Конспект литературной викторины-путешествия для детей старшего дошкольного возраста "По тропинкам русских сказок"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Драгунова Зоя Николаевна

Цели:

1. Закрепить и расширить знания детей о русских народных  сказках, о художниках-иллюстраторах русских сказок; формировать запас литературных художественных впечатлений, личностную позицию как при восприятии сказок, так и в процессе творчества.

2. Развивать индивидуальные литературные предпочтения, развивать такие формы воображения, в основе которых лежит интерпретация литературного образа;  прививать неформальное восприятие сказок, развивать чувство юмора.

3. Пробудить в детях интерес к театрализованной игре, развивать интонационную выразительность речи, формировать умение строить диалог между сказочными героями, обогащать словарный запас детей.

4. Воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие, честность в игре, справедливость; способствовать налаживанию межличностных отношений между детьми группы, их родителями и педагогами.

5. Вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в командных соревновательных играх развивающего характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnaya_viktorina-_po_tropinkam_russkih_skazok.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 2001

Конспект литературной викторины-путешествия

для детей старшего дошкольного возраста

"По  тропинкам   русских  сказок"

Воспитатель ГБОУ ДС № 2001,

 Драгунова Зоя Николаевна

Москва,2012


Цели:

1. Закрепить и расширить знания детей о русских народных  сказках, о художниках-иллюстраторах русских сказок; формировать запас литературных художественных впечатлений, личностную позицию как при восприятии сказок, так и в процессе творчества.

2. Развивать индивидуальные литературные предпочтения, развивать такие формы воображения, в основе которых лежит интерпретация литературного образа;  прививать неформальное восприятие сказок, развивать чувство юмора.

3. Пробудить в детях интерес к театрализованной игре, развивать интонационную выразительность речи, формировать умение строить диалог между сказочными героями, обогащать словарный запас детей.

4. Воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие, честность в игре, справедливость; способствовать налаживанию межличностных отношений между детьми группы, их родителями и педагогами.

5. Вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в командных соревновательных играх развивающего характера.

Оборудование

1. Сундук , атрибуты для построения макета игрового поля( коврик, фишки-матрешки, ленты-дорожки красного, синего и зеленого цвета,  домик медведя, деревья леса), кузовок, платки  и пояса цвета игровых дорожек по количеству детей, клубочек, большая книга русских народных сказок, три набора по пять книжек( содержание одной из них не является русской сказкой), карточки с заданиями, кукла Незнайка, ширма.

2. Костюмы и атрибуты для игр-инсценировок: лиса , заяц, петух, медведь(2), сарафаны (2), косынка, костюм Жихарки, коса, интерьер избушки, речка, печка, яблонька, пирожок, короб, посуда для сервировки, хохломская ложка, веник, пироги, чай.

Предварительная работа

-Чтение и слушание в аудиозаписи русских народных сказок с беседами по содержанию;

-рассказывание детей о любимых книгах;

-оформление тематической выставки книг;

-оформление выставки работ художников -иллюстраторов русских сказок;

-оформление выставки детских рисунков героев любимых книг;

-оформление «книжного развала» детской литературы;

-разучивание игр «Кузовок со сказками», «Узнайте сказку», «Что лишнее?», «Найди ошибку»; загадок по сказочным сюжетам, роли медведя; инсценировок по сказкам «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди», «Жихарка»;

-совместные и самостоятельные игры с настольными театрами;

-изготовление  пригласительных билетов для родителей, игрового поля, атрибутов (коса, яблоня, карточки с заданиями);

-подготовка к чаепитию (родители пекут пироги, готовят чай).

Мотивация
       Дети рассматривают выставку книг и иллюстраций к русским народным сказкам. В зале появляется Незнайка и говорит, что пришел на чай с пирогами, а в гости его пригласил медведь из сказки
«Машенька и медведь». Но идти один через сказочный лес он боится. Просит ребят помочь ему найти дорогу и вместе пойти в гости к медведю.

Организационный момент (деление на команды)
Воспитатель (в образе Василисы Премудрой):
- Ребята, в моем волшебном сундучке  есть все, чтобы найти дорогу через сказочный лес, только дорожек там много. Что нужно путешественникам, чтобы не заблудиться? (Ответы детей). Правильно, это карта. Давайте сделаем ее сами.

Дети превращают выставочный зал  в сказочное игровое пространство : раздвигают столы, собирают макет игрового поля, девочки надевают платки, а мальчики- пояса, делятся на три команды: первая пойдет по синей дорожке, вторая - по красной, третья - по зеленой. Ставится игровая задача: чья дорожка быстрее приведет детей к дому медведя.


Ход викторины
Дети делятся на команды и рассаживаются за столы, обозначенные соответствующим цветом. Незнайка приглашает родителей присоединиться к своим детям, так как идти в лес без взрослых нельзя.
Воспитатель:
- Ребята, хорошо ли вы помните русские народные сказки? Как вы думаете, почему их так называют? (Ответы детей).
Дорога будет трудной. Вы готовы встретиться с чудесами и загадками, ответить на все вопросы сказочного леса, преодолеть все препятствия? – Тогда в путь! Только скажите мне сначала, какие волшебные предметы или существа помогают сказочным героям путешествовать. (Ответы детей: сапоги-скороходы, ковер-самолет, летучий корабль, клубочек, метла, ступа, печка, избушка на курьих ножках, серый волк, Сивка-бурка).
Незнайка:
- А у меня тоже есть волшебный клубочек. Наверное, он поможет нам путешествовать.
Воспитатель берет у Незнайки клубочек, подбрасывает его несколько раз и говорит: «Смотрите, клубочек-то живой! И он нам укажет путь».

Правила игры-путешествия:

1- каждый раз выбор задания происходит с помощью клубочка (воспитатель катит клубок до заранее определенного места);

2- получив и выполнив задание правильно, команда получает право одного хода по игровому полю (ведущий передвигает фишку-матрешку один на 1 кружок вперед);

3- если задание не выполнено или выполнено неверно, команда пропускает ход, если участники других команд знают правильный ответ, то в порядке очереди они могут ответить и получить дополнительный ход.

Первое задание «Кузовок со сказками»
Воспитатель предлагает всем играющим кузовок со словами:
- Вот тебе кузовок, клади в него сказку, дружок,
Обмолвишься, отдашь залог!
Ответ играющего:
- Я положу в кузовок сказку… (название).

Второе задание «Путаница»
Каждой команде предлагается карточка с перепутанной сказкой. Отгадав сказку, дети должны сказать, что в ней перепутано.

  1. Сказка «Шарик, тростинка и ботинок».

Жили–были шарик, тростинка и ботинок. Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают, как перейти через реку.
Ботинок говорит шарику:
- Шарик, давай на тебе переплывем!
- Нет, ботинок! – отвечает шарик. – Пусть лучше тростинка перетянется с берега на берег, мы по ней и перейдем.
Тростинка перетянулась с берега на берег. Ботинок пошел по тростинке, она и переломилась. Ботинок упал в воду. А шарик хохотал, хохотал, да и лопнул!

  1. Сказка «Гном и лев»

Подружился лев с гномом, и вздумали они вместе горох сеять. Гном сказал: «Мне корешок, а тебе, Лева, вершок.»
Выросла славная морковь; гном взял себе корешки, а Леве отдал вершки. Поворчал Лева, да делать нечего.
На другой год говорит гном льву:
- Давай опять вместе сеять.
- Давай! Только теперь ты себе бери вершки, а мне отдай корешки, - уговаривается Лева.
- Ладно, пусть будет по-твоему,- сказал гном и посеял горох.
Добрый горох уродился. Гном получил вершки, а Лева – корешки. С тех пор у льва с гномом и дружба врозь.

Сказка  «Лена и тигр»

Жили-были мама и папа. И была у них дочка Леночка. Пошла Леночка в лес за орехами и заблудилась. Набрела на избушку, а в избушке жил большущий тигр. Стала она у него жить, кашу варить. Задумала Лена убежать, напекла блинов и велела тигру их отнести маме и папе, а сама в рюкзак спряталась. Пришел тигр в город, а там кошки как стали на него мяукать! Испугался тигр, рюкзак бросил и убежал. А Лена вернулась к маме и папе живая и невредимая.

Третье задание «Назови сказку правильно»
Незнайка:
- А я тоже знаю сказки! Можно расскажу?
Играющим необходимо вспомнить и  дать правильные названия сказок.

«Сестрица Аленушка и братец Никитушка»
«Иван-царевич и зеленый волк»
«Лисичка-сестричка и серая мышь»
«Перышко Финиста – ясна-филина»
«По собачьему веленью»
«Дарьюшкина избушка»

«Сивка-будка»
«Плавучий корабль»
«Волк и 7 тигрят»
«Пашенька и медведь»
«Гуси-вороны»
«Царевна-индюшка»

Четвертое задание  «Отгадай название сказки»
(для родителей)
Родителям необходимо отгадать названия сказок, отрывки из которых будут инсценировать дети:
«Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди», «Жихарка».

Пятое задание «Книжная ярмарка»
Ребятам предлагается набор книг (5): из них все книги, кроме одной, с русскими народными сказками. Необходимо найти лишнюю книгу и объяснить свой выбор.

Заключительная часть

Незнайка:
- Сколько в нашем лукошке сказок накопилось! Можно мне взять их почитать? (Ответы детей).
Воспитатель подводит итоги викторины–путешествия : все команды, преодолев трудности, дошли до финиша, победила дружба!
Воспитатель:
- Посмотрите, клубочек на полянку прикатился, зовет нас поиграть.
Проводится игр
«Узнайте сказку».

Воспитатель:
- Раз, два, три, четыре, пять! Буду с вами я играть!
Все скорее в круг вставайте, сказки наши угадайте!
Дети встают в круг, идут хороводом и произносят слова:
- Сказки просят: «А сейчас, друзья, узнайте нас!»
Хоровод останавливается, в середину выходит специально подготовленный ребенок и загадывает загадку. Игра повторяется несколько раз.
Во время игры воспитатель за ширмой наряжает ребенка, исполняющего роль медведя, который он загадывает свою загадку последним.

Варианты загадок:

В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные.
Яблонька, укрой меня!
Реченька, спаси меня!
«Гуси-лебеди»

На лесной опушке
Стояли две избушки.
Одна из них растаяла,
Одна стоит по-старому.
«Заюшкина избушка»

Вор пшеницу воровал,
А Иван его поймал.
Вор волшебным оказался,
И Иван на нем катался.
«Сивка-бурка»

Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
«Кот, петух и лиса»

Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.
«Сестрица Аленушка
и братец Иванушка»

Вымолвил словечко –
Покатилась печка
Прямо из деревни
К царю и царевне.
И за что, не знаю,
Повезло лентяю?
«По щучьему велению»

Последним в круг выходит медведь, загадывает загадку:
А дорога – далека, а корзинка – нелегка.
Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок.
(
«Маша и медведь»)
Медведь (приветствуя гостей):
- Здравствуйте! Как я рад, что вы пришли ко мне в гости! Вы были смелыми и дружными, все трудности преодолели, дорогу отыскали. За это я приготовил для вас вкусное угощение: чай с пирогами. Приглашаю всех за столы. Угощайтесь, гости дорогие!

Медведь проходит вдоль столов и угощает всех пирогами. После чаепития воспитатель говорит:  

- Пора нам из сказочного леса в детский сад возвращаться. Волшебный клубочек! Покажи дорогу домой!

Дети прощаются с Незнайкой, вместе с воспитателем строятся «паровозиком» и  возвращаются в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"По тропинкам русских сказок» Конспект литературной викторины-путешествия для детей старшего дошкольного возраста.

Данный материал позволяет активизирвать познавательный интерес детей старшего дошкльного возраста к книге через русскую народную сказку; формировать личные литературные предпочтения ребенка,способству...

Конспект литературной викторины "Путешествие по сказкам"

Литературная викторина для детей среднего дошкольного возрастаЗадачи: учить детей узнавать сказку по загадке, по иллюстрации, по отрывку (т. е. по характерным признакам и действиям героев);развив...

Конспект литературной викторины "Путешествие в страну Литературия"

Материалы обобщающего игрового занятия по художественной литературе с использованием сказок, стихов,  народных примет...

Конспект литературной викторины «Путешествие по сказкам» с использованием игровой и информационно-коммуникативных технологий для детей старшей группы

Цель: расширить и углубить знания детей о сказках, воспитывать любовь к ним; активизировать и развивать выразительную речь; обогащать словарный запас; воспитывать интерес к чтению; снятие эмоционально...

Конспект литературной викторины "Путешествие в сказочную страну" для детей старшей группы.

В данной работе представлен материал направленный на закрепление знаний детей о прочитанных ранее произведениях (русские народные сказки).Конспект построен в игровой форме: дети выручают сказочных гер...

Конспект литературно-музыкальной композиции для детей старшего дошкольного возраста, посвящённого 100-летию образования республики Башкортостан и 100-летию со Дня рождения башкирского поэта Мустая Карима "Земля моя талантами богата".

Программное содержание:-Познакомить дошкольников с жизнью и творчеством писателя.-Донести до детей духовные ценности его произведений, самобытность и философскую глубину творческой мысли башкирского п...