«Роль игры в развитии и коррекции речи ребенка старшего дошкольного возраста».
статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Петрученя Светлана Александровна

 

Выступление с обобщением опыта работы и презентацией на

межрегиональной научно-практической конференции

 «Ребенок, играющий и созидающий - целевой ориентир на творческую индивидуальность в условиях введения ФГОС ДО»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mbdou_sudskiy_detskiy_sad_kombinirovannogo_vida.doc990.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль игры в развитии и коррекции речи ребенка старшего дошкольного возраста с ОНР».

Потапова Маргарита Александровна - учитель-логопед        

Петрученя Светлана Александровна – воспитатель

МБДОУ  Судский детский  сад комбинированного вида «Светлячок»

Череповецкого муниципального района        

В соответствии с ФГОС в содержании  основной образовательной Программы речевое развитие выделено как отдельная образовательная область.

В результате обследования учителем-логопедом речи дошкольников с ОНР, можно выделить её характерные особенности:

  •  звукопроизношение нарушено;
  •  фонематическое восприятие не сформировано;
  •  недостаточный словарный запас;
  • слоговая структура слова  нарушена;
  •  речь их односложна, состоит из простых предложений и с аграмматизмами;
  • трудности в  построении монолога: сюжетного или описательного рассказа;
  •  бедная диалогическая речь.

Нарушены все компоненты языковой системы языка.

Игра помогает корректировать особенности детей с ОНР:

- побуждает детей к общению друг с другом;

 -способствует закреплению навыков пользования инициативной речью;

 - формирует разговорную речь;

 - обогащает словарь;

 -оказывает влияние на формирование грамматического строя языка.

Учителю-логопеду и воспитателям группы компенсирующей направленности  постоянно приходится искать вспомогательные средства, облегчающие процесс коррекции речи детей с ОНР.

Эффективным методом считаем метод наглядного моделирования. А средствами – игры с моделями, схемами и символам. Особенностью  методики является изображение не предметов, а символов для опосредованного запоминания. Применяя символы, дети учатся выделять, видеть главное, систематизировать полученные знания, делать выводы.

Дидактические игры в большинстве своем составлены по принципу самообучения, когда сама игра направляет ребенка на овладение знаниями и умениями.

Рассмотрим на конкретных примерах использование средств наглядного моделирования в коррекции детей с ОНР старших дошкольников.

Символы звуков - первые, с которыми дети сталкиваются. В  коррекции фонетической стороны речи, при обучении грамоте, формировании  звукобуквенного  анализа и синтеза слов дети учатся различать основные понятия, такие как «звук», «слог», «буква». Для этого используем игры «Феи звуков», “Друзья Звуковички”, «Звуковые домики».

Игры «Звонкий  - глухой», «Замки звуков», «Грузовики», «Твердый и мягкий» способствуют формированию навыка дифференциации звуков. Выполнять звуковой анализ помогает модель исследования звука. Дети выступают в роли исследователей.

Фонетическая символика Т.А.Ткаченко используется в игре «Почтальон» - на сумке почтальона  определенный символ, например  символ звука [А], почтальон  собирает в сумку письма – картинки с данным  звуком,  «Магазин» – дети покупают предметы на заданный  звук, а платят символами», «Следопыты» - определяют место звука в слове.

Закреплять графический образ буквы помогают игры: «Сложи букву»- конструирование буквы из элементов, из различных материалов, составление разрезного изображения, «Узнай букву» по её элементам, «Прочитай по первым буквам», «Ребусы».

Деление слов на слоги – проблема для многих дошкольников. В её решении помогут игры со схемами слова. «Поезд» - рассадить пассажиров по вагонам  в соответствии с количеством слогов в слове и подобрать схемы к словам.  

«Новоселье» – расселить жильцов по домам в соответствии с количеством слогов: в одно-, двух-, трехэтажный дом.

Для развития навыков словообразования у детей с ОНР особую роль играют пиктограммы. Набор пиктограмм  позволяет показать многообразие однокоренных слов, которые можно получить от исходного корневого слова.  

Я предлагаю игру “Семья”. Ребенку  необходимо выбрать карточку и, опираясь на пиктограммы, образовать нужное слово (лев - львица – львенок - львята – львиная – львиный - львище). В этих играх речь педагога сводится к минимуму, а ребенок самостоятельно или в паре играет пиктограммами.

Чтобы  дети использовали предлоги в соответствии с законами грамматики, помощь окажут разнообразные  игры  со схемами предлогов: «Соберем грибы». Предложения сопровождаются подбором схем предлогов - К, ОТ, ПОД.

Для обогащения словарного запаса прилагательных необходимо умение выделять существенные признаки предмета. Поэтому используются сенсорно -графические схемы исследования.  В играх «Овощная база», «Магазин игрушек»  ребенок «покупает» посуду, овощи, фрукты, ягоды у продавца «логопеда». Для этого «покупатель» описывает предмет, подбирая точные слова- признаки.

Игры с применением сенсорно-графических схем и картинно- графического плана, мнемотаблиц так же способствуют  формированию связной речи.

Умение составлять описательный рассказ для формирования диалогической и монологической речи  можно развивать в играх  «Ателье», «Зоопарк» - отгадай животное зоопарка по описанию с опорой.

Составлять сюжетный рассказ можно развивать в игре «Лучший рассказчик» - детям раздаем карточки – символические фрагменты картины. Составляя рассказ, ребенок комбинирует свои  знания и изображенные действия.

При заучивании стихов дети рисуют символы- образы, которые возникают во время слушания. Играя ими, выбирают оптимальное соответствие образу. Составляют таблицу и по ней разучивают стихотворение.

Игры с моделями, схемами и символами помогают детям не только изучить новый материал с учителем - логопедом, но и в интересной занимательной форме закреплять изученное в вечерней коррекционной работе в совместной деятельности с воспитателем.

При организации коррекционно-образовательного процесса воспитатель четко разделяет дидактическую игру, предлагаемую детям в качестве обучающей игры по инициативе педагога и самодеятельную сюжетно-ролевую игру, возникающую в детской среде по инициативе самих детей. Сюжетно-ролевая игра ценна не столько тем, что в ней ребенок может получить новые знания, сколько тем, что он активно использует эти знания и умения (правильно произносить звуки речи, подбирать слова, составлять предложения).

В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра находится в фазе сюжетосложения: дети могут придумывать, комбинировать и развивать сюжет игры на основе своего опыта, различных событий, фантазирования. Основным условием развития сюжета является наличие у ребенка личного опыта в поисково-исследовательской деятельности, интереса к теме.

Одним из ключевых моментов игры является выбор роли (врач, инструктор, пациент, стажер). Роль часто становится для дошкольников мотивом, причем по ходу развития игры осознание ребенком исполняемой роли и смысла игры может меняться.

Особый характер приобретает сюжетно-ролевая игра, которую дети создают сами, отражая в ней то, что им близко и интересно. Такой вид деятельности определяется как самостоятельная сюжетно-ролевая игра.

Взрослым необходимо знать, как и во что играют дети, насколько разнообразны сюжеты игр, в которые они играют. И если дети изо дня в день играют в одни и те же «дочки – матери» или войну, мы должны помочь им научиться разнообразить сюжеты игр. Можно поиграть вместе с ними, предлагая разыгрывать разные сюжеты, принимать на себя разные роли (применить дидактическую игру). При этом предоставить  ребенку право проявлять в игре творческую инициативу, планировать и направлять игру.

Мы ставили перед собой задачи:

-способствовать развитию познавательной деятельности и любознательности;

- формировать  умение вести диалогическую речь в игре;

- воспитывать ответственность за исполнение роли.

Сюжетно-ролевая игра предполагает интеграцию различных видов детской деятельности: коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкальная (зависит от сюжета игры), элементарная трудовая.

В ходе работы определились оптимальные условия для сюжетно-ролевой игры:

Количество детей в группе: Игры по ролям хорошо получаются в подгруппах. И если дети чувствуют, что им никто не мешает, долго и с удовольствием занимаются сами по себе. Разговаривая друг с другом, они проигрывают разные роли и ситуации.

Место игры. Играть в ролевые игры дети могут везде, но в зависимости от особенностей игры иногда им бывают нужны особые места. Мы должны помочь им, создавая временные игровые уголки.

Реквизиты: Обычно достаточно несколько предметов реквизита, чтобы заинтересовать детей ролевыми играми. Войти в роль им помогают и другие вещи: модели, символы, схемы, прогулка или экскурсия (на вокзал, магазин, в аэропорт или на почту),  рассматривание книги с картинками, рассказанная взрослыми история, детские аудио-, видеозаписи, обычные повседневные события.

Данная работа дала положительные результаты:

  - уровень развития связной речи детей по всем направлениям значительно повысился;

-дети с ОНР значительно легче выстраивают логичный, последовательный, от простого к сложному,  повествовательный рассказ, рассказ – описание по картинно – графическому плану; рассказывают сказки; могут быстрее обычного выучить стихотворение при  помощи мнемотаблиц,  придумывают собственные рассказы;

-дошкольники получают возможность удовлетворить коммуникативную потребность, проявить творческую активность, самостоятельность, развить творческую индивидуальность.

Только в тесном взаимодействии (педагоги – дети - родители) возможна успешная коррекция речи детей с ОНР к школьному обучению, адаптации их в обществе.

Практическая значимость заключается в описании методических приемов по совершенствованию правильной речи средствами игры у детей дошкольного возраста с ОНР для учителей-логопедов и воспитателей,  как коррекционных,  так и  групп общеразвивающего вида.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра "Отвечай быстро". Данная игра способствует развитию мышления и речи детей старшего дошкольного возраста

•Цель игры: Закреплять умение детей классифицировать предметы по цвету, форме, качеству. Активизировать словарь, воспитывать слуховое внимание, умение быстро думать.•Ход игры•Воспитатель: Если хочешь ...

Роль игры в развитии коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Презентация на тему: Роль игры в развитии коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи...

Адаптивная образовательная программа развития и коррекции речи детей старшего дошкольного возраста на 2015/2016 учебный год

Адаптивная образовательная программа развития и коррекции речи  детей старшего дошкольного возраста на 2015/2016 учебный год....

Развитие лексического строя речи ребенка старшего дошкольного возраста

Словарь дошкольников обогащается преимущественно в процессе игр. Необходимо обогатить речь ребёнка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, углубить и уточнить понимание знач...

Игры для развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

Игры  для развития грамматического строя речи детей дошкольного возраста...

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Игры на развитие эмоционально-волевой сферы помогут ребенку научиться освобождаться от неготивных эмоций, помогут снять мышечное и эмоциональное напряжение....