Главные вкладки

    План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме:
    Конспект занятия По ознакомлению с художественной литературой для детей старшего возраста "Волшебный транспорт"

    для детей с ОНР

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_3.docx25.31 КБ

    Предварительный просмотр:

    Юго-Восточный административный округ район «Печатники»

    Конспект  занятия

    По ознакомлению с художественной литературой

    для детей старшего возраста

    Подготовила и провела: Помогаева Н.А.

    Москва 2013 г


    Программное содержание:

    Художественная литература: Закрепить знание русских народных сказок «Деревянный орел», «Царевна-лягушка», «Баба Яга», Гуси-Лебеди», Гаршина «Лягушка- путешественница». Развивать литературный вкус и вкус к родному слову. Учить понимать смысл народных пословиц, потешек; уметь включать их по смыслу. Учить отгадывать загадки о сказочном транспорте и о сказочных героях.

    Задачи по развитию речи: Расширить словарь по теме «Транспорт»; тренировать диалогическую речь, побуждать участию в инсценировке, различать и передавать интонацией характеры героев потешки «Стучит, бренчит на улице...»

    Воспитательные задачи: Воспитывать доброту, сопереживание, желание помочь, поддержать в трудную минуту.

    Развивающие задачи: Развивать внимание, восприятие, ассоциативное и логическое мышление; формировать умение видеть необычное в знакомом, привычном. Помочь детям раскрепоститься, чувствовать себя уверенными, получать радость от творчества.

    Материал: схемы сказочного транспорта, волшебный сундук, колпачки 3 шт., мягкие игрушки: лягушка и петух, куклы бибабо: баба и дед, ростовая кукла Емеля, шарфики по количеству детей, мольберты по 1 на двух детей, черные маркеры, листы бумаги, деревянные ложки по две на каждого ребенка, книги русских народных сказок для подарка детям, схема печи, геометрические фигуры для выкладывания печи, рисунки детей по пословицам:

    Без труда не вытащишь и рыбку без труда.

    Хочешь есть калачи - не сиди на печи.

    Какова пряха, такова и на ней рубаха.

    Натаскала белка орехов в дупло, будет ей зимой и сытно и тепло.

    Делу время - потехе час.


    Входят в зал под музыку «В мире много сказок...»

    Воспитатель спрашивает детей, любят ли они сказки. «Посмотрите, какая выставка книг. Это все сказки. Выберите и назовите свою любимую. Дети выбирают свою любимую книгу, показывают ее другим детям и называют сказку.

    Воспитатель: А сами вы хотите оказаться в сказке? И отправимся мы на удивительном транспорте. Отгадайте!

    Без крыльев - летят,

    Без ног - бегут,

    Без паруса - плывут.

    (облака).

    Ребята!

    Придумайте и нарисуйте свое облако, на котором полетите в сказку. (Музыка)

    Дети выполняют задание, показывают и рассказывают о том, что и кто у них получился. Например: У меня облако-чайник. У него есть носик, крышка, ручка. (Разные ответы) Воспитатель: Какие разные чудесные облака у вас получились.

    Полетели! (Дети берут шарфики разных оттенков, танцуют с ними, изображая полет в облаках.)

    Воспитатель: Вот мы и в сказке. Смотрите, как ласково нам улыбается солнышко!

    Дети: Здравствуй, солнышко!

    Закличка:

    Солнышко, ведрышко,

    Выгляни в окошко.

    Солнышко, нарядись,

    Красное, появись.

    Смотрите, солнышко протянула нам свой лучик. Пойдем за ним.

    Дети идут, поют песню «Вместе весело шагать по просторам...». Подходят к домику. Из домика слышится плач.

    Воспитатель: Кто же плачет? Что произошло?

    Воспитатель повязывает себе косынку, она - бабка. На руку надевает куклу - бибабо деда. Ведет рассказ от их имени.

    Как же нам не плакать? Как не тужить? Жили мы дружно, весело, счастливо.

    Дед: Я поле пахал, урожай собирал, зерно на мельнице молол, дрова рубил.

    Баба: Я по хозяйству хлопотала, щи да кашу варила, в лес ходила грибы да ягоды собирала.

    И была у нас внучка Аленушка. И хорошая и пригожая. А уж ласковая! И трудолюбивая. Дед: Мне она еду носила. Я устану, прилягу отдохнуть, а тут и Аленушка бежит, и покормит меня, и песенку споет.

    Баба: И мне Алёнушка помогала. Воду носила, избу убирала, в лес со мной за грибами да ягодами ходила. Пошли мы с ней как то раз в лес. Смотрим - гусь сидит, голову отпустил, пригорюнился. Крыло вроде бы сломал. Аленушка помочь ему хотела, побежала к нему, а он в сторону, а она за ним, он дальше. Так и скрылись с глаз. Я уж и звала ее и кликала, так и не нашли. Сколько мы слез выплакали.

    Воспитатель: Дети, поможем бабушке и деду?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Пойдем по сказочной дороге, там ждут нас испытания, загадки, мы их все выполним и найдем Алёнушку.

    Идут, находят колпачок. Под ним лягушка.

    Лягушка: Здравствуйте, дети! Отгадайте мою загадку:

    Что за птицы, за подружки Помогли взлететь лягушке?

    Эти птицы, как подружки,

    Взяли в путь меня, лягушку?

    Дети: Это утки. Они несли тебя на прутике. Ты держалась за него ртом, а утки несли палочку в клювах. Ты всем хотела рассказать, что это ты придумала путешествовать на утках, квакнула - и упала в болото. Автор этой сказки - Гаршин.

    Лягушка: Грустно мне сидеть в болоте. Поиграйте со мной, пожалуйста.

    Дети: Поиграем. Надо посчитаться.

    Считалка:

    Как у нас на сеновале две лягушки ночевали,

    Утром встали, щей поели А тебе водить велели!

    (М. Ивенсен)


    Воспитатель и Дети: До свиданья, лягушка! Мы твою просьбу выпоиш.ш. Нам

    Аленушку выручать надо.

    По дороге сказочной Вместе мы идем,

    Внучку Аленушку Мы найдем.

    Воспитатель: А вот и следующее задание. Дети останавливаются около колпачка № 2. Уплетая калачи Ехал парень на печи.

    Прокатился по деревне И женился на царевне.

    Кто?

    Дети: Емеля из русской народной сказки «По щучьему велению».

    Воспитатель: Что за транспортное средство было у Емели.

    Дети: Печка.

    Воспитатель: Как вы думаете, Емеля был лентяем?

    Дети: Нет. Он за водой ходил, печку топил, дрова рубил.

    Воспитатель: Емеле улыбнулась удача. Щука помогла ему за его доброе сердце. Мы тоже добрые?

    Дети: Да.

    Появляется Емеля (ростовая кукла). Здоровается.

    Емеля: Что за транспортное средство было у меня?

    Дети: Печка.

    Емеля: Правильно. Выполните мое задание - сложите из геометрических фигур печку, украсьте ее и назовите фигуры, которые вы использовали.

    Дети выполняют задание.

    Емеля хвалит детей.

    Воспитатель: Как вы думаете, за что щука наградила Емелю?

    Дети: он ее пожалел, отпустил. У него доброе сердце.

    Емеля: Вы все правильно сказали. Я добрый человек. Спасибо вам. Я добрые слова да ласковые очень люблю. А то начнут: «Емеля туда, Емеля сюда, то печь затопи, то воды принеси, а я себе на печи полеживаю.


    А вот если по доброму...

    Воспитатель: Емеля, тебе дети на прощанье хотят что то пожелать.

    Дети: Мы желаем тебе быть трудолюбивым. Мы тебя научим. Мы знаем пословицы о труде. (Подходят, находят рисунок по пословице, показывают рисунок, называют пословицу).

    Воспитатель: А трудится вы, любите? Надо трудиться, чтобы чему-либо научится. Подойдите, пожалуйста, к солнышку, найдите рисунки, где спрятаны пословицы о труде и лени.

    Дети:

    Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

    Хочешь есть калачи - не сиди на печи.

    Какова пряха, такова на ней рубаха.

    Натаскала белка орехов в дупло, будет ей зимой и сухо и тепло.

    Делу время - потехе час.

    Звучит колокольчик.

    Воспитатель: Слышите? Нам пора в дорогу.

    Находят Зй колпачок. Под ним петух.

    Воспитатель: Странно. Почему здесь петух. Разве петух-транспорт?

    Дети: В сказках происходят разные чудеса, птицы и звери умеют разговаривать. В сказке и петух может быть транспортом. Мы вам покажем и расскажем.

    (Девочка одевает косынку, мальчик шапку- петуха, второй мальчик держится за первого, как будто едет на петухе).

    Потешка:

    Стучит, бренчит на улице,

    Фома едет на курице.

    Тимошка - на кошке По кривой дорожке.

    • Куда, Фома, едешь?

    Куда погоняешь?

    • Траву косить.
    • Зачем тебе трава?
    • Коровку кормить.

    • Зачем тебе коровка?
    • Молоко доить.
    • Зачем тебе молоко?
    • Малых детушек кормить.

    Звон колокольчика. Пора в дорогу.

    Воспитатель обращает внимание детей на сундук. Что же там? Интересно? Дети открывают сундук. Там схемы волшебного транспорта.

    Дети по очереди берут по 1 карточке и называют вид транспорта (ковер-самолет, сивка- бурка, печь, сапоги-скороходы, летающий орел, метла, ступа).

    Сюрпризный момент.

    Влетает баба Яга на помеле. Танец бабы Яги.

    Баба Яга: Вы мой транспорт назвали, вот я и появилась. Напугала я вас?

    Ответы детей.

    Баба Яга: Не бойтесь, не пугайтесь. Я ведь в начале только злой была, а вы мне понравились. У вас доброе сердце. И задания вы все выполнили. Возвращаю я вам Аленушку. Скучно мне без нее будет. Вы меня не забывайте, сказки читайте. (Раздает детям книгу с русскими народными сказками).

    Дети: До свиданья, Баба Яга. Мы к тебе в гости придем. И сказки мы любим. Научимся читать, сами их читать будем. Вместе с Аленкой (куклой) подходят к дому. Их встречают баба с дедом. Благодарят детей и предлагают угоститься вкусным пирогом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой для детей старшей группы с ОНР.

    Перспективный  план  был  разработан для  воспитателей логопедической  группы с  целью  оказания  помощи    в  планировании и  проведении ...

    Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой для детей старшей группы.

    Художественная литература, является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи....

    Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой для детей старшей группы

    Одно из важнейших приобретений ребенка в дошкольном детстве – овладение родным языком как средством общения и познания окружающего мира.   Важную роль в развитии речи, пополнении словарного ...

    Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой для детей старшей группы с ОНР.

    Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой для детей старшей группы с ОНР....

    Занятие по ознакомлению с художественной литературой для детей старшей группы ЗПР «Кто сказал мяу?».

    Занятие по ознакомлению с художественной литературой для детей старшей группы ЗПР «Кто сказал мяу?». Формировать умение воспринимать и понимать прочитанный текст. Упражнять в умении отвеча...