Речевой материал по лексическим темам для воспитанников старшей группы
картотека по развитию речи (старшая группа) по теме

Шипунова Римма Раисовна

Речевой материал по основным лексическим темам для работы с воспитанниками -логопатами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_vospitateley.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

«Осень»

 

  1. Вспомните и назовите основные признаки осени: (становится холоднее, идут дожди, колхозники убирают урожай овощей и фруктов, перелетные птицы улетают в теплые края…) Как изменяется температура воздуха? Как изменяется цвет травы и листьев на деревьях? Что изменилось в одежде людей?
  2. запомни осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь.

  1. подберите слова, обозначающие действия:

            листья – что делают? – растут, летят, кружатся, опадают,

            краснеют, желтеют..

            тучи – что делают? – собираются, плывут, летят…

            дождь – что делает? – льет, идет, крапает, хлыщет…

  1. Какой день называют дождливым, ветреным? Почему птицы

            улетают в теплые края? Чем отличаются ранняя и поздняя

            осень?

  1. Скажи со словами  «Мой, моя, моё, мои» - зонт, сапоги, плащ,  

            куртка,  шапка, сумка, ведро, лопатка,  грабли, гриб.

«Лес, деревья»

  1. Что растет в лесу? Кто живет в лесу? Какие бывают леса? Какие деревья растут в лиственном лесу, какие в хвойном?
  2. Назови, из каких частей состоит дерево? Назови деревья ласково: березонька, осинка, елочка, сосенка… Со словом много: много берез, осин, дубов, елей, сосен, лип, каштанов…
  3. Роща, где растут осины (какая?) – осиновая, тополя – тополиная, березы – березовая,

      клены - …              , липы - …            , дубы - …

  1. Бор, где растут ели (какой?) – еловый, сосны – сосновый.
  2. Скажи со словом «лесной»:  зверь (лесной зверь),

Птицы…             озеро…           поляна…              ягоды…      опушка…            ручей…          деревья…             кустарник… орехи…               тропинка…     цветы…               чаща…

Закрепление тем:

«Овощи – фрукты»

  1. Назвать овощи: …
  2. Назвать фрукты: …
  3. Рассказать, где произрастают овощи…, фрукты… (в саду, в огороде)
  4. игра «4 – лишний»:

     апельсин, мандарин, лук, яблоко;

     баклажан, редис, груша, репа;

картофель, абрикос, гранат, персик;  

лимон, апельсин, яблоко, кабачок

  1. «Приготовим сок, компот»- из апельсинов – сок апельсиновый, из яблок – сок яблочный, из абрикосов – сок абрикосовый, из мандаринов – сок мандариновый, из слив – сливовый, из груш – грушевый…
  2. «Приготовим салат» - из моркови – салат морковный, из свеклы – салат свекольный, из капусты – салат капустный, из огурцов – салат огуречный…

«Одежда – обувь – головные уборы»

  1. Рассмотри дома и назови предметы –

Одежды: …

     Обуви: …

      головных уборов: …

  1. Назови предметы одежды, обуви, головные уборы, которые носят зимой…    

     летом….    

     весной  и осенью….

  1. Если кофта из шерсти – это шерстяная кофта, свитер из трикотажа - …,

     шапка из меха -  

     шуба из мутона -

    ботинки из кожи -  

    брюки  из джинсы -

    рубашка из фланели -  

    платье из бархата -  

    колготки из капрона -

    сапоги из резины -

«Домашние животные»

  1. Какие животные называются домашними? Почему их так называют? Вспомни, кто чем питается? Как называется большая группа лошадей, овец и баранов? Чем покрыто тело овцы, свиньи?
  2. Расскажи о том, какую пользу приносит человеку каждое животное.
  3. Назови ласково домашних животных (кошечка, собачка, коровка…), как называются их детеныши?

     А если их много? (щенок – щенята, ягненок – ягнята…)

  1. назови семью животных:

    кот, кошка, котенок;                 собака, пес, щенок;

   баран, овца, ягненок;                 коза, козел, козленок;

    лошадь, конь, жеребенок;        свинья, хряк, поросенок…

  1. игра «Один – много» - лошадь – много лошадей,

       конь – много коней, овца – много овец,

       корова – много коров, кошка – много кошек,

       собака – много собак…

  1. игра «Чья, чьё, чей, чьи?» -  

Чьё ухо? 
Корова - коровье.
Заяц - заячье.
Овца - овечье.
Лошадь - лошадиное.
Кошка - кошачье.
Коза - козье.
Поросёнок - поросячье.

Чей хвост?                         
Корова - коровий.
Заяц - заячий.
Овца - овечий.
Лошадь - лошадиный.
Кошка - кошачий.
Коза - козий.
Поросенок - поросячий.

Чья голова? 
Корова - коровья.
Заяц - заячья.
Овца - овечья.
Лошадь - лошадиная.
Кошка - кошачья.
Коза - козья.
Поросёнок - поросячья.

Чьи глаза?

Корова - коровьи.
Заяц - заячьи.
Овца - овечьи.
Лошадь - лошадиные.
Кошка - кошачьи.
Коза - козьи.
Поросёнок - поросячьи

 «Домашняя птица»

  1. Для чего люди разводят домашнюю птицу?

     Как называется помещение, где живут куры, утки, индюки?  

     Чем питаются эти птицы?

     Кто из них кудахчет, крякает, гогочет, кукарекает, шипит?

  1. Как называются птенцы утки, гусыни, курицы, индюшки?
  2. «Назови ласково» - утка – уточка, курица – курочка, утенок – утеночек, цыпленок – цыпленочек, гусеночек, индюшоночек…
  3. «Один – много» - назови каждую птицу, как будто их много: куры, петухи, индюки, гуси, утки.
  4. назови семью:

     петух, курица, цыпленок;                утка, селезень, утенок,

     гусь, гусыня, гусенок;                индюк, индюшка, индюшонок.

«Зимующие птицы»

  1. Назови зимующих птиц.

     Почему их так назвали?

     Какие из них живут в городе, в лесу?

     Чем питаются птицы зимой?

     Как называется большая группа птиц?

     Когда у птиц появляются птенцы?

  1. Расскажи, как выглядит (отличительные особенности)

Синица –

Снегирь -

Ворона –

сорока –

воробей –

  1. Стая воробьев (какая?) – воробьиная, ворон - …, голубей - …
  2. Сравни, кто меньше, кто больше: воробей и голубь,

      ворона и синица,

      дятел и сова,

      сорока и снегирь.

«Дикие животные»

  1. Назови  диких  животных. Вспомни, как называются их жилища: (нора, дупло, берлога, логово…)
  2. игра «Кто где живет?» - (белка в дупле, лиса в норе, волк в логове…)
  3. Чем питается каждое животное?

 

  1. Как называются их детеныши?

  1. игра «Чей хвост, чья лапа, чьё ухо, чья голова, чьи глаза?»

Чей хвост?                Чья голова?           Чьи глаза?                      Чьё ухо?



ёж - ежиный.             Ёж - ежиная.             Ёж - ежиные.              ёж - ежиное.
Белка - беличий.       Белка - беличья.       Белка – беличьи.        
Белка - беличье.
Волк - волчий.          Волк - волчья.          Волк - волчьи.            
Волк - волчье.
Лиса - лисий.             Лиса - лисья.            Лиса – лисьи .            
Лиса - лисье.


«Посуда»

  1. рассмотри дома и назови предметы посуды.
  2. Назови предметы чайной посуды:

     столовой посуды:

  1. Какая посуда нужна, чтобы приготовить борщ-

     пожарить котлеты-

      вскипятить воду для чая-

  1. Если чайник из железа – он железный,

     чашка из фарфора - …,

     стакан из стекла - …,

     ложка из металла - …,

     кувшин из глины - …,

     сковорода из чугуна - …,

     ваза из хрусталя - …

«Продукты питания» - дома и в магазине рассмотреть.

Молочные продукты.

Какие ты знаешь молочные продукты? Из чего из делают? Какие домашние животные дают молоко? Кто доит коров и ухаживает за ними? Где изготавливают молочные продукты, где их покупают? Какой молочный продукт добавляют в борщ, в салат, в кашу? Из чего делают сырники, мороженное? Что кладут в бутерброд и в пиццу? Какое молоко у коровы (коровье), у козы, у лошади? А знаешь ли ты, что лошадиное молоко называется кумыс?

Хлебные продукты.

Какие ты знаешь хлебные продукты? Из чего их выпекают? Из чего получают муку? Где покупают хлеб? Чем покрыт хлеб снаружи? Что у него внутри? Какой формы буханка, кулич, батон, торт, печенье?

«Один – много» - торт – торты, батон, булка, кулич, бублик, сушка, …

 «Назови ласково» - буханка – буханочка, булка – булочка,…

Мука из пшеницы – пшеничная, из овса - …, из ржи - …, из кукурузы - …, из ячменя - …

Мясные продукты.

Какие мясные продукты ты знаешь? Из чего они делаются? Как  называется мясо свиньи- (свинина), коровы - …, коня - …, кролика - …, барана - …   Как можно готовить мясо – …(варить, тушить, жарить).

А знаешь ли ты, что: - котлеты и пельмени делаются из фарша, то есть мяса, провернутого через мясорубку,

- прежде чем приготовить суп, из мяса варят бульон,

Назови мясной продукт:

бульон из свинины (какой) – свиной, колбаса из говядины - …, шашлык из баранины - …

Скажи со словом «много» :

 котлета – много котлет;

 сосиска, фрикаделька, колбаса, тефтели, отбивная, холодец, окорок.

«Грибы»

  1. Где растут грибы? Какие грибы ты знаешь? Какие из них съедобные, а какие несъедобные? Что может произойти, если съесть несъедобный гриб? Что можно приготовить из грибов?
  2. Назови части гриба:…(шляпка, ножка, грибница) ;
  3. Как называются люди, которые собирают грибы?
  4. Как называются грибы, которые растут под березой-

     под осиной-

     на пеньках-

     с маслянистыми шляпками-

     грибы, название которых похоже на лесного зверя (лисичку),    

     на домашнее животное (свинью);

     грибы, которые судя по названию, можно есть сырыми;  

    грибы, которые морят мух;

    нехорошие грибы или «поганые»?

5.    Назови грибы ласково – боровичок, мухоморчик, опеночек, сыроежечка, подосиновичек…,

      а потом со словом «много» - много подосиновиков, лисичек, опят, сыроежек, мухоморов…

«Насекомые»

  1. Назови  насекомых, которых ты  знаешь?

    Кто из них ползает, летает, прыгает?

   

   Какие насекомые приносят людям пользу, а какие вред?

 

   Кто из них кусается, кто жалится?

 

   Назови части тела насекомого.

  1. Назови ласково насекомых:

  1. Со словами «один», «два», «пять».

«Профессии»

  1. Что такое профессия? Для чего нужны профессии? Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? Что бы случилось, если б не было докторов, строителей, учителей,  поваров, пожарников, парикмахеров, милиционеров, воспитателей, хлеборобов? Объясни, почему «все профессии нужны, все профессии важны…»
  2. Объясни, почему так называются профессии: лесоруб, пожарник, музыкант, спортсмен, строитель, учитель, воспитатель, хлебороб, экскурсовод, электрик, летчик, водитель, сторож.
  3. Правильно ли думает Незнайка, что садовник – это тот, кто работает в детском саду; секретарь – собирает секреты; уборщица – делает головные уборы;  механик – шьет одежду из меха; столяр – делает столы, плотник – делает плоты; машинист – управляет машиной? Что делают люди этих профессий?
  4. Подскажи Незнайке, кто работает в библиотеке, в милиции, на почте, в прачечной, на стройке, в парикмахерской, на кондитерской фабрике, на швейной фабрике, в часовой мастерской, в обувной  мастерской, в химчистке?

«Рыбы»

  1. Где живут рыбы?                        Чем они питаются?
  2. Каких рыб ты знаешь?

Какая рыба самая хищная?              

Как называются детеныши рыб? из чего они выводятся?

Чем покрыта кожа рыб?

  1. рыбы, живущие в море – морские,

в реке - …               , в озере - …                    , в аквариуме - …

  1. котлеты из рыб – рыбные,

     суп - ..,

     икра - …,

     заливное - …,

      салат - …

  1. А знаешь ли ты, что…

- дельфины и киты не рыбы, а морские животные;

- есть рыбы, похожие на зверей: рыба-жаба, рыба-кролик, рыба-дракончик, рыба-собака, рыба-попугай.

«Ягоды»

  1. Какие ягоды растут в саду…

 в лесу…

 на болоте…

 Когда созревают ягоды?

Какие ягоды появляются первыми, какие – последними?

Кто из зверей любит лакомиться ягодами?

    Какие ягоды называются лечебными, а какие нельзя есть?

    (ядовитые).

  1. назови все ягоды ласково…
  2.  а потом со словом «много»…
  3. скажи со словом «ягодный» - кисель,

варенье                                компот                         джем

     повидло                               начинка                        мармелад

     мороженое                          сок.                                желе

  1. Варенье из малины: малиновое,

из ежевики- ..                  , вишни - …                , смородины - …, клубники - …              , облепихи - …                , черники - …, рябины - …                  , калины - …                    , клюквы - … .

  1. Чем отличается малина от ежевики, черешня от вишни, клубника от земляники, смородина от рябины.

«Детский сад»

  1. Назови работников детского сада.
  2.  Расскажи, чем занимаются они в детском саду.
  3. Кому из них и как ты помогаешь?
  4. Какие помещения есть в детском саду?
  5. Что тебе нравится в детском саду, а что не нравится.
  6. Какие игрушки есть у вас в группе?
  7. В какие игры ты с ними играешь?
  8. Что делают дети в спальне?

 в группе …                , во время обеда …            , в медицинском кабинете …                  , в музыкальном зале …                 , на прогулке …                , во время дежурства …                              

«Зима»

  1.  Вспомнить и назвать основные признаки зимы: солнце греет мало, дни короткие, ночи длинные, очень холодно, земля, деревья и крыши домов покрыты снегом, деревья стоят голые, перелетные птицы улетели в теплые края, люди одеты в теплую одежду.

      2.   скажи: Какой? Какая? Какое? Какие? Зимой ? …

         снег -…                               мороз …                погода…

         небо …                               деревья …              ветер…

  1. Скажи наоборот: холодный – теплый,

солнечный - …                      ясный - …

  1. Вспомнить и назвать зимующих птиц. (снегири, воробьи, вороны, сороки, дятлы, совы, тетерева, синицы…)

  1. рассказать, как приспосабливаются дикие животные в лесу к зиме. «Кто где зимует?» - медведь в берлоге, лиса в норе, белка в дупле, волк в логове, …

  1. Вспомнить и назвать, чем можно заниматься зимой: кататься с горки, кататься на коньках, на санках, лепить снеговика, играть в снежки…

  1. заучи зимние месяцы: декабрь, январь, февраль.

  1. Игра «Бывает, не бывает?» -

          зимой дети катаются на санках;

          зимой мы собрали полную корзину грибов;

          в январе шел сильный дождь;  

          дети лепят снеговика; ребята катаются с горки;

          на деревьях полно разноцветных листьев.

«Весна»

  1. Когда наступает весна? Назови весенние месяцы. Перечисли признаки весны в городе, в лесу, в полях, в жизни зверей и птиц. Что делают люди весной в полях, в садах и огородах? Какая погода весной? Какие птицы прилетают весной первыми? Назови весенние праздники.  Что надевают люди весной? Почему? Что такое оттепель, проталина, капель, посевная, рассада, саженцы?

  1. ответь, что бывает ранней весной, а что поздней весной: тает снег, цветет яблоня, цветет верба, на реке ледоход,  гремит первая весенняя гроза, распускается подснежник, распускаются листочки, набухают почки, расцветают цветы, прилетают птицы.

                 

  1. скажи со словом «весенний»: день, погода, дождь, настроение, гроза, солнце, месяцы, лес, трава, небо, цветы.

  1. запомни весенние месяцы: март, апрель, май.

  1. закончи предложение:

            - Погода весной бывает (какая?) - …

            - Солнце весной  (какое?) …

            - Трава вырастает (какая?) …

            - Сосульки  весной (что делают?) …

            - снег (что делает?) …

            - ручьи …

            - птицы …

            - листочки …

   

  1. Назови одним словом: лед идет по реке – ледоход.

           Первый цветок - …,

           цветок,  растущий из-под снега - …,

           участок земли с растаявшим снегом - …

«Дикие животные Африки»

  1. Назови животных, обитающих в Африке.

 

  1. Вспомни как называются их детеныши.

  1. вспомни, кто из них живет на деревьях, в воде, на земле? Какие птицы обитают в жарких странах?

  1. Чем питается обезьяна, верблюд, жираф, тигр.
  2. Почему носорога так называют?  
  3. Какие звери приносят пользу людям?

  1. Как передвигается жираф, крокодил, кенгуру, черепаха, обезьяна, тигр, зебра?
  2. А знаешь ли ты что:
  • верблюд может не есть и не пить целую неделю, потому что пища  откладывается у него в горбах
  • кенгуру носят своих детенышей в кармане на животе
  • черепахи и змеи, чтобы вывести детенышей, откладывают яйца.  
  • Кто еще так делает?
  • Тело черепахи покрыто прочным панцирем. Для чего?

 «Транспорт»

Наземный транспорт.

Как называется одним словом автомобиль, поезд, самолет и пароход? Какой еще наземный транспорт ты знаешь? Почему он так называется? Какой транспорт ходит под землей, по железным дорогам? Для чего нужен транспорт? Как называются машины, которые убирают улицы снег, поливают дороги, перевозят грузы, людей, приезжают  к больным, на пожары, возят милицию, работают на стройке? Кто управляет машинами, поездами? Кто проверяет билеты у пассажиров?

Назови части грузовика:

 Из чего делают корпус машины, кабину, кузов, сиденья, окна и фары, шины?

Назови каждую машину со счетом 1, 2, 5 (один самолет, два самолета, пять самолетов…)

Водный транспорт.

Как называется транспорт, который передвигается по воде? Для чего он нужен? Назови виды водного транспорта. Кто управляет кораблем? Кто еще там работает? Как называется место, куда приплывает корабль? Для чего нужны паруса, спасательный круг, якорь? А знаешь ли ты, что повар на корабле называется кок, самый молодой матрос – юнга, комнаты – каюты, окна – иллюминаторы, а лестница, по которой поднимаются пассажиры – трап.

        Деталь корабля из железа – железная,

     из стали -…           , из стекла -            

     из чугуна -                    , из пластмассы -                , из дерева -              

     из брезента -                      , из алюминия -…

Воздушный транспорт.

Какой воздушный транспорт ты знаешь?  Почему он так называется? Дл чего он нужен? Кто управляет самолетом? Кто еще работает (летает) на самолетах? Как называется команда летчиков? (экипаж) Для чего нужны парашюты? Где приземляются самолеты? Назови части самолета. Знаешь ли ты, что … колеса самолета называются шасси, окна тоже называются иллюминаторы, а лестница – трап.

«Город»

  1. В  каком городе ты живешь? Какие названия городов тебе известны?
  2. Что есть в каждом городе?
  3. Где учатся школьники?
  4. Куда водят маленьких детей? Какой транспорт ходит в городе? Как нужно переходить улицу? Кто убирает улицы? Как ты добираешься до детского сада?
  5. Что такое столица ?- назови столицу нашего государства.
  6. чем отличается город от поселка и деревни?
  7. Где в городе лечат людей- …                , покупают лекарства- …                   , отправляют посылки- …                        , покупают продукты и товары- …               , на чем ездят- …    , где люди едят- …                    , занимаются спортом- …
  8. Что делают в магазине, кинотеатре, парке, на стадионе, на заводе и фабрике, в школе, в детском саду, на улице, в больнице, в кафе?
  9. Объясни, почему улицам дали такие названия: Озерная, Парковая, Студенческая, Школьная, Банная, Поварская, Тенистая, Прохладная, Солдатская, Станционная…
  10. придумай название бульвара, на котором много цветов- …         кленов- …                 сирени- …          орехов- …            каштанов- …            берез- …              вишни- …           рябины- …    
  11.  Как будет называться площадь перед театром - …   вокзалом- …                   портом- …                    почтой- …

Университетом- …                               рынком- …            

 Больницей- …               дворцом- …                   музеем- … гостиницей- …                   в самом центре города- …

«Цветы»

  1. Для чего выращивают цветы? Из каких частей они состоят? Как надо ухаживать за цветами?
  2. Где растут садовые цветы, полевые, комнатные цветы? Какие цветы растут у тебя дома?
  3. Назови свои любимые цветы…

  1.  Какие цветы любит твоя мама?

  1. Какого цвета бывают розы, гвоздики, тюльпаны, лилии, ирисы, маргаритки, астры, мимозы?
  2. Назови цветы со словами «1, 2, 5»
  3. «Скажи ласково» - цветок- …              , цветы - …           , стебель - …             , лист - …                  , листья - …                   букет - …
  4. как можно назвать букет ромашек – ромашковый,

васильков - …                   , астр - …               , гвоздик - …           , маков - …

  1. Скажи со словом «цветочный» : аромат, клумба, магазин, ларек, семена, лепестки, рынок, поле, выставка, витрина, горшок, венок, луг, мед, улица.
  2. Придумай название улице, на которой растет много васильков (Васильковая),

Ромашек -                          , роз-                      , фиалок-                    , тюльпанов-                        , гвоздик-               , клевера-                  , незабудок- …

«Что с чем делают?»

  Песок сыплют, а воду ...

  Котлеты жарят, а суп ...

  Стол накрывают, а постель ...

  Цветы водой поливают, а огонь водой ...

  Нитку в иголку вдевают, а гвоздь в стену ...

  Стол может сломаться, а стакан ...

  Воду можно разлить, а горох ...

  Сено косят, а волосы ...

  Нитки прядут, а холст ...

  Платье шьют, а шарф ...

«Что из чего?»

Что делают из муки? (хлеб, макароны)

 ...из молока? (сметану, сливки, творог, кефир, йогурт, сыр)

...из шерсти овец? (нитки)

 ...из шерстяных ниток? (свитер, джемпер, носки, варежки, шарфы)

...из песка? (стекло)

... из глины? (посуду, кирпич)

...из металла (инструменты, посуду)
... из нефти? (бензин)
...из хлопка? (ткани, вату)
...из древесины? (мебель, игрушки)
...из семян подсолнуха? (подсолнечное масло)

«Скажи наоборот» - подбор антонимов.

трудный

легкий

жесткий

мягкий

здоровый

больной

белый

черный

высокий

низкий

горький

сладкий

полезный

вредный

веселый

грустный

острый

тупой

гладкий

шершавый

глубокий

мелкий

горячий

холодный

мокрый

сухой

яркий

тусклый

тонкий

толстый

широкий

узкий

новый

старый

близкий

далекий

большой

маленький

частый

редкий

умный

глупый

легкий

тяжелый

север

юг

восход

закат

зима

лето

грязь

чистота

свет

тьма, темнота

день

ночь

жара

холод

греть

охлаждать

помогать

мешать

ложиться

вставать

смеяться

плакать

удаляться

приближаться

говорить

молчать

делать

бездельничать

мерзнуть

греться

засыпать

просыпаться

выкапывать

закапывать

пачкать

очищать, вытирать

мочить

сушить


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевой материал по лексическим темам для воспитанников старшей группы

Представлен речевой материл, необходимый для усвоения воспитанниками С ОНР 3уровня в старшей группе...

Речевой материал по лексическим темам для детей с нарушениями речи

Учителя-логопеды детских садов знают, что иногда трудно подобрать материал для заучивания с детьми, у которых нарушены звуки. За многолетнюю практику накопилась подборка коротеньких стишков, в которых...

Речевой материал по лексическим темам.

Данный материал помодет учителям-логопедам в составлении недельного плана по каждой лексической теме....

Речевой материал по лексической теме «Одежда» для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Речевой материал по лексической теме «Одежда» для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня...

Коррекционно-просветительская работа в ДОУ. Практический материал для воспитателей. Речевые пятиминутки по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет.

      Речевые пятиминутки – это одна из технологий преодоления речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций.      ...

Картотека речевого материала по лексической теме: "Зима. Зимние забавы".

Данный речевой материал поможет вам, уважаемые коллеги, подобрать художественное слово, загадки, пословицы и поговорки о зиме, зимних месяцах и забавах. А также в данной картотеке вы найдете игры с ре...