Главные вкладки

    Речевой материал по лексическим темам для воспитанников старшей группы
    картотека по развитию речи (старшая группа) по теме

    Шипунова Римма Раисовна

    Представлен речевой материл, необходимый для усвоения воспитанниками С ОНР 3уровня в старшей группе

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    дни становятся длиннее и теплее. На деревьях почки, из-под земли пробивается трава — начи-растений. Возвращаются птицы, которые на зиму аркие страны.(Раскрась,выучи пословицы).



    Предварительный просмотр:

    Рассмотри картинку. Что общего у этих птиц?

    Назови части тела птицы, расскажи чем питаются эти птицы. Расскрась.



    Предварительный просмотр:



    Предварительный просмотр:

    Рассмотри картинку и раскрась грибы. Какие из них съедобные? Помни, что мухомор и бледная поганка — это ядовитые грибы.

    Глубоко был спрятан он, Раз-два-три — и вышел вон, И стоит он на виду. Белый, я тебя найду! (Боровик)

    В роще у березки Повстречались тезки! (Подберезовики)

    Ходят в рыженьких беретах, Осень в лес приносят летом Очень дружные сестрички Золотистые — ...(лисички).

    Он в лесу стоял, никто его

    не брал,

    +В красной шапке модной, Никуда не годный.

    (Мухомор)

    «Грибы»

    1. Где растут грибы? Какие грибы ты знаешь? Какие из них съедобные, а какие несъедобные? Что может произойти, если съесть несъедобный гриб? Что можно приготовить из грибов?

    1. Назови части гриба:…(шляпка, ножка, грибница) ;

    1. Как называются люди, которые собирают грибы?

    1. Как называются грибы, которые растут под березой-

         под осиной-

         на пеньках-

         с маслянистыми шляпками-

         грибы, название которых похоже на лесного зверя (лисичку),    

         на домашнее животное (свинью);

         грибы, которые судя по названию, можно есть сырыми;  

        грибы, которые морят мух;

        нехорошие грибы или «поганые»?

    5.    Назови грибы ласково – боровичок, мухоморчик, опеночек, сыроежечка, подосиновичек…,

          а потом со словом «много» - много подосиновиков, лисичек, опят, сыроежек, мухоморов…



    Предварительный просмотр:

    С  какой ветки

    «Лес, деревья»

    1. Что растет в лесу? Кто живет в лесу? Какие бывают леса? Какие деревья растут в лиственном лесу, какие в хвойном?

    1. Назови, из каких частей состоит дерево? Назови деревья ласково: березонька, осинка, елочка, сосенка… Со словом много: много берез, осин, дубов, елей, сосен, лип, каштанов…

    1. Роща, где растут осины (какая?) – осиновая,

          тополя – тополиная, березы – березовая,

          клены - …              , липы - …            , дубы - …

    1. Бор, где растут ели (какой?) – еловый, сосны – сосновый.

    1. Скажи со словом «лесной»:  зверь (лесной зверь),

    Птицы…             озеро…           поляна…              ягоды…      опушка…            ручей…          деревья…             кустарник… орехи…               тропинка…     цветы…               чаща…



    Предварительный просмотр:

    Соедини стрелками животных с их детенышами.



    Предварительный просмотр:

    Назови и раскрась домашних животных



    Предварительный просмотр:

    Это все природа. Она бывает живая и неживая. Растения, животные, человек — это живая природа. Солнце, небо, облака, камни, вода, дождь, снег — это неживая природа.

    Раскрась на этих картинках  все то, что относится к живой природе, а потом все то, что  относится к неживой природе обведи по контуру.



    Предварительный просмотр:

    «Зима»

    1. Вспомнить и назвать основные признаки зимы: солнце греет мало, дни короткие, ночи длинные, очень холодно, земля, деревья и крыши домов покрыты снегом, деревья стоят голые, перелетные птицы улетели в теплые края, люди одеты в теплую одежду.
    2. скажи: Какой? Какая? Какое? Какие? Зимой ? …
    1. снег -…                               мороз …                погода…
    2. небо …                               деревья …              ветер…
    1. Скажи наоборот: холодный – теплый,

                        солнечный - …                      ясный - …

    1. Вспомнить и назвать зимующих птиц. (снегири, воробьи, вороны, сороки, дятлы, совы, тетерева, синицы…)
    2. рассказать, как приспосабливаются дикие животные в лесу к зиме. «Кто где зимует?» - медведь в берлоге, лиса в норе, белка в дупле, волк в логове, …
    3. Вспомнить и назвать, чем можно заниматься зимой: кататься с горки, кататься на коньках, на санках, лепить снеговика, играть в снежки…
    4. заучи зимние месяцы: декабрь, январь, февраль.
    5. Игра «Бывает, не бывает?» -
    • зимой дети катаются на санках;
    • зимой мы собрали полную корзину грибов;
    • в январе шел сильный дождь;  
    • дети лепят снеговика; ребята катаются с горки;
    • на деревьях полно разноцветных листьев.


    Предварительный просмотр:

    Каких животных на рисунке ты видишь?



    Предварительный просмотр:

    Кто где живет? Соедини стрелками.



    Предварительный просмотр:

    А это кустарники. Они отличаются от деревьев тем, что имеют не один твердый ствол, как у дерева, а несколько тонких ветвистых стеблей.

    Соедини названия кустарников с их изображениями и раскрась. Подумай, как будет называться варенье из малины? Смородины? Крыжовника? Напиток из шиповника?

    смородина        крыжовник

    малина        шиповник




    Предварительный просмотр:

    На этой страничке изображены лесные звери. Как ты думаешь, чем они отличаются от домашних животных? Назови лесных животных, раскрась их. Назови части тела животных. Какие отличительные особенности есть у лося, ежа, зайца, лисы?



    Предварительный просмотр:

    Назови всех птиц и раскрась только зимующих (дятел, сова, синица, снегирь, воробей, ворона, голубь).

    Найди и обведи по контуру зимующих птиц.

     Назови, кого ты обвел(а).

    «Зимующие птицы»

    1. Назови зимующих птиц.

         Почему их так назвали?

         Какие из них живут в городе, в лесу?

         Чем питаются птицы зимой?

         Как называется большая группа птиц?

         Когда у птиц появляются птенцы?

    1. Расскажи, как выглядит (отличительные особенности)

    Синица –

    Снегирь -

    Ворона –

    сорока –

    воробей –

    1. Стая воробьев (какая?) – воробьиная, ворон - …, голубей - …

    1. Сравни, кто меньше, кто больше: воробей и голубь,

          ворона и синица,

          дятел и сова,

          сорока и снегирь.

    1. составь рассказ – описание о зимующей птице

    по плану:  части тела птицы

                      где обитает (лес, город)

                      чем питается

                      какую пользу приносит?



    Предварительный просмотр:

    Назови и раскрась домашних животных.

    «Домашние животные»

    1. Какие животные называются домашними? Почему их так называют? Вспомни, кто чем питается? Как называется большая группа лошадей, овец и баранов? Чем покрыто тело овцы, свиньи?
    2. Расскажи о том, какую пользу приносит человеку каждое животное.
    3. Назови ласково домашних животных (кошечка, собачка, коровка…), как называются их детеныши? А если их много? (щенок – щенята, ягненок – ягнята…)
    4. назови семью животных:

        кот, кошка, котенок;                 собака, пес, щенок;

       баран, овца, ягненок;                 коза, козел, козленок;

        лошадь, конь, жеребенок;        свинья, хряк, поросенок…

    1. игра «Один – много» - лошадь – много лошадей, конь – много коней, овца – много овец, корова – много коров, кошка – много кошек, собака – много собак…
    2. игра «Чья, чьё, чей, чьи?» -

     

    Чьё ухо? 
    Корова - коровье.
    Заяц - заячье.
    Овца - овечье.
    Лошадь - лошадиное.
    Кошка - кошачье.
    Коза - козье.
    Поросёнок - поросячье.

    Чей хвост?                         
    Корова - коровий.
    Заяц - заячий.
    Овца - овечий.
    Лошадь - лошадиный.
    Кошка - кошачий.
    Коза - козий.
    Поросенок - поросячий.

    Чья голова? 
    Корова - коровья.
    Заяц - заячья.
    Овца - овечья.
    Лошадь - лошадиная.
    Кошка - кошачья.
    Коза - козья.
    Поросёнок - поросячья.

    «Домашняя птица» - закрепление

    1. Для чего люди разводят домашнюю птицу?

         Как называется помещение, где живут куры, утки, индюки?  

         Чем питаются эти птицы?

         Кто из них кудахчет, крякает, гогочет, кукарекает, шипит?

    1. Как называются птенцы утки, гусыни, курицы, индюшки?
    2. «Назови ласково» - утка – уточка, курица – курочка, утенок – утеночек, цыпленок – цыпленочек, гусеночек, индюшоночек…
    3. «Один – много» - назови каждую птицу, как будто их много: куры, петухи, индюки, гуси, утки.
    4. назови семью:

         петух, курица, цыпленок;                утка, селезень, утенок,

         гусь, гусыня, гусенок;                индюк, индюшка, индюшонок.

    Дорисуй или подбери, вырежи и вклей картинки  домашних птиц (курицы, петуха, индюка, утки…) к домашним животным.



    Предварительный просмотр:

    Назови и раскрась животных жарких стран

    «Дикие животные Африки»

    1. Назови животных, обитающих в Африке.

     

    1. Вспомни как называются их детеныши.

    1. вспомни, кто из них живет на деревьях, в воде, на земле? Какие птицы обитают в жарких странах?

    1. Чем питается обезьяна, верблюд, жираф, тигр.
    2. Почему носорога так называют?  
    3. Какие звери приносят пользу людям?

    1. Как передвигается жираф, крокодил, кенгуру, черепаха, обезьяна, тигр, зебра?

    1. А знаешь ли ты что:

    • верблюд может не есть и не пить целую неделю, потому что пища  откладывается у него в горбах
    • кенгуру носят своих детенышей в кармане на животе
    • черепахи и змеи, чтобы вывести детенышей, откладывают яйца.  
    • Кто еще так делает?
    • Тело черепахи покрыто прочным панцирем. Для чего?



    Предварительный просмотр:

    Назови и раскрась жителей Севера.

    Жители Севера.

    1. назови обитателей Севера (морж, северный олень, песец, тюлень, горностай, белый медведь).
    2. Вспомни, кто чем питается?

    ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

    1. Назови детенышей моржа, тюленя, белого медведя, оленя…
    2. Расскажи, как приспособились эти животные к суровому климату Севера.

    ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………



    Предварительный просмотр:

    Назови и раскрась лесных зверей

    «Дикие животные»

    1. Назови  диких  животных. Вспомни, как называются их жилища: (нора, дупло, берлога, логово…)

    1. игра «Кто где живет?» - (белка в дупле, лиса в норе, волк в логове…)

    1. Чем питается каждое животное?

    Белка -…

    Заяц -…

    Медведь - …

    Волк - …

    Лиса - …

    Рысь -…

    Еж - …

    Лось - …

     

    1. Как называются их детеныши?

    У лисы –

    У волка –

    У медведя –

    У белки –

    У рыси –

    У ежа –

    У лося -

    1. игра «Чей хвост, чья лапа, чьё ухо, чья голова, чьи глаза?»

     у волка – лапы волчьи, ухо волчье, голова волчья, глаза…

     у лисы -  лапы лисьи, ухо …

    у медведя -  лапы медвежьи, ухо …

    у белки -  лапы беличьи, ухо беличье, голова…

    у зайца – лапы заячьи, ухо заячье, голова…



    Предварительный просмотр:

    Назови и раскрась всех насекомых.

    «Насекомые»

    1. Назови  насекомых, которых ты  знаешь?

        Кто из них ползает, летает, прыгает?

    Ползает - …

    Летает - …

    Прыгает - …

       

       Какие насекомые приносят людям пользу, а какие вред?

    ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...

     

       Кто из них кусается, кто жалится?

    ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

     

       Назови части тела насекомого.

    ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

    1. Назови ласково насекомых:

    Муха - …

    Паук –

    Жук –

    Стрекоза –

    Гусеница -

    1. Со словами «один», «два», «пять».

    Один паук, жук, скорпион, одна гусеница, муха, стрекоза

    Два жука, паука, скорпиона, две …

    Пять …



    Предварительный просмотр:

    Назови и раскрась обитателей моря

    «Рыбы»

    1. Где живут рыбы?                      
    2.  Чем они питаются?
    3. Каких рыб ты знаешь?

    Какая рыба самая хищная?              

    Как называются детеныши рыб? из чего они выводятся?

    Чем покрыта кожа рыб?

    1. рыбы, живущие в море – морские,

    в реке - …               ,

    в озере - …                    ,

    в аквариуме - …

    1. котлеты из рыб – рыбные,

         суп - ..,

         икра - …,

         заливное - …,

          салат - …

    1. А знаешь ли ты, что…

    - дельфины и киты не рыбы, а морские животные;

    - есть рыбы, похожие на зверей: рыба-жаба, рыба-кролик, рыба-дракончик, рыба-собака, рыба-попугай.



    Предварительный просмотр:

    Осенью дни становятся короче и холоднее. Растения больше не цветут, с деревьев опадают листья. На деревьях и кустарниках много плодов и ягод. Урожай собрали и поля вспахали. Многие животные готовят запасы на зиму. Большинство птиц улетает в теплые края.

            

    «Осень»

     

    1. Вспомните и назовите основные признаки осени: (становится холоднее, идут дожди, колхозники убирают урожай овощей и фруктов, перелетные птицы улетают в теплые края…)            Как изменяется температура воздуха? Как изменяется цвет травы и листьев на деревьях? Что изменилось в одежде людей?

    1. запомни осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь.

    1. подберите слова, обозначающие действия:

                листья – что делают? – растут, летят, кружатся, опадают,   краснеют, желтеют..

                тучи – что делают? – собираются, плывут, летят…

                дождь – что делает? – льет, идет, крапает, хлыщет…

    1. Какой день называют дождливым, ветреным? Почему птицы   улетают в теплые края? Чем отличаются ранняя и поздняя  осень?

    1. Скажи со словами  «Мой, моя, моё, мои» - зонт, сапоги, плащ,    куртка,  шапка, сумка, ведро, лопатка,  грабли, гриб.



    Предварительный просмотр:

    «Овощи – фрукты»

    1. Назвать овощи: …
    2. Назвать фрукты: …
    3. Рассказать, где произрастают овощи…, фрукты… (в саду, в огороде)
    4. игра «4 – лишний»:

         апельсин, мандарин, лук, яблоко;

         баклажан, редис, груша, репа;

    картофель, абрикос, гранат, персик;  

    лимон, апельсин, яблоко, кабачок

    1. «Приготовим сок, компот»- из апельсинов – сок апельсиновый, из яблок – сок яблочный, из абрикосов – сок абрикосовый, из мандаринов – сок мандариновый, из слив – сливовый, из груш – грушевый…
    2. «Приготовим салат» - из моркови – салат морковный, из свеклы – салат свекольный, из капусты – салат капустный, из огурцов – салат огуречный…

    «Ягоды»

    1. Какие ягоды растут в саду…

     в лесу…

     на болоте…

     Когда созревают ягоды?

    Какие ягоды появляются первыми, какие – последними?

    Кто из зверей любит лакомиться ягодами?

        Какие ягоды называются лечебными, а какие нельзя есть?

        (ядовитые).

    1. назови все ягоды ласково…
    2.  а потом со словом «много»…
    3. скажи со словом «ягодный» - кисель,

    варенье                                компот                         джем

         повидло                               начинка                        мармелад

         мороженое                          сок.                                желе

    1. Варенье из малины: малиновое,

    из ежевики- ..                  , вишни - …                , смородины - …, клубники - …              , облепихи - …                , черники - …, рябины - …                  , калины - …                    , клюквы - … .

    1. Чем отличается малина от ежевики, черешня от вишни, клубника от земляники, смородина от рябины.



    Предварительный просмотр:

    Это цветы, которые растут в поле, на лугу, в лесу.

    Колокольчик


    Незабудки


    Василек

    В поле такого цветка не найду —

    Он на кустах расцветает в саду.

    Он розовый, он красный

    И разных сортов,

    Его называют царицей цветов.

    (Роза)


    Колосится в поле рожь. •  Там, во ржи, цветок

    найдешь. Ярко-синий и пушистый, Только жаль, что не

    душистый (Василек)

    «Цветы»

    1. Для чего выращивают цветы? Из каких частей они состоят? Как надо ухаживать за цветами?
    2. Где растут садовые цветы, полевые, комнатные цветы? Какие цветы растут у тебя дома?
    3. Назови свои любимые цветы…

    1.  Какие цветы любит твоя мама?

    1. Какого цвета бывают розы, гвоздики, тюльпаны, лилии, ирисы, маргаритки, астры, мимозы?
    2. Назови цветы со словами «1, 2, 5»
    3. «Скажи ласково» - цветок- …              , цветы - …           , стебель - …             , лист - …                  , листья - …                   букет - …
    4. как можно назвать букет ромашек – ромашковый,

    васильков - …                   , астр - …               , гвоздик - …           , маков - …

    1. Скажи со словом «цветочный» : аромат, клумба, магазин, ларек, семена, лепестки, рынок, поле, выставка, витрина, горшок, венок, луг, мед, улица.
    2. Придумай название улице, на которой растет много васильков (Васильковая),

    Ромашек -                          , роз-                      , фиалок-                    , тюльпанов-                        , гвоздик-               , клевера-                  , незабудок- …



    Предварительный просмотр:

    Кто на каждой картинке четвертый лишний? Раскрась.



    Предварительный просмотр:

    Что неправильно изобразил художник? Расскажи, что неправильно.



    Предварительный просмотр:

    Чьи следы? Соедини их стрелками с животными

    и птицами.

    Кто что любит? Соедини стрелками.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Речевой материал по лексическим темам для воспитанников старшей группы

    Речевой материал по основным лексическим темам для работы с воспитанниками -логопатами...

    Материал по лексической теме "Зимние забавы" (старшая-подготовительная группа)

    Материал включает в себя физкультминутки, пальчиковые и дыхательные гимнастики, стихи, чистоговорки, подвижные, народные и хороводные игры, спортивные упражнения...

    Речевой материал по лексическим темам для детей с нарушениями речи

    Учителя-логопеды детских садов знают, что иногда трудно подобрать материал для заучивания с детьми, у которых нарушены звуки. За многолетнюю практику накопилась подборка коротеньких стишков, в которых...

    Речевой материал по лексическим темам.

    Данный материал помодет учителям-логопедам в составлении недельного плана по каждой лексической теме....

    Речевой материал по лексической теме «Одежда» для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

    Речевой материал по лексической теме «Одежда» для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня...