Конспект непосредственно-образовательной деятельности: "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Соболь Любовь Владимировна

Знакомство с зимующими птицами, загадки о зимующих птицах. Пальчиковая гимнастика "Кормушка", физминутка "Снегири". Стихотворение О.Высоцкой "Мастерица зима", стихотворение А.Яшина "Покормите птиц зимой".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr._zan._zimuyushchie_ptitsy.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно - образовательной

деятельности: «Зимующие птицы».

Интеграция образовательных областей:   «Познание». «Коммуникация», «Художественное творчество».

Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная.

Цели: познакомить с зимующими птицами; изучить их особенности; воспитывать любовь к птицам, желание помогать им; развивать интерес к наблюдению за птицами; расширять и обогащать словарный запас: зимующие, кормушка; учить создавать  аппликацию; развивать эстетическое восприятие.

Планируемые результаты: знать названия зимующих птиц, определять их по внешнему виду; уметь формулировать ответы на вопросы  педагога; выполнять аппликацию по образцу и инструкции педагога.

Материалы и оборудование:  иллюстрации зимующих птиц, загадки, шаблоны птиц из черного картона, бумажные салфетки красного, белого, желтого цвета, клей, кисти, образцы готовых поделок.

           Содержание организованной деятельности детей

  1. Вводное слово воспитателя.

   Воспитатель читает стихотворение О. Высотской «Мастерица зима»:

           Пришла зима, хлопочет:

           Укутала в снега

           Все кочки и пенечки,

           Скамейки и стога.

           Зима велела дубу

           Накинуть пышный мех,

           На ель надела  шубу,

           Тепло укрыла всех.

 

           Краснеют свиристели

           На веточках берез.

           Они не улетели.

           А выдержат мороз?

- Ребята, о чем это стихотворение?

Ответы детей.

                               Основная часть.

  1. Знакомство с зимующими птицами.

- Ребята, давайте познакомимся с зимующими птицами. Я буду загадывать загадки, а вы попробуйте их отгадать.

Воспитатель загадывает детям загадки:

   Черный жилет,

   Красный берет,

   Клюв, как топор,

   Хвост, как упор.

                               (Дятел)

   В наших лесах чаще всего встречается большой пестрый дятел. Он украшение нашего леса. Дятел – труженик. Чтобы добыть себе корм, дятел вставляет в щель дерева шишку и расклевывает ее. Нередко стайки синичек и других маленьких птичек летают вслед за дятлом.

   Воспитатель. А вот другая  загадка:

   Это кто там на дорожке

   Испугался нашей кошки?

   Это кто там поднял крик

   Чик-чирик, да чик-чирик?

                                                (Воробей)

   Воробьи хорошо переносят холод. Когда им холодно они прячут одну ножку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоят. Чаще воробьи сидят, прижавшись друг к другу, нахохлившись. Воробьи чистоплотные, охотно купаются зимой в снегу.

   Воспитатель.  

   Синяя косынка,

   Темненькая спинка,

   Маленькая птичка,

   Звать ее… (Синичка).

   Синицы очень подвижные птицы. Порхают с ветки на ветку, они подвешиваются вниз головой, качаются, держаться на самых тоненьких веточках. В этом им помогают их длинные и острые когти.

Воспитатель. - Ребята, а какое любимое лакомство синичек?

Дети. Несоленое сало, семечки.

Воспитатель.

   Непоседа пестрая, 

   Птица длиннохвостая, 

   Птица говорливая, 

   Самая болтливая! 

                     (Сорока) 

   Сорока ловкая, подвижная, суетливая птица. Вместе с воронами и галками переселяется поближе к жилью людей. Сорока умная, осторожная и хитрая птица. Ловкая проказница ради еды идет на разные проделки  и уловки.

Воспитатель.  

Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая -
Известная персона.
Кто она?.. 
  (Ворона)

   Вороны очень осторожны. У них хорошо развито обоняние, слух и зрение. Они всеядны. Когда мышевидные грызуны усиленно размножаются, они уничтожают их в огромных количествах. Есть еще повадки у воронов - это любовь к блестящим предметам и желание куда-нибудь спрятать избыток пищи. 

Воспитатель. Следующая загадка такая:

        Выпал снег, а эта птица 

       Снега вовсе не боится. 

       Эту птицу мы зовем 

       Красногрудым... (снегирем). 

  Красногрудый, чернокрылый,
 Любит зернышки клевать.
 С первым снегом на рябине
 Он появится опять!

Снегири – нарядные птицы. Самцы красногрудые, а у самочек наряд более скромный. Снегири обычно держатся небольшими стайками (7 – 10птичек). Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду. С приходом темноты вся стайка улетает на кусты или деревья, где и ночует.

     Для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.

- Чем человек может помочь зимующим птицам?

Дети.   Зимой нужно подкармливать птиц. Чтобы кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:

1. Укрепляя кормушку, нельзя обламывать ветки и повреждать стволы деревьев.

2. Нужно начинать подкармливать птиц поздней осенью и продолжать делать это до весны.

3. Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, в одно и то же время, тогда птицы сами будут прилетать к этому времени.

4. Нельзя бросать возле кормушки пакеты и банки.

5. В кормушке не должно быть снега.

6. Не кладите в кормушку куски хлеба, макароны, баранки. Этот корм птички не съедят.

7. Помните, что птицам нужны семечки подсолнечника, семена арбуза, дыни, тыквы, кусочки несоленого сала, крошки хлеба.

  1. Пальчиковая гимнастика: «Кормушка».

Сколько птиц к кормушке нашей    (Дети сжимают и разжимают ку-

Прилетело? Мы расскажем:               лачки).

Две синицы, воробей,                        (Дети загибают пальцы на руках,

Шесть щеглов и голубей,                    начиная с большого).

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.                   (Дети «сыплют» зернышки).

  1. Продуктивная деятельность.

Аппликация: «Зимующие птицы».

Воспитатель показывает детям способ выполнения аппликации. После показа и объяснения педагога дети выполняют работу самостоятельно. Сначала необходимо приклеить деталь птицы (грудку) к шаблону. Затем эту же деталь смазывают клеем и присыпают к ней мелко нарезанные кусочки салфетки определенного цвета (белые к сороке; желтые к синичке;  красные к снегирю). Педагог напоминает, что наклевать детали аппликации надо аккуратно.

Дети рассматривают свои работы, оценивают их, отмечают наиболее понравившиеся работы.

  1. Физминутка «Снегири».

Вот на ветках посмотри,                (Руками хлопают себя по бокам).

В красных майках снегири.            ( Показывают грудки).

Распустили перышки,                      (Руки слегка в стороны,

Греются на солнышке.                     (шевелят пальчиками).

Головой вертят, вертят,                    (Повороты головой вправо, влево).

Улететь они хотят.                            (Бегут по кругу взмахивая руками.)

Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью, за метелью!                   (Разбегаются по группе, машут руками).

Воспитатель.  – Ребята,  а давайте теперь вспомним:  

- О каких птицах мы сейчас говорили? (О зимующих).

- Почему мы их так называем? (Потому, что они проводят зиму с нами).

- Кто из этих птиц чирикает? (Воробей).

- Кто из этих птиц трещит? (Сорока).

- Как люди помогают зимующим птицам? (Подкармливают их).

- Как называется «птичья столовая»? (Кормушка).

- Кого из птиц мы называем – труженик?

- Почему нельзя оставлять мусор возле кормушки?

- Каких птиц мы можем видеть возле кормушки? (Сороку, синицу, воробья, дятла, снегиря и других).

  1. Итог занятия.

   Воспитатель читает стихотворение А. Яшина «Покормите птиц»:

          Покормите птиц зимой,

          Пусть со всех концов

          К вам слетятся, как домой,

          Стайки на крыльцо.

          Сколько гибнет их - не счесть,

          Видеть тяжело,

          А ведь в нашем сердце есть

          И для птиц тепло.

          Не богаты их корма –

          Горсть зерна нужна.

          Горсть одна – и не страшна

          Будет им зима.

         

          Разве можно позабыть:

          Улететь могли,

          А остались зимовать

          Заодно с людьми.

          Приучите птиц в мороз

          К своему окну,

          Чтоб без песен не пришлось

          Нам встречать весну.

   Воспитатель. Теперь я спокойна – вы не оставите птиц в беде, будете о них заботиться.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема «Зимующие птицы» в подготовительной группе

Задачи:ОбучающиеУточнить и расширить представления детей о зимующих птицах( внешний вид, способы передвижения, питание, приспособление); познакомить детей с новой для них птицей - клест.Вовлекать дете...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности аппликация "ЧУДО-ПТИЦА"

Цель: Освоение техники симметричного, силуэтного вырезывания, используя разнообразные способы прикрепления материала на фон, для получения объемной аппликации.Задачи:Образовательная область - «Познава...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности аппликация "ЧУДО-ПТИЦА"

Цель: Освоение техники симметричного, силуэтного вырезывания, используя разнообразные способы прикрепления материала на фон, для получения объемной аппликации.Задачи:Образовательная область - «Познава...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Птицы – наши друзья» в старшей группе

Методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему: "Птицы - наши друзья"....

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Животные и птицы нашего края"

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Животные и птицы нашего края"...