конспекты по составлению логических рассказов по серии сюжетных картин
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Филиппова Светлана Владимировна

конспекты по составлению рассказов по серии сюжетных картин с использованием технологии ТРИЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_po_sostavleniyu_rasskazov.docx53.96 КБ

Предварительный просмотр:

       

             

                                           

                                               

       Конспект занятия по составлению рассказа по серии картинок

«Как щенок нашел друзей»

Интеграция образовательных областей

Задачи

Коммуникация

Продолжать учить составлять рассказ по серии картинок, опираясь на предложенный алгоритм.

Учить придумывать зачин и концовку рассказа.

Познание

Правильно определять место и время происходящего, анализировать каждую картинку, определяя ее главную мысль и озвучивая ее, выстраивать последовательность событий в соответствии с логикой.  

Развивать связную речь, память, воображение.

Социализация

Воспитывать любовь к животным, желание защищать и оберегать братьев наших меньших.

Физическая культура

.Формировать умение согласовывать движения со стихотворным текстом физкультминутки ориентироваться в пространстве групповой комнаты.

                                                   

                                                 Ход занятия:

I часть: В: Ребята, сегодня для вас я приготовила интересную загадку-стихотворение. Хотите ее послушать и отгадать?!

Чтение стихотворения Т.А.Шорыгиной :

Он забавный, неуклюжий,

Прямо в нос меня лизнул,

Наступил в прихожей в лужу

И  хвостом слегка вильнул.

Я чесал его за ухом,

Щекотал ему живот,

Стал он самым лучшим другом

И теперь у нас живет. (Щенок)

В: Вы узнали о ком это стихотворение? Конечно, это щенок.  Сегодня на занятии вы узнаете интересную историю, нарисованную на четырех картинках. Рассмотрев эти картинки с помощью наших карточек-помощников, вы сами расскажете, что произошло и о ком эта история.

В: Что мы будем делать сначала? Правильно построим «паравозик» из картинок (раскладывание картинок слева направо).

В: Скажите, кто изображен на всех картинках?

Д: Щенок и девочки-подружки.

В: Подумайте, где происходит эта история?  В какое время года и время суток?

Д: Все это происходит во дворе дома, осенним днем, потому что девочки одеты в плащи и сапоги, на улице идет дождь.

В: А теперь, ребята, посмотрите на каждую картинку и скажите кто, что делает и зачем?

(дети  берут любую картинку и рассказывают, кто, что делает и зачем?

Дети:

  • (картинка №2) Девочки увидели маленького щенка. Им стало его очень жалко, потому что щенок был совсем один, промок, дрожал от холода.
  • (картинка №3) Девочки сидят на полу и кормят щенка. А щенок кушает с большим аппетитом, потому что сильно проголодался.
  • (картинка №1) Щенок совсем один сидит во дворе под проливным дождем. Ему очень грустно, потому что он потерялся и ему некуда идти.
  • (картинка №4) Подружки сидят на диване, они очень довольны, что нашли себе нового друга. Щенок сладко спит после вкусного обеда, на его мордочке улыбка, потому что ему снятся сладкие сны.

В:  Арина, возьми любую картинку и повесь ее на доску.  Леня, возьми тоже картинку и подумай, когда это было до или после. ( выкладывание картинок в логический ряд).

Физкультминутка : По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.

У собаки мокрый носик,

Есть и шейка, есть и хвостик

II часть:  В: Дети, а теперь давайте попробуем придумать историю, которая произошла с щенком.

(предлагаю схему рассказа)

          Однажды…                     Какое время (зима, лето, весна,                 Место (дом,

         или жили-были…           утро, вечер, день и т.д.)                           парк, лес и т.д.)

                        Что делали               Что было                   Что из этого

                           делали?                    дальше?                   получилось?

После того, как рассказ готов, детям предлагается придумать ему название (по времени, по месту, по действию, по главным героям).

Д: «Однажды осенью», «Во дворе», « Щенок», «Как девочки друга нашли».

III часть: Рефлексия:

В: Что делали сначала?

Кто были главные герои?

Когда и где происходила эта история?

Почему девочки забрали щенка домой?

Что чувствовал щенок, когда сидел во дворе один?

           Конспект занятия по составлению рассказа по серии картинок

«День рождения цыпленка»

Интеграция образовательных областей

Задачи

Коммуникация

Учить составлять рассказ по серии картинок, опираясь на предложенный алгоритм.  Формировать умение внимательно рассматривать картинку, выделять в ней главную мысль и озвучивать её; выделять главных героев и устанавливать взаимосвязь между ними.

Составлять целостный рассказ по сюжетным картинкам, пользуясь предложенным алгоритмом. Расширение, уточнение, активизация предметного, глагольного словаря. Составлять целостный рассказ по сюжетным картинкам, пользуясь предложенным алгоритмом.

Познание

Развитие произвольного внимания, зрительной и словесно- логической памяти, логического мышления, стимулирование мыслительной и речевой деятельности.

Социализация

Воспитывать умение выслушивать друг друга, не перебивать во время выполнения задания; договариваться и приходить к общему мнению. Воспитание бережного отношения, любви к живой природе.

Физическая культура

Формировать умение согласовывать движения со стихотворным текстом физкультминутки ориентироваться в пространстве групповой комнаты.

                                                                     

                                                                       Ход занятия:

I часть: В: Дети, я предлагаю вам поиграть в интересную игру «Подбери действие»

Воспитатель предлагает передавать мяч друг другу, при этом называть отдельные действия (словосочетания), которые могут выполнять кот, курица и цыплята.

В:  Сегодня вы узнаете интересную историю, нарисованную на четырех картинках. Рассмотрев внимательно картины, вы сами расскажете, что произошло и о ком эта история.

В: Что мы будем делать сначала? Правильно построим «паравозик» из картинок (раскладывание         картинок слева направо). На магнитную доску выкладываются картинки. Детям предлагается внимательно рассмотреть картинки и ответить на вопросы воспитателя.

В: Скажите, кто изображен на всех картинках?  ( определение главных героев)

Д: Девочка Маша, кот Васька, цыпленок, курица.

В: Подумайте, где происходит эта история?  В какое время года и время суток?  (определение места, времени года и времени суток)

Д: Летом в деревне, жарким днем. Кругом деревянные  маленькие дома, колодец.  Маша одета в легкое летнее платье, потому что светит ярко солнышко и на улице жарко.  

В:  А теперь, ребята, посмотрите на каждую картинку и скажите кто, что делает и зачем?

(дети  берут любую картинку и рассказывают, кто, что делает и зачем?)

Дети:

  • (Картинка №2) Маша очень удивилась, потому что увидела в траве гнездо. Наверное, это гнездо свила какая-то птица, оно упало на землю, а курица отложила в нем яйца. Кот Васька  выкатил яйцо из гнезда, чтобы его съесть. Он стоял неподвижно, ему не хотелось отдавать яйцо Маше.
  • (Картинка №3) Девочка взяла яйцо в руки и вдруг оно треснуло, и из яйца вылупился маленький цыпленок. Васька  с большим любопытством смотрит на появившегося цыпленка.
  • (Картинка №1) Летом Маша отдыхала в деревне у бабушки. Однажды солнечным днем кот Васька куда-то убежал, девочка расстроилась и пошла его искать. Вдруг в траве она увидела черный хвост. Она заглянула в траву.
  • (Картинка №4) Маша отнесла цыпленка курице, у которой недавно вывелись цыплята. Цыплята были все маленькие, желтенькие и очень похожие друг на друга. Увидев своего братишку, цыплята бросились к нему, радостно что-то пища.

В: А теперь давайте расставим картинки по-порядку.  Дарина, возьми любую картинку и прекрепи ее на доску.  Сережа возьми любую другую картинку и посмотри, что было до, а что после и т. д. (расставление картинок  в логической последовательности).

Физкультминутка: По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.

Озорной цыплёнок жил,

 Головой весь день крутил:

 Влево, вправо повернул,

 Ножку левую согнул,

 Потом правую поднял

 И на обе снова встал.

 Начал крыльями махать:

 Поднимать и опускать

 Вверх, вниз, вверх, вниз!

 Повернулся влево, вправо:

 -Хорошо на свете, право!

 А потом гулять пошёл -

 Червячка себе нашёл!

II часть:  В: Дети, а теперь давайте попробуем придумать историю, которая произошла с цыпленком.

(предлагаю схему рассказа)

          Однажды…                     Какое время (зима, лето, весна,                 Место (дом,

         или жили-были…           утро, вечер, день и т.д.)                           парк, лес и т.д.)

                        Что делали               Что было                   Что из этого

                           делали?                    дальше?                   получилось?

После того, как рассказ готов, детям предлагается придумать ему название (по времени, по месту, по действию, по главным героям).

Дети: « Однажды летом», «В деревне у бабушки», « Как Маша цыпленка спасла», «Цыпленок»

III часть: Рефлексия:

В: Маша, что мы делали сначала?

Леня, где произошла история с цыпленком?

Оля, как ты догадалась, что все происходило в деревне?

Лиза, что хотел сделать кот с яйцом?

А что сделала с яйцом девочка, Илья?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию "Составление описательных рассказов по серии сюжетных картин "Мы для милой мамочки"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей с ОНР подготовительной группы компенсирующей направленности.Направление – "Познавательно-речевое развитие"Образовательная область ...

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию "Составление описательных рассказов по серии сюжетных картин "Мы для милой мамочки"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей с ОНР подготовительной группы компенсирующей направленности.Направление – "Познавательно-речевое развитие"Образовательная область ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» в старшей группе. Составление коллективного рассказа по серии сюжетных картин на тему «Благородный поступок»

Этическая беседа является формой ознакомления детей с моральными нормами. Этическое развитие дошкольника связано с развитием его морального сознания. Этической беседа называется потому, что ее предмет...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе. Составление коллективного рассказа по серии сюжетных картин на тему «Некрасивый поступок»

 Этическая беседа является формой ознакомления детей с моральными нормами. Этическое развитие дошкольника связано с развитием его морального сознания. Этической беседа называется потому, ч...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» в подготовительной к школе группе. Составление коллективного рассказа по серии сюжетных картин на тему «Нечестный поступок»

Полноценная подготовка ребенка к школе предполагает умение детей работать с серией картинок, объединенных единым содержанием.  При этом дошкольник должен не только самостоятельно выложить логичес...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе. Составление коллективного рассказа по серии сюжетных картин на тему «Собака и вороны»

Главной задачей развития связной речи ребёнка в старшем возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности,  в том числе и чере...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе детей с ОНР " Составление творческого рассказа по серии сюжетных картин на тему " Штанишки для мишки."

Мной разработано занятие с детьми подготовительной группы ( с ОНР),где дети составляют творческий рассказ по серии сюжетных картин "Штанишки для мишки" в рамках лексической темы" Профес...