Речевой материал по лексическим темам.
картотека по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Якуш Ирина Сергеевна

Данный материал помодет учителям-логопедам в составлении недельного плана по каждой лексической теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_logopeda.docx73.53 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема: «ДЕТСКИЙ САД»

Словарь и словообразование

Грамматический строй

Связная речь

Физминутка

Предметный словарь: Логопед, воспитатель, помощник воспитателя, их имена и отчества, названия предметов их труда, профессия, названия помещений группы.

 Глагольный словарь: Учить (говорить, читать, писать, считать, лепить, рисовать), заниматься, воспитывать, гулять, есть, спать, умываться, вытираться, помогать, раздавать, мыть, протирать.

Словарь признаков: Хорошая, ласковая, строгая, заботливая, добрая, послушный, старательный.

Словарь наречий: Красиво, правильно,    внимательно, дружно, аккуратно.

 Образование множественного числа существительных.

  • Игра «4-й лишний».
  • Что лишнее для работы?
  • Повара: плита, зеркало, половник, кастрюля.
  • Медсестры: градусник, ростомер, пианино, весы.
  • Музыканта: пианино, ноты, бубен, сковорода.
  • Прачки: ростомер, утюг, стиральный порошок, стиральная машина.

  • Игра «Кому что надо?».

Раздать детям предметные картинки (совок, градусник, кастрюля, мяч, пианино, книга, зеркало, утюг и т.д.). Затем спросить каждого ребенка:

 Игра «Кому это нужно ?».

Поставить на наборное полотно картинку с изображением книги сказок. Спросить:

Кому нужна книга? (Книга нужна воспитателю.)

 Игра «Где мы были — мы не скажем, а что видели — покажем».

Дети показывают, кто как трудится в детском саду. Водящий должен угадать, что делают дети и кто так трудится.

 Игра «Жмурки с колокольчиком».

Сделать с детьми круг. Выбрать водящего и поставить его в середину круга. Завязать водящему глаза косынкой, несколько раз повернуть на месте. Дать в руки какому-нибудь ребенку колокольчик. Предложить детям сказать хором: «Слушай, слушай! Не зевай! Где звенит, угадай!» Водящий должен найти ребенка, который звенит колокольчиком. Найденный ребенок становится водящим. Игру повторить 2—3 раза.

Упражнения с грецким орехом или шариком су-джок для развития мелкой моторики кистей рук: 2-3 упражнения по выбору логопеда.

Лексическая тема: «ИГРУШКИ»

Словарь и словообразование

Грамматический строй

Связная речь

Физминутка

Предметный словарь: Игрушки, кукла, машина, грузовик, пирамидка, мяч, юла, кубики, зайка, матрешка, шары, резина, дерево, мех, плющ, пластмасса, железо, дом, дорога, паровозик.

Глагольный словарь: Играть, катать, бросать, подбрасывать, крутить, вращать, нагружать, разгружать, купать, мыть, строить, надувать, разбирать, собирать, спать, кормить, качать, причесывать, одевать, переодевать, убирать.

Словарь признаков: Большой, маленький, разноцветный (и другие цвета), резиновый, плюшевый, меховой, деревянный, железный, пластмассовый, круглый, квадратный и т.д.

Предлоги: ИЗ, В, С.

 Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных: мяч — большой.

  • Образование множественного числа существительных. Шар -

шары.

  • Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Одна матрешка; моя кукла; много мячей.
  • Предложно-падежное управление. (Родительный, Дательный, Творительный, Предложный падежи.) Из чего сделаны игрушки? (Предлог «из»: из палстмассы). С чем играют? (предлог «с»: с машинкой, с мячом). Убери игрушки, (предлог «в»: в ящик)
  • Загадки-описания. Описательные рассказы.

Сравнительно-описательные рассказы.

  • Рассказы по темам:

Моя любимая игрушка.

Сказка о любой игрушке.

Как ты играешь куклой, машинкой?

 

Девочки и мальчики, прыгайте, как мячики (Дети выполняют подскоки на двух ногах, руки на поясе.)

Мы милашки, куклы-неваляшки (Наклоны в стороны)

Раз-два, раз-два - покружитесь, как юла! (Дети кружатся на месте.)

Лексическая тема: «ОСЕНЬ»

Словарь и словообразование

Грамматический строй

Связная речь

Физминутка

Предметный словарь: Время года, осень, зима, весна, лето, сезон, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяц, туча, дождь, погода, листопад, грязь, земля, сырость, сапоги, плащ, куртка, перчатки, свитер, зонт, грибник, урожай.

Глагольный словарь: Наступать, моросить, накрапывать, лить, дуть, срывать (листья), опадать, облетать, кружиться, шелестеть, хмуриться, расписать, пожухнуть, вянуть, краснеть, желтеть, засыхать, засыпать, собирать.

Словарь признаков: Осенний, пасмурный, прохладный, хмурый, унылый, серые (дни), промозглый, мокрый, проливной, моросящий, косой, золотая, рыжий, поздняя, дряхлый, могучий, высокий, низкий, старый, молодой.

Словарь наречий: Мокро, сыро, ненастно, пасмурно, хмуро, дождливо, холодно, рано, поздно, ярко, солнечно, ветрено, высоко, низко, пышно, редко.

 Дидактическая игра «Скажи наоборот» (подбор антонимов: ярко- тускло, ранний - поздний и др.. см. расширение словарного запаса).

 Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных: лист – осенний.

 Образование множественного числа существительных

Составление описательного рассказа «Осень» с использованием схематичного плана. Подробный пересказ рассказа «Лес осенью» (по

Г. Скребицкому и В. Чаплиной)

 «Деревья»:

Ветер дует нам в лицо, Дети обмахивают руками лицо.

Закачалось деревцо. Поднимают руки вверх, наклоняют туловище влево - вправо.

Ветер дует тише, тише. Опускают руки, приседают на корточки.

Деревце растёт всё выше, выше. Тянутся на носочках, руки вверху.

Ветер сильный набежал, Энергично машут руками.

Много листиков сорвал. Перебирая пальцами, опускают руки.

Развитие мелкой моторики: Выкладывание по образцу листьев разной конфигурации из мелкой мозаики, гороха, пуговиц.

                     Лексическая тема: «ДЕРЕВЬЯ»

Словарь и словообразование

Грамматический строй

Связная речь

Физминутка

Предметный словарь: Время года, осень, листопад, грязь, земля, сырость, деревья, куст, листья, ковёр (из листьев), берёза, дуб, осина, рябина, ясень, липа, тополь, клён, лиственница, ель, сосна, ива, каштан, жёлудь, ствол, кора, корень, ветка, крона, сук, листва, древесина, пень, шишка, хвоя, крона, плод, семена.

Глагольный словарь: Срывать (листья), опадать, облетать, кружиться, шелестеть, хмуриться, вянуть, краснеть, желтеть, засыхать, засыпать, дуть, расти, цвести, шуметь.

Словарь признаков: Рыжий, поздняя, дряхлый, могучий, высокий, низкий, старый, молодой, узкий, широкий, пышный, трухлявый.

Словарь наречий: Мокро, сыро, ярко, солнечно, ветрено, высоко, низко, пышно, редко.

 Образование множественного числа существительных

 Дидактическая игра «Сосчитай листочки» (согласование числительных 1, 2, 5 с существительными).

 Дидактическая игра «В лесу» (упражнение в образовании мн. числа существительных и их употреблении в именительном и родительном падежах).

Пример: У дома растёт берёза, а в лесу растут…(берёзы). В лесу много…(берёз).

 Дидактическая игра «С какого дерева, чей листочек?» (образование относительных прилагательных; согласование прилагательных с существительными: Это лист берёзы, значит, это берёзовый лист).

Загадки – описания. Рассказы по темам: Как семечко превратилось в деревце?

Зачем нужны деревья?

 «Деревья»:

Ветер дует нам в лицо,

Дети обмахивают руками лицо.

Закачалось деревцо.

Поднимают руки вверх, наклоняют туловище влево - вправо.

Ветер дует тише, тише.

 Опускают руки, приседают на корточки.

Деревце растёт всё выше, выше. Тянутся на носочках, руки вверху.

Ветер сильный набежал, Энергично машут руками.

Много листиков сорвал. Перебирая пальцами, опускают руки.

Развитие мелкой моторики: Выкладывание по образцу листьев разной конфигурации из мелкой мозаики, гороха, пуговиц.

          Лексическая тема: «Книжкина неделя»

Словарь и словообразование

Грамматический строй

Связная речь

Физминутка

Предметный словарь: книга, журнал, библиотекарь, полки, стеллаж, газеты, обложка, шрифт, иллюстрация, картинка, книголюб, читатель, каталог, формуляр.

Глагольный словарь: читать, сдавать, брать, искать, записываться, смотреть, интересоваться, класть, беречь, клеить, доставать, оформлять.

Словарь признаков: детская, взрослая, художественная, библиотечная, научная, интересная, красочная, любознательный, читающий, аккуратный, внимательный, захватывающая. Словарь наречий:   ярко,  красочно, интересно.

 Образование множественного числа существительных Дидактическая игра: «Много - один»

Много библиотек – одна библиотека;

Много книг – одна …;

 Дидактическая игра «Сосчитайгероев сказок» (согласование числительных 1, 2, 5 с существительными).

Дидактическая игра «Подбери признак»  

Книга (какая?) - …;

Писатель (какой?) -  …;

Сказка (какая?) - …;

Предложите ребёнку выполнить действия с книгой

Положи книгу на стол, в стол, под стол;

Достань книгу из сумки, с полки, из-за ..., из-под 

Дидактическая игра: «Как сказать по-другому»

Василиса – прекрасная … (красивая, очаровательная, ненаглядная)

Мороз - …  (крепкий, трескучий, жгучий).

Стихи для заучивания

В библиотеке жили мышки

В библиотеке жили Мышки,

До дыр зачитывали книжки.

Библиотечные тома

Им были по душе весьма.

Но поселился там некстати

Один усатенький приятель.

Он книжек, правда, не читал,

Но Мышек очень почитал.

С тех пор

В библиотеке

Мышки

Уж не читают больше

Книжки.

Инсценировка.
«Две книжки»

Пословицы, поговорки о книгах.

СКАЗОЧНАЯ ЗАРЯДКА
Слушай, сказочный народ,
Собираемся на сход.
Поскорее в строй вставайте
И зарядку начинайте. (Потягивание.)
Потягушка, потянись!
Поскорей, скорей проснись!
День настал давным-давно,
Он стучит в твое окно.

МЫ ЧИТАЕМ.

Открывай скорее книжку!

В книжке мошка, мышка, мишка,

В книжке мячик круглый бок:

вверх-вниз, прыг=скок.

В книжке зонт, открой и пой,

Лупит дождь, а ты сухой!

Киска в книжке близко-близко.

На цветной картинке киску

Долго глажу я рукой-

Ведь у киски мех такой!

Лексическая тема: «Лесные подарки (грибы, ягоды)»

Словарь и словообразование

Грамматический строй

Связная речь

Физминутка

Предметный словарь: лес, поляна, опушка, пень, мох, корзина, грибник, куст, гриб, боровик, подосиновик, подберёзовик, мухомор, маслёнок, сыроежка, лисичка, опёнок, поганка, ножка, шляпка, грибница, болото, ягода, клубника, смородина, крыжовник, малина, земляника, черника, брусника, клюква, ежевика, рябина,  компот, варенье, сироп, маринад, соленье, джем, желе, салат.

 Глагольный словарь: расти, собирать, готовить, варить, жарить, резать, сушить, солить, мариновать, стоять, прятаться, краснеть, вырастать, заблудиться, аукать.

Словарь признаков: грибной (дождь, лето, поляна, год), рыхлый (гриб), мочёный, варёный, сушёный, жареный, солёный, маринованный, белый, рыжий, маленький, старый, съедобный, несъедобный, ядовитый, кислый, ароматный, душистый, садовая, лесная, малиновый, крыжовенное, брусничный, земляничный, клюквенный, червивый.

Словарь наречий: рядом, далеко, близко, вкусно.

 Дидактическое упражнение «Продолжи предложение» (активизация, обогащение словаря, закрепление падежных окончаний существительных в косвенных падежах, правильное употребление простых предлогов. Пример: Мы пошли в лес за опятами, маслятами… (лисичками, волнушками и т.д.). В лесу растёт много волнушек,… Грибы растут в лесу, (в чаще, на опушке, вокруг пней и деревьев, во мху, в траве…). Грибы можно сорвать, срезать…(положить в корзину, почистить, порезать, посушить…).

  Дидактическое упражнение «Объясни словечко»: подосиновик, подберёзовик, боровик, моховик, мухомор, рыжик, волнушка, черника.  Дидактическая игра «Какое варенье?» (правильное употребление относительных прилагательных: клюквенное, смородиновое и др.)

Выучить скороговорку:

У пеньков опять пять опят. Пересказывать по вопросам: Где растёт ягода?  Какие ещё ягоды растут в лесу? Как они растут? Какая ягода невидима сверху?

 «Где вы были?»

Ножки, ножки, где вы были? (ходьба на месте) 

За грибами в лес ходили. (Присели, «собирают» грибы)

 Что вы, ручки, работали?

Мы грибочки собирали.

А вы, глазки, помогали?

 Мы искали да смотрели,

Все пенёчки оглядели. (Смотрят из-под руки, поворот влево - вправо). 

Развитие мелкой моторики 

Пальчиковая гимнастика «Грибы»: 

Топ-топ – пять шагов, Дети «шагают» пальчиками по столу

 В туесочке пять грибов. Переплели пальцы обеих рук – туесочек, большие пальцы – ручка; показали 5 пальцев правой руки. Мухомор красный - гриб опасный.

А второй – лисичка, рыжая косичка.

Третий гриб – волнушка, розовое ушко.

А четвёртый гриб – сморчок, бородатый старичок.

Пятый гриб – белый, ешь его смело! На каждое двустишие дети разгибают по одному пальчику, начиная с мизинца, на одной, затем на обеих руках.

Лексическая тема: «ОВОЩИ»

Словарь и словообразование

Грамматический строй

Связная речь

Физминутка

Предметный словарь: огород, огородник, овощи, овощерезка, урожай, грядки, рассада, теплица, посадка, сорняк, капуста, картошка, свёкла, редиска, репа, редька, лук, чеснок, фасоль, перец, бобы, горох, баклажан, кабачок, морковь, огурец, стручок, кочан, ботва, куст, «вершки», «корешки», борщ, салат, рагу.

Глагольный словарь: вырастить, сорвать, выдернуть, выкопать, срезать, натереть, сажать, шинковать, грузить, созревать, цвести, собирать, солить, квасить, полоть, мыть.

Словарь признаков: овощной, красный, зелёный, жёлтый, фиолетовый, бордовый, крупный, мелкий, круглый, овальный, треугольный, вытянутый, гладкий, шершавый, горький, сладкий, солёный, кислый, квашеный, толстый, крепкий, зрелый, ранний, поздний.

Словарь наречий: рано, поздно, мелко, крупно.

  Дидактическая игра «Слова-неприятели» (подбор антонимов по теме: ранний - поздний, крупный - мелкий, горький - сладкий и др.)

 Дидактическая игра «Крупный - мелкий» (употребление существительных с уменьшительно-ласкательным значением).

 Дидактическое упражнение «Подбери слово» (подбор однородных прилагательных к существительным: огурец какой? (овальный, зелёный, мелкий, твёрдый, шершавый, водянистый, крупный, вкусный…).

 Дидактическая игра «Соберём урожай» (усвоение глаголов с различным значением: Я срезаю капусту. – Я дёргаю морковь. – Я снимаю огурцы. – Я копаю картошку и др.)

Составление простых предложений с однородными определениями (Таня ест крупный красный сочный вкусный помидор). Составление описательных рассказов и загадок-описаний об овощах по плану-схеме.

«Урожай»

 В огород пойдем, Урожай соберем. (Идут по кругу, взявшись за руки.)

Мы морковки натаскаем («Таскают».)

 И картошки накопаем. («Копают».) 

Срежем мы кочан капусты, («Срезают».)

Круглый, сочный, очень вкусный, (Показывают круг руками — 3 раза.) 

Щавеля нарвем немножко («Рвут».) 

И вернемся по дорожке. (Идут по кругу, взявшись за руки)

Развитие мелкой моторики 

Выкладывание из различных материалов (мозаики, гороха, шнурков и др.) контуров овощей.

Пальчиковая игра «Капуста» 

Мы капусту рубим, Дети выполняют «рубящие» движения двумя руками. 

Мы капусту трём. Дети потирают ладони друг о друга.

Мы капусту режем, Выполняют режущие движения ведущей рукой.

 Мы капусту мнём. Синхронно сжимают-разжимают кулачки обеих рук.

    Лексическая тема: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

Словарь и словообразование

Грамматический строй

Связная речь

Физминутка

Предметный словарь: птицы, ласточка, журавль, грач, скворец, лебедь, стриж, аист, жаворонок, дрозд, соловей, кукушка, стая, косяк, клин, вереница, перья, оперение, пух, крыло, хвост, клюв, лапа, яйца, птенцы, гнездо

Глагольный словарь: петь, щебетать, кричать, курлыкать, кружить, летать, вить, высиживать, кормить, клевать, зимовать

Словарь признаков: пуховый, журавлиный, утиный, лебединый, гусиный, лебединая (песня, верность), перелётные, насекомоядные, водоплавающие, заботливый, крылатый, голосистый, длинношеяя

Словарь наречий: громко, быстро, холодно, рано (раньше), поздно (позже)

  Дидактическое упражнение «Объяснялки»: водоплавающие, насекомоядные. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

 Дидактическое упражнение «Как улетают птицы?» (гуси, утки, лебеди улетают вереницей; ласточки, грачи, скворцы – стаей;

 Дидактическая игра «Назови птенца» (у грача – грачонок; грачата; у кукушки кукушонок, кукушата и т.д.).

Дидактическая игра «Чьи крылья?» (образование и употребление в речи притяжательных прилагательных: утиные, лебединые и т.д.).

 Заучивание стихотворения (по выбору)

 Пересказ рассказа «Перелётные птицы» по опорным картинкам.

«Птички»

 Птички прыгают, летают

(Дети прыгают)
Крошки птички собирают.(«клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили  (изображают)
Птички летают, поют

 (машут руками)
Зёрнышки клюют

(наклоняются)
Дальше полетели,
И на место сели.  

(улетают», садятся)

        Лексическая тема: «Урожай»

Словарь и словообразование

Грамматический строй

Связная речь

Физминутка

Предметный словарь: сад, фрукты, плод, абрикос, персик, банан, яблоко, груша, слива, хурма, киви, гранат, апельсин, мандарин, лимон, ананас, виноград, кисть, лоза, дерево, черенок, кожура, косточка, варенье, мармелад, джем, повидло, компот, сок, желе, садовник, посадка, урожай, витамины, здоровье, ломтик, долька, кусочек, вкус, начинка, сухофрукты, изюм.

Глагольный словарь: расти, созревать, снять, сорвать, варить, сажать, резать, чистить, цвести, ухаживать, собирать, мыть, есть.

Словарь признаков: румяный, душистый, ароматный, кислый, сладкий, крупный, мелкий, гладкий, шероховатый, полезный, вкусный, красный, зелёный, фиолетовый.

Словарь наречий: вкусно, кисло, сладко, много, мало, горько, пресно.

  Дидактическая игра «Скажи наоборот» (подбор и точное употребление антонимов по теме: поздний - ранний, кислый - сладкий, полезный - вредный, высоко-низко, чистый - грязный, крупный - мелкий, гладкий - шероховатый, зрелый - зелёный и др.).

 Дидактическая игра «Что с чем рядом» (закрепление употребления в речи предложных конструкций и существительных в творительном падеже.) Образец: «Рядом с яблоком груша и слива».

 Дидактическая игра «Магазин» (закрепление относительных прилагательных по теме). Образец: «Я куплю апельсиновый сок».

Составлять предложения с однородными членами - признаками фруктов. Составлять описательные рассказы и описательные загадки с опорой на план-схему. Составить рассказ по вопросам к сюжетной картинке, придумать ему название и пересказывать.

«В саду»:

 По тропинке в сад пойдем, в сад пойдем, в сад пойдем.

Урожай там соберем, соберем, соберем. Дети водят хоровод.

С ветки яблоки сорвем  Тянутся вверх на носочках.

И в корзинку отнесем. Наклоняются. 

По тропинке в сад пойдем, в сад пойдем, в сад пойдем.

Урожай там соберем, соберем, соберем. Хоровод. 

С ветки груши мы сорвем Тянутся вверх на носочках.

И в корзинку отнесем. Наклоняются. 

По тропинке в сад пойдем, в сад пойдем, в сад пойдем.

Урожай там соберем, соберем, соберем. Урожай там соберем, соберем, соберем

И домой все отнесем, отнесем, отнесем.

Лексическая тема: «Зимующие птицы»

Словарь и словообразование

Грамматический строй

Связная речь

Физминутка

Предметный словарь: голубь, сорока, ворона, галка, воробей, синица, снегирь, сова, дятел, сойка, куропатка, овсянка, рябчик, тетерев, глухарь, названия частей тела птиц, кормушка, корм, сало, зерно, ягоды.

Глагольный словарь: летать, искать, кормиться, клевать, каркать, ворковать, чирикать, нахохлиться, зимовать, голодать, смастерить, повесить, насыпать, подкармливать. 

Словарь признаков: зимующие, взъерошенный, нахохлившийся, голодный, серый, шустрый, красногрудый, желтогрудые, пёстрый.

Словарь наречий: холодно, голодно, морозно.

   «Какое слово не подходит?»: голубь, голубок, голубизна, голубка, голубятня; сова, совушка, совет, совиный.

 «Назови ласково» (упражнение в образовании слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами, согласование прилагательных с существительными): чёрное перо – чёрненькое пёрышко, серая спина – серенькая спинка, пёстрые крылья – пёстренькие крылышки.

 «Что могут птицы?» (упражнение в правильном употреблении приставочных глаголов от глагола «летать»; составление предложений с приставочными глаголами).

 «Кто у кормушки?» (согласование числительных с существительными и прилагательными: У кормушки два голодных воробья.)

Работа с деформированным текстом с последующим пересказом по опорным картинкам:

- Зима, снежная, холодная, придти.

-Снег, деревья, лежать, на, дома, земля

– Птицы, крошки, не могут, снег, под, найти

 - Дети, решили, птицы, помочь –Дети, кормушка, большая, смастерить и т. д.

«Воробей»:

Среди белых голубей

 (Идут по кругу, заложив руки за спину),

Скачет шустрый воробей.

(В центре круга один ребёнок подпрыгивает на корточках).

Воробушек-пташка, Серая рубашка.

 (Образуют плотный круг, идут приставным шагом).

Откликайся, воробей, Вылетай-ка, не робей! «Воробей» пытается «вылететь», А «голуби» его не пускают.

Лексическая тема: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Словарь и словообразование

Грамматический строй

Связная речь

Физминутка

Предметный словарь: животные, корова, бык, лошадь, конь, коза, кролик, собака, пёс, кошка, кот, свинья, кабан, овца, баран, козёл, осёл, названия детёнышей животных, грива, вымя, копыта, когти, рога, хвост, морда, шерсть, табун, стадо, пастух, сено, свинарка, доярка, конюх, конюшня, хлев, конура (будка), польза.

Глагольный словарь: мяукать, лаять, рычать, мычать, хрюкать, ржать, прыгать, бегать, скакать, есть, грызть, жевать, лакать, пить, кормить, сторожить, охранять, ласкаться, кусаться, пастись, облизывать. Словарь признаков: пушистый, гладкий, рогатый, свирепый, ласковый, злобный, упрямый, крупный, мелкий, полезный, длинный, короткий, густой, умный, быстрый, копытные, молочные, бодливые, мясные Словарь наречий: быстро, медленно, жалобно, полезно, тепло.

 «Кто кем будет?» (закрепление названий детёнышей домашних животных, развитие логического мышления, употребление существительных в творительном падеже).

 «Кто хозяин?» (употребление притяжательных прилагательных, их согласование с существительными в роде и числе: лошадиный хвост – лошадиное ухо– лошадиная голова – лошадиные копыта).

 «Кто чем питается?» «Кто где живёт?» «Кто чем защищается?» (активизация словаря, употребление предложно-падежных конструкций).  «Кто как голос подаёт?» (активизация глагольного словаря).

Заучивание стихотворения по теме (по выбору). Составление сравнительно-описательных рассказов с опорой на схему (коза-корова; кошка-собака и другое). Пересказ с элементами драматизации сказки «Спор животных» (с опорой на предметные картинки) Корова, лошадь и собака заспорили между собой, кого хозяин больше любит. - Конечно, меня, - говорит лошадь, - я ему плуг и борону таскаю, дрова из леса вожу, хозяин на мне в город ездит. - Нет, хозяин любит больше меня. – говорит корова. – я всю его семью молоком кормлю. - Нет, меня, - ворчит собака. – Я хозяйское добро стерегу. Услыхал хозяин этот спор и говорит: - Не спорьте, все вы мне нужны, и каждый хорош на своём месте!»

Пальчиковая гимнастика

Кусается сильно котёнок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

 (Дети бельевой прищепкой поочерёдно «кусают» ногтевые фаланги от указат. пальца к мизинцу и обратно на ударные слоги стиха). 

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, Скажу тебе: «Кыш!»

(Смена рук; повторение движений с прищепкой).

Котик усатый по садику бродит,

А козлик рогатый за котиком ходит.

Лапкою котик помадит свой ротик,

А козлик седою трясёт бородою.

(Импровизация движений согласно тексту).

Лексическая тема: «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»

Словарь и словообразование

Грамматический строй

Связная речь

Физминутка

Предметный словарь: Курица, петух, утка, селезень, гусь, гусыня, индюк, индюшка, их птенцы и части тела, польза, питание; птичница, птицеферма, двор, курятник, птичник, птицы.

Глагольный словарь: кормить, ухаживать, поить, приносить, жить, плавать, клевать, искать, помогать, гоготать, кукарекать, крякать, бормотать, квохтать, кудахтать. Словарь признаков: маленький, пушистый, птичий пушистый, гладкий,  свирепый, ласковый, злобный, упрямый, крупный, мелкий, полезный, длинный, , умный, быстрый,  

Словарь наречий: быстро, медленно, жалобно, полезно, тепло.

 «Кто кем будет?» (закрепление названий детёнышей домашних птиц, развитие логического мышления, употребление существительных в творительном падеже).

 «Кто чем питается?» «Кто где живёт?» «Кто чем защищается?» (активизация словаря, употребление предложно-падежных конструкций).  «Кто как голос подаёт?» (активизация глагольного словаря).

Заучивание стихотворения по теме (по выбору). Составление сравнительно-описательных рассказов с опорой на схему (коза-корова; кошка-собака и другое). Пересказ с элементами драматизации сказки «Спор животных» (с опорой на предметные картинки) Корова, лошадь и собака заспорили между собой, кого хозяин больше любит. - Конечно, меня, - говорит лошадь, - я ему плуг и борону таскаю, дрова из леса вожу, хозяин на мне в город ездит. - Нет, хозяин любит больше меня. – говорит корова. – я всю его семью молоком кормлю. - Нет, меня, - ворчит собака. – Я хозяйское добро стерегу. Услыхал хозяин этот спор и говорит: - Не спорьте, все вы мне нужны, и каждый хорош на своём месте!»

Пальчиковая гимнастика

Кусается сильно котёнок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

 (Дети бельевой прищепкой поочерёдно «кусают» ногтевые фаланги от указат. пальца к мизинцу и обратно на ударные слоги стиха). 

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, Скажу тебе: «Кыш!»

(Смена рук; повторение движений с прищепкой).

Котик усатый по садику бродит,

А козлик рогатый за котиком ходит.

Лапкою котик помадит свой ротик,

А козлик седою трясёт бородою.

(Импровизация движений согласно тексту).

                              Лексическая тема: «ОВОЩИ – ФРУКТЫ»

Словарь и словообразование

Грамматический строй

Связная речь

Физминутка

 Закрепление лексики, отработанной по темам «Овощи», «Фрукты».

Дидактическая игра «В саду или в огороде» (составление сложных предложений с противительным союзом «а»).

 Дидактическая игра «Четвёртый лишний» (составление сложноподчинённых предложений с союзом «потому что»).

 Дидактическая игра «Бабушкины заготовки» (употребление относительных прилагательных; образование отглагольных прилагательных: солить - солёный, мариновать - маринованный, жарить - жареный, печь - печёный, консервировать - консервированный и их употребление).

  Дидактическая игра «Собираем урожай» (составление предложений с предлогами НА, С, В, ИЗ, ПОД).

 Употреблять в речи сложные предложения с союзами «а», «потому что».

  Составлять сравнительные описательные рассказы с опорой на план-схему.

Координация речи с движением, подвижная игра «В огороде и в саду»:

 Овощи и фрукты – Вкусные продукты.

 В огороде и в саду

Для еды я их найду.

Развитие мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика «Компот»:

Будем мы варить компот.

 Фруктов нужно много. Вот: Левая ладошка - «ковшиком», правой «мешают».

Будем яблоки крошить,

 Грушу будем мы рубить,

 Отожмём лимонный сок,

 Слив положим и песок.

 Загибают пальчики на правой руке, начиная с большого.

 Варим, варим мы компот.

 Угостим честной народ.

 Дети опять «варят» и «мешают».

Лексическая тема: «Тело человека»

Словарь и словообразование

Грамматический строй

Связная речь

Физминутка

Предметный словарь: голова, лоб, ухо, нос, глаз, рот, губы, зубы, язык, щека, бровь, ресницы, веко, ноздря, затылок, подбородок, волосы, стрижка, причёска, чёлка, шея, туловище, грудь, живот, спина, рука, плечо, локоть, ладонь, кисть, палец. Ноготь, нога, колено, пятка, ступня, мышцы, кости; мыло, щётка, паста, полотенце, расчёска, зеркало, мочалка, мыльница, гигиена.

 Глагольный словарь: дышать, смотреть, ходить, сгибать, слышать, нюхать, петь, чистить, полоскать, бегать, прыгать, топать, хлопать, хмурить, моргать, морщиться, жмуриться, прищуриться, мыть, расчёсывать,  стричь, болеть, лечить, улыбаться, смеяться,  поворачивать, кивать, полоскать, умываться.

Словарь признаков:  высокий, низкий, длинный, короткий, курносый, левый, правый, здоровый, болезненный, чистый, грязный, смелый, кудрявый, лохматый, симпатичный, сильный, слабый, взрослый, детский, бледный, загорелый, смуглый, стройный, сутулый, длинноволосый, длинноногий, синеглазый, широкоплечий. Словарь наречий: слева, справа, грустно, весело, чисто, аккуратно, страшно,  грязно, быстро, медленно, высоко, рано, быстро, легко, мягко, забавно, заботливо, удобно, необходимо.

 Дидактическая игра «Один-много» (образование множественного числа существительных).

 Дидактическая игра «Я и гномик» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

 Дидактическая игра «Чей? Чья? Чьё? Чьи?» (согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои).

 Дидактическая игра «Один-два-пять» (согласование числительных с существительными).

 Дидактическая игра «Спроси-ответь» (упражнять детей в умении задавать вопросы и отвечать на них полными предложениями).

 Дидактическое упражнение «Наблюдаем, рассказываем» (составление описательных рассказов по схематичному плану).

Дидактическая игра «Командиры»

(упражнение на освоение схемы собственного тела)

«Пальчики»

  Раз-два три-четыре-пять-

  Вышли пальчики гулять.

  Раз-два-три-четыре-пять

  В домик спрятались опять.          

«Мы считаем»

     Можно пальчики читать:

  Раз, два, три, четыре, пять

  На другой руке - опять:

  Раз, два, три, четыре, пять

   Поочередно разгибать все

   пальцы, начиная с мизинца,

   затем сгибать их в том же

   порядке.

.

Лексическая тема: «Одежда, обувь, головные уборы»

Словарь и словообразование

Грамматический строй

Связная речь

Физминутка

Предметный словарь: одежда, ателье, фабрика, швея, сапожник, магазин, пальто, плащ, куртка, шуба, комбинезон, брюки, джинсы, юбка, платье, сарафан, свитер, джемпер, кофта, рубашка, футболка, шорты, майка, трусы, колготки, гольфы, носки, шапка, берет, кепка, бейсболка, шляпа, панама, платок, косынка, варежки, рукавицы, перчатки, шарф, сапоги, ботинки, кроссовки, туфли, босоножки, кеды, валенки, галоши, нитки, иголка, спицы, мулине, названия частей одежды, обуви, головных уборов.

Глагольный словарь: надевать, одевать, обувать, чистить, гладить, стирать, пачкать, шить, вязать, вышивать, чинить.

 Словарь признаков: зимний, осенний, демисезонный, женский, мужской, детский, удобный, тёплый, нарядный, повседневный, чистый, грязный, выглаженный, выстиранный, шерстяной, трикотажный, меховой, вельветовый, кожаный, резиновый, лёгкий, верхняя, нижняя, головной (убор).

 Словарь наречий: мал, велик, нарядно, красиво, опрятно, аккуратно.

   «В ателье», «На швейной фабрике», «В сапожной мастерской» (активизация и обогащение словарного запаса детей, составление простых распространённых предложений).

  «Какой, какая, какое, какие?» (упражнение в правильном употреблении относительных прилагательных).

  «Назови лишний предмет» (дифференциация одежды-обуви-головных уборов; частей и целого).

  Заучивание стихотворения по теме (по выбору)

 Составление описательных рассказов о предметах одежды, обуви, головных уборов по схематичному плану.

 Составление сравнительных рассказов с использованием схематичного плана.

    «Путаница» (усвоение связи слов в простых распространённых предложениях). Образец: Таня, платье, на, цветок, белый, вышивать – Таня вышивает на платье белый цветок.

«Шляпка для Лили»

Девочке Лиле

(Ритмичные хлопки руками)

Шляпку подарили.

(Поднимают над головой округлённые руки со сцепленными в «замок» пальцами).

На шляпке у Лили

(Волнообразные движения руками сверху вниз) Ленточка с лилией.

(Складывают ладони в форме цветка). Пальчиковая гимнастика «Ботинки»

Всюду, всюду мы вдвоём неразлучные идём. (Средний и указательный пальчики шагают по столу).

Мы гуляем по лугам,

По зелёным берегам.

 Вниз по лестнице сбегали,

 Вдоль по улице шагали.

(Дети загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку).

После лезем под кровать,

Будем там тихонько спать.

Кладут ладони на стол.

Лексическая тема: «Пришла зима»

Словарь и словообразование

Грамматический строй

Связная речь

Физминутка

Предметный словарь: названия времён года, зимних месяцев, пурга, метель, вьюга, мороз, стужа, узор, снег, лёд, наст, сугроб, оттепель, снежинка, снеговик, сосулька, пороша, позёмка, гололёд, снегопад, лыжи, лыжня, коньки, каток, снегоход, снегокат, санки, каток, снежки, Новый год, кормушка, названия зимующих птиц, кормушка, иней, буран, следы, повадки (животных в лесу).

Глагольный словарь: падать, покрывать, ложиться, лепить, скользить, украшать, заметать, морозить, замерзать, ехать, взбираться, кружиться, праздновать, блестеть, искриться, хрустеть, зимовать, рисует (узоры), капать, таять, леденеть, замирать (о природе).

 Словарь признаков: холодный, морозный, искристый, блестящий, хрупкий, резной, лёгкий, рассыпчатый, белый, глубокий, мягкий, нарядный, рыхлый, липкий, мокрый, зимний, трескучий, прозрачный, ледовый, ледяной, снежный.

 Словарь наречий: холодно, голодно, морозно, зябко, празднично, нарядно, красочно.

     «Какой? Какая? Какое? Какие? (подбор признаков к словам: ЗИМА, СНЕГ, ЛЁД, СНЕЖИНКА и др.)

   «Чего не бывает зимой?» (закрепление признаков зимы, усвоение категории родительного падежа существительных)

     «Зимние забавы» (употребление приставочных глаголов: на-, за -,

от -, пере-, у-, объ-ехал; от-, за-, у-, при-, пере-катился; закрепление употребления пространственных предлогов)

 «Закончи предложение» (составление сложных предложений со значением противопоставления; согласование числительных с существительными. У Светы одни санки, а у двойняшек (двое санок). У Светы одни лыжи, а у двойняшек две пары (лыж). У Светы одни коньки, а у двойняшек (две пары коньков).

 Повторение, заучивание (на выбор) стихов по теме;

 Составление рассказа «Зима» с опорой на схему.

Пальчиковая гимнастика Упражнение с маленькими пластмассовыми крышками «На лыжах»

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной поры!

(Ритмично двигаются «на лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог).

Речевая подвижная игра «Зимой». Импровизация движений.

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.

 По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим. На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.

И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы. Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.

    Лексическая тема: «Посуда»

Словарь и словообразование

Грамматический строй

Связная речь

Физминутка

Предметный словарь: посуда, тарелка, сервиз, чашка, стакан, кружка, блюдце, вилка, ложка, нож, чайник, поварёшка, кастрюля, сковорода, дуршлаг, ковш, сито, тёрка, мясорубка, скалка, противень, кофейник, миска, ваза, кувшин, графин, носик, ручка, крышка, стенка, дно.

 Глагольный словарь: готовить, варить, жарить, печь, тушить, чистить, мариновать, кипятить, месить, лепить, греть, взбивать, мазать, отрезать, нарезать, остудить, подогреть, чистить, резать, разбивать, вытирать, мыть, накладывать, накрывать, кушать, есть, тереть, просеивать, завтракать, обедать, ужинать.

Словарь признаков: хрупкая, прочная, новая, красивая, удобная, стеклянная, чугунная, металлическая, фарфоровая, кухонный, столовый, чайный, глубокий, мелкий, обеденный.

Словарь наречий: вкусно, сладко, горячо, кисло, горько, красиво, удобно, чисто.

   «Объяснялки» (обогащение словаря, развитие словесно-логического мышления:  маслобойка, кофемолка, мясорубка, прихватка, домохозяйка).

∙ «Чего не хватает?» (употребление существительных в родительном падеже. У чайника нет носика.)

∙ «Назови одну» (фасолина, горошина, виноградина, картофелина, макаронина, изюмина, мармеладина)

∙ «Где живут продукты?» (обогащение словаря, образование слов при помощи суффиксов: сахар – сахарница; сухарь – сухарница; селёдка – селёдочница; хлеб – хлебница; конфета – конфетница; перец – перечница; масло – маслёнка, соль – солонка).

∙ «Какой? Какая? Какое? Какие?» (образование и употребление относительных прилагательных: металлический, фарфоровый, глиняный, хрустальный.

Заучивание стихотворения по теме (по выбору).

 Составление с опорой на схему сравнительно- описательных рассказов о предметах посуды (чайник и кофейник; тарелка и блюдце и др.)

Пересказ сказки по вопросам и придумывание аналогичной о каком- либо предмете посуды Сказка о чайнике.

 Жил-был чайник. У него была семья – посуда. Чайник был пузатый-препузатый. У него была ручка, крышка и маленький носик с одной ноздрёй. Чайник был железный и очень полезный. Люди его любили и чай из него пили. Л.Н.Смирнова Вопросы к сказке: С кем жил чайник? – Какой он был по размеру? – Какие части есть у чайника? – Из чего сделан чайник? – Почему его любили люди?

 Подвижная игра «Чайник»

 Я – чайник, ворчун, Хлопотун, сумасброд, Дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника, другую держат на поясе. Я вам напоказ выставляю живот. Надувают животик. Я чай кипячу, клокочу и кричу: Топают обеими ногами. «Эй, люди, я с вами попить чай хочу!» Делают призывные движения рабочей рукой. Пальчиковая гимнастика «Ужин» Мышка в кружечке зелёной Наварила каши пшённой. Дети соединяют кончики среднего и безымянного пальцев с большим. Указательный и мизинец согнуты и прижаты кончиками к среднему и безымянному («мышка»). Ребятишек дюжина ожидает ужина. Загибают пальчики по одному на обеих руках. Всем по ложечке досталось, Руки вытянуты вперёд ладонями вверх, слегка округлены («ковшик») Ни крупинки не осталось! Разводят ладони в стороны.

Лексическая тема: «Мебель»

Словарь и словообразование

Грамматический строй

Связная речь

Физминутка

Предметный словарь: Мебель, стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф, табурет, тумбочка, комод, части мебели, магазин, фабрика, столяр, дерево, железо, металл, пластмасса, кожа, пластик, стекло, береза, дуб, сосна, инструменты, продавец, покупатель.

Глагольный словарь: Ставить, стоять, продавать, покупать, изготавливать, делать, чинить, сидеть, лежать, отдыхать, спать, хранить, вешать, складывать, убирать, доставать, жить, сбивать, загружать, отправлять.

Словарь признаков: Деревянный, металлический, железный, стеклянный, березовый, дубовый, сосновый, кожаный, пластмассовый, пластиковый, мебельный, новая, красивая, удобная, сломанная, крепкая.

Словарь наречий: Два, четыре, много, мой, моя, мое, мои. НА, С, ПОД, НАД, ОКОЛО, ЗА, ИЗ, В, ИЗ- ЗА, ИЗ-ПОД, МЕЖДУ.

  «У малыша-Гномика» (согласование прилагательных и сущ. с уменьшительно-ласкательным значением в роде, числе, падеже.

 «Сосчитай, не ошибись» (согласование прилагательных и числительных с существительными. Пример: один деревянный стол; пять деревянных столов;.)

 формировать понимание и практическое усвоение предлогов НАД, ОКОЛО, МЕЖДУ.

формировать навыки составления творческого рассказа;

совершенствовать навыки ведения диалога, умения самостоятельно задать вопрос.

Игра «Прятки».

Предложить детям спрятаться ПОД (ЗА) какую-то мебель.

Раз, два, три, четыре, пять —

Я иду ребят искать.

Я иду, иду, иду,

Никого я не найду.

  • Ваня, где сидишь? (Я сижу под (за) столом.)
  • Ваня, вылезай. Откуда ты вылез? (Я вылез из-под (из-за) стола.)

И т.д.

  Лексическая тема: «Дикие животные готовятся к зиме»

Словарь и словообразование

Грамматический строй

Связная речь

Физминутка

Предметный словарь: волк, заяц, ёж, медведь, лось, лиса, кабан, рысь, енот, белка, бобр, олень, выдра, барсук, норка, хорёк, крот, названия детёнышей диких животных, хвост, рога, лапы, копыта, клыки, морда, брюхо, шерсть, плутовка, шатун, увалень, логово, дупло, берлога, спячка, нора, запасы, корм, стая, след, охотник, хищник.

Глагольный словарь: ходить, рычать, прыгать, колоться, красться, бродить, запасать, рыть, строить, залегать, заметать, впадать (в спячку), сосать, ловить, охотиться, мышковать, грызть, питаться, гнать, догонять.

Словарь признаков: колючий, рыжая, серый, белый, злой, голодный, пушистый, хитрая, бурый, косолапый, неуклюжий, трусливый, полосатый, длинноухий, рогатый, хищный, травоядный, всеядный, крупный, слабый.

Словарь наречий: холодно, голодно, морозно, быстро, сильно, ловко, пугливо, стремительно.

   «В лесу у Гномика» (согласование прилагательных и сущ. с уменьшительно-ласкательным значением в роде, числе, падеже.

Пример: хитренькая лисичка, серенькая белочка).

 «В лесу у Великана» (упражняться в образовании и употреблении существительных при помощи суффикса -ищ-: зайчище, медведище, ежище и т.д.)

 «Сосчитай, не ошибись» (согласование прилагательных и числительных с существительными. Пример: один злой волк; пять трусливых зайцев; семь серых белочек.)

 «Чей след на снегу?» (употребление притяжательных прилагательных: лисий, заячий и т.д.)

 Заучивание стихотворения (по выбору).

 Пересказ рассказа «Волки» по вопросам к тексту. Волки – это опасные хищники. Летом они нападают на разных зверей. Едят мышей, лягушек, ящериц, разоряют птичьи гнёзда на земле и поедают птичьи яйца. Летом они сыты, а зимой всегда голодны. Им трудно бегать по глубокому снегу и добывать себе пищу. Зимой они живут стаями. В стаю собирается 10-12 животных. Они рыщут по полям и дорогам. Трудно спастись другим животным от преследования такой стаи. В поисках пищи волки пробегают очень большие расстояния. Народ о них сложил такую поговорку: «Волка ноги кормят». Злые и голодные, зимой они ведут себя очень смело: забегают в деревни, забираются в овчарни и птичники.

Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надёжный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами ёж колючий

Нагребает листья в кучу.

(дети загибают пальцы на обеих руках: по одному пальцу на каждое двустишие)

 Хатки делают бобры.

Из ветвей, корней, коры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосёт там лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нём.

Лексическая тема: «День Защитников Отечества»

Словарь и словообразование

Грамматический строй

Связная речь

Физминутка

Предметный словарь: армия, солдат, родина, Отечество, защитник, офицер, военный, снайпер, танкист, ракетчик, лётчик, парашютист, защитник, ракетчик, десантник, матрос, моряк, звание, полководец, генерал, ракета, танк, парашют, пограничник, каска, шлем, бескозырка, герой, бомба, отвага, награда, медаль, орден, мужество, блокада, противник, враг, война, подводник, пехотинец, доброволец, предатель.

Глагольный словарь: воевать, защищать, драться, ранить, перевязать, вылечить, победить, сражаться, восстанавливать, сопротивляться.

Словарь признаков: храбрый, мужественный, героический, отважный, смелый, трусливый, доблестный, военный, армейский, раненый, рядовой, подводный, морской, воздушный.

Словарь наречий: мужественно, отважно, смело, страшно.

   «Назови, кто это?» (упражнять в образовании и употреблении существительных: управляет вертолётом – вертолётчик; аналогично: танкист, пехотинец, артиллерист, моряк, десантник, парашютист, ракетчик, подводник, связист, пограничник, радист).

 «Сосчитай до пяти» (согласование числительных с прилагательными и существительными: один лёгкий танк; одна подводная лодка и т.д.)

 «Объясни словечко»: пограничник, подводник, тельняшка, бескозырка, доброволец, противник, бомбоубежище

 «Исправь предложения» (развитие словесно-логического мышления, усвоение связи слов в простых распространённых и сложных предложениях: Вертолётчик поднял вертолёт в воздух и завёл мотор. Бомба разорвалась потому, что образовалась воронка. Снаряды взрывались, потому что бойцы укрылись в окопе. Солдат выполнил задание, поэтому офицер дал ему приказ.

Заучивание стихотворения (по выбору).

Пересказ рассказа «Собака-санитар» (с опорой на серию картинок) Один солдат был ранен. Раненый лежал долго. Вдруг он услышал лай собаки. Это была санитарная собака. У неё на боку была санитарная сумка с красным крестом. В сумке лежали бинты и лекарства. Боец достал бинт, йод и перевязал себе рану. Собака убежала. Вскоре она появилась снова и привела с собой санитаров. Санитары положили раненого бойца на носилки и унесли с поля боя.

Подвижная игра: «Наши защитники» Дети выполняют движения по тексту: Лётчики-пилоты сели в самолёты,

Над землёй летают, небо охраняют. Морские волки, моряки, поднялись на корабли.

В море уплывают, море охраняют.

Храбрые солдаты взяли автоматы,

 Пехота в бой шагает, нас всех защищает. Развитие мелкой моторики

 Выложить фигуру из палочек по образцу, затем - по памяти.

 Лексическая тема: «Весна»

Словарь и словообразование

Грамматический строй

Связная речь

Физминутка

Предметный словарь: весна, март, апрель, май, приметы, оттепель, сосулька, капель, проталина, ледоход, половодье, наводнение, лужа, ручей, грач, уборка (снега), обрезка (деревьев), первоцвет, подснежник, мимоза, тюльпан, почка, верба, погода, настроение, пробуждение, веснушки.

Глагольный словарь: бежать, журчать, звенеть, таять, трескаться, греть, капать, прилетать, расцветать, распускаться, набухать, убирать, обрезать, просыхать, освобождаться (от снега, льда), пахнуть.

Словарь признаков: : весенний, ранняя, поздняя, затяжная, яркий, рыхлый, грязный, тёмный, ноздреватый, снегоуборочная (машина), тонкий, нежный, хрупкий, красивый, пушистый, душистый, холодный, прозрачный.

Словарь наречий: холодно, тепло, солнечно, ярко, светло.

  «Подбери слова» (подбор слов-действий и признаков к существительным. Весна что делает? – приходит, наступает, шагает…, какая? – ранняя, поздняя, дружная, звонкая, холодная, цветущая…; снег – тает, чернеет.., рыхлый, тёмный, мокрый…; солнце – светит, греет…, ласковое, весеннее, яркое…).

 «Посмотри и назови» (составление простых распространённых предложений о признаках весны с опорой на картинки).

 «Исправь ошибку» (употребление сложноподчинённых предложений с союзом потому что; установление причинно-следственных связей. Примеры: Засветило солнышко, потому что стало тепло. Тает снег, потому что текут ручьи. Пришла весна, потому что прилетели грачи.)

 «Объяснялки». Почему так говорим: подснежник, проталина, оттепель, капель, сосулька, первоцвет.

 «Сосчитай до пяти» (упражнение в согласовании числительных с прилагательными и существительными. Примеры: один звонкий ручеёк, два звонких ручейка, три …, четыре …, пять звонких ручейков. Одна душистая мимоза,…; один нежный подснежник, … ).

 Заучивание стихотворения по теме (по выбору).

 Пересказ рассказа «Три весны» У природы три весны. Первая весна наступает в поле. Там быстро тает снег, потому что солнышку ничто не мешает. Вторая весна наступает на реке.Лёд тает, трещит и раскалывается на части. Третья весна наступает в лесу. Там снег тает медленно, потому что солнышку мешают деревья. Когда снег растает, лес оденется листвою.  Пересказ рассказа «Март» Март – первый месяц весны. На земле ещё лежит снег, да и мороз иной раз ударит. Но посмотрите, как ослепительно светит солнце. Его свет густой, золотистый. Лучи солнца греют лицо, руки. И небо синее-синее, и по нему раскинулись пушистые облака. Начинается таяние снега. На буграх появляются первые проталины. В полях журчат ещё очень маленькие ручейки. Ручьи, проталины, первые кучерявые облака – это и есть самое начало весны. По Г. Скребицкому.

Подвижная игра «Картинки весны». Солнце пригревает, Поднимают руки вверх, разведя пальцы, как лучи. В полях снег тает. Наклоняются вперёд, одновременно делая взмахи руками в стороны. Птицы прилетают. Выполняют резкие взмахи руками, Как крыльями. Подснежники расцветают. Приседают на корточки. Руки перед собой, пальцы сжаты в кулачки. Выпрямляются, медленно поднимая руки вверх. Соединяют ладони в виде цветочного бутона.

Лексическая тема: «Семья – главное в жизни»

Словарь и словообразование

Грамматический строй

Связная речь

Физминутка

Предметный словарь: : семья, папа, мама, родители, брат, сын, дочь, сестра, сирота, бабушка, дедушка, тётя, дядя, племянница, племянник, внук, внучка, друг, подруга, праздник, подарок, букет, цветы.

 Глагольный словарь: родиться, расти, растить, заботиться, любить, уважать, стараться, помогать, нянчить, стирать, готовить, убирать, гладить, накрывать (на стол), мыть, работать, протирать, вытирать, ухаживать, дружить, дарить, поздравлять.

 Словарь признаков: младший, старший, старый, молодой, взрослая, большой, маленький, дружная, крепкая, культурная, здоровая, ласковая, трудолюбивая, добрая, любимая, дорогая, лучшая, родная, заботливая, строгая, вежливая, послушная, воспитанная.

Словарь наречий: ласково, весело, дружно, празднично, нарядно.

  ∙ «Сравни по возрасту» (употребление сравнительной степени прилагательных: старше, младше, выше, взрослее; составление предложений со значением противопоставления: Наша семья дружная, а ваша дружнее. Мама старше дочки, но младше бабушки.

 ∙ «Сосчитай до пяти» (согласование числительных с прилагательными и существительными: одна младшая сестра, две старшие сестры…, пять старших сестёр). ∙ «Выбери родственников»: мама, папа, сестра, соседка, бабуля, дворник, отец, водитель, друг, дедушка, внук

∙ «С кем ты живёшь?» (составление предложений с предлогом С . Я живу с мамой, с папой, с бабушкой…). 

  Заучивание стихотворения по теме (по выбору).

∙Дидактическое упражнение «Поздравления для девочек» (мальчики поздравляют по очереди девочек, подбирая пожелания. ОБРАЗЕЦ: Лиза, поздравляю тебя с праздником! Желаю тебе всегда быть весёлой и доброй! – ответ девочки: Даня, спасибо тебе за поздравление! Твой подарок мне очень понравился.

∙ Пересказ рассказа «Женский день»

Вопросы: 1.Какие подарки приготовила Таня маме и бабушке? 2. Что пекла бабушка к празднику? 3. Как помогала бабушке Таня? 4. Как Таня относилась к маме? Почему ты так думаешь?

Подвижная игра «Помощники». 

Имитация движений в соответствии с текстом стихотворения.

Дружно маме помогаем. Мы бельё стираем сами. Будем деду помогать. Двор мы будем подметать. Дяде дружно помогали, Топоры мы в руки взяли И, руками сделав взмах, По полену сильно – бах! Мы. как папа, стали выше, Вместе с ним починим крышу. На носочки поднялись, Опустили руки вниз!

Пальчиковая гимнастика

Папа, мама, брат и я, Вместе - дружная семья. Правой рукой загибают по одному пальчику на левой ладошке. Раз, два, три, четыре. Все живём в одной квартире. Левой рукой загибают по одному пальчику на правой ладошке.

   Лексическая тема: «Профессии»

Словарь и словообразование

Грамматический строй

Связная речь

Физминутка

Предметный словарь: работа, труд, профессия, воспитатель, учитель, врач, инженер, строитель, библиотекарь, рабочий, повар, портной, сапожник, парикмахер, артист, балерина, певица, художник, фотограф, шахтёр, маляр, плотник, инструменты, рубанок, топор, молоток, пила, напёрсток, ножницы, шило, выкройка, кисть, мольберт, микрофон, сцена, библиотека.  Глагольный словарь: работать, трудиться, создавать, лечить, учить, строить, выдавать, готовить, шить, кроить, читать, фотографировать, чинить, стричь, пилить, рубить, строгать, забивать, добывать, танцевать.

Словарь признаков: рабочий, нужный, полезный, интересный, трудный, красивый, больной, здоровый, необходимый, острый, металлический, разный, различный, строгая, сильный.

Словарь наречий: Нужно, необходимо, трудно, аккуратно, красиво, глубоко, ровно.

 ∙ «Кто что делает?»

(Вариант 1. Расширение глагольной лексики: учитель что делает ? – Учит.

 Вариант2. Образование существительных от глаголов: учит кто? - Учитель)

∙ «Подбери слово» (подбор подходящих по смыслу определений: учитель какой? – Умный, добрый. Балерина какая? – Талантливая, красивая, интересная).

 ∙ «Кем хочешь быть?», «Кому что нужно?», «Кто чем работает?» (упражняться в правильном употреблении существительных в косвенных падежах, в правильном употреблении предлогов.

  ∙ Заучивание стихотворения по теме (по выбору).

 ∙ Составление рассказов о профессиях (по плану-схеме). ∙ Составление рассказов о профессиях родителей по вопросам педагога: Фамилия, имя, отчество мамы (папы). Где работает и кем? Эта профессия мужская или женская? Что нужно для этой профессии (чем работает)? Где работает мама (папа) – на улице или в помещении? С чем или с кем работает мама (папа)? (С людьми, с животными, с техникой, с книгами…)

Подвижная игра «Профессии». 

Импровизация движений. Профессии все важны, Профессии все нужны, Надо только браться за дело Очень старательно и смело. Пальчиковая гимнастика «Повар»

Повар готовил обед, А тут отключили свет. Ребром ладони стучат по столу. Повар леща берёт И опускает в компот. Загибают большой палец на левой руке. Бросает в котёл поленья, В печку кладёт варенье. Загибают указательный палец Мешает суп кочерёжкой, Угли бьёт поварёшкой. Сахар сыплет в бульон. И очень доволен он! Загибают средний палец. Загибают безымянный палец. Загибают мизинец. Разводят руками.

.

Лексическая тема: «Наша Родина - Россия»

Словарь и словообразование

Грамматический строй

Связная речь

Физминутка

НОД

Предметный словарь: Родина, страна, Россия, Русь, государство, отечество, гражданин, герб, гимн, флаг, президент, правительство, праздник, глобус, карта, граница, столица, Москва, Кремль, крепость, куранты, площадь, проспект, москвич, холм, река.

Глагольный словарь: любить, беречь, охранять, стоять, раскинуться

Словарь признаков: любимая, единственная, независимая, российская, русский, московский, сильная, родная, огромная, необъятная, прекрасная, главный, величавая, белокаменная, златоглавая, Красная (площадь), многолюдная.

Словарь наречий: красиво, величаво, гордо, многолюдно, дружно.

     «Скажи по-другому» (подбор синонимов: кремль – крепость, куранты – часы, мавзолей – памятник) .

 «Прогулка по Москве» (упражнение в употреблении предложно-падежных конструкций. Родительный падеж: чего (кого?) много в Москве? (В Москве много памятников, музеев, площадей, жителей…). Чего (кого?) много в стране? (В стране много городов, рек, морей, полей…)

Творительный падеж: чем мы любуемся в Москве? (Любуемся Кремлём, площадями, памятниками…).

Предложный падеж: о чём (о ком?) расскажешь другу?  (Расскажу

о Кремле, о Красной площади,  

о набережной Москвы-реки,

о театрах, о москвичах…).

  «Посчитай-ка» (упражнение в согласовании числительных с прилагательными и существительными.

 Заучивание стихотворения по теме (по выбору педагога).

 Пересказ рассказа «Наше отечество» (по К.Д. Ушинскому) Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили наши отцы и деды. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, а матерью - потому, что вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Речевая подвижная игра «Берёза»

Берёза моя, берёзонька,

Берёза моя белая,

Берёза кудрявая.

Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Стоишь ты, берёзонька,

Посредь долинушки,

Останавливаются, поднимают руки, тянутся вверх.

На тебе, берёзонька,

 Листья зелёные,

Опускают руки

Под тобой, берёзонька,

Трава шёлковая

Медленно приседают.

29.10.  Звуки К – Х

30.10.  День народного единства

2.11.   Звук и буква

 Ы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевой материал по лексическим темам для воспитанников старшей группы

Представлен речевой материл, необходимый для усвоения воспитанниками С ОНР 3уровня в старшей группе...

Речевой материал по лексическим темам для воспитанников старшей группы

Речевой материал по основным лексическим темам для работы с воспитанниками -логопатами...

Речевой материал по лексическим темам для детей с нарушениями речи

Учителя-логопеды детских садов знают, что иногда трудно подобрать материал для заучивания с детьми, у которых нарушены звуки. За многолетнюю практику накопилась подборка коротеньких стишков, в которых...

Речевой материал по лексической теме «Одежда» для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Речевой материал по лексической теме «Одежда» для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня...

Картотека речевого материала по лексической теме: "Зима. Зимние забавы".

Данный речевой материал поможет вам, уважаемые коллеги, подобрать художественное слово, загадки, пословицы и поговорки о зиме, зимних месяцах и забавах. А также в данной картотеке вы найдете игры с ре...