Развитие лексического строя речи ребенка старшего дошкольного возраста
консультация (подготовительная группа) на тему
Словарь дошкольников обогащается преимущественно в процессе игр. Необходимо обогатить речь ребёнка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, углубить и уточнить понимание значений уже имеющихся у него слов, а также привить ребёнку простейшие навыки образования слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие лексического строя речи ребенка старшего дошкольного возраста
Злобина Анастасия Анатольевна учитель-логопед первой квалификационной категории
Работу над обогащением словаря ребёнка нельзя рассматривать как самоцель. Дело в том, что и у детей с отставанием в речевом развитии запас слов может быть достаточно большой, особенно если в семье этому уделяют внимание. Но важен не сам по себе словарный запас, а умение активно пользоваться имеющимися словами, правильно сочетать их между собой, образовывать от них новые слова и т.д. Важна и правильность грамматического оформления слов, чтобы в речи ребёнка не фигурировали слова типа «санка». По этим причинам работа над обогащением словарного запаса у детей должна вестись не изолированно, а одновременно с совершенствованием звукопроизношения и грамматического строя речи. Целенаправленную работу в этом направлении лучше всего проводить, начиная с дошкольного возраста. При этом важно обеспечить для ребёнка благоприятное речевое окружение (правильная, неторопливая и отчётливая речь окружающих).
Словарь дошкольников обогащается преимущественно в процессе игр. Необходимо обогатить речь ребёнка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, углубить и уточнить понимание значений уже имеющихся у него слов, а также привить ребёнку простейшие навыки образования слов.
Обогатить словарь ребёнка именами существительными помогут серии картинок, на которых изображены животные, птицы, растения и различные предметы, подобранные по смысловым группам (мебель, посуда, одежда и т.д.) Каждую из этих картинок ребёнок постепенно должен научиться правильно называть обобщающим словом, перечисляя все предметы, входящие в эту смысловую группу. После того, как ребёнок усвоил данный материал, можно провести с ним игры:
«Назови одним словом», «Лишний предмет», «Продолжай» и т.д.
Помогут обогатить словарь ребёнка картинки с изображением животных, птиц и их детёнышей (игры «У кого кто», «Найди маму»). Причём в своих ответах ребёнок обязательно должен назвать и взрослое животное и его детёныша: «У козы – козлёнок», «У котёнка мама – кошка». Следующей серией могут быть картинки с изображением больших и маленьких предметов. Ребёнок должен правильно назвать сначала большой, а затем маленький предмет (стол – столик, шапка – шапочка, лиса – лисичка). Это поможет ему постепенно овладеть правилами образования новых слов при помощи уменьшительных суффиксов. Здесь особенно важно обращать внимание на различия в окончаниях вновь образованных слов.
Обогащение словаря ребёнка за счёт глаголов также может быть достигнуто путём упражнений в назывании картинок. Как и во всех предыдущих случаях, упражнения продолжаются до тех пор, пока названия действий не будут прочно усвоены. Сначала можно выучить способы передвижения разных животных, птиц, насекомых (летают, прыгают, плавают и т.д.) Затем для закрепления материала ребёнку предлагаются вопросы: «А кто или что ещё летает? (самолёт, воздушный шарик), «А кто или что ещё плавает? (лодка, поплавок). Можно предложить ребёнку игру «Летает – не летает» («Плавает – не плавает»). Следующим этапом может быть рассматривание действий одного животного (птицы). Например, собака – стоит, сидит, лежит, спит, лает, грызёт, играет и т.д. Для характеристики действий подбираются глаголы, которые более тонко характеризуют действия определённого животного: крадётся, выслеживает и т.д.). Обязательно нужно называть голос каждого животного, птицы или насекомого: корова мычит, ворона каркает, жук жужжит. После того, как ребёнок прочно усвоит этот материал, можно переходить к действиям человека. В процессе неоднократного называния этих действий ребёнок постепенно овладеет способами образования глаголов при помощи приставок. Чтобы стимулировать ребёнка к образованию нужного глагола, взрослый сам называет существительное с предлогом, а ребёнок добавляет соответствующий глагол. Например, взрослый говорит: «Мальчик из
дома …» Ребёнок добавляет глагол «выходит». После рассматривания картинок с изображениями действий человека ребёнку даётся задание при помощи этих же приставок образовать другие глаголы. Делается это примерно так: «Мальчик дорогу переходит, а заяц? (перепрыгивает). А птица? (перелетает)». В результате этих упражнений у ребёнка вырабатывается прочный навык правильного употребления приставочных глаголов.
Обогащение словаря ребёнка именами прилагательными, которые обозначают признаки предметов, также достигается путём
«оречевления» картинок, а также рассматриванием конкретных предметов. Продукты питания можно сравнивать по вкусу: конфета сладкая, а лук – горький. Для закрепления названий этих признаков предлагаются такие задания: «Назови всё солёное (кислое)». Необходимо запомнить названия основных и промежуточных цветов. Для многих детей — это сложно, помочь им могут определённые ассоциации (белый, как снег; зелёный, как ёлка; жёлтый, как цыплёнок, и т.д.) Закрепить названия цветов помогут игры: «Что бывает зелёного цвета?»,
«Подбери по цвету») Расширит словарь ребёнка усвоение названий противоположных признаков предметов, или слов-антонимов. Но прежде чем ребёнок сможет овладеть навыком подбора слов-антонимов он должен хорошо усвоить смысл таких слов, как «одинаковый»,
«похожий», «разный», «различный». Без понимания значений этих слов он не поймёт и смысл предложенного ему задания. Кроме того, ребёнок, конечно, дожен хорошо понимать и смысл каждого их тех слов, к которому ему предстоит подобрать слова с противоположным значением. В процессе упражнений взрослый называет первый предмет и его признак, а также второй предмет. Ребёнок должен назвать только признак второго предмета: «Дерево высокое, а куст - … (низкий)». Затем взрослый может уже называть только одно прилагательное: «Горячий -
… (холодный)». Следующий этап работы – обогащение словаря ребёнка прилагательными путём овладения правилами их образования от имён существительных. Ребёнок, во-первых, знакомится с относительными прилагательными. Ему объясняют, что если предмет сделан из дерева, то
он деревянный, а если из железа, то он железный и т.д. Во-вторых, ребёнок упражняется в образовании притяжательных прилагательных: у коровы голова – коровья, а у лисы – лисья. Правильность употребления в речи ребёнка всех этих разнообразных окончаний достигается путём неоднократных повторений слов в различных игровых ситуациях: «Кто спрятался за деревом», «Чьи уши?», «Чей хвост?», «Звери перепутали хвосты, отгадай у кого чей хвост».
Для обогащения речи ребёнка наречиями важно при каждом удобном случае ненавязчиво объяснять ему, что предметы могут находиться от нас далеко и близко; располагаться высоко или низко; что ходить можно быстро и медленно; разговаривать громко, тихо и шёпотом; выполнять работу хорошо и плохо. Ребёнок должен также постепенно узнать, что на улице может быть тепло, холодно, жарко, прохладно, ветрено, дождливо, пасмурно; что под ногами может быть мокро (сыро) и сухо. В комнате или на улице в разное время суток может быть светло, темно, сумрачно и т.д.
Все эти занятия не только значительно обогатят словарный запас ребёнка, но и положат начало развитию его наблюдательности над словами, пробудят интерес к языку. И вряд ли нужно объяснять, какую великую службу сослужит ребёнку всё это в школе и вообще в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/07/picture-400301-1391774295.jpg)
Игры и упражнения для развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
Данный буклет включает в себя перечень игр и упражнений по формированию словообразования и словоизменения разных частей речи для детей старших и подготовительных групп....
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/18/picture-814685-1474200289.jpg)
Картотека дидактических игр для развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
Картотека дидактических игр по развитию речи...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/20/picture-854028-1479646156.jpg)
Консультация для родителей «Развитие грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста»
В дошкольном возрасте наблюдается значительное изменение в речи, что обусловлено разными причинами. Прежде всего, это выход ребенка за пределы узкосемейного круга. Ребенок знакомится с ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/01/picture-1184246-1585723309.jpg)
Игры для развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
Игры для развития грамматического строя речи детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2024/05/15/picture-1311617-1715769367.jpg)
Методическое пособие "Развитие лексического строя речи детей старшего дошкольного возраста"
Данная разработка была сделана на основе пособия О.И.Крупенчук "Научите меня говорить правильно", адаптирована для группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Материал представлен ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/29/picture-427923-1396110748.jpg)
Буклет "Развитие грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста"
Буклеты для родителей по развитию речи...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/01/picture-1493086-1698847605.jpg)
Практикум для родителей «Создание условий для развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи с помощью игр»
Создать условия для повышения компетентности родителей в развитии грамматического строя речи у детей с помощью игр...
- Мне нравится (2)