Главные вкладки

    Конспект НОД по развитию речи Тема: Составление повествовательного рассказа по картине Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода» (старший дошкольный возраст 6 лет)
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

    Климович Наталья Юрьевна

     

    Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи

     

    Тема: Составление повествовательного рассказа по картине Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода» (старший дошкольный возраст 6 лет)

     

     

    Виды детской деятельности

    ·        Коммуникативные

    ·        Познавательно-исследовательская

    ·        Восприятие художественной литературы

    ·        Музыкально-художественное

    ·        Игровая

     

    Цели и задачи

     

    Коммуникация:

     

    1. Формировать умение детей понимать замысел картины, видеть особенности композиции и цветового фона. Картины Левитана «Весна. Большая вода» .

     

    2. Обогащать словарный запас детей эмоционально-окрашенной оценочной лексикой, эпитетами, образными выражениями.

     

    3. Упражнять в дополнении предложений однородными членами и дальнейшем их использовании в ходе описания пейзажа.

     

    4. Упражнять в образовании новых слов – причастий.

     

    5.. Воспитывать любовь к родному краю.

     

     6, Развивать интерес к пейзажной живописи, помогать детям осмысливать свои чувства, отношение к пейзажу.

     

    7. Продолжать работу по развитию связности, последовательности, целостности высказываний.

     

     

     

    Методы и приемы

    ·        Слушание

    ·        Беседы по картинам

    ·        Метод ТРИЗ словесная игра «Хорошо/Плохо»

    ·        Художественное слово

    ·        ТРИЗ дид. игра «Подзорная труба»

    ·        Физкультминутка «Веснянка»

    ·        Сюрпризный момент

    ·        Словесная игра «Скажи иначе»

    ·        Повествовательное рассказывание

    ·        Словесная игра «Волшебная цепочка»

    ·        Физкультминутка «Деревцо»

    ·        Составление рассказа по цепочке

    ·        Рассказ перевоплощения

     

    Планируемые результаты 

    ·        Знают жанры изобразительного искусства

    ·        Название картин и имена художников

    ·        Составляют описательные рассказы по картине, употребляют в речи эмоционально – окрашенную лексику

    ·        Самостоятельно выполняют рисунок разными способами

    ·        Оценивают и анализируют рисунки сверстников

     

    Материал: репродукция картины И. И. Левитана  «Весна. Большая вода», запись А. Вивальди «Весна», корзина тюльпанов (оригами), театрализованные атрибуты.

     

    Предварительная работа: Рассматривание картины Иссака Ильича Левитана «Март», подбор выставки картины пейзажной живописи о весне, чтение стихотворения А. Плещеева «Весна». Чтение стихотворений и рассказов о весне, рассматривание картин, разучивание стихов и пословиц о весне, отгадывание загадок, целевые прогулки. Беседа о весне.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Ход мероприятия:

     

    Организационный момент

     

    1.     : Дети входят в группу под музыку А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года».

     

    Ребята к нам в д.с. пришли много гостей   давайте подарим им свои улыбки и поздороваемся  с гостями.

     

    А сейчас присаживайтесь на стульчики, и я предлагаю послушать музыку.

     

    Звучит музыка

     

    -Вам знакома эта чудесная музыка? Как она называется? Что она изображает? (о весне)

     

    -Ребята, а вам нравится весна? (да/нет) Мнения разошлись.

     

    -Я предлагаю вам поиграем в игру «хорошо – плохо».

     

    -Чем вам не нравится весна? (сыро, пасмурно, идет дождь, грязно, мама не разрешает по лужам ходить, я часто болею, в начале весны деревья без листьев, грустно, т.е. все это ранняя весна)

     

    -А чем вам весна нравится? Или какая весна вам нравится? (теплая, солнечная, цветущая, звонкая, веселая, радостная, расцветают почки на деревьев, можно пускать кораблики, солнышко светит и тд.)

     

    Воспитатель: Хорошо ребята понятно , вам больше нравится поздняя весна как сейчас..

     

    2.     Полюбуйся: весна наступает,

     

    Журавли караваном летят,

     

    В ярком золоте день утопает

     

    И ручьи по оврагам шумят…

     

    Какие замечательные строки написал поэт Иван Саввич Никитин.

     

    - Какое настроение хотел донести до нас поэт? (Радостное, веселое.)

     

    - Да, весна несет всем людям радость жизни, творчества. Поэты пишут о ней стихи, композиторы музыку, а художники картины.

     

     

    3.     Предлагаю рассмотреть картину Левитана. Выставляется репродукция картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода».

     

    Посмотрите на эту картину и скажите

     

    - Какое явление природы здесь изображено? (Разлив реки, половодье).

     

    - Когда бывает половодье? (В апреле, весной )

     

    - Как вы думаете, что можно сказать о воде, какая она? (Прозрачная, спокойная, обильная, холодная.)

     

    - Как вам кажется, в какой день И. И. Левитан писал этот пейзаж? (Весенний, апрельский, яркий, солнечный.)

     

    - Что вы чувствуете, глядя на эту картину? (Радостные чувства: наступила весна, светит солнце, скоро станет совсем тепло. Но, немного жаль деревьев, которые оказались в воде.)

     

    4.     А сейчас ребята более внимательно, детально, рассмотрим эту картину.

    -       Как  мы это сделаем?

    Ребенок: «Посмотрим в подзорную трубу»

    -       Настраивайте свои подзорные трубы и посмотрите: Что вы там увидели? Внимательно рассматриваете? Выберете самые интересные места на картине (10 сек) Кто что увидел?

    -       Я хочу услышать, что увидела Аня?

    -       «Ёлочку, вот она елочка пушистая стоит в воде, наверное стоит на горке, раньше была маленькая, а сейчас выросла большая. Сейчас она выделяется среди всех деревьев, потому что она одна зеленая, другие деревья еще не распустились»

    -       Илюша что увидел?

    -        Я увидел лодочку, наверно кто-то переплыл и оставил её, и ушел, она стоит рядом с берегом и может уплыть. Еще я вижу, что она без весел и очень старая, наверно дедушкина.

    -       Артем что увидел в подзорную трубу?

    -       Я увидел березку, небо, воду и тд.

    Воспитатель: хорошо, ребята, молодцы. Каждый  увидел, что-то свое.И это замечательно .

     

     

     

    5.     Ребята, скажите, что же заставляет таять снег, небо становится голубым, набухать почки. Кто является главным помощником весны? (Солнышко.) 

     

    Вот это солнышко пришло к нам в гости.

     

    - Оно улыбается вам, и вы улыбнитесь ему в ответ.

     

    Воспитатель: Выходите ко мне

     

    Физкультминутка «Веснянка»

     

    Солнышко, солнышко,

    Золотое донышко,

    Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

     (дети идут по кругу, взявшись за руки)

    Побежал в саду ручей,

    (дети бегут по кругу друг за другом, на носочках)

    Прилетели сто грачей

    (бегут, взмахивая руками, как крыльями)

    А сугробы тают, тают,

    (медленно приседают)

    А цветочки расцветают.

     (встав на носочки и подняв руки, тянутся вверх)

     

    Ребята рядом с солнышком не только цветочки распускаются, но и нам становится веселее.

    6.     Солнышко еще хочет поиграть с вами в игру «Скажи иначе»

     

    -       Послушайте, как скажу я, а вы скажите иначе, изменив слово на действие.

     В эту игру мы с вами не раз играли, кому солнышко даст лучик, тот и отвечает.

    ·        Домишки стоят в воде – стоящие в воде домишки.

     

    ·        Тени лежат на земле – лежащие на земле тени.

     

    ·        Лучи скользят по ветвям –скользящие по ветвям лучи.

     

    ·        Облака плывут по небу – плывущие по небу облака.

     

    ·        На деревьях набухают почки – набухающие на деревьях почки.

     

    Воспитатель: Молодцы ребята,  получилось!

     

    7.     Молодцы! Справились. Но я попробую усложнить для вас задание. Попробуйте раскрасить яркими словесными красками нашу картину. Поиграем в игру «Волшебная цепочка»

     

    -       Я говорю вам предложение, а вы добавляете в него новые яркие слова, но слова должны соответствовать цвету, который я покажу

     

    На картине изображен день. (а вы сейчас мне скажите какой день?)

    -       На картине изображен весенний солнечный день. (Ж)

     

    -       По небу плывут облака.

    -       По голубому небу плывут белые облака. (Б,Г)

     

    -       Вода затопила низины.

    -       Холодная вода затопила низины, лес, дома. (С)

     

    -       По берегу легли тени.

    -        По рыжему берегу легли темные тени. (Ор)

     

    -       Березки стоят в воде.

    -       Белые березки стоят в холодной воде. (Б)

     

    -       Вдалеке виднеются  домишки.

    -       Вдалеке виднеются деревянные домишки, стоящие в воде. (Кор)

     

    Воспитатель: Приглашаю вас отдохнуть

     

     

    Физкультминутка

     

    Ветер дует нам в лицо,

     

    Закачалось деревцо,

     

    Ветерок все тише-тише

     

    Деревцо все выше-выше

     

     

     

    8.      Ребята предлагаю еще раз посмотрим на картину Левитана «Весна. Большая вода». И попробуем составить рассказ по ней все вместе. Я начну, а вы продолжаете.

     

    На картине «Весна. Большая вода.» худ Левитан изобразил реку во время разлива.

    -       Погода на этой картине  ясная, солнечная, теплая.

    -        По голубому небу плывут белые облака, похожие на барашков.

    -        На первом плане я вижу голубую  воду. В ней отражаются деревья.

    -        Слева рыжий изогнутый берег, по нему лежат тени от стволов березок.

    -       У берега стоит старая лодка, наверно ее унесло течением.

    -       В середине картины видна березовая роща, еще без листьев.

    -       Среди тонких березок видна зеленая стройная ель и старая корявая осина.

    -       Вдалеке виднеются стоящие в воде домишки, уцелели только те, которые стоят на пригорке, остальные утонули.

     

    Воспитатель: Замечательно.

     

     

    9.       Ребята, а может кто-то еще хочет рассказать свой рассказ о картине.

    Может кто-то хочет в кого-то превратиться и переместиться в эту картину? Выбирайте сами свой образ

    Лиза. А можно я превращусь в березку?

    -       Я тоненькая березонька, стою в этой воде, вода холодная, скоро распустятся зеленые листики, я буду радовать всех кто будет ко мне приходить.

             Илюша. А я белое облако…

    Артем. Лодочка

    Даша. Елочка.

     

    Воспитатель: Мне понравилось, а вам? Каждый раз ребята вы меня радуете и удивляете своими рассказами.

     

     

    10.  Итог:

     

    - С какой картиной И. И. Левитана мы познакомились на занятиях?

     

    - Как же мы должны относиться к природе, чтобы не испортить ее красоту? (Бережно. Защищать и охранять все живое).  

     

    - Давайте любить свою Родину, восхищаться красотой каждого ее уголка, как это делал великий русский художник

     

    - Я порошу каждого из вас взять цветочек, и с помощью его цвета показать свое настроение.

     

    - Предлагаю всем вместе спеть песню о весне

     

     

    Воспитатель: Молодцы, вы сегодня очень хорошо поработали. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt.docx31.43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи

    Тема: Составление повествовательного рассказа по картине Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода» (старший дошкольный возраст 6 лет)

    Виды детской деятельности

    • Коммуникативные
    • Познавательно-исследовательская
    • Восприятие художественной литературы
    • Музыкально-художественное
    • Игровая

    Цели и задачи

    Коммуникация:

    1. Формировать умение детей понимать замысел картины, видеть особенности композиции и цветового фона. Картины Левитана «Весна. Большая вода» .

    2. Обогащать словарный запас детей эмоционально-окрашенной оценочной лексикой, эпитетами, образными выражениями.

    3. Упражнять в дополнении предложений однородными членами и дальнейшем их использовании в ходе описания пейзажа.

    4. Упражнять в образовании новых слов – причастий.

    5.. Воспитывать любовь к родному краю.

     6, Развивать интерес к пейзажной живописи, помогать детям осмысливать свои чувства, отношение к пейзажу.

    7. Продолжать работу по развитию связности, последовательности, целостности высказываний.

    Методы и приемы

    • Слушание
    • Беседы по картинам
    • Метод ТРИЗ словесная игра «Хорошо/Плохо»
    • Художественное слово
    • ТРИЗ дид. игра «Подзорная труба»
    • Физкультминутка «Веснянка»
    • Сюрпризный момент
    • Словесная игра «Скажи иначе»
    • Повествовательное рассказывание
    • Словесная игра «Волшебная цепочка»
    • Физкультминутка «Деревцо»
    • Составление рассказа по цепочке
    • Рассказ перевоплощения

    Планируемые результаты  

    • Знают жанры изобразительного искусства
    • Название картин и имена художников
    • Составляют описательные рассказы по картине, употребляют в речи эмоционально – окрашенную лексику
    • Самостоятельно выполняют рисунок разными способами
    • Оценивают и анализируют рисунки сверстников

    Материал: репродукция картины И. И. Левитана  «Весна. Большая вода», запись А. Вивальди «Весна», корзина тюльпанов (оригами), театрализованные атрибуты.

    Предварительная работа: Рассматривание картины Иссака Ильича Левитана «Март», подбор выставки картины пейзажной живописи о весне, чтение стихотворения А. Плещеева «Весна». Чтение стихотворений и рассказов о весне, рассматривание картин, разучивание стихов и пословиц о весне, отгадывание загадок, целевые прогулки. Беседа о весне.

    Ход мероприятия:

    Организационный момент

    1. : Дети входят в группу под музыку А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года».

    Ребята к нам в д.с. пришли много гостей   давайте подарим им свои улыбки и поздороваемся  с гостями.

    А сейчас присаживайтесь на стульчики, и я предлагаю послушать музыку.

    Звучит музыка

    -Вам знакома эта чудесная музыка? Как она называется? Что она изображает? (о весне)

    -Ребята, а вам нравится весна? (да/нет) Мнения разошлись.

    -Я предлагаю вам поиграем в игру «хорошо – плохо».

    -Чем вам не нравится весна? (сыро, пасмурно, идет дождь, грязно, мама не разрешает по лужам ходить, я часто болею, в начале весны деревья без листьев, грустно, т.е. все это ранняя весна)

    -А чем вам весна нравится? Или какая весна вам нравится? (теплая, солнечная, цветущая, звонкая, веселая, радостная, расцветают почки на деревьев, можно пускать кораблики, солнышко светит и тд.)

     

    Воспитатель: Хорошо ребята понятно , вам больше нравится поздняя весна как сейчас..

    1. Полюбуйся: весна наступает,

    Журавли караваном летят,

    В ярком золоте день утопает

    И ручьи по оврагам шумят…

    Какие замечательные строки написал поэт Иван Саввич Никитин.

    - Какое настроение хотел донести до нас поэт? (Радостное, веселое.)

    - Да, весна несет всем людям радость жизни, творчества. Поэты пишут о ней стихи, композиторы музыку, а художники картины.

    1. Предлагаю рассмотреть картину Левитана. Выставляется репродукция картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода».

    Посмотрите на эту картину и скажите

    - Какое явление природы здесь изображено? (Разлив реки, половодье).

    - Когда бывает половодье? (В апреле, весной )

    - Как вы думаете, что можно сказать о воде, какая она? (Прозрачная, спокойная, обильная, холодная.)

    - Как вам кажется, в какой день И. И. Левитан писал этот пейзаж? (Весенний, апрельский, яркий, солнечный.)

    - Что вы чувствуете, глядя на эту картину? (Радостные чувства: наступила весна, светит солнце, скоро станет совсем тепло. Но, немного жаль деревьев, которые оказались в воде.)

    1. А сейчас ребята более внимательно, детально, рассмотрим эту картину.
    • Как  мы это сделаем?

    Ребенок: «Посмотрим в подзорную трубу»

    • Настраивайте свои подзорные трубы и посмотрите: Что вы там увидели? Внимательно рассматриваете? Выберете самые интересные места на картине (10 сек) Кто что увидел?
    • Я хочу услышать, что увидела Аня?
    • «Ёлочку, вот она елочка пушистая стоит в воде, наверное стоит на горке, раньше была маленькая, а сейчас выросла большая. Сейчас она выделяется среди всех деревьев, потому что она одна зеленая, другие деревья еще не распустились»
    • Илюша что увидел?
    •  Я увидел лодочку, наверно кто-то переплыл и оставил её, и ушел, она стоит рядом с берегом и может уплыть. Еще я вижу, что она без весел и очень старая, наверно дедушкина.
    • Артем что увидел в подзорную трубу?
    • Я увидел березку, небо, воду и тд.

    Воспитатель: хорошо, ребята, молодцы. Каждый  увидел, что-то свое.И это замечательно .

    1. Ребята, скажите, что же заставляет таять снег, небо становится голубым, набухать почки. Кто является главным помощником весны? (Солнышко.)  

    Вот это солнышко пришло к нам в гости.

    - Оно улыбается вам, и вы улыбнитесь ему в ответ.

    Воспитатель: Выходите ко мне

    Физкультминутка «Веснянка»

    Солнышко, солнышко,

    Золотое донышко,

    Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

     (дети идут по кругу, взявшись за руки)

    Побежал в саду ручей,

    (дети бегут по кругу друг за другом, на носочках)

    Прилетели сто грачей

    (бегут, взмахивая руками, как крыльями)

    А сугробы тают, тают,

    (медленно приседают)

    А цветочки расцветают.

     (встав на носочки и подняв руки, тянутся вверх)

    Ребята рядом с солнышком не только цветочки распускаются, но и нам становится веселее.

    1. Солнышко еще хочет поиграть с вами в игру «Скажи иначе»

    • Послушайте, как скажу я, а вы скажите иначе, изменив слово на действие.

     В эту игру мы с вами не раз играли, кому солнышко даст лучик, тот и отвечает.

    • Домишки стоят в воде – стоящие в воде домишки.

    • Тени лежат на земле – лежащие на земле тени.

    • Лучи скользят по ветвям –скользящие по ветвям лучи.

    • Облака плывут по небу – плывущие по небу облака.

    • На деревьях набухают почки – набухающие на деревьях почки.

    Воспитатель: Молодцы ребята,  получилось!

    1. Молодцы! Справились. Но я попробую усложнить для вас задание. Попробуйте раскрасить яркими словесными красками нашу картину. Поиграем в игру «Волшебная цепочка»

    • Я говорю вам предложение, а вы добавляете в него новые яркие слова, но слова должны соответствовать цвету, который я покажу

    На картине изображен день. (а вы сейчас мне скажите какой день?)

    • На картине изображен весенний солнечный день. (Ж)

    • По небу плывут облака.
    • По голубому небу плывут белые облака. (Б,Г)

    • Вода затопила низины.
    • Холодная вода затопила низины, лес, дома. (С)

    • По берегу легли тени.
    •  По рыжему берегу легли темные тени. (Ор)

    • Березки стоят в воде.
    • Белые березки стоят в холодной воде. (Б)

    • Вдалеке виднеются  домишки.
    • Вдалеке виднеются деревянные домишки, стоящие в воде. (Кор)

    Воспитатель: Приглашаю вас отдохнуть

    Физкультминутка

    Ветер дует нам в лицо,

    Закачалось деревцо,

    Ветерок все тише-тише

    Деревцо все выше-выше

    1.  Ребята предлагаю еще раз посмотрим на картину Левитана «Весна. Большая вода». И попробуем составить рассказ по ней все вместе. Я начну, а вы продолжаете.

    На картине «Весна. Большая вода.» худ Левитан изобразил реку во время разлива.

    • Погода на этой картине  ясная, солнечная, теплая.
    •  По голубому небу плывут белые облака, похожие на барашков.
    •  На первом плане я вижу голубую  воду. В ней отражаются деревья.
    •  Слева рыжий изогнутый берег, по нему лежат тени от стволов березок.
    • У берега стоит старая лодка, наверно ее унесло течением.
    • В середине картины видна березовая роща, еще без листьев.
    • Среди тонких березок видна зеленая стройная ель и старая корявая осина.
    • Вдалеке виднеются стоящие в воде домишки, уцелели только те, которые стоят на пригорке, остальные утонули.

    Воспитатель: Замечательно.

    1.   Ребята, а может кто-то еще хочет рассказать свой рассказ о картине.

    Может кто-то хочет в кого-то превратиться и переместиться в эту картину? Выбирайте сами свой образ

    Лиза. А можно я превращусь в березку?

    • Я тоненькая березонька, стою в этой воде, вода холодная, скоро распустятся зеленые листики, я буду радовать всех кто будет ко мне приходить.

             Илюша. А я белое облако…

    Артем. Лодочка

    Даша. Елочка.

    Воспитатель: Мне понравилось, а вам? Каждый раз ребята вы меня радуете и удивляете своими рассказами.

    1. Итог:

    - С какой картиной И. И. Левитана мы познакомились на занятиях?

    - Как же мы должны относиться к природе, чтобы не испортить ее красоту? (Бережно. Защищать и охранять все живое).  

    - Давайте любить свою Родину, восхищаться красотой каждого ее уголка, как это делал великий русский художник

     

    - Я порошу каждого из вас взять цветочек, и с помощью его цвета показать свое настроение.

    - Предлагаю всем вместе спеть песню о весне

    Воспитатель: Молодцы, вы сегодня очень хорошо поработали.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект непосредственно образовательной деятельности «Рассматривание репродукции картины И.И. Левитана «Весна – большая вода»

    Педагогом представлен план-конспект для подготовительной к школе группы по рассматириванию репродукции И.И. Левитана "Весна-большая вода"....

    Конспект ОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»

    Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи "Составление описательного рассказа по картине А. Саврасова "Грачи прилетели""...

    Рассматривание картины И.И,Левитана "Весна.Большая вода."

    Вначале занятия детям было предложено послушать музыкальную композицию Ф.Мендельсона "Весна".Дети познакомились с портретом великого русского художника-пейзажиста И.И.Левитана и сохотой расс...

    Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень» для подготовительной группы.

    Составление связного описательного рассказа по картине является важным коммуникативным умением, которое должно быть сформированно у старших дошкольников. Данный конспект НОД- в помощь педагогам- дошко...

    «Составление рассказа по картине «Зимние забавы» /групповая НОД с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР/

    Программное содержание:Образовательные задачи:учить детей  целенаправленному рассматриванию картины(целевое восприятие, последовательное рассматривание картины отдельных самостоятельных эпизодов,...