Конспекты занятий по формированию плавной речи у детей с ТНР (заиканием)
план-конспект занятия по развитию речи по теме

Герус Юлия Ивановна

Комплексное логопедическое занятие  "Путешествие в космос" в группе для детей с ТНР (заиканием).

Конспект занятия по развитию речи " Семья" в группе для детей с ТНР (заиканием)

Конспект занятия пор развитию речи (Овощи) в группе для детей с ТНР (заиканием)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekty-_3.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного типа  

второй категории № 93  г. Челябинска

Комплексное логопедическое занятие на тему: «Путешествие в космос»

Выполнил:

учитель-логопед

Герус Юлия Ивановна

Челябинск, 2006.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

1.Расширение предметного словаря по теме «Космос».

 2. Уточнение и закрепление глагольной лексики.

3. Закрепление умения подбирать определения к заданному предмету: звезда (какая?)    яркая, сияющая, далёкая, прекрасная и т.д.

4.Закрепление навыка использования порядковых и количественных числительных.

Предварительная работа: проведена беседа, рассмотрены иллюстрации, сделана аппликация – звёздное небо.

Коррекционные задачи:

  1. Развивать мелкую моторику рук.
  2. Совершенствовать эмоционально-мимическую мускулатуру.
  3. Развитие продолжительности и силы выдоха.
  4. Работа над голосом (высота, громкость, сила).
  5. Закрепить навык ответа на вопросы словосочетанием и полным предложением.
  6.  Закрепить навык координации речи с движением.
  7.  Коррекция звукопроизношения (автоматизация свистящих, шипящих и звука «л»).
  8. Учить слушать большие по объёму словесные объяснения к предстоящей деятельности.
  9.  Развивать зрительное и слуховое восприятие, творческое воображение, внимание, память.

             10 .Развивать, зрительно-двигательную координацию.

Воспитательные задачи:

  1. Учить внимательно выслушивать ответы других детей.
  2. Воспитывать  потребность прийти на помощь.

Словарная работа: невесомость, космос, космический корабль, космонавт.

Индивидуальная работа: с Никитой – чётко проговаривать шипящие и свистящие звуки и говорить внятно, медленно, плавно медленно, плавно; используется  вопросно-ответная и самостоятельная формы речи. С Антоном – следить за чётким проговариванием поставленных звуков; используется отражённая и вопросно-ответная формы речи. С Юлей и Катей – говорить плавно, без запинок, уверенно; используется сопряжённая и отражённая формы речи. С Арсением – говорить медленно, внятно; используется отражённая, сопряжённая и вопросно-ответная форма речи.

 Оборудование: мяч; доска «поляна настроения»; музыкальная запись «космической музыки»; иллюстрации на тему: «Космос»; цветная бумага; клей; блёстки; бисер; фольга; кисточки; клей; аппликация «звёздное небо».

        Ход занятия:

Организационный  момент

Под тихую плавную музыку дети входят в кабинет, встают в круг и, передавая мяч друг другу, говорят приветствие: «Я рад(а) вас видеть». Затем подходят к «поляне настроения» и выбирают цветок, который соответствует настроению ребёнка. – Отражённая форма речи.

Основная часть

Используются вопросно-ответная, сопряжённая, отражённая и самостоятельная формы речи.

Звуковой сигнал: «ж-ж-ж-ж-ж».

Учитель логопед (далее Л.): Что вы слышите?  

Ответ детей: звуки.        

Л.: Какие звуки?

Дети: «ж» (Логопед следит за правильной артикуляцией)

Все идут на звук и увидели…..

Л.: Что это?

Ответ детей:  летающая тарелка.

 Л.: Откуда она прилетела?

 Ответ детей: из космоса (несколько детей повторяют ответ)

Л.:  А это кто? Как вы думаете?

Ответ детей: Это инопланетяне.

Работа над дыханием, произношением и ритмизацией слова: вдохнули и чётко произнесли «и-но-пла-не-тя-не»; прохлопали это слово в ладоши.

Л.: Смотрите, ребята, здесь что-то написано, они нам что-то хотят сказать. Вот здесь написано: «Помогите долететь до нашей звезды!» Название звезды здесь нет. Давайте придумаем  название. Ну что, ребята, мы поможем инопланетянам добраться домой?

На чём мы полетим в космос?

Вопросно-ответная форма речи.

Ответ детей: на ракете.

Л.: Сначала ракету нужно нарисовать и сконструировать. Из чего можно выложить  рисунок ракеты? 

Ответ детей: из геометрических фигур, из пуговиц, из палочек, из крышек.

Л.:  Сколько получилось ракет? Давайте  их посчитаем. (Порядковый счёт) – сопряжённая форма речи.

Л.: А вы  помните, как звали первого космонавта? Как назывался его космический корабль?

Ответ детей:  Первый полёт в космос совершил Юрий Алексеевич Гагарин. Он летал на космическом корабле «Восток». -  Самостоятельная форма речи. ( Никита)

Л.: Там, далеко от Земли, он узнал невесомость – странное состояние, когда сам космонавт  его вещи ничего не весят и плавают в корабле, словно рыбы в аквариуме. Там нет ни верха ни низа. Так пролитая вода висит в воздухе. За окном всегда чёрная непроглядная ночь. Удивительно! Ближе к солнцу, а темно….Когда ракета с огромной скоростью уносит человека от Земли, он становится очень тяжёлым, а в космосе человек не весит ни грамма. Всё это впервые увидел, узнал, испытал на себе Юрий Гагарин. Он проложил людям дорогу в космос.

Мимическая гимнастика: Как вы думаете, ребята, страшно было первому космонавту одному лететь в неизвестный космос, где раньше до него никто не был? (дети изображают страх). А потом ему стало интересно (дети мимикой выражают интерес). В космосе было много удивительного и необычного (удивление). А когда он вернулся на Землю все люди встречали его с радостью и восхищением  (дети  изображают радость и восхищение).

Давайте мы с вами на сегодняшнем занятии на несколько минут представим себя космонавтами. Настоящие космонавты перед тем, как полететь в космос много учатся и проходят через испытания. А вы готовы пройти испытания и потренироваться в сообразительности, внимании и физической выносливости?

Задание на логическое мышление. Используются самостоятельная и сопряжено-отражённая речь.

Вот первое задание: Из каких геометрических фигур состоят космический корабль и космонавт? (из квадратов, треугольников, кругов, овалов, прямоугольников). Сосчитать геометрические фигуры. Сколько треугольников, квадратов, кругов, прямоугольников.

Ритмическое упражнение. Используется сопряжённая форма речи.

Второе задание: Займёмся физической подготовкой.

Раз, два - стоит,  ракета  (прыжки, руки соединены над головой в «замок»)

Три, четыре - самолёт (прыжки на двух ногах, руки в стороны)

Раз, два - хлопок в ладоши, а потом на каждый счёт (прыжки, ноги в стороны- ноги вместе с хлопками над головой)

Раз, два, три, четыре - руки выше, плечи шире (прыжки на двух ногах, руки подняты вверх и немного разведены в стороны).

Раз, два, три, четыре - (ходьба на месте) и на месте походили.

Конструирование.

Л.:  Испытание прошли. Поздравляю! Теперь по нашим рисункам построим ракету из стульев и модулей.

Л.:  Заходим  в ракету. Рассаживаемся по местам, начинаем отсчёт (счёт прямой и обратный) Старт!                                                                                                                            у

Голосовое упражнение:                                                                                                     у

Л.:  Ребята, давайте на звук «У»  голосом изобразим как взлетает наша ракета:  у

(включается музыка). Ну вот мы и взлетели. Давайте наденем скафандры и выйдем из ракеты  в открытый космос.

Дети садятся на ковёр.

Самомассаж. Развитие мелкой моторики.  Дыхательная гимнастика.

«Космическая гимнастика» - массируем ладошки и пальчики разомнём, голову погладим, уши разотрём и спокойно все вздохнём.

Релаксация: Дети ложатся на коврики, (под «космическую» музыку) логопед произносит текст, а дети лежат на полу с закрытыми глазами и представляют.

Л.: Представьте, что мы в открытом космосе. Нам спокойно и легко. Наше тело находится в состоянии невесомости: тело не напряжено и расслаблено,  руки лежат на полу  ладонями вверх, мы чувствуем, как напряжение  исчезает. Нам хорошо и спокойно. Наши ноги  тоже находятся в состоянии невесомости, мы летаем в открытом космосе. Вокруг нас пролетают метеориты и сияют звезды, мы любуемся их красотой. Нам спокойно и легко. Но вот пришло время возвращаться на землю. Глазки открываются, губки улыбаются, потянулись и встали.

Лексическая работа. Используется самостоятельная и отраженная формы речи.

Л.: Вот мы и помогли нашим друзьям добраться до их звезды. Ребята вы только что вернулись из космоса, летали рядом со звёздами. Скажите, на что похожи звёзды? (ответы детей).

Л.: Какая звезда? (ответы детей: яркая, сияющая, далёкая, великолепная…..)

Практическая часть

Л.: На память о нашем путешествии, об инопланетянах и их звезде мы украсим нашу аппликацию «полёт на звезду». Перед вами ваши работы, клей и в баночке, бисер, блестки, стразы. Вы помните правило, которое мы соблюдаем на каждом занятии? (Повторяем вместе с детьми): «Внимательно слушай, другим не мешай, запомни, что слышал и сам повторяй!»

 Инструкция: Нанести с помощью кисточки клей на силуэт звезды, а затем украсить сверху бисером, блестками, кусочками фольги. Затем наложить сверху салфетку, прижав то, что наклеили. Подождав, когда клей подсохнет, лишнее ссыпать в баночку. (Дети по очереди повторяют каждый этап работы.) – во время работы включается спокойная музыка.

Вопросно-ответная форма речи.

(По ходу выполнения работы, дети отвечают на вопросы логопеда, о последовательности этапов работы.)

Подведение итогов

Сопряжённая и вопросно-ответная формы речи.

Л.:  - Какие звезды получились! Покажите свои звездочки своим друзьям. Как вы хотите назвать свою звезду?  

Итак, о чем мы сегодня с вами говорили?

Л.: Подходим к поляне настроения, выставляем жетоны, обозначающие ваше настроение.

Прощание

Л.: Встали в круг, держась за руки, касаемся щечками.

Спасибо за занятие!  - Сопряженно.

Вид занятия:

  Комбинированное занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим с элементами аппликации.

Характеристика подгруппы

Подгруппа состоит из пяти детей. У трёх из них ОНР 3 степени, у 2 – НСЯ,  у всех стёртая форма дизартрии. Четыре ребёнка первого года обучения из них 2 ребёнка со средней степенью тяжести заикания, у одного (второго года обучения) – лёгкая степень тяжести, и у двух детей тяжёлая степень тяжести заикания.

В процессе занятия использовались следующие формы речи: сопряжённая, отражённая, вопросно-ответная и самостоятельная.

        

Программное содержание:

Образовательные задачи:

1. Уточнить и расширить знания детей о космосе: звёзды, невесомость.

2. Рассказать детям о первом космонавте Ю.А.Гагарине.

3. Учить подбирать прилагательные определения к существительным: Звезда (какая?) яркая, сияющая, далёкая, прекрасная и т.д.

4. Использовать в речи порядковые числительные.

5. Закреплять и совершенствовать правильное произношение звуков, говорить не торопясь, выразительно, медленно, плавно, внятно.

Предварительная работа: проведена беседа, рассмотрены иллюстрации, сделана аппликация – звёздное небо.

Коррекционные задачи:

  1. Учить отвечать без заикания на вопросы логопеда cловом, словосочетаниями, короткими фразами.
  2. Учить слушать большие по объёму словесные объяснения к предстоящей деятельности.
  3.  Развивать зрительное и слуховое восприятие, творческое воображение, внимание, память.
  4. Развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-двигательную координацию, эмоционально-мимические действия.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать интерес к изучению космоса, желание узнать больше.
  2. Воспитывать доброжелательное отношение к ответам других детей.

Словарная работа: невесомость, космос, космический корабль, космонавт.

Индивидуальная работа: с Никитой – чётко проговаривать звуки и говорить внятно, медленно, плавно; с Антоном – следить за чётким проговариванием поставленных звуков; с Настей и Катей – говорить плавно, без запинок, уверенно; с Владиком – говорить медленно, внятно.

 Оборудование: мяч; доска «поляна настроения»; музыкальная запись «космической музыки»; иллюстрации на тему: «Космос»; цветная бумага; клей; блёстки; бисер; фольга; кисточки; клей; аппликация «звёздное небо».

Ход занятия:

Организационный  момент

Под тихую плавную музыку дети входят в кабинет, встают в круг и, передавая мяч друг другу, говорят приветствие: «Я рад(а) вас видеть». Затем подходят к «поляне настроения» и выбирают своё настроение.

Основная часть

Учитель логопед (далее Л.): Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в открытый космос. Угадайте, на каком виде транспорта мы отправимся?

Ответ детей: на ракете.

Л.: Из чего можно сделать ракету? Ответы детей (из геометрических фигур, из пуговиц, из палочек, из крышек)

Л.:  Сколько получилось ракет? Давайте  их посчитаем. (Порядковый счёт)

Л.: А вы знаете, что первый полёт в космос совершил Юрий Алексеевич Гагарин. Он летал на космическом корабле «Восток». Там, далеко от Земли, он узнал невесомость – странное состояние, когда сам космонавт  его вещи ничего на весят и плавают в корабле, словно рыбы в аквариуме. Там нет ни верха ни низа. Так пролитая вода висит в воздухе. За окном (иллюминатором) всегда чёрная непроглядная ночь. Удивительно! Ближе к солнцу, а темно….Когда ракета с огромной скоростью уносит человека от Земли, он становится очень тяжёлым, а в космосе человек не весит ни грамма. Всё это впервые увидел, узнал, испытал на себе Юрий Гагарин. Он проложил людям дорогу в космос.

Мимическая гимнастика: Как вы думаете, ребята, страшно было первому космонавту одному лететь в неизвестный космос, где раньше до него никто не был? (дети изображают страх). А потом ему стало интересно (дети мимикой выражают интерес). В космосе было много удивительного и необычного (удивление). А когда он вернулся на Землю все люди встречали его с радостью и восхищением (дети  изображают радость и восхищение).

Давайте мы с вами на сегодняшнем занятии на несколько минут представим себя космонавтами. Настоящие космонавты перед тем, как полететь в космос много учатся и проходят через испытания. А вы готовы пройти испытания и потренироваться в сообразительности, внимании и физической выносливости?

Вот первое задание: Из каких геометрических фигур состоят космический корабль и космонавт? (из квадратов, треугольников, кругов, овалов, прямоугольников). Сосчитать геометрические фигуры. Сколько треугольников, квадратов, кругов, прямоугольников.

Второе задание: Займёмся физической подготовкой.

Раз, два - стоит,  ракета  (прыжки, руки соединены над головой в «замок»)

Три, четыре - самолёт (прыжки на двух ногах, руки в стороны)

Раз, два - хлопок в ладоши, а потом на каждый счёт (прыжки, ноги в стороны- ноги вместе с хлопками над головой)

Раз, два, три, четыре - руки выше, плечи шире (прыжки на двух ногах, руки подняты вверх и немного разведены в стороны).

Раз, два, три, четыре - (ходьба на месте) и на месте походили.

Л.: Испытание прошли. Поздравляю! Садимся в ракету (счёт прямой и обратный) Старт!

Дети садятся на ковёр.

«Космическая гимнастика» - массируем ладошки, уши, голову погладим, уши разотрём и спокойно все вздохнём.

Релаксация: Дети ложатся на пол, (под «космическую» музыку) логопед произносит текст, а дети лежат на полу с закрытыми глазами и представляют.

Л.: Представьте, что мы в открытом космосе. Нам спокойно и легко. Наше тело находится в состоянии невесомости: тело не напряжено и расслаблено,  руки лежат на полу  ладонями вверх, мы чувствуем, как напряжение  исчезает. Нам хорошо и спокойно. Наши ноги  тоже находятся в состоянии невесомости, мы летаем в открытом космосе. Вокруг нас пролетают метеориты и сияют звезды, мы любуемся их красотой. Нам спокойно и легко. Но вот пришло время возвращаться на землю. Глазки открываются, губки улыбаются, потянулись и встали.

Л.: Ребята вы только что вернулись из космоса, летали рядом со звёздами. Скажите, на что похожи звёзды? (ответы детей).

Л.: Какая звезда? (ответы детей: яркая, сияющая, далёкая, великолепная…..)

Практическая часть

Л.: А теперь мы с вами изобразим, какие мы видели звёзды, путешествуя по космосу. Вы помните правило, которое мы соблюдаем на каждом занятии? (Повторяем вместе с детьми): «Внимательно слушай, другим не мешай, запомни, что слышал и сам повторяй!»

 Инструкция: Нанести с помощью кисточки клей на силуэт звезды, а затем наложить сверху бисер, блестки, кусочки фольги. Затем наложить сверху салфетку, прижав то, что наклеили. Подождав, когда клей подсохнет, лишнее ссыпать в баночку.

(По ходу выполнения работы, дети отвечают на вопросы логопеда, о последовательности этапов работы.)

Подведение итогов

Л.:  - Какие звезды получились! Покажите свои звездочки своим друзьям.

Итак, о чем мы сегодня с вами говорили?

Л.: Подходим к поляне настроения, выставляем жетоны, обозначающие ваше настроение.

Прощание

Л.: Встали в круг, держась за руки, касаемся щечками.

Спасибо за занятие!

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного типа  

второй категории № 93  г. Челябинска

Логопедическое занятие по развитию речи на тему: «Семья»

Выполнил:

учитель-логопед

Герус Юлия Ивановна

Челябинск, 2006.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

1.Расширение предметного словаря по теме «Семья».

 2. Уточнение и закрепление глагольной лексики.

3. Закрепление умения подбирать определения к заданному предмету: семья (какая?)    дружная, весёлая, большая, спортивная и т.д.

4.Закрепление навыка использования порядковых и количественных числительных.

Предварительная работа: : заучивание имени, отчества старших родственников (мамы, папы, бабушки, дедушки), разучивание сценки-миниатюры «Федя одевается» (автор Орлов В.)

          Коррекционные задачи:

  1. Развивать мелкую моторику рук.
  2. Совершенствовать эмоционально-мимическую мускулатуру.
  3. Развитие артикуляционной моторики.
  4. Работа над голосом (высота, громкость, сила).
  5. Закрепить навык ответа на вопросы словосочетанием и полным предложением.

   6. Учить составлять рассказ о своей семье по вопросам логопеда и при наличии наглядной  опоры.

 7.Коррекция звукопроизношения (автоматизация свистящих, шипящих и звука «л»).

8.Развивать зрительное и слуховое восприятие, творческое воображение, внимание, память.

      9.Развивать, зрительно-двигательную координацию.

Воспитательные задачи:

  1. Учить внимательно выслушивать ответы других детей.
  2. Воспитывать гордость и интерес к своей семье.

Словарная работа: фамилия, отчество,

Индивидуальная работа: с Катей – чётко проговаривать звуки и говорить внятно, медленно, плавно; упражняться в отражённой форме речи. С Антоном – следить за чётким проговариванием поставленных звуков; упражняться в отражённой и в вопросно-ответной форме речи. С Настей и Юлей – говорить плавно, без запинок, уверенно; упражняться в сопряжённой и отражённой форме речи. С Даниилом – говорить медленно, внятно; упражняться в сопряжённой и отражённой форме речи.

 Оборудование: иллюстрации «СЕМЬЯ», фотографии, зеркала, цветные карандаши, бумага для рисования, мяч.

        

                                   

      Ход занятия

Организационный  момент

Под тихую плавную музыку дети входят в кабинет, встают в круг и, передавая мяч друг другу, говорят приветствие: «Я рад(а) вас видеть». Затем подходят к «поляне настроения» и выбирают своё настроение.

А теперь немного поиграем в театр.

Основная часть

Самостоятельная заученная речь

Разыгрывается сценка-миниатюра «Федя одевается».

1 ведущий: Кто визжит, как поросенок

Рано утро в выходной?

Удивляются спросонок

Все соседи за стеной.

2 ведущий: Пусть никто не удивляется,

Это Федя одевается.

Он, запутавшись в штанах,

На полу сидит в слезах.

Папа: Папа Федю осмотрел,

Как же ты штаны надел?

В них ходить наоборот

Надо. Задом наперед.

Бабушка: Смотрит бабушка в тревоге,

Протерев свои очки,

Или Федя спутал ноги,

Или спутал башмаки.

Мама: Мама, глянув, рассмеялась:

Вот дела – и смех, и жалость,

Все надел навыворот,

Все надел нашиворот,

Выворот-нашиворот,

Шиворот-навыворот.

Учитель логопед (далее Л.):  А теперь, расположитесь удобнее на ковре. Дети, а кто главный герой в этой сценке?

Вопросно-ответная форма речи и сопряжено-отражённая.

Дети (далее Д.): Мама, папа, бабушка, Федя.

Л.: Кем будет Федя для мамы и папы?

Д.: Федя будет сыном для мамы и папы.

Л.: А для бабушки?

Д.: Для бабушки Федя будет внуком.

Л.: Посмотрите на картинку, кто кроме мамы, папы, бабушки и внука здесь нарисован?

Ребенок: Дедушка и внучка.

Л.: Кем будет для Феди девочка?

Д.: Для Феди девочка будет сестренкой.

Л.: А для папы и мамы кем будет девочка?

Д.: Для папы и мамы девочка будет дочкой.

Л.: А как их всех назвать одним словом?

Д.: Семьей.

Л.: Сегодня мы поговорим о ваших семьях. И каждый из вас расскажет, какая у вас семья. (Подбор определений.)

Примерные ответы детей: крепкая, дружная, счастливая, заботливая, трудолюбивая и т.п..

Также подбор определений по наводящим вопросам (или по сюжетным картинкам) логопеда: спортивная, веселая, большая, маленькая и т.п.

Последняя тема – спортивная семья.

Л.: А теперь подобно нашей спортивной семье, мы с вами займемся гимнастикой, сначала для язычка. Приглашаю вас за столы. Приготовьте свои зеркала.

Артикуляционная гимнастика «Спортивная». (по наглядному пособию «Артикуляционная гимнастика».)

Физминутка.  Используется вопросно-ответная форма речи.

Дети встают в круг, логопед, бросая мяч ребенку, задает вопросы.

Например:

- Катя, расскажи о своей семье, с кем ты живешь?

- Как зовут твою маму?

- Как зовут папу?

- Как зовут сестру?

- Как зовут дедушку?

- и т.д.

(Логопед добивается от детей полных ответов.)

Л.: А теперь сядет за стол тот, кто ласково назовет свое имя.

Практическая часть

Используется вопросно-ответная форма речи.

Каждый ребенок рисует свою семью. По ходу работы логопед задаёт детям вопросы: «Кого ты сейчас рисуешь?», «Чем занимается твой папа?» и т. д.

Подведение итогов

Л.:  - Какие рисунки получились! Покажите свои рисунки друзьям. Итак, о чем мы сегодня с вами говорили?

Л.: Подходим к поляне настроения, выставляем жетоны, обозначающие ваше настроение.

Прощание

Л.: Встали в круг, держась за руки, касаемся щечками.

Спасибо за занятие!  - Сопряжено.        

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного типа  

второй категории № 93  г. Челябинска

Логопедическое занятие по развитию речи на тему: «Овощи»

Выполнил:

учитель-логопед

Герус Юлия Ивановна

Челябинск, 2006.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

1.Расширение предметного словаря по теме «Овощи».

2. Развивать умение отгадывать загадки.

3. Расширение словаря признаков по теме.

4.Закрепление навыка словоизменения: образование множественного числа.

Игра «Один-много».

          Коррекционные задачи:

  1. Развивать мелкую моторику рук.
  2. Совершенствовать эмоционально-мимическую мускулатуру.
  3. Развитие артикуляционной моторики.
  4. Работа над голосом (высота, громкость, сила).
  5. Закрепить навык ответа на вопросы словом и словосочетанием.
  6. Работа над силой воздушной струи.

   7 .Развивать зрительное и слуховое восприятие, творческое воображение, внимание,    память.

         8.Развивать, зрительно-двигательную координацию.

Воспитательные задачи:

  1. Учить уважительно относиться  к другим детям.
  2. Воспитывать умение расслабляться и чувствовать себя уверенно.

Словарная работа:  морковь, горох, репка, лук, помидор, картофель, огурцы.

Индивидуальная работа: с Катей – чётко проговаривать гласные звуки и говорить внятно; с Настей – следить за тем, чтобы ребёнок  чётко выполнял инструкции;  с Виолеттой – следить за расслаблением всех мышц во время  релаксации; с Данилом – говорить медленно, внятно.

 Оборудование иллюстрации «Овощи», муляжи овощей или настоящие овощи, зеркала, мяч, бубен, музыкальная запись спокойной мелодии.

        

         

                                         

Ход занятия

Организационный  момент

Под тихую плавную музыку дети входят в кабинет, встают в круг и, передавая мяч друг другу, говорят приветствие: «Я рад(а) вас видеть». Затем подходят к «поляне настроения» и выбирают своё настроение.

Основная часть

Л.  Чтобы плавно и спокойно говорить мы будем учиться расслабляться. Сядьте на край стула, обопритесь на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить  (включается музыка).  

                Есть у нас игра такая

                 Очень лёгкая, простая,

                 Замедляется движенье,

                 Исчезает напряженье….

               И становиться понятно – расслабление приятно.

А теперь откройте глазки и сожмите  пальцы в кулачки покрепче. Руки лежат на коленях. Сожмите их сильно-сильно, чтобы пальчики побелели. Сильно напрягли руки! Неприятно! Руки устали! Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко и приятно. Слушаем и делаем как я. Спокойно. Вдох-выдох!-3р.

  Руки на коленях                    Пальчики сильней сжимаем

   Кулачки сжаты                      Отпускаем, разжимаем

   Крепко, с напряженьем

   Пальчики прижаты.

Представьте, что ноги загорают на солнышке (ноги вытянуты вперёд). Поднимаем ноги, держим. Ноги напряглись (мышцы стали твёрдыми). Опустили ноги , они устали, а теперь расслабляются. Как хорошо, приятно. Вдох-выдох!

         Мы прекрасно загораем!

          Выше ноги поднимаем.

          Держим, держим-напрягаем.

         Загораем! Опускаем! (резко опустить ноги на пол).

          Ноги не напряжены, а расслаблены.

А теперь встать, ноги  немного расставлены. Представьте, что перед вами на полу лежит тяжёлая штанга.

Мы готовимся к рекорду,

Будем заниматься спортом   (наклон вперёд)

Штангу с пола поднимаем (руки прямые медленно поднимаем вверх)

Крепко держим …и бросаем.

Наши мышцы не устали и ещё подвижней стали.

Артикуляционная гимнастика:

 Сказка: «Заяц-огородник». (Логопед рассказывает сказку, а дети выполняют соответствующие движения перед зеркалом).

«Скакал однажды заяц по лесу. А на кустах только первые листочки показались. Голодно зверям лесным. Что делать? И вспомнил тут заяц, что люди сами еду на огородах выращивают. Решил он огород завести. Взял лопату и пошёл на полянку.

 «Лопатка».

Копает заяц землю да песни напевает. Слышит он – шипит рядом кто-то. Это змея мимо проползала и похвалила зайца.

«Весёлая змейка».

Мимо белка скачет, а в руках у неё грибок. Похвалила белка зайца и посоветовала грядки сделать, чтобы красиво было.

«Грибок».

Только белка ушла – медведь идёт да банку с вареньем несёт.

«Вкусное варенье».

Угостил медведь зайца вареньем и ушёл. Заяц дальше копает и песенки поёт.

Исполняются песенки: «а», «о», «ы», «э», «и», «у».

Всё лето заяц работал, поливал, полол. Все увидели, что капуста уродилась на славу. Срезал заяц капусту, и получилась целая горка.

«Горка».

Пришлось лошадку приглашать, чтобы всех зверей угостить.

Воспитание продолжительного выдоха:

     Дует лёгкий ветерок      -   ф-ф-ф.

     И качает так листок       -  ф-ф-ф.

     Дует сильный ветерок    -  ф-ф-ф.

     И качает так листок          -  ф-ф-ф.  (На звук «ф» дети выдыхают).

А потом пошёл дождь.

Ритмическое упражнение: (Логопед говорит слова, а дети поставив руки на пояс выполняют прыжки на двух ногах в разном темпе).

     Капля раз, капля два.

      Очень медленно сперва.

      Стали капли ударять,

        Капля каплю догонять.

           А потом, потом, потом            

           Всё бегом, бегом, бегом.

          До свиданья, лес густой!

                    Побежим скорей домой!

Отгадывание загадок про овощи:

 Красный нос в землю врос,                   Что за скрип?  Что за хруст?

А зелёный хвост снаружи.                       Это что ещё за куст?

 Нам зелёный хвост не нужен.                Как же быть без хруста,

 Нужен только красный нос.                    Если я   (капуста).

    (Морковь)

Бела, рассыпчата, вкусна                      Он круглый и красный

И на столе всегда она.                             Как глаз светофора.

  (Картошка)                                             Среди овощей нет страшней (помидора).

  Летом в огороде свежие зелёные,           Круглый бок, жёлтый бок

  А зимою в бочке жёлтые, солёные.         Сидит на грядке колобок.

   Отгадайте, молодцы,                                Врос он в землю крепко.

    Как зовут нас?  -  (огурцы)                      Что же это?   (репка).

Голова на ножке в головке горошки.          Прежде, чем его мы съели,

                (горох)                                                        Все наплакаться  сумели.  (лук).   

  (По ходу угадывания детьми овощей логопед выставляет изображение этого овоща).

После того, как все картинки с овощами  выставлены, дети хором  чётко проговаривают и прохлопывают каждое слово- название овоща.

Игра «Один-много».    

Дети встают в круг, логопед, бросая мяч ребенку, задает вопросы.

Например:

-  Катя, скажи, как правильно сказать один кабачок, а много….(кабачков)

(Логопед добивается от детей правильных ответов.)

Игра на внимание: «Овощи-фрукты».

Л.:  - Ребята, где растут овощи в огороде на грядке  или в саду на дереве?

Ответ детей: В огороде на грядке

Л.:  А где растут фрукты?

Ответ детей:  В саду на дереве.

Л.: Будьте внимательны! Если я говорю слово «овощи» вы садитесь на корточки. Если я говорю слово «фрукт» вы встаёте на цыпочки и тянете руки вверх. (Задание можно усложнить, если вместо слов ударять в бубен «овощи» - 1 удар, «фрукт» - 2 удара.)                      Итог занятия

Л.: Ребята, о чём мы сегодня говорили? Какие овощи вы знаете?

 Л.: Подходим к поляне настроения, выставляем жетоны, обозначающие ваше настроение.

Прощание

Л.: Встали в круг, держась за руки, касаемся щечками.

Спасибо за занятие!        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)

НОД  по развитию речи для детей 5 – 6  лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение  и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...

Конспект занятия по формированию связной речи в средней группе детского сада для детей с ТНР.

В коспекте представлены материалы по совершенствованию лексико-грамматической стороны языка и формированию связной речи у детей средней логопедической группы....

Конспект логопедического занятия по формированию связной речи у детей с ОНР (подготовительная группа). Тема: Составление рассказа по сюжетной картине "Зимние забавы".

Проведение специальных коррекционно-развивающих занятий по осознанному формированию у детей связной речи является одной из главных задач учителя- логопеда. Предложенное занятие рекомендуется для прове...

Формирование плавной речи у детей с заиканием

Представлены примерные упражнения по формированию плавной речи у детей с заиканием....

Конспект занятия по развитию связной речи для детей 6-7 лет с заиканием Составление рассказа по картине И.И. Машкова «Снедь московская. Хлебы»

Конспект занятия по развитию связной речи разработан для старших дошкольников, страдающих заиканием. В конспекте представлена поэтапная работа по обучению составления описательного рассказа по картине...

Конспект занятия по формированию экспрессивной речи в познавательной деятельности «Поможем Волчонку» для детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи

Конспект занятия по формированию экспрессивной речи в познавательной деятельности «Поможем Волчонку» для детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи...

Конспект логопедического занятия по формированию связной речи для детей подготовительной к школе группы "Моя Родина - Россия"

Конспект логопедического занятия по формированию связной речи для детей подготовительной к школе группы по лексической теме "Моя Родина - Россия"...