НОД по развитию речи для детей подготовительной группе "Весна - красавица идет!"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Бурлакова Наталья Александровна

Данная НОД содержит лексические игры, игры на закрепление навыков словообразования имен существительных, на образование существительных во множественном числе, умение выделять лишнее. Отгадывать загадки. Умение проводить слоговой анализ по лексической теме "Весна красавица идет".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_nod_po_razvitiyu_rechi.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД  по развитию речи в подготовительной группе « Весна – красавица идет!»

Программное содержание:

- Воспитывать устойчивый интерес к окружающему миру.

- Воспитывать уважительное отношение к ответам сверстников.

- Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе.

- Систематизировать и закрепить знания детей о весне, весенних явлениях природы.

- Формировать навыки связно – речевых высказываний, упражнять в образовании существительных во множественном числе, подборе определений к заданному слову.

- Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями о весне (загадки).

- Развивать логическое мышление, разговорную речь, учим отвечать на вопросы полным ответом.

- Продолжать упражнять детей проводить звуковой анализ слов.

- Обогащать и активизировать словарный запас.

Предварительная работа: наблюдение сезонных изменений в природе; беседы; чтение художественной литературы: В. Бианки «Синичкин календарь», Н. Сладкова «Весенние радости»; рассматривание картин: А. Саврасов «Грачи прилетели»,П Брюллов «Весна», Б. Кустодиев «Весна», И. Левитан «Ранняя весна. Последний снег».

Оборудование: «Сугроб» со снежинками (штук 16); картинка подснежника; мяч – игрушка; картинки: подснежника, проталины, оттепель, первоцвет, капель, ледоход, половодье, весна, половодье, почки, грач, солнце – на каждого ребенка; «облака», разрезанные на части со слогами: вес-на; ка-пель; со-суль-ка; про-та-лин-ка; под-снеж-ник; сол-ныш-ко; поч-ки; об-ла-ка.

Ход НОД:

В группе «появляется сугроб» (рисунок с изображением подснежника, закрытый «комьями снега»).

Предлагаю подумать, что это такое?

Дети: Сугроб

Воспитатель: Из чего состоит сугроб?

Дети: из снега

Воспитатель: Какой снег весной?

Дети: примерные ответы: темный, серый, грязный, ноздреватый, зернистый. На солнце он тает.

Воспитатель: Давайте и мы поможем весне растопить снежный сугроб и посмотрим, что прячется под снегом. (Нужно подобрать весенние слова. Одно слово сказано, убираем один комочек снега. Задача: помочь весне растопить снег полностью).

Дети: примерные ответы: чудесная, ранняя, дружная, бурная, теплая, солнечная. Близкая, сырая, долгожданная, сухая, нарядная, туманная, холодная, цветущая, яркая

Воспитатель: Молодцы, весь снег растопили. Подумайте, о чем я Вам расскажу:

Бегу я, как по лесенке,

По камешкам звеня!

Издалека по песенке

Узнаете меня.

Дети: Ручеек

Воспитатель:  посмотрите, какие ручейки у нас потекли. А что делают ручеек?  (Подбор слов – действий)

Дети: примерные ответы: бежит, поет, журчит, звенит, течет, шумит, блестит, спешит, сверкает, перекатывается.

Воспитатель: Ручейки  какие?

Дети: примерные ответы: бурливые, бурные, быстрые, звонкие, веселые, журчащие, звенящие, шумные, чистые, мутные, серебристые, холодные, весенние.

Воспитатель: Молодцы, весь снег растопили, в ручей превратили. Теперь догадайтесь, что пряталось под снегом?

Первым вылез из землицы

На проталинке,

Он мороза не боится,

Хоть и маленький

Дети: Подснежник.

Воспитатель: Подснежник – первый цветок весны. Посмотрите. Какой он?

Дети: примерные ответы: первый, нежный, ароматный, красивый.

Воспитатель: Сейчас мы с Вами поиграем в интересную игру. Я вам говорю предложение, а вы мне отвечаете одним словом. Дидактическая игра « Назови одним словом»

Воспитатель: Цветок, распускающийся сразу после таяния снега?

Дети: Подснежник

Воспитатель: Место, где стаял снег, и открылась земля?

Дети: Проталина

Воспитатель: Теплая погода с таянием снега, льда.

Дети: Оттепель

Воспитатель: Первый цветок, появившейся ранней весной.

Дети: Первоцвет

Воспитатель: Падение капель оттаявшего снега

Дети: Капель

Воспитатель: Движение льда по реке весной

Дети: Ледоход

Воспитатель: Разлив реки, наступающий из – за таяния снега, льда

Дети: Половодье

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы очень много знаете. А теперь мы с вами отдохнем (физкультминутка) стихотворение «Не идет ли к нам весна» П.Заднипру.

На орех взобрался Мишка        

С ветки даль ему видна  

Смотрит на холмы и крыши

    Не идет ли к нам весна?

 

   За деревней, за долиной, где прозрачен небосвод    

Клин увидев журавлиный    

Закричал: «Весна идет!»      

имитация движений, показать как карабкается на дерево

ладошки приставить как козырек ко лбу

соединяем руки над головой, как крыша

поднимаем плечи – удивляемся

повороты головы вправо – влево

показ взмахов крыльев журавлей

руки поднять в стороны, вверх, с радостью улыбнуться весне

 (

Воспитатель: Мы опять будем играть. Игра «Один и много» (игра в кругу, в центре круга воспитатель с мячом.  Кто поймал мяч, называет много этих же предметов)

Ручей – ручьи;

Дождь – дожди;

Солнце – солнце;

Скворец – скворцы;

Гнездо – гнезда;

Сосулька – сосульки;

Проталина – проталины;

Лист – листья;

Капель – капели;

Насекомое – насекомые;

Дерево – деревья.

Воспитатель: Молодцы, очень дружно играли. А вот самого внимательного мы выберем в игре, «Какое слово лишнее»

Капель, проталина, урожай, сосулька.

Дети: урожай

Подснежник, весна, листопад, грач.

Дети: листопад

Таять, копать, набухать, заготавливать.

Дети: заготавливать

Март, апрель, декабрь, май.

Дети: декабрь

Воспитатель: Отгадайте загадки, найдите отгадки:

Дети находят отгадки в картинках.

Я раскрываю почки,

 В зеленые листочки

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движением полна,

Зовут меня ……… (весна)

Висит за окошком

Кулек ледяной,

Он полон капели

И пахнет весной.  ( сосулька )

На реке и треск, и гром.

Это значит ледолом.

На реке лед идет,

Это значит …….. (ледоход)

День весенний – это чудо!

Ручейки звенят повсюду.

Греемся на солнышке,

Сидя на завалинке.

На пригорках снег сошел,

И видны …… (проталины)

На ветках –

Плотные комочки.

В них дремлют клейкие листочки. …(почки)-

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.       ( грач )

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь.

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все          ( солнце )

Воспитатель: (Проводится игра «Слоговое лото»)

Ветер с облаком играл,

Ветер облако порвал.

Облако соедините,

Слово вы прочтите

Облако разрезано на части со слогами слов.

Слова: вес-на, ка-пель, со-суль-ка, про-та-лин-ка, под-снеж-ник, сол-ныш-ко, поч-ки, об-ла-ка.

Воспитатель:  Ребята, о каком времени года мы сегодня узнали?

Дети: О весне.

Воспитатель: Кто хочет рассказать о весне красивыми словами?

Заслушиваются 2-3 рассказа.

Молодцы!

Рефлексия:  Что мы сегодня узнали нового?

Что на занятии вам понравилось больше всего?

Литература:

1) Л.В, Лебедева, И.В. Козина, Н.Н. Журавлева, Н.В. Антохина  "Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста (подготовительная группа) под редакцией И.В. Козиной

2) Лексическая игра "Сугроб" с сайта "Родная тропинка"  rodnaya-tropinka.ru

3) П. Заднипру "Не идет ли к нам весна" (стихотворение)

4) "Ю.Г. Илларионова "Учите детей отгадывать загадки"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в подготовительной группе Тема: "Развитие речи у детей подготовительной к школе группе"

Родительское собрание в подготовительной группеТема: "Развитие речи у детей  подготовительной к школе группе"План: 1.Вступительное слово2. Доклад логопеда Крюковой М.М.3. Сообщение воспитателей г...

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Путешествие в страну Красивой речи».

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.Задачи:Образовательные:1.Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных отве...

Родительское собрание в подготовительной группе Тема: "Учимся играя. Развитие речи у детей подготовительной к школе группе"

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развития ребенка с рождения и до конца жизни и служит показателем его общего развития....

Конспект открытого логопедического занятия-утренника по развитию речи для детей подготовительной группы, имеющих нарушения речи

laquo;Поиграем в слова»Цели:Коррекционно-образовательные:Учить слушать и слышать, понимать фразу.Совершенствовать диалогическую связную речь.Развивать навык оперативной зрительной, слуховой, мо...

КОНСПЕКТ Непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи для детей подготовительной группы Тема : « Путешествие в страну красивой речи»

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.Задачи:Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы;Зак...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие. Развитие речи» для детей подготовительной группы «Путешествие в страну Красивой речи».

Цель: обогащение словарного запаса детей подготовительной группыЗадачи приоритетной образовательной области:          Закрепить и обобщить знания детей об ...