"Новогоднее путешествие в город Буквоград"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Иванова Елена Александровна
  • Развивать у детей фонематический слух, внимание и память

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_obucheniyu_gramote.docx332.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте (фонематические функции)

в подготовительной к школе группе

"Новогоднее путешествие в город Буквоград"

Тема: "Новогоднее путешествие в город Буквоград" звуки "ф", " фь"; буква "ф".

Цели:

  • Развивать у детей фонематический слух, внимание и память
  • Активизировать словарный запас у детей
  • Совершенствовать слуховое восприятие речи
  • Учить соотносить звуки "ф, фь", с буквой "ф"
  • Продолжать развивать логическое мышление
  • Формировать функции самоконтроля

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Поприветствовать гостей.

Сегодня мы продолжаем новогоднее путешествие в город звуков и букв.

2.) Основная часть

-А как называется этот город? (Буквоград)

-На какие две группы делятся все звуки по произношению? (гласные и согласные)

-Чем они отличаются друг от друга?

-Назовите гласные звуки. Назовите согласные звуки.

-На какие две группы делятся согласные звуки? (твердые и мягкие)

Гномы Тим и Том живут в Буквограде и охраняют свои дома. Можно их спросить какой дом охраняет Тим? А гном Афоня охраняет, какой дом? А поможет в нашем путешествии наша гостья фея. Она пришла со своими друзьями: Фомой и Филей. Кто они? (Фотографы). Как Вы догадались? Что они делают (фотографируют). Одинаково ли звуча звуки в их именах? Сегодня будет слушать, и произносить звуки "ф" и "фь".

2.1.) Характеристика звуков "ф", "фь".

Какие звуки "ф,фь" (согласный, он может быть и твердым и мягким, глухой, губки при произношении сжаты, язычок направлен вниз, и воздух при произношении - легкий фонтанчик).

На доске появляются символы изображения звуков "ф", "фь".

3.) Произношения звуков "ф", "фь" в слогах и словах

3.1.) "Дразнилки"

Филя и Фома дразнятся: "фа-фу-фу-ки, фи-фа-фо-фы".

Можно дразниться? (это не красиво)

3.2.) Разговор по телефону.

Угадайте, что за разговор они ведут?

Фи-фи-фе-фю (сердитым голосом), а второй говорит: "Фо-фа-фу-фы" (ласковым голосом)

3.3.) Слоговое лото.

Составьте слова из слогов: лин, фи; жок, фла; ма, фор; кус, фо.

3.4.) Игра "твердый - мягкий".

твердый звук "ф" в слове - кулачком о стол, мягкий - хлопок в ладоши.

Слова: фикус, фабрика, футбол, филин, фуфайка, фиалка, фартук, форма, фокусник, ферма, фуражка, фонарь, флаг.

3.5.) Произнесение звука "ф" в словах

  • В слове четыре звука. Первый "ш", последний "ф", носим на шее (шарф). Покажите, как вы одеваете шарф.
  • В названии предмета первый слог "оф". Назовите слово (кофта). Обозначим действием.
  • В слове есть слоги: ты, кон, фе (конфеты).
  • На елке висят красивые … (фонарики)

4.) У феи появляется в руках волшебный факел, который участвовал в эстафете олимпийского огня в нашем городе в октябре месяце.

Большой путь проделал факел из Греции в нашу страну огромную и величавую. А для чего он прибыл в нашу страну? (потому что у нас будет олимпиада в городе Сочи).

Посмотрите на глобус. Правда, большая наша страна?! А наш факел уже побывал и на далекой Антарктиде и глубоко под водой, и побывал даже в космосе, проделал он свой путь на лошадях и вездеходах, на санях и самолетах.

Вопрос - А как называют человека, который несет факел в руках? (факелоносец).

- А когда их много? (факелоносцы).

5.) Физкультминутка

Встали в круг, представили, что мы факелоносцы, осторожно передаем факел друг другу.

А теперь легко бежим друг за другом, потом красиво идем спортивным шагом.

Олимпиада пройдет в городе Сочи, а отгадайте, в каком месяце? Как называется последний календарный месяц зимы (февраль)

Олимпиада зимняя. А какие вы знаете зимние виды спорта? (фристайл - это художественный спуск с горы на лыжах).

Превратились - имитация спуска с горы, а внизу нас ждет каток. Кто занимается на катке? (фигуристы).

А наша фея еще занимается фигурным катанием. Посмотрите, как у нее красиво получается поворот. Теперь и вы стали фигуристами - имитация движения фигуристов.

6.) Составление слова из рассыпанных звуков ф, у, т, б, о, л.

-Филя там играл в … (футбол)

-он забил в ворота … (гол)

Имитация игры в футбол. Дети изображают, как вратарь ловит мяч.

Кем вы были? (футболистами)

7.) Развитие просодии

Чтение стихотворения Т. Сапгир

Сказала Тётя: "Фи, футбол!"

Сказала мама: "Фу, футбол."

Сестра сказала: "Ну, футбол...",

А я ответил "Во, футбол!!!"

8.) Мнемотехника

Запоминание картинок. Одиннадцать картинок со звуками "ф" и "фь".

Телефон, фикус, фонарь, фокусник, футбол, филин, фартук, флаг, фуражка, шарф, конфета.

9.) Знакомство и буквой "ф"

-"Филя ходит руки в боки, значит, выучил уроки!" - поставьте руки на пояс, посмотрите друг на друга, мы стали похожи на букву "Ф".

10.) Звуковой анализ слова - фикус (работа делается в тетради)

Сколько звуков в слове "фикус"? (называют звуки, загибая пальчики)

Чертим полоску в тетради длиной пять клеточек.

Делим слово "фикус" на слоги. Поставили правую руку под подбородок. Произносим слово по слогам: "фи-кус".

Сколько слогов? (два слога)

Назови первый слог (фи). В тетради отсчитать две клеточки слева направо и поставить большую вертикальную черту.

Дальше называем все звуки в слове "фикус" по порядку:

  • Первый звук "фь". Какой он? (согласный, мягкий). Поэтому, какого цвета будет клеточка? (зеленая)
  • Следующий звук "и" Какой он? (гласный). Поэтому цвет клеточки будет красный;
  • потом какой звук? ("к"). Какой он? (согласный). Поэтому цвет клеточки будет синий;
  • Какой четвертый звук ("у"). Он какой? (гласный). Поэтому клеточку сделаем красную;
  • Какой последний звук? ("с"). Он какой? (согласный). Поэтому клеточка синяя.

Обозначаем звуки буквами. Подписываем. Произнесем все слово целиком. Ставим ударение.

Какой слог мы произнесли сильнее? (первый). Ставим ударение. А ударение всегда падает на гласный звук.

Отступив от слова "фикус" три клеточки справа, рисуем небольшое изображение фикуса.

Составим с этим словом предложение по схеме: |_ _ _ _. (четыре)

Составляют предложение из четырех слов со словом "фикус".

Фея: "А как слово "фикус" превратить в слово "фокус"?"

11.) Сюрпризный момент

Фея показывает детям план групповой комнаты. Найти, где спрятан на плане сюрприз.

12.) Итоги занятия

Молодцы! Чему учились сегодня? (произносить слова!)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия в подготовительной группе " Путешествие на остров Буквоград"

Конспект НОД по обучению грамоте с использованием современных образовательных технологий  в подготовительной группе...

Занятие по обучению детей грамоте "Путешествие в город Буквоград"

Задачи: Продолжать закреплять умение дошкольников  определять  наличие звука и его место в слове, упражнять в делении слов на слоги, совершенствовать умение правильно употреблять термины &la...

Интегрированное занятие «Путешествие в волшебный город Буквоград» в подготовительной группе

Ребята, где-то далеко-далеко на свете, есть город, где живут трудолюбивые человечки. Это город правильной и красивой речи. Жителям этого города нужна помощь. У них пропал адрес. Пропало название их го...

Конспект СОД в старшей группе «Путешествие на звуковом паровозике в город Буквоград»

Конспект СОД В старшей группе «Аленушка»(дети, родители,  воспитатель, учитель - логопед) «Путешествие на звуковом паровозике в город Буквоград»   подг...

Конспект совместной деятельности Подготовительная группа (1) Тема: Путешествие в город Буквоград.

Цель: Создание условий для подготовки  к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения игры – путешествие в город Буквоград.Задачи; Образовательные задачи-...

Путешествие в город Буквоград

Путешествие в город Буквоград...