Конспект литературно-музыкальной композиции для детей старшего дошкольного возраста, посвящённого 100-летию образования республики Башкортостан и 100-летию со Дня рождения башкирского поэта Мустая Карима "Земля моя талантами богата".
план-конспект занятия (старшая группа)

Головина Елена Вячеславовна

Программное содержание:

-Познакомить дошкольников с жизнью и творчеством писателя.

-Донести до детей духовные ценности его произведений, самобытность и философскую глубину творческой мысли башкирского писателя.

-Воспитывать умение слушать своих товарищей, дружеские отношения друг к другу в играх.

 

Предварительная работа:

-Знакомство с портретом писателя.

-Беседы о жизни и творчестве.

-Чтение легенд, стихов и рассказов о родном крае.

-Заучивание стихов, песен, постановка танцев.

-Инсценирование рассказа М.Карима «В берёзовом лесу».

 

Материал и оборудование:

-Портрет Мустая Карима.

-По стенам зала развешаны шары.

-На стенде – выставка книг поэта.

-Национальное блюдо к чаю – Чак-чак.

-Музыка курая (аудиозапись).

-Башкирский народный инструмент – кубыз.

-Гость в женском национальном костюме.

-Презентация.

-Декорации к сценке.

-Костюмы.

 

Активизация словаря:

Мустай Карим, век, курай, кубыз, Чак-чак, знаменитый, благородство, человечность, пепелище.

 

Используемая литература:

Разработка централизованной системы детских библиотек городского округа г.Уфа, детская библиотека №11, филиал №1; книги писателя Мустая Карима.

 

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_literaturno.docx23.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект литературно-музыкальной композиции

для детей старшего дошкольного возраста,

посвящённого 100-летию образования республики

Башкортостан и 100-летию со Дня рождения

башкирского поэта Мустая Карима.

«Земля моя талантами богата».

Подготовили воспитатели

подготовительных групп №12 и 9

Головина Е.В. и Якупова Т.А.

Фаткуллина А.Р. и Халикова Э.И.

Уфа – 2019

Программное содержание:

-Познакомить дошкольников с жизнью и творчеством писателя.

-Донести до детей духовные ценности его произведений, самобытность и философскую глубину творческой мысли башкирского писателя.

-Воспитывать умение слушать своих товарищей, дружеские отношения друг к другу в играх.

Предварительная работа:

-Знакомство с портретом писателя.

-Беседы о жизни и творчестве.

-Чтение легенд, стихов и рассказов о родном крае.

-Заучивание стихов, песен, постановка танцев.

-Инсценирование рассказа М.Карима «В берёзовом лесу».

Материал и оборудование:

-Портрет Мустая Карима.

-По стенам зала развешаны шары.

-На стенде – выставка книг поэта.

-Национальное блюдо к чаю – Чак-чак.

-Музыка курая (аудиозапись).

-Башкирский народный инструмент – кубыз.

-Гость в женском национальном костюме.

-Презентация.

-Декорации к сценке.

-Костюмы.

Активизация словаря:

Мустай Карим, век, курай, кубыз, Чак-чак, знаменитый, благородство, человечность, пепелище.

Используемая литература:

Разработка централизованной системы детских библиотек городского округа г.Уфа, детская библиотека №11, филиал №1; книги писателя Мустая Карима.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие.

Под тихую музыку курая дети и воспитатели входят в зал, встают полукругом. Дети читают стихи, на экране идут слайды.

1 реб.: Башкортостан – горжусь тобою,

Сияньем радостных твоих огней.

Твоею славою, твоей судьбою,

Тобой, прекрасной родиной моей.

2 реб.: Башкирия наша богата

В земле её нефть и руда,

Люди в Башкирии нашей

Любят трудиться всегда.

3 реб.: Башкортостан – чудесная земля!

Кругом сады, зелёные поля.

На зорьке тихо солнце ясное встаёт,

Как белый лебедь Агидель плывёт.

4 реб.: Вся страна от края и до края
Как большая дружная семья:

Вот она могучая, большая

Башкирия прекрасная моя.

5 реб.: Здесь люди несгибаемой породы

Идут любым ветрам наперекор.

Великое содружество народов

Прочнее, чем гранит уральских гор.

6 реб.: От башкирского народа

Край родной поздравлю я.

Ты богата и сильна,

О Башкирия моя!

Ведущий: - Ребята! Сегодня мы с вами пришли на праздник. 23 марта исполняется 100 лет со Дня образования республики Башкортостан.

                        Дети исполняют песню «Родина моя».

Ведущий: - Башкортостан – это край, в котором удивительно сочетаются живописная красота природы и люди, населяющие её. Несмотря на то, что здесь проживают более ста национальностей, все они очень дружны, ведь их объединяет одно: все они жители одной страны – России. Многие поэты и писатели воспевали нашу республику в своих произведениях. Одним из них является народный поэт Мустай Карим. В этом году мы будем отмечать 100-летие со Дня его рождения. Посмотрите, это портрет писателя. Он – наш земляк. Мустай Карим не сразу стал взрослым и знаменитым. Он родился и вырос в  башкирской деревне. В его семье никто не умел читать и писать. Посмотрите, ребята, вот фотография деревни, в которой родился писатель (показывает).

Ребенок:                                                    

Детство – ежечасное открытие,

Детство – неустанная мечта,

То шагнет вперед как лев бесстрашный,

То зайчонком- прыгнет из–под куста.

Звучит музыка курая, дети садятся на стулья.

Ведущий: - А сейчас мы увидим башкирский танец в исполнении группы девочек.

Башкирский танец в исполнении девочек.

Ребенок 1:

Мне с датою рожденья повезло:

Родился я не рано и не поздно…..

Гудит октябрь….. Двадцатое число…

Березы сыплют на тропу мне звезды.

Ребенок 2:

Мне повезло с землёй моей. Ты – чудо,

Башкирия! Ты свет в моей судьбе!

Ведущий: - Учился Мустай Карим в обычной деревенской школе.

Посмотрите, ребята, школа в деревне не такая большая, как в городе (показывает иллюстрацию). Всего один этаж. От деревенских домов, кроме красивого забора, больше ничем и не отличается. Именно в школе, когда будущий писатель научился читать и писать, он стал сочинять и записывать свои первые стихи. А знаете, о чём они были? О том, как хорошо лежать на тёплой земле, вдыхать запах трав, следить за полётом облаков.

Ребёнок 1:        

Я белый лист кладу перед собой

Бумаги чистой

 И чёрный карандаш, что к ней

Судьбой навек причислен.

Карандаш придётся очинить,

Берясь за дело.

Но не спеши, рука моя, чернить

Лист этот белый.

Бумага белая! Огонь ли, лёд-

Что в ней таится?

Она – судьба ребёнка, что вот-вот

Сейчас родится.

Ведущий: - После школы Мустафа приехал учиться в Уфу. Посмотрите, ребята, как выглядела старая Уфа. Именно в Уфе, когда писатель учился,

чтоб стать учителем, вышли первые сборники стихов Мустая Карима. Он писал о добре, благородстве и человечности (обращает внимание на книги на стенде). Посмотрите, как много сборников стихов у писателя.

Ведущий: - Читая стихи Мустая Карима, узнаёшь о том, как раньше жил башкирский народ, чем гордился, в какие игры играл, чем увлекался.  Я вас приглашаю поиграть в башкирскую народную игру «Юрта».

                                     Подвижная игра «Юрта».        

Звучит музыка военных лет, входят два воспитателя в военной форме.

1 Ведущий: - С первых дней войны с оружием в руках Мустай Карим встал на защиту нашей Родины. Он дважды был тяжело ранен, но после госпиталей вновь возвращался в строй. Во время коротких перерывов между боями, он продолжал писать свои стихи.

Глотая пыль, глотая дым военный,

С огнём борьбы, смешав солёный пот,

Мы скачем на конях, покрытых   пеной,

Высокий гнев на запад нас ведёт.

Пустырь, сегодня было здесь жилище.

Теперь окутан дымом голый прах,

 И девочка стоит на пепелище,

Стоит одна, печаль в её глазах.

2 Ведущий:

Вдруг хлопнула в ладоши: «Наши! Наши!»

На грустном личике её зажглась

Улыбка – не знавал улыбки краше…

Она от нас не отрывала глаз,

Та девочка была душой России,

Живым цветком, что был сильнее мук.

Москва, Урал и дали все родные

Улыбкой этой озарили вдруг.

2 Ведущий: - Во время непродолжительного затишья между кровопролитными, ожесточёнными боями солдаты на привале писали письма своим родным, отдыхали и пели песни военных лет.

    В исполнении воспитателей звучит попурри на песни военных лет.

2 Ведущий: - Вот и закончилась война. Мустай Карим вернулся домой с двумя книгами стихов.

Ребёнок 1:

Я иду цветущею долиной

В свой аул из дальнего похода.

Землянику рву и пью горстями

Родников живую воду.

Ребёнок 2:

Говорят цветы мне:

«Здравствуй, здравствуй!»

Лёгкие головки наклоняя…

Нет цветов таких на всей планете –

Я прошёл по ней, я это знаю.

Ведущий: - Мустай Карим в своём творчестве воспевал красоту родной природы. Читая его стихи, можно было не приезжая в гости к нам в Башкирию, представить красоту наших рек, лесов, полей, озёр.

Ребёнок 1:

Милый скворушка - скворец!

Прилетай же наконец.

Для тебя я дом построю

Не скворечник, а дворец.

Я твой домик расписал

Голубым, зелёным,

Сверху ветку привязал

Молодого клёна.

Прилетай и распевай

Песню про зелёный май.

Прилетай в наш двор скорее,

Всё готово, прилетай!

Ребёнок 2:

Полз мальчик на четвереньках,

Он был ещё очень мал.

С последней он сполз ступеньки,

Коснулся земли… и встал.

Как будто знал, что от века

Есть на земле закон:

Родившийся человеком,

Не ползать по ней рождён.

Качаясь на тонких ножках,

Птенцу нелегко стоять!

Он к солнцу тянет ручонку,

Он хочет солнце достать.

Ребёнок 3:

Он солнце зовёт спуститься,

Оставить дом голубой.

«Ты будешь, как мяч катиться,

А я побегу за тобой!»

Вот первый прыжок несмелый –

Долог путь до ворот…

Ещё один шаг он сделал

 И твёрже пошёл вперёд.

Вдаль от родного порога

Тропка бежит бегом…

Станет тропа дорогой,

Станет путём потом.

Смотрит мать молодая,

Как мальчик вперёд бежит:

- Миру тебя дала я –

Тебе он принадлежит.

На ноги став однажды,

Не уходи, держись!

Так начинает каждый

Трудное дело – жизнь!

Ведущая: - Сегодня у нас в гостях герои рассказа Мустая Карима «В березовом лесу». Встречайте – девочка Альфия.

                                                             Сценка.

Ведущий: - Недалеко от нашей деревни – большой берёзовый лес. Бегать в этом лесу очень приятно. Там поют птицы, летают бабочки, пестреют цветы, растут грибы, зреют ягоды. В один из летних дней, когда солнце поднялось высоко, Альфия взяла корзинку и пошла в лес. Вам, наверное, хочется заглянуть в её корзинку и узнать, что же там есть. Пока что ничего нет. В лес все идут с пустыми корзинками. В корзинку лучше заглянуть, когда девочка пойдёт из леса домой. Вот тогда и можно будет там кое-что увидеть. По дороге Альфия заметила бабочку с красивыми крылышками.

Альфия: - Ах, какая красивая бабочка! И как мне хочется её поймать!

(Звучит весёлая музыка, влетает бабочка).

Ведущая: - Бабочка порхала, не спеша перелетала с цветка на цветок. Казалось, стоит протянуть руку – и поймаешь. Альфия совсем близко подошла к бабочке, но та вспорхнула, и пришлось опять бежать за ней. Бабочка села на синий колокольчик и вдруг заговорила тоненьким голоском:

Бабочка: - Девочка, ты меня не трогай. Я родилась только сегодня утром. Мне хочется порезвиться, проиграть вдоволь. Понравится ли тебе, если начнут гоняться за тобой, когда ты играешь?

Ведущая: - Сказала бабочка такие слова и полетела дальше. А удивлённая Альфия задумалась и не стала догонять её.

Альфия: - Ну что же, разве в лесу кроме бабочки нет ничего интересного? Вокруг столько красивых цветов. Можно сорвать любой, какой только хочешь: красный, белый, голубой.

Ведущая: - Подумала Альфия и решила набрать целый букет и протянула

руку к красному цветочку, который  только что распустился.

Альфия: - Ой, какой же чудесный цветок распустился!

Ведущая: - Она уже схватилась за стебелёк и готова была сорвать цветок, как вдруг он заплакал. (звучит плач ребёнка)

Цветок: - Ой-ОЙ-ОЙ! Как мне ножку больно. Что же ты так хватаешь? Отпусти! Я ведь ещё совсем маленький, только что распустился. А ты дерёшься. А хорошо тебе будет, если тебя так больно дёрнуть?

Ведущая: - Оставила Альфия цветок и скорее пошла дальше. Шла она, шла и под деревом увидела маленький гриб. (звучит песенка о грибочке)

Альфия: - Ах какой красивый гриб! Как мне его хочется сорвать!

Ведущая: - Девочка решила взять гриб и уже притронулась к нему, как вдруг услышала голос:

Гриб: - Кто это трогает меня? Кто беспокоит? Шляпку мою, говорю, шляпку попортишь. А хорошо тебе будет, если начнут мять твою шляпу? Я еле стою, а ты помяла мою шляпку.

Альфия: - Ой, прости, пожалуйста!

Ведущая: - Альфия очень удивилась всему, что она услышала от бабочки, цветка и старого гриба. Она решила уйти домой и вышла на полянку, а там она увидела своих друзей и решила с ними поплясать.

                                                «Уральский хоровод».

1.На лужку у ворот,

Где рябина растёт,

Мы в тенёчке, холодочке

Завели хоровод.

2.Про Урал мы споём,

В гости вас позовём.

Голубику, ежевику

Собирать пойдём.

3.Кто у нас побывал,

Кто наш край повидал,

Не забудет, не забудет

Голубой наш Урал!

Ведущая: - Пошла дальше Альфия и вдруг смотрит, на полянке столько спелых ягод земляники мелькает в траве, что у неё глаза разбежались.

(под музыку появляются ягодки)

- Тут девочка увидела самую большую землянику.

Альфия: - Какая большая земляника! И так мне её хочется попробовать.

Земляника: - Что же ты, девочка, стоишь? Почему не собираешь нас?

Мы уже совсем созрели и скоро начнём осыпаться, ты собери в свою корзинку побольше ягод, а мама твоя сварит из них варенье.

Ведущая: - Не успела она оглянуться, как корзинка наполнилась до краёв. Побежала она домой (девочка уходит, звучит башкирская мелодия, появляется мама) и рассказала маме обо всём, что с ней приключилось, и что говорила ей земляника.

Мама: - Мне очень понравились советы земляники, я всё так и сделаю, как сказала мудрая ягода: сварю душистое варенье.

Альфия: - Какая интересная получилось прогулка! Хорошо летом в лесу!

Ведущая: - И вот зимой в один очень холодный морозный вечер Альфия вспомнила ласковое лето и бабочку, и цветы, и грибы, и земляничку.

Вот такой интересный рассказ написал Мустай Карим.

Звучит кубыз, и в зал входит гостья в башкирском национальном костюме.

Гостья: - Ребята, сегодня вы узнали много нового и интересного. В этом нам помогли книги Мустая Карима. Вы подрастёте, пойдёте в школу, но стихи писателя всегда будут рядом с вами. Я приготовила вам подарок – угощение к чаю: это башкирское национальное блюдо Чак-чак. Угощайтесь на здоровье.(вручает чак-чак). А в заключении нашего праздника прозвучит прекрасная песня в исполнении ваших воспитателей «Рух».

                      Песня «Рух» в исполнении воспитателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальный сценарий для детей старшего дошкольного возраста "Планета Кошек"

Сценарий весеннего литературно-музыкального досуга для детей старшей и подготовительной группы...

"Слава великой Победе!" Праздник для детей старшего дошкольного возраста, посвящённый 70- летию Победы

"Слава великой Победе!" Праздник для детей старшего дошкольного возраста, посвящённый 70- летию Победы....

"Русский солдат умом и силой богат" физкультурный праздник для детей старшего дошкольного возраста, посвящённый Дню Защитника Отечества.

Сценарий праздника ко Дню Защитника Отечества для детей старшего дошкольного возраста. Данный сценарий разработан с использованием методичекого, художественного и информационно-коммуникативного с...

Познавательный информационный среднесрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста, посвящённый 105-летию со дня рождения В. Драгунского и 110-летию со дня рождения Н. Носова "Великие выдумщики и фантазёры"

Мы живем в век компьютерных технологий, и чтение художественной литературы отходит на последний план. В кругу семьи все меньше внимания уделяется чтению книг. А ведь именно художественная литература в...

Познавательный информационный среднесрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста, посвящённый 105-летию со дня рождения Сергея Михалкова, "Путешествие по страницам книг Сергея Михалкова "

Книга служит сильным, действенным средством умственного, нравственного и эстетического развития  детей. Она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. А перед педагогом сто...

Интерактивная игра для детей старшего дошкольного возраста, посвящённая 800 - летию Нижнего Новгорода "Знатоки Ниженго Новгорода"

В данном материале представлена игра с ипользованием интерактивной доски "Знатоки Нижнего Новгорода"...