Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие. Развитие речи» для детей подготовительной группы «Путешествие в страну Красивой речи».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Епанешникова Виктория Сергеевна

Цель: обогащение словарного запаса детей подготовительной группы

Задачи приоритетной образовательной области:

          Закрепить и обобщить знания детей об антонимах, активизировать глагольный словарь детей, способствовать согласовывать прилагательные и глаголы с существительными.

    Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, воображение, мышление, память.

   Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения между сверстниками, способствовать воспитанию доброты, желанию помогать тем, кто нуждается в помощи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otk_rr_2023.docx37.98 КБ

Предварительный просмотр:

Тип ОД: обобщающее

Направление: речевое развитие (Развитие речи).

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Форма организации: фронтальная, индивидуальная.

Форма проведения:  путешествие в страну Красивой речи

Цель: обогащение словарного запаса детей подготовительной группы

Задачи приоритетной образовательной области:

         Закрепить и обобщить знания детей об антонимах, активизировать глагольный словарь детей, способствовать согласовывать прилагательные и глаголы с существительными.

    Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, воображение, мышление, память.

   Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения между сверстниками, способствовать воспитанию доброты, желанию помогать тем, кто нуждается в помощи.

Задачи интегрируемых  образовательных областей:

 «Социально-коммуникативное развитие»:

-развивать у ребенка осознанное эмоционально-положительное отношение к себе, другим людям, окружающему миру.

-формировать умение понимать и оценивать чувства и поступки других.

-развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти друг другу на помощь в сложной ситуации, развивать социальные чувства.

 «Познавательное развитие»:

«Физическое развитие»:

-закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом во время динамической паузы и при проведении пальчиковой гимнастики.

Предпосылки учебной деятельности:

- формировать навыки учебной деятельности: умение слушать указания и пояснения воспитателя, отвечать на вопросы; одновременно начинать и прекращать действия, не мешая друг другу.

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, познавательная, продуктивная.

Методическое обеспечение:

Демонстрационный материал: ИКТ, картинка грустного и веселого солнышка, солнечные лучи с заданиями, картинка с девочкой и предметами.

Раздаточный материал:  буквы, звуковой пенал.

Предварительная работа с детьми: Артикуляционная гимнастика, проговаривание чистоговорок, пальчиковая гимнастика. Речевые игры:  «Какой, какая, какое», «Подбери сравнение», «Закончи предложение».

Словарная работа: Фантазия.

 Приёмы руководства деятельностью детей:

Для постановки целей и мотивации деятельности: создание игровой ситуации, проблемные вопросы.

Для активизации деятельности детей в процессе ООД:  игровая мотивация – приглашение в страну Красивой речи, чистоговорки,  пальчиковая гимнастика,  речевые упражнения «Доброе утро»,  упражнение «Горячий-холодный», «Лови да бросай-цвета называй», «Что делает?», «Кто может совершать эти действия», «Выложи слово».

Для организации практической деятельности: организация продуктивной деятельности детей игровое упражнение «Выложи слово».

Приемы поддержания интереса у детей: игровая ситуация, игровые упражнения, музыкальное сопровождение, использование ИКТ, пособия буквы, звуковой пенал.

Рефлексия: подведение итогов на каждом этапе.

Методы и приемы:

Организационный: эмоциональная завязка, игровая мотивация.

Мотивационный: эффект удивления, игровые упражнения.

Словесный: вопросы к детям, указания, уточнение, поощрение, беседа.

Наглядно-демонстрационный: показ слайдов, показ картинок. Практический: игры и игровые упражнения, лучики с заданиями.

Метод контроля: анализ выполненных заданий, оценка результатов деятельности.

Подведение итогов: рефлексия.

Технологии используемые в ООД:

Здоровьесберегающие образовательные технологии:

Технологии сохранения и укрепления здоровья: динамическая пауза, двигательные упражнения, пальчиковая гимнастика.

Технология обучения ЗОЖ:  коммуникативная игра, пальчиковая гимнастика.

Личностно-ориентированная технология: педагогическая поддержка, индивидуальный подход к воспитанникам, поощрение самостоятельности.

ИКТ-технология: наглядный материал в виде слайдов.

                      План образовательной деятельности

I.Игровая мотивация

1. Коммуникативная игра

«Доброе утро»

2. БЕСЕДА

3. Правила поведения на занятии.

«Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро и солнцу, и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам!»

Ребята, посмотрите друг на друга, на наших гостей, улыбнитесь и подарите всем хорошее настроение.

В: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, они улыбаются вам. И вы улыбаетесь гостям.

Вы дружные ребята? Вы добрые ребята? Вы готовы прийти кому то на помощь?

Дети: Да!

В: Таких дружных ребят ждет сегодня необычное путешествие. Ребята вы любите путешествовать?

Дети: Любим!

В: Перед тем, как мы продолжим, давайте вспомним правила:

1. Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

2. Если хочешь ответить, не шуми,

Только руку подними.

II. Основной этап

4. Игровая  мотивация «Путешествие в страну Красивой речи» 

5. Игровое упражнение «Полет на воздушном шаре»

6. Пальчиковая гимнастика «Замок»

7. Игровое упражнение «Письмо от жителей страны»

8. Игровое упражнение Лучик 1 «Горячий-холодный».

9. Игровое упражнение Лучик 2 «Лови да бросай- цвета называй».

 

10. Физминутка

11. Игровое упражнение

Лучик 3 «Что делает девочка».

12. Игровое упражнение

Лучик 4 «Кто может совершать эти действия».

13. Игровое упражнение

Лучик 5 «Составь слово».

14. Возвращение в группу

В: Я вам предлагаю отправиться в Страну Красивой речи. Попадая в эту страну, дети меняются. Злые становятся наоборот добрыми, грустные — радостными,   невоспитанные - воспитанными (дети помогают, подбирают  антонимы)

В:  Но, ребята, эта страна стала заколдованной после того, как её жители разучились правильно  говорить. И все жители этой страны исчезли. И чтобы её расколдовать, нужно показать, правильность нашей речи. 

В: Ребята, поможем её  жителям?

Тогда в путь ребята. Так как страна  необычная, то и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии.

-А что такое фантазия? – ответы детей (фантазия - это наши мечты, когда мы о чем –то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле).

 Итак, отправляемся в Страну Красивой речи. А полетим мы с вами на воздушном шаре (слайд №1) 

Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы дома, леса, поля, которые его окружают, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха

Открываем глаза и повторяем за мной:

- У-У-У – я лечу

- О-О-О – далеко

— Ши-Ши-Ши – выше крыши

— Шо-Шо-Шо — хорошо

Воспитатель: — Вот мы и прибыли (слайд №2.)

Посмотрите, ребята, что это? Ворота. – А на воротах – замок. Давайте, его откроем. А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок».

Дети встают около стульчиков и выполняют пальчиковую гимнастику.

На двери весит замок (Быстро соединять пальцы в замок и разъединять)

Кто его открыть бы смог? (Пальцы в замке, потянуть пальцы, не расцепляя их)

- Покрутили! (Подвигать сцепленными пальцами от себя, к себе)

- Постучали! (Пальцы остаются в замке, постучать основаниями ладоней друг о друга)

- И открыли! (Расцепить пальцы)

В: Ой, ребята, а здесь письмо! Что же написано на нем?  (Слайд №3) Сейчас прочитаем:

«Дорогие, любимые наши ребята, помогите нам! Злые волшебники заколдовали нашу страну: Все, что есть у нас: и дома, и поля, и леса, и дорожки, и речки и солнышко ВСЁ ЗАКОЛДОВАНО. Помогите расколдовать нашу страну»!

- Нужно помочь жителям этой страны. Поможем?

Дети: Да.

В: Тогда, отгадайте загадку:

Среди поля голубого яркий блеск

Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит, Светит весело в оконце.

Догадались это …. Солнце (слайд №4)

Только почему-то оно грустное? У него нет лучиков.

Злые волшебники и его заколдовали, а лучики разбросали в разные стороны. Давайте мы их вместе поищем.

Чтобы расколдовать солнышко нужно выполнить задания, записанные на лучиках, и выполнив задания, прикреплять лучики к солнышку.

(Открываем задание и читаем).

- Дорогие гости! Предлагаем поиграть в игру! 

 (Воспитатель озвучивает правила игры)
Ход игры:  воспитатель, произносит одно прилагательное, а ребёнок, называет другое – с противоположным значением.

большой – маленький
высокий - низкий
тонкий - толстый
добрый - злой
глупый - умный
легкий - тяжелый
грязный - чистый
больной - здоровый
веселый - грустный
молодой - старый
сильный - слабый

мокрый - сухой
одетый - раздетый
открытый - закрытый
полный - пустой
горячий - холодный
мягкий - твердый
шумный - тихий
широкий - узкий
Молодцы! Справились! Оправляемся дальше! Ищем лучик №2.

(Открываем задание и читаем).

Для вас следующая игра-испытание!
Ход: воспитатель, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.
Красный - мак, огонь, помидор, закат.
Оранжевый – апельсин, мандарин.

 Жёлтый – цыплёнок, лимон, банан, лист

  Зелёный - огурец,  лес, виноград, арбуз, лайм
Голубой – шар, карандаш, фломастер. 

Синий – колокольчик, велосипед, автомобиль.

 Фиолетовый – баклажан.

Молодцы! Справились! Оправляемся дальше! Ищем лучик №3

С проговариванием чистоговорок.

Ой, ой, ой – повторяйте все за мной

Ва, ва, ва – высокая трава. (Медленно повторяют, идут, высоко поднимая ноги).

Па, па, па – узкая тропа. (Повторяют со страхом, узко ставят ступни).

Ке, ке, ке – мы пришли к реке. (Шагают, руки на поясе).

Кой, кой, кой – любуемся рекой. (Повторяют радостно, развести руки в стороны).

Ась, ась, ась – вот плывёт карась. (Повторяют тихо, плавные движения руками).

Ушка – ушка – ушка – прыгает лягушка. (Повторяют громко, прыжки на двух ногах).

Шо, шо, шо – говорим мы хорошо? (Повторяют тихо, пальцы к губам).

Це, це, це – улыбка на лице. (Повторяют радостно)

Воспитатель: Ну что дети размялись. Тогда давайте выполним следующее задание.

(Открываем задание и читаем).
Ход: воспитатель, задаёт вопрос, а ребёнок, должен на заданный вопрос ответить. (Существительное + глагол). Для начала давайте дадим имя девочке. Как назовем? (Катя)
Катя – что делает? – играет в мяч

Катя – что делает? – ест кашу.

Катя  что делает? – играет с куклой.

Катя– что делает? – собирается спать.

Катя – что делает? – прыгает через скакалку

Катя – что делает? - рисует.
Катя – что делает? – моет руки.

Молодцы! Справились! Оправляемся дальше! Ищем Лучик №4.

(Открываем задание и читаем).
Ход: воспитатель, называет глагол, а ребёнок, называет существительное, подходящее к названному глаголу.
Идёт (кто? что?) - человек, животное, дождь…

Бежит - ручей, время, животное, человек …

Летит - птица, бабочка, стрекоза, самолёт…

Плывёт - рыба, кит, дельфин, лодка, человек…

Молодцы! Справились! Оправляемся дальше! Ищем лучик №5.

 (Открываем задание и читаем).

Ребята выполним последнее задание, но для этого нам нужно сесть за столы.

 Ход игры: Воспитатель говорит: «Вам нужно выложить из букв слово НЕБО, определить количество звуков, количество букв, разделить на слоги. Как вы узнали, что в слове НЕБО 2 слога? Потому что здесь гласных звуков 2. Обозначьте фишками звуки. А теперь придумайте предложение из 2-3 слов. Вы составили простые предложения, которые состояли из 2-3 слов.

Молодцы!

Ребята вы выполнили все задания. Смотрите, вот и засеяло наше солнышко (слайд №5)

- Посмотрите, какое замечательное солнце!

Лучики побежали по облакам, по лесам, по цветам и расколдовали все.

Жители Страны Красивой речи благодарят вас за помощь!

(Дети садятся на пенечки).

Ну, а сейчас нам пора отправляться домой. Закрываем глаза, подумайте о том, как мы быстро справились с заданиями.

Открываем глаза и мы оказались в нашем детском саду.

Страна красивой речи расколдована!

Молодцы ребята!

15.  Рефлексия

Дифференцированная оценка

Ребята, скажите, куда мы с вами сегодня отправились и где были?  

Какие задания вы выполняли в Стране Красивой речи? 

Что было особенно трудно? 

Скажите, какими вы стали после этого путешествия? 

Дети: Добрыми, радостными, дружными, аккуратными, воспитанными.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование. Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ Развитие речи (средняя, старшая, подготовительная группы)

Календарно-тематическое планирование по развитию речи для разновозрастной группы в малокомплектном детском саду:  средняя, старшая, подготовительная группы...

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Путешествие в страну Красивой речи».

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.Задачи:Образовательные:1.Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных отве...

Конспект открытого занятия по образовательной области «Речевое развитие» Развитие речи для детей 6-7лет Тема: Заучивание отрывка стихотворения И.З. Сурикова «Детство»

Конспект открытого занятияпо образовательной области «Речевое развитие»Развитие речи для детей 6-7летТема: Заучивание отрывка стихотворения И.З. Сурикова «Детство». Образо...

Конспект открытого занятия по образовательной области ‹‹речевое развитие››- развитие речи для детей 6-7 лет Тема: «Путешествие в страну эмоций»

Цель: формирование у детей умения передавать словесное изображение в описании героев и событий сказки, сохраняя положительный эмоциональный фон восприятия литературного произведения....

Конспект непрерывной образовательной деятельности образовательная область «Речевое развитие», раздел «Развитие речи» на тему «Сорока-белобока в гости прилетела» для детей младшей группы (3–4 года)

Цель:Продолжать знакомить детей с зимующими птицами (воробей, ворона, голубь, снегирь, синица, с их трудностями в зимний период.Формировать познавательную активность.Развивать наблюдательность, умение...

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Путешествие в страну Правильной речи»

Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память...