Главные вкладки

    Модифицированная программа по развитию речи "Разговорчивый язычок"
    рабочая программа по развитию речи (средняя группа) по теме

    Турлевская Оксана Анатольевна

    Данная программа позволяет воспитателям и педагогам детских садов заниматься развитием речи на основе базовой программе своего детского сада.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                  Пояснительная записка

    Стать высокообразованным человеком – это значит овладеть всеми богатствами родного языка. Главная задача взрослых – это создание условий для формирования правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа. Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступить в речевое общение.

    Дети дошкольного возраста наиболее восприимчивы к обучению. Это обусловлено ускоренным развитием необходимых для данного периода психофизиологических функций. Ребёнка отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Именно поэтому программа строится на расширении представлений о предметном мире и ознакомлении их с окружающим. Важное место занимает и развитие мышления, ведь развитие речи тесно связано с познавательной основой личности.

      Программа дополнительного образования «Разговорчивый язычок» направлена на развитие связной речи и предусматривает обучение умению пользоваться грамматически правильными формами слов. Данная программа согласуется с программой М.А. Васильевой «Воспитание и обучение в детском саду» и пособием В.В. Гербовой «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада». Программа предназначена для работы с детьми 4 лет, построена с учетом возрастных и психологических особенностей детей.           Занятия по развитию речи осуществляется 2 раза в неделю по 15-20 минут.  Общее годовое количество часов – 72.

          Цель программы – освоение родного языка, его грамматического строя, что даёт возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.

     Организация усвоения учебного материала подразумевает научить детей осмысленному говорению, правильному построению предложений; овладения навыками точного произношения звуков; накопление словарного запаса, а главное – даёт первоначальное понятие о языке, литературе, позволяет проявлять интерес к родному языку и прививает любовь к чтению и книге.

         Основные задачи:

    Обучающая:

         - изучения основных компонентов языка и речи: акцент ставится на ознакомление детей с произведениями детской художественной литературы, а также на работе по развитию связной речи (диалогической и монологической) и расширение словарного запаса. Много внимания уделяется грамматической стороне речи.

    Развивающая:

     - связаны с развитием интересов, способностей каждого ребёнка, стимулированием активности, самостоятельности. Это позволит ребёнку проявить пытливость, любознательность и инициативу в дальнейшем.

    Воспитательная:

    - воспитание качеств личности – общительность, вежливость, приветливость, гуманное отношение к живому, патриотизм и уважение к старшим. Лучшим воспитателем в данном случае становится не сила убеждения и назидание, а личный пример положительных героев из детских книг и произведений устного народного творчества.

          В программе находят место и развивающие элементы. Использование игровых приёмов, упражнений, дидактических материалов, занимательных заданий способствует развитию мыслительных процессов у детей: зрительное и слуховое восприятие, память, логика, аналитическое и абстрактное мышление, творческие способности, внимательность, волевые механизмы. Кроме этого осуществляется развитие мелкой моторики пальцев рук путём работы с карандашом, ручкой, магнитной азбукой,  игры с природным и бросовым материалом  (веточки, пуговички, крупа и пр.) пальчиковых игр, обводок и штриховок.

     Предполагаемые результаты

    1. Развитие связной речи.

    Дети овладевают умением:

    1. Пересказывать литературные произведения, самостоятельно передавая идею  и содержание, выразительно воспроизводя диалоги  действующих лиц.
    2. Понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их в собственном пересказе
    3. Пересказывать произведение по ролям, близко к тексту
    4. В описательных рассказах о предметах или явлениях точно и правильно передавать особенности, подбирая нужные слова
    5. Сочинять сюжетные рассказы по картинке, из опыта, по игрушкам; с помощью взрослого строить свой рассказ по заданной теме
    6. Различать литературные жанры: сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение
    7. В составленном повествовании отражать характерные особенности жанра; придумывать сказки с характерными особенностями построения (зачин, присказка, волшебные предметы, превращения и т.д.)
    8. Проявлять интерес к самостоятельному сочинению, создавать разнообразные виды творческих рассказов, придумывать продолжение или конец истории, рассказы по аналогии, рассказы по плану и т.д.
    9. Проявлять в рассказах индивидуальные способности к творческой речевой деятельности
    10. Уметь внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднения.

    Методическое обеспечение программы

         В процессе обучения дошкольников используется целый спектр методов:

    - словесный (объяснение, рассказ, беседа, чтение)

    - наглядный (наблюдение, демонстрация, ТСО)

    - практический (игра, упражнения)

    В программе есть серия занятий, где ведущая роль принадлежит не педагогу, а ребёнку – ученику. В этом случае используются методы самостоятельной работы, практические работы (эксперименты), методы проверки и оценки знаний. Оценивая характер познавательной деятельности ребёнка на знании, предлагается объяснительно – иллюстративный метод, репродуктивный, проблемный, частично – поисковый и исследовательский.

         Использование различных методов обучения на занятиях позволяет максимально приблизить решение поставленных программой задач и развить возможности ребёнка, обогатить взаимоотношения учителя и ученика, сформировать новые пути взаимодействия.

    • В зависимости от дидактических целей занятия строятся как
    1. Изучение нового материала
    2. Занятия по закреплению и систематизации знаний, умений навыков детей
    3. Проверочные занятия (в конце полугодия)
    4. Комплексные
    • Развитие словаря
    1. Активно владеть бытовым словарём, точно и правильно использовать слова, обозначающие названия предметов быта и природы, их свойства и качества, строение и материал
    2. Уметь сравнивать предметы, находить существенные признаки, объединять их на этой основе в группы (посуда, мебель, одежда, овощи и т.д.)
    3. Понимать и использовать средства языковой выразительности (образные сравнения, эпитеты, метафоры и др.)
    4. Использовать в речи слова, обозначающие абстрактные понятия (темнота, заботливость, верность, победа и др.)
    • Знакомство  с произведениями детской художественной литературы

                       

    1. Проявлять стремление к постоянному общению с книгой, испытывая удовольствие при прослушивании
    2. Устанавливать многообразные связи в тексте (логику, причины-следствия, поведения героев, мотивы и роль художественной детали)
    3. Воспринимать литературного героя в целом (внешний вид, поступки, мысли), давать оценку действиям
    4. Проявлять внимание к языку, осознавать элементы комического в произведении, проникать в поэтическое настроение, передавать эмоциональное отношение в выразительном чтении, уметь выразить свой эмоциональный отклик на прочитанное
    • Звуковая культура речи
    1. Уметь чисто и правильно произносить все звуки родного языка
    2. Упражняться в правильном звукопроизношении в процессе повседневного общения
    3. Читая стихи, пересказывая литературные произведения, пользоваться средствами интонационной выразительности (темп, ритм, логическое ударение)

    Учебно-тематический план /1 год обучения

    № раздела

    Название раздела

    Форма занятия

    Всего часов

    Теория

    Практика

    1

    Тематические беседы о временах года, сезонных изменениях, явлениях природы и предметах окружающего мира, отношениях людей

    Комплексное занятие

    2

    Знакомство с произведениями детских писателей и поэтов. Чтение. Беседы. Пересказ. Заучивание стихотворений

    Комплексное занятие

    28ч

    12ч

    16ч

    3

    Ознакомление с разделами устного народного творчества. Разучивание пословиц,  закличек. Отгадывание загадок.

    Комплексное занятие

    11ч

    4

    Обучение составлению рассказов

    Комплексное занятие

    12ч

    5

    Обучение составлению творческих рассказов

    Комплексное занятие

    6

    «Детство-это я и ты»

    Конкурс чтецов

    -

    7

    «Мои любимые сказки»

    (по творчеству А.С.Пушкина, К.И.Чуковского, С.Я.Маршака, Г.Ч.Андерсена, Ш.Перро, Братьев Гримм; русские народные сказки)

    Игра-путешествие

    -

    8

    «Загадай-ка»

    Викторина загадок

    -

    9

    «Фантазёры»

    конкурс на лучшую небылицу

    Практическое занятие

    -

                                                                       Итого: 72 часа

    Программа развития речи реализуется в учебной и игровой деятельности. Возрастные особенности дошкольников обязывают проводить занятия в игровой форме, что способствует лучшему усвоению материала. Кроме того, широко используются игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные момент. Занятия строятся как путешествие, экскурсия, викторины. Для снятия напряжения пригодны физкультминутки и малоподвижные игры.

    Используются на занятиях следующие игровые упражнения, игры и задания

    1. «Кто внимательный?»                                  
    2. «Кто больше»
    3. «Тим – Том»
    4.  «Дополни слово»
    5. «Перевёртыши»
    6. «Узнай звук»
    7. «Слов аукцион»
    8.  «Третий лишний»
    9. «Напиши кружочками»
    10. «Слушай хлопки»
    11. «Что общего»
    12. «Бывает – не бывает»
    13. «Хорошо – плохо»
    14. «Скажи кто, что это?»
    15. «Скажи кто так?»
    16. «Что к чему?»
    17. «Кто так говорит, делает?»
    18. «Что общего?»
    19. «Назови одним словом»
    20. «Волшебный мешочек»
    21.  «Один – много»
    22.  «Чего не стало»
    23. «Раздели по группам»
    24.  «Чей голосок?»
    25. «Подбери пару»
    26. «Кто что подарил?»
    27. «Наоборот»
    28. «Сигнальщики»
    29.  «Узнай по описанию»
    30.  «Синий – зелёный»
    31.  «Повтори, не ошибись!»
    32. «Кто где живёт»
    33. «Заколдованные слова»
    34.  «Кто как двигается?»
    35. «Назови ласково»
    36.  «Доскажи словечко»
    37.  «Времена года»

    Игровая оболочка занятия привлекает детей, вызывает у них интерес и активность, помогает преодолеть различные затруднения, организует и повышает их самостоятельность. Таким образом, поставленная учебная задача в игровой форме становится для детей более близкой и понятной, а результат эффективнее.

    Критерии достижения цели программы

    1. системность диагностики познавательного роста обучающихся в области изучения русского языка и детской литературы, произведений устного и народного творчества.
    2. изучение личного роста (нравственная воспитанность, приоритет духовных ценностей, способность проявлять чувства – сопереживание, негодование и т.д.)
    3. эффективность обучения по программе. Обретение высокого уровня освоения содержания программы (владением грамматическим строем речи, развитой диалогической и монологической речью, знаком со средством выразительности)
    4. повышение уровня воспитанности
    5. интерес к занятиям
    6. мотивация на дальнейшее обучение

    механизм определения результативности программы

    1. тестирование детей с целью выявления интересов к изучению родного языка, определение направленности способностей к различным видам речевого искусства
    2. диагностирование детей по выявлению уровня сформированности общих и специализированных умений и навыков
    3. организация практической деятельности с учётом программного содержания каждого года обучения и индивидуальных особенностей учащихся
    4. оценивание полученных знаний (в форме опроса, игры, викторины конкурса)
    5. анкетирование родителей и педагога с целью исследования динамики роста ребёнка заинтересованности к изучаемой дисциплине, изменений объёма зун в данной области научных знаний и определении позиции участия учащегося в различных внеклассных мероприятиях по различным темам «Путешествие по сказкам»

     

    Работа с родителями:

    Работа с родителями позволяет лучше узнать потребности в приобретаемых знаниях, улучшает общую атмосферу отношений сотрудничества в системе «родитель – педагог», повышает рефлексию педагога.

    Формы работы с родителями

    1. ознакомление родителей с учебно–образовательной программой, содержанием и её эффективностью
    1. проведение родительских собраний «Волшебные звуки», «Будем грамотны», «В мир сказок».
    1. проведение практикума «Развиваем моторику рук».
    1. консультационная работа – индивидуальная, групповая. Беседа с родителями об успехах их детей.
    1. проведение открытых занятий и воспитательных мероприятий с привлечением родителей
    1. разработка памяток для родителей «Как составить рассказ по картинке» и т.п.
    1. анкетирование родителей с целью познания особенностей ребёнка и его особенностей

    Литература

    1. Авдеева Н.А.Воспитание детей раннего возраста. Пособие для      воспитателей и родителей. М., 1997
    2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение. М., 1999
    3. Волина В. Занимательное азбуковедение. М.,1991
    4. Волков Б.С., Волкова Н.Б. Психологическое общение в детском возрасте: учебное пособие. М.,1997
    5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПБ., 1997
    6. Выренцова А.С Подготовка к обучению. С-П., 1997
    7. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. М., 2000
    8. Джежелей О.В. Помогайка М., 1994
    9. Ёлкина Н.В. Маряничева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Серия «Вместе учимся, играем» Ярославль, 1997
    10. Зайцева Л.В., Земляченко С.В. Управление инновационным образовательным учреждением в режиме функционирования и развития. М., 1998
    11. Ильина  М.Н. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты. Спб., 1998
    12. Игры и игровые упражнения с детьми дошкольного возраста. Киев., 1995
    13. Кенеман А.В., Осокина Т.Н. Детские народные подвижные игры: книга для родителей. М., 1997
    14. Колесникова Е.В. От звука к букве. М., 2008
    15. Морозова П.Н. Обучение детей грамоте. Тула.,1993
    16. Москаленко Н.И. Учим детей грамоте: пособие для воспитателей детских садов и учителей начальной школы. Минск.,1998
    17. Петерсон Л.П., Холина Н.П. Раз ступенька, два – ступенька ч. 1,2, М.,2004
    18. Тумакова Г.А., Максакова А.И.  Учите играя. М.,2003
    19. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста М.,Владос.,2002
    20. Ушакова О.С. и др. Развитие речи и творчества дошкольников (игры, упражнения, конспекты занятий) М., ТЦ  «Сфера» 2006
    21. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П.  Развитие речи, подготовка к освоению письма. М., 2007
    22. Яшина В.И., Алексеева М.М.  Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 2000


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Модифицированная коррекционно-развивающая программа по развитию моторики и графомоторных навыков для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

    Ум ребенка находитсяна кончиках его пальцев.В.А. СухомлинскийУ многих детей с проблемами развития отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем...

    Рабочая модифицированная программа коррекционно-логопедической работы по развитию графических навыков в логопедической группе для детей с ОНР «ПУТЕШЕСТВУЯ ПО КЛЕТОЧКАМ, ИЗУЧАЕМ БУКВЫ» (для детей 5-7 лет)

    Программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) Н.В. Нищевой предусматривает работу над графическими навыками и ра...

    Модифицированная программа работы кружка по развитию речи "СЛОГОВИЧОК" в средней группе

    Программа кружка включает в себя перспективный  план  занятий, которые носят комплексный характер. и направлены на развитие различных сторон речевой и психической деятельности ребёнка....

    Дополнительная модифицированная программа художественно-эстетического направления развития «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ» (для детей 3 – 7 лет)

    Ребёнок познаёт окружающий мир и пытается отобразить его в своей деятельности – играх, рисунках, рассказах. Наиболее яркие возможности открывает ему изобразительное творчество. Интересно рассматривать...

    Модифицированная программа по развитию фонематических процессов "Слушаю и слышу"

    Предложенная  программа модифицированная. В ней учтены разработки  нескольких авторов программ по обучению детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи (Г.А.Каше, Т.Б.Филичева, Г.В.Чирк...

    Модифицированная программа по развитию речи и обучению грамоте «Занимательная азбука»

    Данная программа помогает воспитателям детских садов заниматься развитием речи и обучению грамоте....