нежности. Например, подвижный и активный ребенок вызывает раздражение у его тихой и медлительной мамы.
         3.
Неравномерность. Под этим понимается неравномерный характер воспитания в различные периоды жизни ребенка. В этом случае нередко недостаток заботы матери о ребенке в первые годы его жизни (из-за невозможности оставить работу или учебу или по другим причинам) сменяется гиперопекой с ее стороны, когда ребенок становится старше и уже тяготится ее излишним вниманием.
         4.
Несогласованность. Если отец и мать имеют разные взгляды на воспитание ребенка и стараются эти взгляды воплощать в жизнь (один из них считает, что ребенка надо воспитывать в строгости, а второй – что его надо баловать), то ребенок от этой несогласованности страдает значительно. То же самое бывает, если родители по особенностям своего характера и темперамента разные люди. Например, отец – суровый, жесткий человек, а мать – нежная, мягкая женщина, или отец – медлительный флегматик, а мать – стремительный холерик, и оба они требуют от ребенка, чтобы он был похож на них. Понятно, что ребенку в такой ситуации чрезвычайно трудно быть самим собой.
          5.
Непоследовательность. В этом случае речь идет о непоследовательности и противоречивости воспитательных воздействий и требований к ребенку со стороны одного родителя. Например, когда у мамы хорошее настроение, она не «замечает», что ребенок раскидал свои вещи по всей квартире, зато, когда у нее плохое настроение, то ребенку достается по всей программе за каждую положенную им не на место игрушку.
          6.
Неустойчивость. О ней свидетельствуют общая эмоциональная неровность, повышенный голос, крик, нервозность в отношении родителя к ребенку. Причиной чаще всего лежит в самой маме, в ее неудовлетворенности своей жизнью, супружескими отношениями и др., а страдает ни в чем не виноватый ребенок.
           7.
Тревожность. Есть родители, которые постоянно беспокоятся о своем ребенке, тревожатся за него, боятся, как бы с ним чего не случилось, стараются уберечь его от всех возможных неприятностей. Представьте себе, каково ребенку существовать в такой атмосфере. Так что, дорогие родители, если вы не хотите, чтобы ваши дети стали невротиками, старайтесь по возможности не допускать таких к ним отношений, а поступайте с точностью наоборот.



Предварительный просмотр:

              Очень часто от родителей можно слышать: «Он не хочет разговаривать». Помимо занятий со специалистом – логопедом сами родители могут очень помочь своему ребенку.

                Начинать учить малыша нужно с произнесения звуков, простых слов. Если эти навыки усвоены, переходим к более сложным упражнениям. Занятия с ребенком предпочтительно проводить в игровой форме.

                 Побольше читайте и рассказывайте ребенку сказки, загадки, пойте песенки. То, что ему по силам  пусть пытается запомнить и рассказать или спеть. Не торопите малыша и не сердитесь, если что-то не будет получаться сразу.

Заведите тетрадку, в которой ребенок будет сначала с вашей помощью, а затем самостоятельно вклеивать картинки из журналов и старых книг. Картинки подбираются по темам:

«Кто что делает?»,

 «Кто это?»,

«Что это?»,

«Кто маленький, а кто большой?- детеныши»,

«Чьи лапы, хвосты?»…

Темы подбираются произвольно.

          Во время прогулок  в словесных играх задавайте вопросы:

Чем колют дрова?

Копают землю?

Шью одежду?

«Закончи предложение»

столы делают из…

шубы шьют из…

коньки делают из…



Предварительный просмотр:

         

         Ребенок не говорит. Ребенок говорит плохо. В каждой семье по разному тому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам.

И очень ошибаются. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка. Однако, если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук; затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга.

Регулярные занятия улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют эмоциональное напряжение. Особенно важны такие занятия для детей с нарушением речи.

Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно, предлагая ребенку упражнения, соответствующие его возрасту и возможностям. На примере простых упражнений на развитие общей моторики - движений рук, ног, туловища - можно научить его выслушивать задания, а потом выполнять их.

Упражнения по развитию общей моторики.

Начните с простых инструкций:

•        Пройди прямо от стола к двери. Обойди вокруг стола (стула). Встать па
скамеечку и т.п.

Вот примерные задания:

  • Пройди по комнате (по кругу), а я буду хлопать в ладоши - помогать тебе
    (ребенок должен шагать в заданном ритме).
  • Выполняй мои команды:

Руки вперед, в стороны, вверх, вниз.   Левую руку - влево, правую - на голову. Правую ногу вперед, левую - приставить.



Предварительный просмотр:

Речевые логические задачи

 для детей 5 – 6  лет.

Разноцветные кораблики.

Пришла я на реку. Сколько разноцветных корабликов сегодня на реке: желтые, красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик, спуститься на воду и тот час поплывет. Много еще прилетит их сегодня, и завтра, и послезавтра. А потом кораблики больше не будут прилетать и река замерзнет. Расскажите, что это за кораблики и в какое время года они появляются?

Для кого Виталик оставил рябинку?

Виталик с мамой гуляли в лесу. Виталик увидел куст рябины, усыпанный ягодами, и позвал маму. Вместе они набрали корзину ягод. «Мама, а зачем ты на ветках оставила ягоды? Если все собрать, будет полная корзина?

«Не надо собирать в лесу все ягоды и грибы, надо оставлять немного», - сказала мама и объяснила почему. О чем мама рассказала сыну?

Что ищет медведь?

Посмотрите на косолапого! Едва ворочается. На рыбе да на ягодах отъелся, а сейчас по лесу бродит, зверей пугает и что-то ищет, ищет... Что ищет медведь?

Что за зверек?

Этого зверька не поймешь. То спит, то бегает. Проснется, потянется, пощелкает орешков, полакомиться сушеными ягодками – и снова в клубочек свернется. Темно, тепло. И нет для него разницы – день или ночь. Что за зверек такой?

Вот что-то белое на полянку выкатилось: уши длинные, глаза раскосые, в стороны смотрят. Скок-поскок и с глаз долой под кусток. Ишь как вздрогнул! Не бойся – это от мороза ветка  треснула. Нет убегает… да еще и следы путает! Кто такой?

Почему убегают оленята?

Когда снег начал таять, у оленихи появились маленькие оленята. Оказывается, сначала они совсем слабенькие, бессильные и все время дрожат. Особенно тревожно видеть, как у них дрожат ноги, кажется, вот-вот сломаются, и малыши упадут на снег.

Когда оленята были маленькие, они давали себя погладить по лбу. А теперь только подойдешь к ним – убегают. Почему убегают оленята?



Предварительный просмотр:

Речевые логические задачи

Для детей 6 - 7 лет.

Какой месяц на дворе?

Быстро ушло северное лето. Нахмурилось небо, и вдруг вместо ожидаемого дождичка закружились крупные снежинки. Приутих посеревший лес. Последние листочки трепещут от порывов сильного ветра. Не поддается только упрямая ольха, не хочет желтеть. Какой месяц на дворе?

О чем рассказал медведь?

Каждый по-своему готовиться к зиме. Прыгает непоседа белка. Собирает орехи, рассовывает их по дуплам, по древесным щелкам, а если найдет на земле грибок, сорвет его и повесит сушиться на дерево – зимой пригодиться. Целый день работает белка и весь день посматривает на соседа медведя, который к осени стал ленивым, неповоротливым. «Что ты, медведь, совсем разленился? – спрашивает белка. – Почему к зиме не готовишься, еду не запасаешь? Зимой есть нечего будет». Рассмеялся медведь и что-то тихо сказал белке, так тихо, что она и не расслышала. Что сказал медведь белке?

Где ночуют птицы?

Многие думают, что гнездо служит птице жилищем. Но когда кто-то говорит, что маленькая или большая птица укрылась от непогоды в своем гнезде, знайте, что это неверно. После выведения птенцов самка покидает гнездо и больше не возвращается в него. Птицы не имеют дома. Где же ночуют птицы?

Кто он, этот человек?

Шел по тайге человек. Набрел на ручей. Присел около него, внимательно разглядывает воду, на вкус ее пробует. Очень заинтересовало: почему это у воды такой рыжий цвет?

Мы с тобой пройдем – ну ручей и ручей, что в нем особенного? А этому человеку ручей о многом расскажет. Если вода в нем серая – значит, тут плодородная земля, чернозем. Если вода желтая – то внизу глина. А вот если рыжая , ржавая – то под землей могут быть залежи железа. Кто он, этот человек?

Используйте данные игры и упражнения не все сразу, а по одной две игре в день. Чтобы они не надоели ребенку. Если вы будете играть вместе, то он быстрее усвоит материал. Не забывайте отмечать красным карандашом те задания, в которых ребенок испытывал трудности, и опишите кратко, в чем они состоят. Спасибо за сотрудничество. С уважением Екатерина Владимировна.



Предварительный просмотр:

                  Стадии развития речи ребёнка.

 

       

         Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка. Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определённой зрелости; были бы развиты слух, зрение, осязание, обоняние; развиты психические процессы: внимание, память, мышление; физическое состояние было бы хорошим.

 

 

         

          Развитие речи ребёнка начинается с трёх месяцев, с периода гуления. Это период активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно происходит процесс развития понимания речи. Сначала ребёнок начинает различать интонацию, а затем слова, обозначающие предметы и действия. При этом звуки усваиваются не изолированно, сами по себе, а в процессе постепенного овладения навыками произношения отдельных слов. На ранних этапах речевого развития слова произносятся ребёнком очень искажённо. Правильным произношением ребёнок овладевает очень постепенно.

 

 

         

         В первые годы жизни из-за несовершенства речевых органов ребёнок может произносить лишь самые простые по артикуляции звуки. К 9-10 месяцам ребёнок произносит отдельные звуки (это: гласные А, О, Э и согласные П, Б, М) и слова, состоящие из одинаковых слогов (из этих звуков и состоят первые слова: МАМА, ПАПА, БАБА). К году словарь возрастает до 10-15 слов (кис, му, бе и др.).

 

 

           

        Несколько позже усваиваются и другие (тоже простые по артикуляции) звуки: гласные И, Ы, У и согласные Ф, В, Т, Д, Н, К, Х, Й. Более же сложные по артикуляции согласные звуки (свистящие С, З, Ц, шипящие Ш, Ж, Щ, Ч, соноры Л, Р) до 3-5 лет или полностью отсутствуют в речи ребёнка или заменяются на более простые для произношения звуки. Это называется возрастным косноязычием, и бывает свойственно в определённом возрасте всем детям.

 

 

           

        Постепенно развивается пассивный и активный словарный запас. К 2 годам активный словарь насчитывает 250-300 слов. В то же время формируется и фразовая речь. Сначала это простые фразы из двух-трёх слов, постепенно к 3 годам фразовая речь усложняется. Активный словарь достигает 800-1000 слов. Речь уже становится полноценным средством общения. К 5 годам словарь увеличивается до 2500-3000 слов. Фраза усложняется. К 6 годам ребёнок овладевает грамматически правильной речью.

 

 

           Каждый артикуляторно-сложный звук усваивается ребёнком в несколько этапов. Например, ребёнок не сразу овладевает произношением звука Ш, а сначала заменяет его на ТЬ, на СЬ и на С. Поэтому, к примеру, слово ШУБА звучит сначала как ТЮБА, СЮБА, СУБА и уже потом ШУБА.

 

 

        Вот самые распространённые звуки-заменители для сложных по произношению согласных:

 

 

Л -- Й, ЛЬ, Л (йампа -- лямпа -- лампа)

 

 

Р -- Й, ЛЬ, Л, Р (йиба -- либа -- лыба -- рыба)

 

 

С -- ТЬ, СЬ, С (тянки - сянки -- санки)

 

 

Ш -- ТЬ, СЬ, С, Ш (тюба -- сюба -- суба -- шуба)

 

 

Ц -- ТЬ, СЬ, Ц (тяпля -- сяпля -- цапля)

 

 

       

       Но даже и после овладения правильным произношением звука ребёнок неустойчиво использует его в речи некоторое время. Новый звук используется в речи чаще, чем следует. Например, научившись говорить Ш, ребёнок начинает употреблять его и вместо С (сумка - шумка). Но по мере созревания речевого аппарата ребёнка совершенствуется и его произношение, всё более приближаясь к норме. И ещё ребёнок начинает различать звуки на слух, например: С-Ш; З-Ж; Ч-С, Ш-Щ, С-Т, Ш-Ч и так далее.

 

 

         

       Необходимым условием для исчезновения возрастного косноязычия является правильная, чёткая, неторопливая речь окружающих ребёнка взрослых. Это - образец для подражания. Иначе процесс овладения речью у ребёнка затрудняется, и появляются искажённые звуки. С этой же точки зрения вредно пребывание ребёнка среди неправильно говорящих сверстников. И совсем недопустимо сюсюканье взрослых с ребёнком. Здесь ребёнок лишается и стимула для улучшения своего произношения (ведь взрослым нравится его речь!)

 

 

       Вот примерные сроки окончательного усвоения детьми звуков речи:

 

1 -- 2 года: А, О, Э, П, Б, М

2 -- 3 года: И, Ы, У, Ф, В, Т, Д, К, Г, Х, Н, Й

3 -- 5 лет: С, З, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч

4 -- 6 лет: Л, Р

 

         

       Итак, не позднее, чем к пяти-шести годам ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. А также иметь достаточный активный словарь и овладеть грамматически правильной речью.



Предварительный просмотр:

Учить писать дошкольника?

- Категорически нет!

В дошкольном возрасте нельзя учить ребенка каким бы то ни было курсивным элементам письма, тем более безотрывному письму.  Это физиологически, психологически неадекватный, нецелесообразный, нарушающий формирование навыка компонент деятельности.

Он может привести к нарушению психофизиологической структуры письма. Обучение безотрывному письму требует от ребенка выполнения нецелесообразных движений. Это, в свою очередь ведет к задержкам дыхания и искусственно вызывает у ребенка гипоксию. Вообще письмо на начальных этапах не может быть безотрывным. Связным – да. Но не безотрывным.

Формирование навыка письма – сложнейший и длительный биологический процесс. Функционально ребенок к этому сложнейшему виду деятельности не готов. Не готовы механизмы произвольной деятельности, которые лежат в основе письма. Еще не сформированы мелкие мышцы кисти, не готовы механизмы нервно-мышечной регуляции.

Обучение письму процесс длительный. Ему должен предшествовать длительный предактивный период подготовки.

Прежде чем перейти к курсивному письму, ребенок должен научиться писать ровную линию, прямую линию, наклонную линию, овалы. Он должен научиться работать в строке. Должен научиться дифференцировать элементы печатных букв.

Гораздо в большей степени, чем прописывание графических элементов, к письму готовит развитие таких навыков, как зрительно-пространственный анализ, зрительно-моторные координации. С точки зрения формирования письма умение скопировать элемент для ребенка пяти-шести лет гораздо важнее, чем умение писать курсивные буквы.

Кинестетический контроль включается в работу к девяти годам. А до этого ребенок в письме опирается только на зрительный контроль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В свободную минутку

для родителей...

Игры в свободную минутку.

шрагалка для родителей " Речевые игры"...

Свободная практика детской деятельности (свободные игры) «Путешествие на остров Игромир»

- совершенствовать нравственно-волевые качества и творческие способности   детей, умение рассуждать, делать выводы-  развивать речь, внимание, смекалку, воображение, мелкую моторику- во...

Игры в свободную минутку

При выборе игр для младших дошкольников нужно учитывать степень физической нагрузки. Следует чередовать подвижные игры с малоподвижными, чтобы дети не переутомлялись. Желательно, чтобы взрослый сначал...

Мастер-класс для родителей «Свободные минутки для здоровьесберегающих игр с детьми»

Вырастить здорового ребёнка — это самая главная задача родителей и сотрудников детского сада. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя,...

консультация для родителей "Свободные минутки для здоровья детей"

как использовать свободные минутки для здоровья детей...