Знакомство детей со звуком и буквой "Г".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Цель: познакомить детей со звуком «г», «г’», как Продолжать учить детей находить место звука в слове, используя обозначения—синий и зелёный квадрат. согласным звуком, их условным обозначением — синий и зелёный квадрат.
Задачи:
Образовательные:
- Учить детей составлять и читать слоги с буквой «г».
- Способствовать развитию звукобуквенного анализа
- Закреплять умение различать звонкие и глухие согласные.
Развивающие:
- Развивать речь, внимание, мышление.
- Развивать зрительное восприятие, фонематический слух, любознательность.
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.
- Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.
Коррекционные:
- Закрепление аппаратного лечения.
- Тренировка глазодвигательных функций (прослеживание—локализация).
Методические приёмы:
- Словесный (объяснение, вопросы)
- Наглядный (предметные картинки со зв. «г, г»)
- Игровой ( д/и «Найди, где спрятался звук»)
- Практический (выкладывание из палочек)
- Наблюдение за работой детей, советы.
Материал:
- Предметные картинки на каждого ребёнка.
- Карточки с тремя окошками для определения места звука в слове.
- Счетные палочки.
- Квадратики синего, зелёного, красного цвета для звукового анализа.
- Касса букв.
- Фишки.
Ход занятия.
Дети стоят на коврике, идёт беседа с воспитателем.
-- Ребята, сегодня мы будем знакомиться с новым звуком. Он спрятался в словах: гусь, грач, книга, грабли, игрушка, гитара. Кто догадался, какой это звук? (ответ детей). Этот звук согласный или гласный? Почему вы так думаете? (ответ детей). Давайте проверим, этот звук звонкий или глухой? (Дети проверяют, произнося звук «г» и положив ладонь на горло). Правильно, звонкий. У этого звука есть пара – глухой звук «к». Произнесите его и проверьте.
Сейчас мы поиграем в игру: «Хлопни в ладоши, когда услышишь в словах звук «г»»: (гараж, командир, корзина, огонь, курица, гантели, квакать, горизонт, квакушка, грузовик, корзина, кабан, гамак).
Затем дети проходят к своим столам, присаживаются. Воспитатель обращает их внимание на доску, где написана буква «Г».
Не гусь, не галка буква «Г»,
А цапля на одной ноге.
Дети, рассмотрите её внимательно, как вы думаете, на что похожа эта буква? (ответы детей).
Нарисуйте эту букву пальчиком в воздухе, на ладошке, затем, как Буратино носиком, теперь на спине у соседа. Возьмите счётные палочки и выложите букву «Г» на столе.
Ребята, у вас на столе лежат карточки с тремя окошками. Сейчас мы поиграем в игру
«Где спрятался звук: в начале слова, в середине или в конце?» (горох, галка, игра, гиря, круг, тигр, гитара, пирог). (Дети выкладывают синий или зелёный квадрат на карточку, в соответствии с местоположением звука «г» или «г’» в слове).
Теперь возьмите карточки с картинками, рассмотрите, что на ней изображено и выложите схему данного слова. Дети выполняют задание самостоятельно, воспитатель проверяет, правильно ли дети справились с заданием, оценивает, подсказывает, исправляет ошибки.
Затем воспитатель предлагает детям пройти к стене, на которой развешены различные буквы. Проводится упражнение для мышц глаз (прослеживающая функция). Дети по очереди соединяют буквы в слоги и слова по лазерной указке, управляемой воспитателем.
Воспитатель предлагает детям встать на коврике, проводится физкультминутка. Дети выполняют движения, соответствующие словам:
Встали ровненько, ребята,
Пошагаем, как солдаты
Влево, вправо наклонись,
На носочках подтянись.
Раз рывок, два рывок,
Отдохнул ли ты, дружок?
Помаши кистями дружно
И садись, работать нужно.
Дети проходят к столам и присаживаются. Воспитатель предлагает детям назвать слова противоположные по смыслу, в которых звук «Г» стоит впереди:
Воспитатель: Дети: Воспитатель: Дети:
Нежный ------ грубый
Сладкий ------ горький
Тихо ------- громко
Весёлый ------- грустный
Сытый -------- голодный
Мелкий -------- глубокий
Редкий --------- густой
Чистый --------- грязный
Мудрость-------- глупость
Теперь дети разделятся на две команды (по рядам). И по очереди будете называть слова, в которых есть звуки «г» или «г», за каждое правильно названное слово получите фишку, чья команда назовёт больше слов, та команда выиграет. По окончании игры представители команды считают фишки, согласовывая существительные с числительным (одна фишка, две фишки, три фишки и т. д.), какая команда набрала боль фишек и на сколько. Или всё-таки победила дружба.