методическая разработка Коррекция звукопроизношения с использованием речевой фитболгимнастики у детей 5-7 лет
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

шаповалова ольга борисовна

Коррекция звукопроизношения у детей 6-ти лет с использованием речевой фитболгимнастики.

В соответствии с Федеральным законом « Об образовании в Российской Федерации» здоровье детей отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

В последнее десятилетие остро обозначилась такая проблема дошкольного детства, как увеличение количества детей с особыми образовательными потребностями, требующая от нас, специалистов-практиков, поиска путей ее разрешения. Для оказания качественных услуг, предоставляемых родителям, требуется иной подход к содержанию коррекционной работы в условиях логопункта.

Реализация принципа интеграции образовательных областей—обязательное условие при выполнении основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с действующими требованиями (ФГТ, Приказ от 23.11.2009 № 665). Для  преодоления нарушения речи детей необходима интеграция таких образовательных областей, как «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», обеспечивающих всестороннее развитие психических и физиологических качеств.

Мы не будем оригинальными, если скажем, что двигательная активность является мощным биологическим стимулятором психических функций, одной из которых является речь.

Л.С. Цветкова отмечает, что дети с нарушением речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Отрицательно сказывается на здоровье долгое пребывание детей в сидячем положении. По этому необходимо уделять серьезное внимание физической культуре, закрепляя с помощью подвижных упражнений различной сложности моторные навыки, повышая речевую активность, развивая подражательность, формируя игровые навыки, совершенствуя просодические компоненты речи.

Потребность в такого вида работе чрезвычайно велика, чем и определяется актуальность нашей разработки. Активно воздействуя на ребенка специфическими   средствами физического развития, которым являются речевые упражнения с применением фитболов,  логопед направляет свою работу на формирование и развитие речевых и двигательных навыков.  Это позволяет сделать занятие более интересным и динамичным. Дети меньше утомляются, смена видов деятельности помогает усвоению материала, обогащает впечатлениями.

Основная цель работы  – сформировать полноценную фонетическую базу дошкольника, развить фонематическое восприятие, автоматизировать слухо – произносительные умения и навыки  посредством речевых упражнений с фитболами.  На протяжении четырех лет, занимаясь с дошкольниками, имеющими нарушения речи, мы обратили внимание, что уникальное сочетание физических упражнений на фитболах с включением речевого материала в ритм движений развивает не только координацию движений, осанку, выносливость, но и позволяет значительно сократить сроки автоматизации и дифференциации корректируемых звуков в речи детей. Немаловажным является эмоциональный подъем, чувство радости и удовлетворения от занятий.

  Данная система упражнений направлена на формирование следующих основных линий речевой деятельности:

 - развитие артикуляционного и голосового аппарата (дыхательная и звуковая гимнастика);

- автоматизация корректируемых звуков;

- обогащение и активизация лексического словаря в процессе нормализации звуковой стороны речи;

-  формирование звукослоговой структуры слов различной сложности, состоящих из правильно произносимых звуков;

-  развитие умения пользоваться интонационными средствами выразительности речи;

- развитие  и совершенствование мелкой и крупной моторики;

- профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата и плоскостопия.

 В данную работу включены прогрессивные научные знания и наиболее ценный опыт практической деятельности в логопедии Г.А. Каше, Т.Б. Фомичевой, А.А. Потапчук, Т.С. Овчинниковой.

  Содержание работы включает знания и умения, не содержащиеся в базовых коррекционных программах .

 Содержание интегрированной деятельности направлено на:

- создание специальных условий для успешной коррекции звукопроизношения;

- развитие мотивации ребенка к занятию;

- обеспечение эмоционального благополучия.

Требования к  содержанию коррекционно-развивающей деятельности:

  • изменение формы занятий (занятия с использованием нестандартного физкультурного оборудования – фитболов);
  • включение специальных коррекционных упражнений по развитию речи и других высших психических функций (памяти, внимания);
  • чередование  работы различных анализаторов (слухового, зрительного, тактильного) или одновременное их включение;
  • включение динамических   упражнений;
  • повышение мотивации к занятиям (использование игрового компонента);
  • средства коррекции речи и развития физической активности подбираются в соответствии с дидактическими принципами, направлены на развитие фонематического слуха, слухового внимания, вербальной памяти, артикуляционной и общей моторики;
  • материал максимально вербализирован.

Отслеживание результатов с помощью сопоставления темпов коррекции при использовании данной методики с традиционной показывает, что в случае исправления изолированного фонетического дефекта, дефекта двух схожих по звукоизвлечению звуков [р]- [л]; [ш], [с] - [з] и т.д., срок их коррекции уменьшается на 2-3 месяца.

 Итак, предлагаемая форма коррекционно-образовательной деятельности способствует:

 

  • - уменьшению сроков коррекции звукопроизношения;
  • - комплексно корректирует нарушения развития.
  • - сохранению здоровья ребенка;

Материал, содержащийся в данном пособии, имеет многофункциональный характер и может быть использован педагогами в качестве физкультминуток на статических занятиях, как часть подвижного занятия (физкультурного, музыкального), а так же может быть основой коррекционно – развивающих игр для детей с проблемами в психофизическом развитии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 370 « Ладушки»

Красноармейского РУО г. Волгограда.

Методическая разработка по теме:

          КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ШЕСТИ ЛЕТ

В СИСТЕМЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

( НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ КРУЖКА С ФИТБОЛАМИ)

Разработчики: учитель - логопед

высшей квалификационной категории

Шаповалова Ольга Борисовна,

инструктор  по физической культуре

высшей квалификационной категории

Гуськова Наталья Владимировна.

Волгоград, 2009.

I. ИНФОРМАЦИОННО – СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ.

  1. ТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ:

Коррекция звукопроизношения у детей шести лет в системе физкультурно-оздоровительной работы (на примере работы кружка с фитболами).

  1. АВТОРЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ:

Шаповалова Ольга Борисовна

Гуськова Наталья Владимировна

  1. ДОЛЖНОСТЬ :   учитель-логопед

инструктор по физической культуре

  1. МЕСТО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ:

400112, г. Волгоград

Красноармейский район,

Бульвар Энгельса, 7

МОУ детский сад № 370 «Ладушки»

телефон 69 – 58 – 84

  1. НОВИЗНА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ:  эвристическая.

  1. ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ:  с 2005 года.

  1. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРЕДСТАВЛЕНА НАСТОЯЩИМ ОПИСАНИЕМ И ПРИЛОЖЕНИЯМИ.

                        

СОДЕРЖАНИЕ.

  1. Информационно – справочные сведения.

  1. Технологические сведения о методической разработке:

  1. Актуальность
  2. цель,
  3. задачи.

  1. Теоретико-практические основы методической разработки.

  1. Результативность.

  1. Перспективы использования методической разработки в массовой практике.

  1. Приложения:

  1. вводная часть занятия;
  2. фонетическая дыхательная гимнастика;
  3. таблица распределения речевого материала и упражнений с фитболами для основной части занятия;
  4. подвижные игры для заключительной части занятия;
  5. конспекты занятий.

II. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОПЫТЕ.

1. Актуальность.

Анализ реальной ситуации, сложившейся настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии неуклонно растет.

Научные исследования и практический опыт доказали, что устранять речевые дефекты необходимо в дошкольном возрасте, т.к. именно в это время нервно – психический статус обладает наибольшей пластичностью. Если своевременно не решить эту проблему, то нарушаются условия дальнейшего полноценного развития ребенка.

Ведущая роль в коррекции речи отводится учителю – логопеду. Но никакая самая тщательная работа не исключает необходимости занятий других специалистов с детьми, имеющих нарушения речи. Без закрепления материала не будет эффективности в работе, значительно удлиняется период коррекционного обучения.

Мы не будем оригинальными, если скажем, что двигательная активность является мощным биологическим стимулятором психических функций, одной из которых является речь.

Л.С. Цветкова отмечает, что дети с нарушением речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Отрицательно сказывается на здоровье долгое пребывание детей в сидячем положении. По этому необходимо уделять серьезное внимание физической культуре, закрепляя с помощью подвижных упражнений различной сложности моторные навыки, повышая речевую активность, развивая подражательность, формируя игровые навыки, совершенствуя просодические компоненты речи.

Потребность в такого вида работе чрезвычайно велика, чем и определяется актуальность нашей разработки, построенной на тесной взаимосвязи специалистов, занимающихся коррекцией развития речи детей.

    Необходимость такой интеграции в работе учителя – логопеда и инструктора по физической культуре вызвана особенностями детей с нарушениями речи. Активно воздействуя на ребенка специфическими для каждой дисциплины средствами, педагоги строят свою работу не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого.

Единый комплекс совместный коррекционно – педагогической работы, намеченный специалистами, направлен на формирование и развитие двигательных и речевых средств.

Содержание занятий, организация и методические приемы определятся целями коррекционного обучения с учетом конкретных представлений и речевого опыта, накопленных детьми в процессе работы логопеда по разделам коррекционной программы.

2. Цель.

Основная цель работы  – сформировать полноценную фонетическую базу дошкольника, развить фонематическое восприятие, автоматизировать слухо – произносительные умения и навыки в системе (процессе)  физкультурно-оздоровительной работы, в данном случае кружковой работы с ортопедическими мячами (фитболами).

     На протяжении четырех лет, занимаясь с дошкольниками, имеющими нарушения речи, мы обратили внимание, что уникальное сочетание физических упражнений на фитболах с включением речевого материала в ритм движений развивает не только координацию движений, осанку, выносливость, но и позволяет значительно сократить сроки автоматизации и дифференциации корректируемых звуков в речи детей. Немаловажным является эмоциональный подъем, чувство радости и удовлетворения от занятий.

3. Задачи.

Данная технология направлена на формирование следующих основных линий речевой деятельности:

 - развитие артикуляционного и голосового аппарата (дыхательная и звуковая гимнастика);

- автоматизация корректируемых звуков;

- обогащение и активизация лексического словаря в процессе нормализации звуковой стороны речи;

-  формирование звукослоговой структуры слов различной сложности, состоящих из правильно произносимых звуков;

-  развитие умения пользоваться интонационными средствами выразительности речи;

- развитие  и совершенствование мелкой и крупной моторики;

- профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата и плоскостопия.

III. ТЕОРЕТИКО – ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ.

Логопедическая работа, предусмотренная в работе кружка, строится на основе теоретических положений о роли полноценных фонетических процессов в развитии речи Н.И. Жинкина, Р.Е. Левина, А.А. Леонтьева и др.

В данную работу включены прогрессивные научные знания и наиболее ценный опыт практической деятельности в логопедии Г.А. Каше, Т.Б. Фомичевой, доктор медицинских наук А.А. Потапчук, кандидата педагогических наук Т.С. Овчинниковой.

  Содержание занятий  кружка  включает знания и умения, не содержащиеся в базовых коррекционных программах, обладает достаточной для проведения контроля конкретностью определения результатов.

Материал кружковой работы распределен во времени с учетом его достаточности для получения запланированных результатов.

 В занятиях определена такая последовательность коррекции, которая соответствует планированию основной работы учителя – логопеда и соответствует общепринятым представлением о взаимосвязи физического, психического и умственного развития ребенка в «Программе  обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи детей» (в подготовительной к школе группе) Г.А Каше, Т.Б. Филичевой.

Интегрированный курс проводится на базе помещений МДОУ и соответствует целям и задачам образовательного учреждения (приоритетное направление в работе детского сада – физкультурно-оздоровительное).

Содержание интегрированного курса направлено на:

  • создание специальных условий для успешной коррекции звукопроизношения;
  • развитие мотивации ребенка к занятию;
  • обеспечение эмоционального благополучия.

Занятия кружка разработаны для дошкольников 6 лет с недоразвитием фонетического строя речи.

Продолжительность реализации 1 учебный год. Три блока соответствуют трем периодам обучения детей в подготовительной логопедической группе детского сада.

Занятия проводятся в вечерний отрезок времени, 1 раз в неделю по 30 минут каждое.

Форма одежды: спортивная, нескользкая обувь.

Оборудование: коврик 1,5x1,5 метра (индивидуально на каждого ребенка), фитболы.

Возможно музыкальное сопровождение.

Требования к форме и содержанию занятий кружка:

  • изменение формы занятий (занятия с использованием нестандартного физкультурного оборудования – фитболов);
  • включение специальных коррекционных упражнений по развитию речи и других высших психических функций (памяти, внимания);
  • чередование  работы различных анализаторов (слухового, зрительного, тактильного) или одновременное их включение;
  • использование заданий в порядке нарастающей сложности и заданий, требующих самостоятельного выполнения;
  • включение динамических и релаксационных упражнений;
  • обеспечение личностно – ориентированного подхода;
  • повышение мотивации к занятиям (использование игрового компонента);
  • воспитание нравственно – этических чувств (инициатива, дисциплина, чувство товарищества);
  • средства коррекции речи и развития физической активности подбираются в соответствии с дидактическими принципами, направлены на развитие фонематического слуха, слухового внимания, вербальной памяти, артикуляционной и общей моторики;
  • материал максимально вербализирован.

Разработанная и применяемая технология является здоровьесберегающей.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ КРУЖКА.

Занятия проводятся один раз в неделю.

Общая длительность занятия 25 – 30 минут.

Занятие состоит из трех частей:

I    –  вводная (длительность 5 -7 минут).

II   –  основная (13 – 15 минут).

III  –  заключительная (длительность 5 минут).

 Вводная часть включает:

  • Фонематическую дыхательную гимнастику.
  • Различные виды ходьбы.
  • Легкий разминочный бег.

Основная часть состоит из комплекса упражнений с фитболом (мячом).

Предлагаемее упражнения должны быть ранее освоены детьми на занятиях по физической культуре. Упражнения выполняются из различных исходных положений.

Каждое упражнение сопровождается речевым материалом, направленным на коррекцию звукопроизношения. Речевой материал подобран таким образом, чтобы исключить деффектнопроизносимые звуки.

Комплекс состоит из 10 – 12 упражнений с фитболом из разных исходных положений, для различных групп мышц.

Упражнения проводятся в медленном и умеренном темпе.

Педагог должен обращать внимание на координацию речи ребенка и элементов движений в сочетании с ритмичной вибрацией мяча.

Упражнения даются в последовательности, соответствующей работе логопеда по постановке звуков.

В заключительной части занятия проводится подвижная игра.

IV. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА.

Предлагаемый интегрированный курс занятий является эффективным, т.к. прогнозирует особенности подгрупповых занятий и получаемые в ходе их эффекты, описанные в коррекционной педагогике и психологии. Развитие коммуникативных навыков и навыков общения в новой среде позволяет устранить и нарушение психики, которые сопутствуют речевым нарушениям. Таким образом, происходит комплексная коррекция нарушений индивидуального развития ребенка.

Отслеживание результатов с помощью сопоставления темпов коррекции при использовании данной методики с традиционной показывает, что в случае исправления изолированного фонетического дефекта, дефекта двух схожих по звукоизвлечению звуков [р]- [л]; [ш], [с] - [з] и т.д., срок их коррекции уменьшается в 1,5 – 2 раза. Особенно это отмечается, если речевое нарушение не сопровождается нарушением развития, натальными травмами. Способ проверки результата – диагностика, контрольный срез.

   Итак, предлагаемая форма занятий способствует:

  • - уменьшению сроков коррекции звукопроизношения;
  • - комплексно корректирует нарушения развития.
  • - сохранению здоровья ребенка;

V. ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПЫТА В МАССОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ.

Материал, содержащийся в данном пособии, имеет многофункциональный характер и может быть использован педагогами в качестве физкультминуток на статических занятиях, как часть подвижного занятия (физкультурного, музыкального), а так же может быть основой коррекционно – развивающих игр для детей с проблемами в психофизическом развитии.

                                                                                                        Приложение 1.  

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЙ.

Занятие № 1 – 5

Фонетическая дыхательная гимнастика.

Обычная ходьба в колонне по одному; ходьба на носках, на пятках.

Легкий бег в колонне по одному.

Ходьба вокруг мяча.

Занятия № 6 – 10

Фонетическая дыхательная гимнастика.

Ходьба в колонне по одному, меняя направление по сигналу.

Ходьба перекатом с пятки на носок.

Легкий бег врассыпную.

Ходьба на месте, держа мяч над головой.

Занятия № 11 – 15

Фонетическая дыхательная гимнастика.

Ходьба в колонне по одному, держа мяч перед собой.

Ходьба врассыпную, прокатывая мяч вперед.

Легкий бег в колонне по одному, держа мяч перед собой.

Занятия № 16 – 20

Фонетическая дыхательная гимнастика.

Ходьба по залу, огибая предметы, прокатывая мяч впереди себя.

Ходьба на носках, мяч над головой.

Чередование бега и ходьбы, прокатывая мяч впереди себя

Занятия № 21 – 25

Фонетическая дыхательная гимнастика.

Ходьба змейкой, мяч в руках перед собой;

Бег на носках, прокатывая мяч впереди себя;

Ходьба в полуприседе, мяч перед собой.

Занятия 25 – 30

Фонетическая дыхательная гимнастика.

Ходьба в колонне по одному, с перестроением в пары по сигналу.

Бег в колонне по одному, с перестроением в пары по сигналу.

Приложение 2.

ФОНЕТИЧЕСКАЯ ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.

Косари. Ведущий предлагает ребенку покосить траву. Ребенок стоит, ноги на ширине плеч, руки опущены. Ведущий читает стихи и «косит», а ребенок со звуком «зу» переводит руки махом в сторону (влево - выдох, затем вперед, вправо - вдох):

Зу-зу, зу-зу, Косим мы траву.

Зу-зу, зу-зу, И на лево взмахну.

Зу-зу, зу-зу, Вместе быстро, очень быстро Мы покосим всю траву. Зу-зу, зу-зу.

Затем ведущий и ребенок встряхивают руки в расслабленном состоянии и повторяют

Поезд. Дети становятся в затылок друг другу. Стоящий впереди изображает паровоз. Эту роль может выполнить вначале ведущий. Он гудит и отправляется в путь. Дети слегка сгибают руки в локтях. Подражая гудку («гу,гу»), они начинают двигаться вперед сначала медленно, затем ускоряют шаг и бегут. После слов ведущего «Поезд приехал на станцию» дети замедляют ход и начинают двигаться задом до сигнала «приехали».

Филин. Ведущий показывает, как ночью летит охотится филин, -расставляет руки и кричит: «Ух,ух,ух.» Затем по команде «день» делает глубокий вдох, опускает расслабленно руки, голову и делает глубокий выдох «ухх» (засыпает филин). Дети повторяют за ведущим. Затем по команде ведущего «ночь» «филины» вылетают; по команде «день» делают глубокий вдох и выдыхают, опуская руки и голову. Ведущий следит за полным выдохом и расслабленностью рук.

Часики. И.П.: стоя, ноги слегка расставить (сидя на мяче), руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «Тик-так» (6 - 8 раз).

Трубач. И.П.: сидя на мяче, кисти рук сжаты и подняты вверх. Медленный выдох с громким произношением звука «Ф-ф-ф-ф-ф» (4-5 раз.)

Петух. И.П.: встать прямо, ноги врозь, руки в стороны. Хлопать руками по бедрам и, выдыхая, произносить «Ку-ка-ре-ку».(5-6 раз).

Паровоз. И.П.: руки согнуты в локтях. Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая «Чух-чух-чух-чух». (20-30 сек.)

Насос. И.П.: встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох (при выпрямлении) и выдох с одновременным наклоном туловища в сторону и произношением звука «С-с-с» (руки скользят вдоль туловища), (4 - 6 раз).

Мышки и мишка. Ведущий показывает движения и произносит слова:

У Мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носки, руки вверх, потянуться, посмотреть на руки — вдох).

У Мышки очень маленький (присесть, обхватив руками колени, опустить голову - выдох с произнесением звука «шшш...»).

Мышка ходит в гости к Мишки, он же к ней не попадает (надо ходить по залу).

Ветер. Ведущий предлагает поиграть в «ветер».

Читает стихи и делает в ритм их движения:

Я ветер сильный, я лечу, лечу, куда хочу:

 (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос).

Хочу - налево посвищу,

(повернуть голову налево, сделать губы трубочкой и подуть).

Могу подуть направо,

(голова прямо - вдох, голова направо - выдох, губы трубочкой).

Могу подуть вверх - в облака,

 (голова прямо - вдох через нос, опустить голову, подбородком касаясь груди, - спокойный глубокий выдох через рот).

А пока я тучи разгоню. (круговые движения руками.)

Куры. Ребенок стоит, наклонившись, свободно свесив руки - «крылья» и опустив голову. Произносит «так, так, так», одновременно похлопывая себя по коленям, - выдох, выпрямляется. Поднимает руки и плечи - вдох. Это движение делается 3-5 раз.

Пчелка. Ведущий предлагает поиграть в «пчелку». Ребенку показывают, что надо сидеть прямо, скрестив руки на груди, опустив голову. Со слов ведущего («Пчела сказала - «жу-жу-жу») ребенок ритмично снимает обеими руками грудную клетку и произносит «жжж» - на выдохе и вместе с ведущим на вдохе разводит руки в стороны и, расправляя плечи, говорит: «Полечу и пожужжу, детям меда принесу». Встает и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате и снова садится на прежнее место. Игра повторяется 4-5 раз. Ведущему необходимо следить, чтобы вдох был через нос и дыхание было глубоким.

Шарик лопнул. Детям предлагается надуть шар: широко развести руки в стороны и глубоко вдохнуть воздух носом, выдуть его в воображаемый шарик через рот «ффф...», медленно соединяя ладони под шариком. Затем по хлопку ведущего шарик лопается, - дети хлопают в ладоши. Из шарика выходит воздух: дети произносят звук «шшш...», делая губы хоботком и складывая руки на коленях. Шарик надувают 2-5 раз.

Гуси. И.П.: основная стойка. Медленная ходьба по залу. На вдох руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с длительным произношение звука «У-у-у-у» (1-2 раза.)

Гуси шипят. И.П.: ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклониться вперед с одновременным отведением рук в стороны-назад (в спине прогнуться, смотреть вперед) - медленный выдох на звук «Ш-ш-ш». Выпрямиться - вдох. (5-6 раз.)

Регулировщик. И.П.: стоя или сидя на мяче, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая, отведена в сторону. Вдох. Поменять положение рук с удлиненным выдохом и произношением звука «Р-р-р» (4-5 раз.)

Лыжник. И.П.: ноги полусогнуты и расставлены на ширину ступни. Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произношением звука «М» (1,5-2 минуты).

Семафор. И.П.: сидя, ноги вместе. Поднять руки в стороны и медленно опустить с длительным выдохом на звуке «С-с-с» (3-4 раза).

Каша кипит. И.П.: сидя на мяче, одна рука лежит на животе, другая - а груди. Втягивая живот и набирая воздух в грудь - вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот - выдох. При выдохе громко произносить звук «Ш-ш-ш» (5-6 раз.)

Ежик. И.П.: сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди, медленный выдох на звуке «Ф-ф-ф-ф-ф». Выпрямить ноги-вдох. (4-5 раз).

Шар лопнул. И.П.: стоя ноги слегка расставить (сидя на мяче), руки опустить вниз. Разведение рук в стороны - вдох. Хлопок перед собой - медленный выдох на звук «Ш-ш-ш-ш-ш» (5-6 р.).

Дровосек. И.П.: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх-вдох, опустить вниз - медленный выдох с произношением «Ух-х-х-х» (5-6 р.)

Вырасти большой. И.П.: ноги вместе, руки опущены. Поднимаясь на носки, потянуть руки вверх - вдох. Опускаясь на всю ступню - руки вниз -выдох с произношение «Ух-х-х-х-х» (5-6 р.)


Приложение 3.

ТАБЛИЦА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЧЕВОГО МАТЕРИАЛА И УПРАЖНЕНИЙ С ФИТБОЛАМИ

ДЛЯ ОСНОВНОЙ ЧАСТИ ЗАНЯТИЯ.

№ п/п

упражнения

Автоматизация звуков в  прямых и обратных слогах, словах и фразах. Дифференциация звуков.

Согласные

[б], [б], [д], [д],[т],[т]

Согласные [г],[г],[к],[к],[х]

Согласные [с],[с],[з],[з],[ц]

Согласные

[ш],[ж],[ч],[щ]

Согласные

[р],[р],[л],[л]

1

И.п. – лежа на спине, мяч в согнутых руках на груди. Выпрямить руки, поднять мяч вверх, вернуться в и.п.

Да-да-да – вот еда.

Ду-ду-ду—я иду.

Ды-ды-ды—нет воды.

Ди-ди-ди—не дуди.

 Де-де-де—быть беде.

Са-са-са длинная коса.

Сы-сы-сы у дедушки усы.

Су-су-су

воду я несу.

За-за-за

вот идет коза.

Зу-зу-зу

мы видели козу.

Жок – жок – жок падает снежок.

Ач-ач-ач-ач поднимаем выше мяч.

Тры – тры – тры – мы большие осетры.

Дры – дры – дры у Вани две сестры.

2

И.п. – лежа на спине, мяч в прямых руках, за головой. Опустить мяч на живот, вернуться в и.п.

Жил да был веселый гном.

Он в лесу построил дом.

Рядом жил поменьше гномик,

Под кустом построил домик.

На лесной опушке собрались лягушки.

Квакают хвастушки, хвастают квакушки.

Ца-ца-ца

белая овца.

Цу-цу-цу

мы видели овцу.

Це-це-це

румянец на лице.

Ос-ос-ос  

на поляне стадо коз.

Жи-жи-жи—в лесу живут ежи.

Жа-жа-жа—мы нашли ежа.

Жу-жу-жу—молоко дадим ежу.

Оч-оч-оч наступила ночь.

Ла – ла – ла лодочка плыла

Ула – ула - ула плавает акула

3

И.п. – лежа на спине, руки вытянуты вдоль туловища, ноги прямые на мяче. Поднять таз вверх, чтобы голени, таз и тело образовали прямую линию, вернуться в и.п.

Дон, дон, дон—загорелся

Кошкин дом.

Загудела дудочка, дудочка-погудочка.

Радуга-дуга, не давай дождя!

Ста – ста – ста

стояли у моста.

Сту – сту – сту

Едем по мосту.

Пушок мяукал: «Нету краше дворовой кошки Машки нашей!

И не кидайте мне гроши – ведь я пою тут для души».

(свистящие исключены).

Пилят пилы,

пилят пилы, целый день, целый день.

Пилят пилы без умолку, пилят дуб и пилят елку.

4

И.п. – лежа на спине, руки вытянуты вдоль тела, ноги на мяче. Поочередное поднимание прямых ног вверх.

Самый маленький гномишко

Под грибом сложил домишко.

Старый мудрый гном-гномише

Выстроил большой домище.

Был он стар и был он сед

И большой был домосед

Га-га-га

у меня болит нога.

Гу-гу-гу

сидят галки на снегу.

Ес- ес- ес --

автобус едет в лес.

Ас-ас-ас—дети пили квас

Ус-ус-ус—у Сони много бус.

Жу – жу – жу из дома выхожу.

Жи-жи-жи—острые ножи.

Жа-жа-жа—стою у гаража.

Же-же-же—машина в гараже.

5

И.п. – лежа на спине, руки вдоль тела, ноги согнуты в коленях, стоят на мяче. «Ходить по мячу в соответствии с текстом.

Я бегу, бегу, бегу

и ногами в бубен бью, потом бубен Диме дам,

 и пойду на место сам

Га-га-га-га

Идут гуси на луга.

Гу-гу-гу-гу

Щиплют травку на лугу

Заяц, заяц, чем ты занят?

Кочерыжку разгрызаю,

А чему ты ,заяц рад?

Рад, что зубы не болят!

Ожи – ожи – ожи

сапоги из кожи.

У речушки, вдоль опушки, мимо вспаханных полей, шли ленивые лягушки в гости к бабушке своей.

Барабанщик сильно заня – бабрбабнщик барабанит6

Тара – Ра, тара – Ра – на зарядку пора.

6

И.п. – лежа на спине, руки вдоль тела, ноги согнуты в коленях, стоят на мяче. Перекатывать мяч стопами к ягодицам и обратно.

А за печкой, за трубой

Жил у гнома домовой.

Очень строгий, деловитый,

Аккуратный, домовитый

Гусь гуляет по дорожке,

Гусь играет на гармошке, и гордится гармонист

я га-га-га-га голосист

Ста-ста-ста—сели на места.

Сты-сты-сты

строили мосты.

Сту-сту-сту

стояли Ра мосту.

Шел жучок с коровкой божьей. И ругал он бездорожье. Шли они к осе на ужин.

Был жучок с осою дружен.

Тра-тра-тра

вот идет моя сестра.

Тра-тра-тра

На работу ей пора.

7

И.п. – лежа на животе, мяч в вытянутых руках перед собой. Поднять мяч над головой, немного прогнуться, вернуться в и.п

Мох, калину, зверобой:

Все из леса нес домой.

Есть любил он суп вчерашний,

Пил он только квас домашний.

Гусь купил себе гармошку,

но дырявую немножко.

Хорошо гармошка пела - по-гусиному шипела

Над сельцом метелица, белым снегом стелется,

Замела все озерцо, запорошила сельцо.

Чка-чка-чка это наша лодочка.

Чей-чей-чей

вот бежит ручей.

Щука в озере жила, щеткой воду мела, щи готовила лещам, угощенье карасям.

Тры- тры- тры

большие осетры.

Тры-тры-тры осетры мудры.

8

И.п. – лежа на мяче с упором руками в пол, ноги слегка расставлены. Поднять правую руку вперед – вверх, вернуться в и.п., то же левой рукой.

Вечером привык встречаться

Гном с любимым домочадцем.

Вместе посмотреть кино,

Поиграть с ним в домино

Ца-ца-ца,

ца-ца-ца

цапля, улица, пыльца.

Цы-цы-цы,

цы-цы-цы

зайцы, мельницы, птенцы

Утром дед спросил у внучки:

- Почему не моешь ручки?

Отвечала внучка6

- Я не белоручка

Тру-тру-тру

встану по утру.

Тру-тру-тру пыль везде сотру.

9

И.п. – лежа на мяче с упором руками в пол, ноги слегка расставлены. Прокатиться вперед, делая шаги руками, отрывая ноги от пола, сохранять равновесие. Вернуться в и.п.

Би-би-би-би прилетели голуби.

Бе-бе-бе-бе и присели на трубе.

С врагом сражаются бойцы,

На ринге борются бойцы,

Здесь соревнуются пловцы.

А там несутся беглецы.

Я – жук, я – жук.              Я здесь живу.

Я все жужжу,

жужуж, жужуж:              ж-ж-ж-ж-ж-ж…

10

И.п. –сидя на пятках, руки в опоре на мяче. Откатить мяч вперед, потянуться за ним не отрывая ягодицы от пяток, вернуться в и.п.

Белка дуб нашла с дуплом.

Всем на диво будет дом.

Денис без дела не сидел—

Он целый день конфеты ел.

Не под окном а около каталось «О» и охало.

«О» охало, «О» охало не под окном а около.

Снег замел все лужицы

кружится и кружится.

В оконца стучится на крыльцо ложится.

В чаще лужи,

путь запружен,

вездеход в лесу нам нужен.

Дро-дро-дро

новое ведро.

Дра-дра-дра

у мамы два ведра.

Дра-дра-дра

выльем воду из ведра

11

И.п. –сидя на пятках, руки в опоре на мяче. Встать на коленях, поднять правую руку вверх, левая лежит на мяче, вернуться в и.п. то же со сменой рук.

Каждый день соседи-гномы

Навещали деда дома.

Всех встречал радушно гном.

Все любили этот дом.

Ох – ох – ох – ох

На болоте вырос мох.

Слушай и запоминай, звонко чисто называй

Все слова со слогом «ЗА»: бирюза, завод, коза

Уч-уч-уч-уч- заглянул к нам луч.

Чу-чу-чу на волю я лечу.

Ла-ла-ла

Мила пол мела.

Ла-ла-ла

новая метла.

12

И.п. –сидя на пятках, руки в опоре на мяче. Взять мяч,  поднять над головой, одновременно встать на колени, вернуться в и.п.

Кто приходит, кто уходит

Все ее за ручку водят.

Днем спит на ней подушка,

А по ночам Андрюшка.

У мышки в норке

Крошки и корки.

В кладовке у мышки

Кусочки и ковришки.

Слушай и запоминай

Звонко чисто называй все слова со слогом «ЗЫ»:

Пузыри, возы, тазы

Кошка на окошке штанишки шьет,

А мышка в калошках комнатку метет.

Яч-яч-яч- я играю в мяч.

Ло-ло-ло

Мила вымыла стекло.

Ло-ло-ло

стало в комнате светло.

13

И.п. – сидя на мяче, руки на поясе, ноги на ширине плеч. Выполнять наклоны головы вправо-влево.

Тик – так ,тик – так

я умею делать так.

Вправо – тик, влево – так. Тик – так, тик – так.

Гогочут горластые гуси у луга.

Грачи громко – громко галдят гомонят, гортанно и нежно голубки воркуют, грозные грифы гордо глядят.

Слушай и закрой глаза

Вот слова со слогом «ЗА»:

Стрекоза, забор, гроза,

Повтори, открыв глаза.

Шила шубку – сшила юбку.

Шила шапку – сшила  тапку.

Щу-щу-щу- я щенка ищу.

Щит-щит-щит мой щенок пищит.

Дедушку зовут Лука,

У него болит рука.

На солее с картошкой плошка.

За столом голодный Прошка.

14

И.п. – сидя на мяче, руки на поясе, ноги на ширине плеч. Выполнять повороты головы вправо-влевво.

В два ряда дома стоят—

Десять, двадцать, сто подряд

И квадратными глазами

Друг на друга глядят.

Ха – ха - ха вкусная уха, ху – ху – ху мы едим уху.

Вот со звуком «С» слова:

Сахар, сад, салют, сова.

Не подходит слово звон—

Выходи из круга вон!

Сла-сла-сла

Мила яблоки несла.

Шла-шла-шла Мила в гости к нам пришла.

15

И.п. – сидя на мяче, руки согнуты в локтях, ноги на ширине плеч. Выполнять круговые вращения руками вперед-назад в соответствии с текстом.

В этом доме, ты мне верь,

Заперта надежно дверь.

Если влезть захочет вор,

Он не попадет во двор

Летит поезд во весь дух ух – ух – ух - ух!

Загудел тепловоз у-у-у!

Домой деток повез

ух –ух – ух – ух!

Вот со звуком «С» считалка:

Полоса, насос, скакалка,

Соловей, сорока, сон.

А фазан из круга вон!

Чу-чу-чу-чу я вагончики качу,

Я вагончики качу,

Чу-чу-чу-чу!

Рисовал художник ламу и картину вставил в раму.

16

И.п. – сидя на мяче, руки прямые опущены вниз, ноги на ширине плеч. Выполнять раскачивание рук вперед-вверх, назад-вниз – «качели», в соответствии с текстом.

Робин- Бобин-Барабек съел барана на обед, съел быка, балык, бобы, борщ, бульон, блины,

грибы.

Очень зелены густы в нашем садике кусты.

Зреет красная калина соберет ее Галина.

Вот слова со слогом «ЗЫ»:

Ваза, музыка, тазы,

Грозы, козырек, арбузы.

Не подходит слово «бусы».

Жди – жди – жди на улице дожди

Шу – шу – шу

флагом я машу,

Ши – ши – ши

это малыши!

Чели чели чели Селина качели.

Чки-чки-чки на качелях девочки

Вкусный и душистый плов приготовил повар Пров.

Друг позвал меня на пир,

Ел я торт и чай я пил.

17

И.п. – сидя на мяче, руки  в стороны, согнуты в локтях кисти вверху Сведение и разведение предплечий с хлопками и без.

Назовем мы книжку «том»,

Для жилья построим дом.

Город называем «Тверь»,

В доме открываем дверь

Уха была не плоха.

 Хороша была уха.

Спит спокойно серый слон. Стоя спать умеет он.

Аша – Аша – Аша  

это наша Маша!

Хорошо танцует Валя

и ее сестренка Варя.

Вечно плачет этот Лева,

Говорят ему:

- Ты рева!

18

И.п. – сидя на мяче, руки на поясе, ноги на ширине плеч. Выполнять наклоны туловища вправо и влево.

Вот тележка—это тачка.

Дом в саду зовется дачка.

Я в тетрадке ставлю точку.

Мама любит свою дочку

Гром гремит, грозит, грохочет – напугать гроза нас хочет!

Шапка да шубка – вот наш Мишутка!

Пыхтит как пышка наш пухлый мишка!

(свистящие исключены)

Зреет на кустах малина,

Соберет ее Марина.

Собирал модели Юлик,

Помогал братишке Юрик.

19

И.п. – сидя на мяче, руки на коленях соединены в замок, ноги на ширине плеч. Поднять руки вверх, не разъединяя, вернуться в и.п.

По реке плывут плоты.

Зреют на ветвях плоды.

Нитку сматывай с катушки.

Воду черпай из кадушки.

Град горошинами бьет, град гулять нам не дает!

Ай да умница Надежда, вся поглажена одежда.

Отутюжен и жилет и оранжевый жакет!

(свистящие исключены) 

20

И.п. – сидя на мяче, руки на поясе, ноги на ширине плеч. Выполнить поворот туловища вправо, отвести правую руку назад, посмотреть на нее, вернуться в и.п. то же в левую сторону.

Поглядите: боком, боком ходит галка мимо окон.

Скок – поскок, да скок – поскок дайте булочки кусок.

Зиме конец! Летит скворец и звонко напевает:

Идет весна красна, ясна!

Смотрите, как все тает.

Чижик был в гостях у тетки,

Он на чай латал к чечетке:

-  Чудо- чай вечерком,

Да в прикуску с червячком.

В блеске солнечных лучей

по земле бежит ручей

21

И.п. – сидя на мяче, ноги на полу на ширине плеч, руки вытянуты в стороны. Выполнять повороты вправо – влево (скручивание) в соответствии с текстом

Хорошо танцует Таня и ее братишка Даня.

Соловей выводит трель .

Слесарь в сеть включает дрель.

Загорелась полукругом радуга – дуга над лугом!

В голубой станице

Девица круглолица.

Ночью ей не спится—

В зеркало глядится.

Жу – жу –жу

я на ветке сижу,

я на ветке сижу букву «Ж» все твержу.

22

И.п. – сидя на мяче, непрерывно покачиваясь, выполнять поочередно хлопки руками, притопы ногами в соответствии с текстом.

Тики- так, тики- так так ходики стучат.

Туки-так, туки-так так колесе стучат.

Ах вы, сени, сени, сени, вышел в сени сонный Сеня.

Ив сенях споткнулся Сеня

И кувырк через ступени.

У буквы «Ц» , купив билет, мы побывали в цирке.

Медведь ведет велосипед, а цапли—пассажирки.

Чики-чики-чикалочки!

Едет гусь на палочке,

Уточка- на дудочке,

Курочка на чурочке,

Зайчик на тачке.

Мальчик на собачке!

Ру-ру-ру,

ру-ру-ру

начинаем мы игру.

Руку другу тянет друг.

Стали все в широкий круг.

23

И.п. – сидя на мяче. Ноги на полу на ширине плеч. Выполнять наклоны вперед, руки в замке над головой, прокатываясь на мяче назад.

Архитекторы – творцы строят чудные дворцы.

Вот наездник цирковой гарцует на  осле.

Ногами вверх—вниз головой стоит он на седле.

Дедушка Ежок

не ходи на бережок:

Там растаял снежок, замерзает лужок, ты промочишь ножки - красные сапожки.

Ра-ра-ра,

Ра-ра-ра

Продолжается игра.

Я прошу со слогом «РА» мне помочь назвать слова:

Кора, игра, нора, пора.

24

И.п. – сидя на мяче, ноги на полу вместе, руки на поясе. Поочередное выставление ног на пятку, разводя руки в стороны.

Токи-ток, токи-ток так стучит молоток.

Туки-ток, туки-ток так стучит каблучок.

Громко петь умеет Клаша, и ее подружка Глаша.

Взялись зайцы за бока, заплясали гопака.

Прилетели утки,

Заиграли в дудки.

Ах, какая красота,

Заиграли в дудки!

Ошка – ошка – ошка

На окошке кошка!

Надевай ловчей калошки, побежали наши ножки.

Ну так что ж, ну так что ж,

Много тут еще калош!

(свистящие исключены).

Ры-ры-ры,

ры-ры-ры

вот слова со слогом «РЫ»:

ветры, куры, комары.

25

И.п. – сидя на мяче, ноги на полу вместе, руки в упоре сзади. Чередование ходьбы и легкого бега  на месте, Сидя на мяче.

Хохотушка буква «Х» рассмеялась

 ха – ха – ха!

Друг за другом выбегаем – в догонялки мы играем!

Гомоним, галдим, гогочем, прыгаем, гремим, грохочем!

Цып-цып-цып, цыплятки,

Есть водица в кадке.

Кто меня боится,

Тем не дам напиться.

Вот бегут цыплятки не бояться кадки.

Возле кадки блюдце—

Все они напьются.

Не жужжу когда сижу,

 не жужжу когда хожу.

Ну а если я кружусь, тут уж вдоволь нажужжусь.

Ро-ро-ро,

ро-ро-ро

Много слов со слогом «РО»:

Поворот, ведро, добро.

26

И.п. – сидя на мяче, руки на поясе, ноги на полу вместе. Поднять правую ногу вперед, развести руки в стороны (балансировка на мяче), вернуться в и.п. то же другой ногой.

Пекла для Катюшки Надюшка ватрушку. Катюшка Надюшке сшила подушку.

Мы пришли сегодня в гости, принесли собачке кости.

Ели вкусную икру, подарили нам игру.

Зеленая береза стоит в лесу,

Зоя под березой поймала стрекозу.

Звенит звонок, звонок зовет

И Зоя в класс к себе идет.

Дождик, дождик

что ты льешь?

Погулять нам не даешь.

Дождик полно лить, деток, землю, лес мочить.

Алы-алы-алы

новые пеналы.

Алы-алы-алы- на дороге шпалы.

27

И.п. – стоя на корточках, руки в опоре на мяче. Выпрямить ноги, разогнув колени, руки от мяча не отрывать, вернуться в и.п.

Шила Катюшка подушку и потеряла катушку.

Тихо Катюшка легла на подушку, а кошка с катушкой сидит за кадушкой.

Затвердела снега корка, будет скользкой наша горка.

Было весело на горке

Сане, Соне и Егорке.

А Маруся не каталась, в снег упасть она боялась.

Ра – ра – ра высокая гора.

Ре-ре-ре—мы идем к горе.

Ры-ры-ры—катаемся с горы.

28

И.п.- о.с., мяч опущен в руках. Присесть, поднять мяч над головой, вернуться в и.п.

Кто нитку прядет? Кто, кто – кот!

Кто  ткань ткет?

Кто. Кто – кот!

Кто куртку шьет? Кто, кто – кот!

А кто из кладовки сметанку крадет? Кто, кто – кот!

Хочешь великаном стать?

На ходули надо встать!

Охи, охи, хохот, смех -скоморохи выше всех!

Зимним утром от мороза на заре звенят березы.

Я возьму от сыра корку.

Угощу ей мышку в норке.

Мышка сыру рада будет, угощенье не забудет!

29

И.п. – стоя ноги на ширине плеч, мяч поднят над головой. Выполнять наклоны в правую – левую стороны в соответствии с текстом.

Бала-бала-балалайка, балалайка поиграйка!

Бара-бара-барабан.

 Барабань-ка барабан!

Коля любит есть галеты.

 Галя ест всегда котлеты.

Саша шустро сушит сушки, Саша высушил шесть штук, и смешно спешат старушки сушек Сашиных поесть.

Угадайте, что за шапка—

Меха целая охапка.

Шапка бегает в бору, у стволов грызет кору.

На конверт наклею марку.

На лицо надену маску.

30

И.п. – стоя ноги на ширине плеч. Мяч поднят над головой. Наклониться вперед, коснуться мячом пола, вернуться в и.п.

Были у бабы блины, были у Любы грибы.

У Бори – арбузы. бананы, бобы, кабачки, баклажаны

Жаворонка слышен голос.

Зреет в поле спелый колос.

Купила Марусе бусы бабуся,

на рынке споткнулась Маруся о гуся.

Все бусы склевали по бусинке гуси.

Холодно. Надень жакетку.

Для мяча возьми ракетку.

Илы-илы-илы

 у папы много силы.

Илы-илы-илы

Мы купили пилы

31

И.п. – стоя руки на поясе, правя нога стоит стопой на мяче. Прокатить мяч вперед, развести руки в стороны, сохраняя равновесие. То же левой ногой.

В коробке – гвозди.

В корзинке – грозди.

В кузове – грузы.

В лукошке - грузди

Этот конь не ест овса,

Вместо ног два колеса,

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем!

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки.

Шагают наши ножки

По пням по кочкам.

Ползает у речки рак, расцветает в поле мак.

Ола-ола-ола—

Это наша школа.

Олы-олы-олы

я стою у школы

32

И.п. – о.с., мяч в руках опущен вниз. Поднять мяч над головой согнуть правую ногу, сохранять равновесие. То же стоя на левой ноге.

Горит огонь.

Играет гармонь.

Гогочет гусь.

Зоиного зайку зовут зазнайка,

Зайка – незнайка,

А Зоя – зазнайка.

Вот какая буква «Ц»,

С коготочком на конце.

Коготок—царапка,

Как кошачья лапка.

Петушок, петушок

Подари мне гребешок!

Ну, пожалуйста. Прошу,

Я кудряшки причешу.

У слона огромный хобот.

На заводе сделан робот.

33

И.п. – о.с.мяч в опущенных руках. Прокатывать мяч вокруг себя в правую (левую) сторону

Взяли детки белый ком,

лепить будем белый дом. Мы польем его водой, будет домик ледяной.

Купили каракатице

Кружевное платьице.

Ходит каракатица,

Хвастается платьицем.

Расцвели на клумбе розы.

В огород забрались козы.


Приложение 4

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ЗАНЯТИЯ.

Дракон кусает свой хвост.

Дети становятся друг за другом и крепко держатся за впередистоящего ребенка. В руках первого ребенка мяч - «голова дракона», последний ребенок - «хвост». «Голова» должна поймать свой «хвост», дотронувшись до него мячом. Важно, чтобы «тело дракона» при этом не разорвалось. Игра проходит гораздо интереснее, если в ней участвуют две команды, то есть «два дракона».

Бездомный заяц.

Мячи врассыпную лежат по залу на один меньше, чем количество игроков в зале. Все дети: «зайцы» бегают по залу. По команде воспитателя «Все в дом!» - дети садятся на любой из мячей. «Бездомным зайцем» является тот ребенок, который не занял мяч. Он выбывает из игры. В каждой последующей игре количество мячей сокращается на один.

Успей передать.

Дети стоят по кругу и по команде начинают передавать мяч из рук в руки. По команде «Стоп!» мяч останавливается на каких-либо двух играющих. Остальные дети хором кричат: «Раз, два, три - беги!». Один ребенок бежит вправо за кругом играющих, другой влево; считается выигравшим тот, кто быстрее вернется к мячу.

Угадай, кто сидит на мяче?

Дети стоят в кругу. Ведущий с закрытыми глазами находится в центре круга. Играющие перекатывают мяч за спинами, при этом считая до десяти. Ребенок, который получил мяч на счет «десять», быстро садится на него. Ведущий пытается отгадать по форме рук и голосу, кто сидит на мяче.

Пингвины на льдине.

Дети - «пингвины» бегают свободно по залу. Мячи - «льдины» в произвольном порядке разбросаны на полу. Водящий ребенок - «охотник» пытается поймать «пингвинов» и запятнать их. Если «пингвин» забрался на «льдину», то есть сидит на мяче, не касаясь при этом пола ногами, ловить его не разрешается.

Ловкачи.

Вызываются два-три участника. Ведущий предлагает по сигналу продвигать мяч головой (носом, пяткой, коленом и т.п.) до условного финиша. Выигрывает более ловкий и быстрый участник игры.

Космонавты.

Играют две команды. Дети строят две «ракеты». Для этого все мячи располагают в двух равных колонках. Все дети свободно маршируют по залу, проговаривая слова:

Ждут нас быстрые ракеты

 Для прогулок по планетам,

На какую захотим,

На такую полетим.

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет.

После этих слов дети разбегаются по своим ракетам. Выигрывает та команда, которая дольше всех «пробудет в полете». Дети должны сесть на мячи, взяться за руки и поднять ноги, «сцепившись в невесомости».

Зайцы и огородник.

Игра проводится на мячах с ручками («хопах»). Водящий ребенок - «огородник» - стоит в центре «заячьего круга».

Огородник: Зайцы, вы куда пропали?

Зайцы: Мы в капустке отдыхали.

Огородник: а листочки не поели?

Зайцы: Только носиком задели.

Огородник: Вас бы надо наказать!

Зайцы: Так попробуй нас поймать!

После этих слов «огородник» пытается поймать «зайцев».

Зайцы и волк.

Как и предыдущая, эта игра также для самых маленьких. Мячи врассыпную разбросаны по залу. Дети - «зайцы» скачут на двух ногах по залу, воспитатель при этом приговаривает следующие слова:

Зайцы скачут: скок, скок, скок

На зеленый на лужок,

 Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают: Не идет ли волк?

Воспитатель кричит: «Волк!» Все зайцы должны быстро спрятаться за свой
домик.

Воробьишка и комары.

Игра для самых маленьких. Все дети - «комарики» - присели на корточки и спрятались за свои мячи. Воспитатель - «воробей» - летает и спрашивает: «Жив-жив-жив! А где мне присесть?» Комары, высовывая головки из-за мячей, отвечают: «З-з-з-з-з». Воробей: «А что же съесть мне?» Комары: «З-з-з-з». Воробей: «Слышу голос комара, съесть его пришла пора». Все «комарики» разлетелись и бегают по всему залу. «Воробей» ловит «комаров». Если «комарик» присел за свой домик, то «воробей» его поймать не может.

Утки и собачки.

Игра проводится, как и предыдущая. Дети, имитируя уток, подходят к «собаке», которая лежит у себя в конуре. Воспитатель вместе с детьми говорит:

Ты, собачка, не лай, Наших уток не пугай. Утки наши белые Без того несмелые.

При этом непослушная «собачка» выскакивает и догоняет уток, которые убегают на свои мячи и садятся на них.

Лиса и тушканчики.

Выбирается один ребенок - «лиса», задача которого - переловить всех других детей - «тушканчиков». Воспитатель объявляет: «День!», и тогда все «тушканчики» прыгают на своих мячах по всему залу, кто куда хочет. Как только звучит команда «Ночь!» - все «тушканчики» замирают, приняв ту позу, в которой их застала команда. «Лиса» может съесть любого, кто шевелится.

Приложение 5.

Конспект  занятия  с фитболами «Прогулка в лес».

(речевая фитболгимнастика)

Задачи: автоматизировать звук [ж] в слогах, словах и фразах.

Развивать речевое дыхание, фонематическое восприятие, работать над силой голоса.

Упражнять в различных видах ходьбы, совершенствовать крупную и мелкую моторику, развивать координацию движений в упражнениях с фитболами.

I. Вводная часть занятия.

Ходьба  в колонне по одному.

Ходьба в парах на носках, держась за руки.

Ходьба друг за другом, перешагивая через предметы.(ходьба выполняется   под музыку).

Фонетическая дыхательная гимнастика «Мы в лес пойдем».

И.п. – о.с., руки опушены. Выполняются мягкие плавные движения руками в соответствии с фразой.

В первом случае «Ау» выполняется напряженными руками и голос ребенка должен быть при этом максимально громким, тогда как во втором случае руки мягкие и голос тихий.

Мы в лес пойдем,                        Руки перед собой поднять  вверх,

Детей позовем                                руки перед собой опустить вниз. Вдох. На  

                                                            выдохе,  на звук [а] широко открыть        

                                                           напряженные руки

Ау, ау, ау!                         

                                              На звук        [у] – вытянуть напряженные руки

                                                        вперед  ( выполнить три раза).

Мы в лес пойдем,                                  Руки перед собой поднять вверх,

Там грибов наберем                          руки перед собой опустить вниз.

Ау, ау, ау! (тише, чтобы                 На [а] широко открыть мягкие руки,

одновременно работать над          [у] - мягкие руки вытянуть вперед

силой голоса)                                         (выполнить  три раза).

II. Основная часть занятия.

№ п/п

Комплекс упражнений с фитболами

Речевой материал.

Звук [ж].

1

И.п. – лежа на спине, мяч в прямых руках, за головой. Опустить мяч на живот, вернуться в и.п.

Жи-жи-жи—в лесу живут ежи.

Жа-жа-жа—найдем в лесу ежа.

Жу-жу-жу—молока дадим ежу.

2

И.п. – лежа на спине, руки вытянуты вдоль тела, ноги на мяче. Поочередное поднимание прямых ног вверх.

Жу – жу – жу из дома выхожу.

Жа-жа-жа—стою у гаража.

Же-же-же—машина в гараже

3

И.п. – лежа на спине, руки вдоль тела, ноги согнуты в коленях, стоят на мяче. Перекатывать мяч стопами к ягодицам и обратно.

Шел жучок с коровкой божьей. И ругал он бездорожье.

Шли они к осе на ужин.

Был жучок с осою дружен

4

И.п. – лежа на мяче с упором руками в пол, ноги слегка расставлены. Прокатиться вперед, делая шаги руками, отрывая ноги от пола, сохранять равновесие. Вернуться в и.п.

Я – жук, я – жук.              

Я здесь живу.

Я все жужжу,

жужжу, жужжу:              

ж-ж-ж-ж-ж-ж…

5

И.п. –сидя на пятках, руки в опоре на мяче. Откатить мяч вперед, потянуться за ним не отрывая ягодицы от пяток, вернуться в и.п.

Кружу над лесом и кружу,

И все жужжу, жужжу, жужжу.

На ветку сяду, посижу.

6

И.п. – сидя на мяче. Ноги на полу на ширине плеч. Выполнять наклоны вперед, руки в замке над головой, прокатываясь на мяче назад.

Жу – жу –жу

я на ветке сижу,

я на ветке сижу

букву «Ж» все твержу.

7

И.п. – сидя на мяче, ноги на полу на ширине плеч, руки вытянуты в стороны.

Выполнять повороты вправо – влево (скручивание) в соответствии с текстом

Не жужжу когда сижу,

 не жужжу когда хожу.

Ну а если я кружусь, тут уж вдоволь нажужжусь

8

И.п. – сидя на мяче, ноги- на полу вместе, руки в упоре сзади. Чередование ходьбы и легкого бега  на месте, Сидя на мяче.

Дождик, дождик,

что ты льешь?

Погулять нам не даешь.

Дождик, дождик полно лить, деток, землю, лес мочить

9

И.п.- о.с., мяч опущен в руках. Присесть, поднять мяч над головой, вернуться в и.п.

Дождик, дождик, ты не лей.

Наших деток пожалей.

10

Ходьба на месте, фитбол в вытянутых руках над головой.

Дождик капать перестал,

И жучок наш убежал.

Нам пора уже домой .

Мы промокли с головой.

III. Заключительная часть занятия.

Подвижная игра: «Бездомный заяц».

Мячи врассыпную лежат по залу на один меньше, чем количество игроков в зале. Все дети- «зайцы» бегают по залу. По команде воспитателя «Все в дом!» - дети садятся на любой из мячей. «Бездомным зайцем» является тот ребенок, который не занял мяч. Он выбывает из игры. В каждой последующей игре количество мячей сокращается на один.

Приложение 6.

ФОНЕТИЧЕСКАЯ ЗВУКОВАЯ ГИМНАСТИКА.

Упражнение « Мы в лес пойдем…»

« А»

«У»

Упражнение «Я подую высоко…»

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОСНОВНОЙ ЧАСТИ  ЗАНЯТИЯ

Упражнение «Паровоз»

«Чух – чух – чух – чух.

Мчится поезд во весь дух».

Упражнение  «Мяч».

«Ач – ач – ач  поднимаем выше мяч».

«Бала – бала – балалайка,

Балалайка, поиграй-ка!».

«Бара – бара – барабан,

барабань-ка, барабан!»

«Поглядите: боком, боком

Ходит галка мимо окон.

Скок- поскок, скок-поскок,

Дайте булочки кусок».

Серия упражнений «ЖУК».

«Я жук, я жук,

Я здесь живу

Жжжжж…..»

«Кружу над лесом и кружу

И все жужжу, жужжу, жужжу….»

Упражнение «Гусь».

«Гусь гуляет по дорожке,

Гусь играет на гармошке.

И гордится гармонист:

«Я га-га-га голосист!»

Библиография.

  1. Ефименко Н.Н. горизонтальный пластический балет: новая система физического воспитания оздоровления и творческого самовыражения детей и взрослых. – г.Таганрог.: «Познание», 2001. – 176с.
  2. Ефименко Н.Н. «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». Авторская программа. – г.Таганрог, 2004. – 68 с.
  3. Исправление звукопроизношения у детей: дидактический материал. Учебно-методическое пособие для логопедов,  воспитателей, родителей. /Под редакцией Филичевой Т.Б. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. – 96 с.
  4. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе). – Москва «Просвещение», 1978. – 67 с.
  5. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): программно-методическое пособие. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2002. – 296 с.
  6. Лазарев М.Л. Здравствуй! Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста: руководство для воспитателей ДОУ. – М.: Академия здоровья, 1997 – 374 с.
  7. Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М., 1995. – 300 с.
  8. Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. – СПб.: Речь, 2002. – 176 с.
  9. Потапчук А.А. Лечебные игры и упражнения для детей. – СПб.: Речь, 2007. – 99 с.
  10. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1990. – 36 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка дидактических игр с использование природных материалов для детей дошкольного возраста

В работе представлены несколько вариантов игр с природным материалом, которые помогут разнообразить жизнь ребенка....

Методическая разработка психологического занятия с использованием арт-терапии для детей старшего дошкольного возраста «Волшебные окна»

Цель занятия: развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста.Основные задачи:1.      Создание условий, обеспечивающих свободное выражение настроение ребенком;2....

Методическая разработка НОД по образовательной области « Речевое развитие» для детей младшего дошкольного возраста по теме: «Сердитая Тучка»

Интерактивное чтение сказки Елены Серебрянной "Сердитая Тучка"  для детей 3-4 лет  Во время чтения сказки дети  играют в игры для развития  речи,  дых...

Методическая разработка Коррекция звукопроизношения у детей дошкольного возраста методом песочного игротренинга.

Материал представляет собой методическую разработку, где предлагается коррекция звукопроизношения у детей дошкольного возраста методом песочного игротренинга. Опыт представлен в виде игротеки с исполь...

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения с использованием элементов ЭОР для детей ОВЗ по автоматизации звука «р» в слогах со стечением согласных «др».

Конспект разработан для индивидуальной работы логопеда с детьми с ОВЗ. Позволит в игровой форме автоматизировать звук «р» в слогах со стечением согласных «др». Конспект создан ...