Составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода» (подготовительная группа)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Новикова Надежда Николаевна

Открытое занятие в подготовительной группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое занятие в подготовительной группе

Составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода»
(подготовительная группа)

Цель:
Обучать  детей описывать пейзажную картину.

Задачи:
1. Учить детей понимать замысел картины, видеть особенности композиции и цветового фона.
2. Обогащать словарный запас детей эмоционально-окрашенной оценочной лексикой, эпитетами, образными выражениями.
3. Продолжать работу по развитию связности, последовательности, целостности высказываний.
4. Упражнять в дополнении предложений однородными членами и дальнейшем их использовании в ходе описания пейзажа.
5. Упражнять в образовании действительных  причастий настоящего времени.
6. Развивать интерес к пейзажной живописи, помогать детям осмысливать свои чувства, отношение к пейзажу.
7. Воспитывать   любовь к родному краю.

Оборудование:
портрет И. И Левитана, репродукция картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода»; солнышко, схемы-карточки.

Ход занятия

1. Организационный момент

- Мы все ждем прихода весны.  Давайте сейчас каждый из вас скажет о весне, какая она?
(долгожданная, ранняя, поздняя,  теплая, цветущая, звонкая, веселая)

2. Сообщение темы занятия

- А сейчас послушайте, как писал о весне поэт Иван Саввич Никитин.
Воспитатель  зачитывает четверостишие:

Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает
И ручьи по оврагам шумят…

- Какое настроение хотел донести до нас поэт? (Радостное, веселое.)
- Да, весна несет всем людям радость жизни, творчества. Поэты пишут о ней стихи, композиторы музыку, а художники картины.
- С весенними пейзажами  мы познакомились на занятии, когда сравнивали натюрморты и пейзажи. Сегодня  вы станете  настоящими искусствоведами,  будете описывать замечательный весенний пейзаж.

3. Беседа по картине

Выставляется репродукция картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода.»

- Посмотрите портрет художника. Исаак Ильич Левитан ( (1860-1900). Он создал много замечательных пейзажей.

- Вспомните, как  называется эта картина?
(И.И. Левитан  «Весна. Большая вода»)

- Какое явление здесь запечатлено? (Разлив реки, половодье).

- Когда бывает половодье? ( В апреле.)

- Что можно сказать о воде, какая она?
(Прозрачная, спокойная, обильная, холодная.)

- В какой день И.И. Левитан писал этот пейзаж?
(Весенний, апрельский, яркий, солнечный.)

- Какие цвета художник использовал  чаще всего?
(Оттенками синего и желтого.)

- Что вы чувствуете, глядя на эту картину? (Радостные чувства: наступила весна, светит солнце, скоро станет совсем тепло.  Но, немного жаль деревьев, которые оказались в воде.)

4. Коррекционные упражнения

«Скажи иначе» (образование причастий настоящего времени)

- Послушайте, как скажу я, и скажите иначе, изменив слово-действие.

Домики стоят в воде – стоящие в воде домики.
Тени лежат на земле – лежащие на земле  тени.
Лучи скользят по ветвям –скользящие по ветвям  лучи.
Облака плывут по небу – плывущие по небу облака.
На деревьях набухают почки – набухающие на деревьях почки.

Распространение предложений. Игра «Волшебная цепочка»

- Скажите, что же заставляет таять снег, голубеть небо, набухать почки. Кто является главным помощником весны? (Солнышко.)
- Оно улыбается вам, и вы улыбнитесь ему в ответ.

- Давайте поиграем с ним в игру «Волшебные цепочки»?
- Слушайте внимательно, запоминайте и добавляйте в цепочку новые звенья – слова.
Воспитатель  предлагает детям запомнить предложение, а затем повторить, добавив новое слово.

На картине изображен  день.

На картине изображен весенний  день.
На картине изображен весенний
апрельский день.

По небу плывут облака.

По небу плывут белые облака.
По
 голубому небу плывут белые облака.

Вода затопила низины.

Холодная  вода затопила низины.
Холодная  вода затопила низины
, лес, дома.

По берегу легли тени.

По рыжему берегу легли тени.
По рыжему берегу легли
темные тени.

Березки стоят в воде.

Стройные березки стоят в воде.
Стройные березки стоят в
холодной воде.

Вдалеке виднеются домики.

Вдалеке виднеются деревянные домики.
Вдалеке виднеются  деревянные домики,
стоящие в воде.

5.Физкультминутка

«Веснянка»

Солнышко, солнышко,                        (дети идут по кругу)
Золотое донышко,
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей,                        (дети бегут по кругу)
Прилетели сто грачей,
А сугробы тают, тают,                        (приседают)
А цветочки расцветают.                     (встают на носочки)

6. Составление плана рассказа в виде картинно-графического плана.

- А сейчас давайте составим план, который поможет вам составить рассказы.

Воспитатель выставляет картинки-пункты плана:

1. Название картины, автор
2. Место действия
3. Время действия
4. Погода
5. Композиция картины
6. Цветовая палитра
7. Настроение картины
8. Твое отношение к картине

7. Составление рассказов

а) по цепочке (принимают участие все дети)
б) индивидуально

Ответ «идеального» ученика.

«На картине «Весна. Большая вода» художник И. Левитан изобразил реку во время разлива.  Это апрельский полдень. Погода ясная, солнечная, теплая. По голубому небу плывут белые облака, похожие на барашков. Солнца не видно, но чувствуется его тепло. На первом плане я вижу голубую, спокойную воду. В ней как в зеркале отражаются голые деревья. Слева рыжий изогнутый берег. По берегу легли темные загадочные тени от стволов березок. У берега стоит старая ненадежная лодка, наверно  ее унесло течением.  В середине картины видна березовая роща, еще не одетая листвой. Среди тонких белоствольных березок видна  зеленая стройная ель и старая корявая осина. Вдалеке виднеются стоящие в воде  домишки, уцелели только те, которые стоят на пригорке. В своей работе художник чаще всего использовал голубые и золотистые оттенки. Эта картина радостная,  потому что наступила весна и скоро станет совсем тепло и зелено.»

8. Оценка рассказов детей.

Воспитатель оценивает рассказы детей.
- Ваши рассказы получились полными, последовательными, в них не  было длительных  остановок, вы использовали в своих описаниях длинные предложения, подобрали много красивых слов, высказали свое отношение к картине.

9. Итог занятия

- О чем мы узнали,  что почувствовали, чем любовались  на занятиях по этой картине? (Узнали о половодье, почувствовали приход весны, любовались красотой русской природы.)
- Как же мы должны относиться к природе, чтобы не испортить ее красоту?
(Бережно. Защищать  и охранять все живое.)
- Давайте любить  свою Родину, восхищаться  красотой каждого ее уголка,    как это делал великий русский художник И. Левитан.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развития речи в Подготовительной к школе группе на Тему: "Составление описательного рассказа по картине И.И. Левитана "Поздняя осень" с использованием наглядного моделирования.

Цель. Формировать связную монологическую речь у дошкольников, при помощи составления описательного рассказа по картине. Воспитательно-образовательные задачи: • Продолжать учить детей составлять описат...

Конспект НОД по развитию речи Тема: Составление повествовательного рассказа по картине Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода» (старший дошкольный возраст 6 лет)

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи Тема: Составление повествовательного рассказа по картине Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода» (старший дошкольный возра...

Конспект занятия по развитию речи. Составление описательного рассказа по картине И.И.Левитана " Весна.Большая вода"

Составление описательного рассказа по картине И.И.Левитана " Весна.Большая вода"...

Тема: Составление описательного рассказа по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода».

Методическая разработка по развитию речи для старшего дошкольного возраста....

ООД Составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода» .Программа "От рождения до школы" Н.Е.Веракса.(подготовительная группа).

Цель: Обучение детей описывать пейзажную картину;Задачи:1. Учить детей понимать замысел картины, видеть особенности композиции и цветового фона.2. Обогащать словарный запас детей эмоционально-окрашенн...