Модифицированная программа по развитию речи и обучению грамоте «Занимательная азбука»
рабочая программа по развитию речи (старшая группа) на тему

Истигечева Елена Николаевна

Данная программа помогает воспитателям детских садов заниматься развитием речи и обучению грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx49.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное  дошкольное  учреждение

детский  сад  №1  «Аленушка»  города Асино  Томской  области

                                                                  УТВЕРЖДЕНО

                                      педагогическим Советом МАДОУ:

                              детский сад №1  «Аленушка»

города Асино Томской области

                                                           Протокол №_____от

                                                                         Заведующая       Макарова Н.Г.

                 

ПРОГРАММА

ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ГРАМОТЕ
И РАЗВИТИЯ РЕЧИ

«Занимательная азбука»

/модифицированная/

                                                                             Срок  реализации: 3 года

                                                                             Возраст  детей  от  4-7 лет

 

                                                                             Автор:

                                                                             Истигечева Елена Николаевна

                                                                             воспитатель

г.Асино-2015г.

Пояснительная записка

     Роль родного языка в воспитании детей дошкольного возраста очень велика. Через  речь ребёнок усваивает правила, поведения, общения, договора между людьми о взаимодействии, воспринимает красоту окружающего мира и может рассказать об увиденном, передавая ощущения и чувства.

    Уже с дошкольного возраста ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности, «экспериментирует» со словом, создаёт новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это необходимое условие для его лингвистического развития, в основе которого лежит постепенное осознание языковых явлений речи. Такое развитие ведёт к овладению всеми богатствами родного языка.

    В наше время информационных технологий развитие речи детей является актуальной проблемой. Дети умеют пользоваться техникой, а проявлять своё речевое творчество – не умеют. Дошкольники мало посещают библиотеки, читают книги, рассматривают иллюстрации и рассказывают. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение родной речи.

   Стать высокообразованным человеком – это значит овладеть всеми богатствами родного языка. Главная задача взрослых – это создание условий для формирования правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа. Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступить в речевое общение.

   Дети дошкольного возраста наиболее восприимчивы к обучению. Это обусловлено ускоренным развитием необходимых для данного периода психофизиологических функций. Ребёнка отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Именно поэтому программа строится на расширении представлений о предметном мире и ознакомлении их с окружающим. Важное место занимает и развитие мышления, ведь развитие речи тесно связано с познавательной основой личности.

   Актуальность программы заключается в том, что она обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и начальной школой. Программа строится с учетом возрастных и психологических особенностей дошкольников, учитывает тенденции модернизации  образования. При систематической работе по развитию речи у детей активизируются познавательные процессы, расширяется активный и пассивный словарь, формируется культура речевого общения. Развитие памяти, восприятия, мышления, внимания позволяет развивать у детей интеллектуальные и творческие возможности.

  Новизна программы состоит в том, что она предполагает решение новых образовательных задач путем использования современных образовательных технологий. Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно - исследовательской, продуктивной,  художественного чтения, физической культуры.

   Целесообразность заключается в следующем. Хорошо известно, насколько сложна и объёмна программа начальных классов и как порой непросто не умеющему читать ребёнку, осваивать её курс. Особенно сложно приходится первокласснику. Чтобы дети старшего дошкольного возраста легче вписывались в процесс обучения, чувствовали себя комфортно на новой ступени образования, и была разработана программа «Занимательная азбука».

    Отличительная особенность состоит в том, что дети 6-ти летнего возраста могут овладеть грамотой и письмом за один год.

Нормативно-правовая база

  • Обязательным пунктом в программе дополнительного образования является перечень нормативных документов, на основании которых педагог осуществляет свою деятельность:
  • Федеральный закон от 29. 12. 2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05. 2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам дошкольного образования»;
  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Нормативные документы регионального и муниципального уровней.

Возрастные особенности

    Ребенок 4–5 лет социальные нормы и правила поведения всё ещё не осознаёт, однако у него уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо (не надо) себя вести.

   Физические возможности детей  возрастают: движения их становятся более уверенными и разнообразными. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся капризными. Игра по-прежнему, ведущая деятельность дошкольника. В среднем дошкольном возрасте игры становятся совместными, в них включается все больше детей

Возрастает объем памяти. Дети запоминают 5-6 предметов или картинок. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение.

 В среднем дошкольном возрасте наиболее характерной для ребенка формой мышления является наглядно-образное, которое определяет качественно новую ступень в его развитии. В этом возрасте ребенок уже может решать задачи не только в процессе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на свои образные представления о предметах.

  Речь становится предметом активности детей, улучшается произношение звуков и дикция. Словарь детей увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре ребенок начинает пользоваться сложными фразами и предложениями. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Используют обобщенные слова, называют животных и их детенышей, профессии людей, части предметов. Пересказывают знакомые сказки с помощью взрослых. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной. Взрослый теперь представляет интерес в первую очередь как источник увлекательной и компетентной информации.

  В возрасте 4-5 лет многие дети боятся сказочных персонажей (Бабу Ягу, Кощея, воображаемых чудовищ). Это возрастные страхи и носят временный характер.

  Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения. Развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, ранимости, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

   Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В этом возрасте происходят изменения в представлениях ребёнка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей. К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки.

  Ребёнок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.).

  Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.).

  Дошкольники могут использовать в речи сложные случаи грамматики: несклоняемые существительные, существительные множественного числа в родительном падеже, следовать орфоэпическим нормам языка; способны к звуковому анализу простых трёхзвуковых слов.

  Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.

  Круг чтения ребёнка 5-6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объём информации, ему доступно чтение с продолжением. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.

  Ребенок к 6 годам свободно называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.

  К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, дети более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях. Продолжает развиваться способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека (сочувствие) даже тогда, когда они непосредственно не наблюдают его эмоциональных переживаний. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщённые эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. Ребёнок может отказаться от нежелательных действий или хорошо себя вести, выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и т. п. Благодаря таким изменениям в эмоциональной сфере поведение дошкольника становится менее ситуативным и чаще выстраивается с учётом интересов и потребностей других людей.

  Большую значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения - в общении они стремятся проявить себя, привлечь внимание других к себе. Однако у них есть все возможности придать такому соперничеству конструктивный характер и избегать негативных форм поведения.

  В 6-7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им без специальной цели запоминать достаточно большой объём информации. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить, используя при этом простейший механический способ запоминания — повторение (шёпотом, либо про себя). Также ребёнок может использовать более сложный способ - логическое упорядочивание (разложить запоминаемые картинки по группам, выделить основные события рассказа). Ребёнок начинает использовать новое средство – слово: с его помощью он анализирует запоминаемый материал, группирует его, относя к определённой категории предметов или явлений, устанавливает логические связи. Но, несмотря на возросшие возможности детей 6-7 лет целенаправленно запоминать информацию с использованием различных средств и способов, непроизвольное запоминание остаётся наиболее продуктивным до конца дошкольного детства.

  В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребёнок может совершать в уме, не прибегая к практическим действиям даже в случаях затруднений.

  Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. В своей речи старший дошкольник всё чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 6-7 лет увеличивается словарный запас. Дети точно используют слова для передачи своих мыслей, представлений, впечатлений, эмоций, при описании предметов, пересказе и т. п. Наряду с этим существенно повышаются и возможности детей понимать значения слов. Они уже могут объяснить малоизвестные или неизвестные слова, близкие или противоположные по смыслу, а также переносный смысл слов (в поговорках и пословицах).

  Активно развивается диалогическая и монологическая формы речи. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. В этом возрасте их высказывания всё более утрачивают черты ситуативной речи. К 7 годам появляется речь-рассуждение.

Цель и задачи программы:

 Цель освоение языка, грамматического строя, что даёт возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Организация усвоения учебного материала подразумевает научить детей осмысленному говорению, правильному построению предложений; овладения навыками точного произношения звуков; накопление словарного запаса; подготовку к обучению грамоте, а главное – даёт первоначальное понятие о языке, литературе, позволяет проявлять интерес к родному языку и прививает любовь к чтению и книге.

Задачи:

  • Развивать связную речь.
  • Формировать  грамматически правильную речь.
  • Воспитывать звуковую культуру речи.
  • Формировать словарь, подготовка к письму.
  • Ознакомить с художественной литературой.

Обучение детей связной речи

  • Разговор с детьми в повседневной жизни.
  • Виды занятий по обучению детей разговорной речи. Беседа, экскурсии, беседы по картинам, игрушкам, дидактические игры.
  • Беседа – основное средство обучения детей связной диалогической речи

   В беседе можно использовать различные приемы словарной работы:

   Объяснение значения (иногда и происхождения) отдельных слов педагогом. Как прием словарной работы, используют хоровое повторение слова вместе с педагогом негромко и четко.

Воспитание звуковой культуры речи

  • Четкое, ясное произношение звуков.
  • Артикуляционная гимнастика.
  • Предлагая произносить звук, соотносить с песенкой (комара, жука).
  • Произношение данного звука отрабатывать в словах, слоге, в речи.
  • С дошкольниками проводить работу над развитием интонационных средств самовыражения (грустно, весело, медленно, быстро) с учетом естественной высоты голоса.
  • Дидактические игры

Ознакомление с художественной литературой

  • Чтение целого произведения (рассказывание);
  • Чтение художественных произведений (рассказывание), объединенных одной целью;
  • Слушание дисков, записей;
  • Показ настольного, кукольного театров и др.
  • Показ фильмов, просмотр телевизионных передач.

Цель: научить ребенка выражать свое отношение к поступкам героев, различать жанры произведения, видеть в тексте свойства художественной выразительности

Формирование грамматически правильной речи

  • Общие понятия о грамматическом строе речи.
  • Типичные синтаксические и морфологические ошибки в речи детей, их причины.
  • Задачи педагога в овладении грамматических навыков в разном возрасте.

При формировании грамматически правильной речи детей следует различать работу над ее морфологической и синтаксической стороной.

Чаще всего затрудняют дошкольников следующие грамматические формы:

  • Окончание существительных множественного числа Р.п. (ов), например, не матрешков, а матрешек; тортов – это правильно; петель; тефтелей, шарфов; ружей.
  • Образование множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, например, не львенки, а львята.
  • Употребление несклоняемых имен существительных.
  • Не различают род существительных, особенно средний род.
  • Не умеют ставить ударения при склонении существительных:
  • - постоянное ударение, его место во всех падежах существительных;
  • - подвижное ударение (волк - волков)
  • - перенос ударения на предлог (на голову, на пол, из лесу).
  • Образование сравнительной степени прилагательного.
  • - простым способом при помощи суффикса (ее, ей, е), например, резкий – резче; сладкий – сладче; дорогой – дороже.
  • - при помощи других корней, например, хороший – лучше; плохой – хуже.
  • При образовании глагольных форм:
  • - в настоящем и прошедшем времени с чередующими звуками (скачет - скакал);
  • - спряжение глаголов;
  • - спряжение глаголов с особым окончанием (есть, дать);

- повелительное наклонение (поезжай).

Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка

  • Ребенок становится замкнутым, резким, неусидчивым, возможно умственное отставание и неуспеваемость в школе.
  • У дошкольников существует неправильное произношение отдельных звуков, особенно шипящих, перестановка звуков в слове или опускание звуков в слове.
  • Наблюдается речь быстрая, нечеткая, при которой дети недостаточно открывают рот, слабо артикулируют звук.
  • Есть свои особенности у речевого дыхания детей: оно поверхностное, с шумными частыми вдохами, без пауз. Эти особенности не являются    патологическими, они объясняются медленным развитием моторики, речедвигательного аппарата ребенка.

  Основные задачи связаны с развитием интересов, способностей каждого ребёнка, стимулированием активности, самостоятельности. Это позволит ребёнку проявить пытливость, любознательность и инициативу в дальнейшем.

  Решение этих задач строится в программе с помощью изучения основных компонентов языка и речи: в первый год обучения акцент ставится на ознакомление детей с произведениями детской художественной литературы, а также на работе по развитию связной речи ( диалогической и монологической ) и расширение словарного запаса. Во второй год обучения на фоне начатой работы по развитию речи на первый план выходит работа по воспитанию звуковой культуры речи и подготовке детей к обучению грамоте и письма. В третий год обучения работа ведётся по обобщению накопленных знаний и умений, тренируется навык беглого чтения, составления рассказов и пересказ, отрабатываются теоретические понятия «предложение», «слово», «слог», «звук», «ударение», «буква», продолжается работа по закреплению навыков письма в тетради. Много внимания уделяется грамматической стороне речи.

  За всё это время в ходе учебного процесса красной нитью проходит воспитание качеств личности – общительность, вежливость, приветливость, гуманное отношение к живому, патриотизм и уважение к старшим. Лучшим воспитателем в данном случае становится не сила убеждения и назидание, а личный пример положительных героев из детских книг и произведений устного народного творчества.

  В программе находят место и развивающие элементы. Использование игровых приёмов, упражнений, дидактических материалов, занимательных заданий способствует развитию мыслительных процессов у детей: зрительное и слуховое восприятие, память, логика, аналитическое и абстрактное мышление, творческие способности, внимательность, волевые механизмы. Кроме этого осуществляется развитие мелкой моторики пальцев рук путём работы с карандашом, ручкой, магнитной азбукой, кассой букв и слогов, игры с природным и бросовым материалом  (веточки, пуговички, крупа и пр.) выполнения графических заданий, пальчиковых игр, обводок и штриховок.

Объем учебной нагрузки:

 Программа рассчитана на детей 4-7 лет.  Непосредственной образовательной деятельности  по развитию речи проводится 2 раза в неделю для средней группы по 15-20 минут,   для старшей группы по 20-25 минут, для подготовительной группы по  25-30 минут. Общее годовое количество часов – 72.

Срок реализации: 3 года.

Предполагаемые результаты

1.Развитие связной речи.

Дети овладевают умением

  • Пересказывать литературные произведения, самостоятельно передавая идею  и содержание, выразительно воспроизводя диалоги  действующих лиц.
  • Понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их в собственном пересказе
  • Пересказывать произведение по ролям, близко к тексту
  • В описательных рассказах о предметах или явлениях точно и правильно передавать особенности, подбирая нужные слова
  • Сочинять сюжетные рассказы по картинке, из опыта, по игрушкам; с помощью взрослого строить свой рассказ по заданной теме
  • Различать литературные жанры: сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение
  • В составленном повествовании отражать характерные особенности жанра; придумывать сказки с характерными особенностями построения (зачин, присказка, волшебные предметы, превращения и т.д.)
  • Проявлять интерес к самостоятельному сочинению, создавать разнообразные виды творческих рассказов, придумывать продолжение или конец истории, рассказы по аналогии, рассказы по плану и т.д.
  • Проявлять в рассказах индивидуальные способности к творческой речевой деятельности
  • Уметь внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднения.

2.Развитие словаря

  • Активно владеть бытовым словарём, точно и правильно использовать слова, обозначающие названия предметов быта и природы, их свойства и качества, строение и материал
  • Уметь сравнивать предметы, находить существенные признаки, объединять их на этой основе в группы (посуда, мебель, одежда, овощи и т.д.)
  • Понимать и использовать средства языковой выразительности (образные сравнения, эпитеты, метафоры и др.)
  • Использовать в речи слова, обозначающие абстрактные понятия (темнота, заботливость, верность, победа и др.)

3.Знакомство  с произведениями детской художественной литературы

  • Проявлять стремление к постоянному общению с книгой, испытывая удовольствие при прослушивании
  • Устанавливать многообразные связи в тексте (логику, причины-следствия, поведения героев, мотивы и роль художественной детали)
  • Воспринимать литературного героя в целом (внешний вид, поступки, мысли), давать оценку действиям
  • Проявлять внимание к языку, осознавать элементы комического в произведении, проникать в поэтическое настроение, передавать эмоциональное отношение в выразительном чтении, уметь выразить свой эмоциональный отклик на прочитанное

4.Звуковая культура речи

  • Уметь чисто и правильно произносить все звуки родного языка
  • Упражняться в правильном звукопроизношении в процессе повседневного общения
  • Читая стихи, пересказывая литературные произведения, пользоваться средствами интонационной выразительности (темп, ритм, логическое ударение)

5.Подготовка к обучению грамоте и письма

  • Уметь делить слова на слоги и производить звуковой анализ слова
  • Осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства (схема состава слова, интонационное выделение звуков в слове)
  • Уметь выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове
  • Определять место звука в слове
  • Давать характеристику звуку (гласный - согласный, твёрдый мягкий, звонкий - глухой), доказывая свой ответ грамотным научным языком
  • Понимать и использовать в речи термин, предложение, составлять предложение из 3-4 слов, делить предложении на слова, называя их по порядку, определять интонационно предложение и завершать его . !  ? знаками
  • Уметь различать понятия «звук», и «буква»
  • Знать все буквы русского алфавита, уметь передавать их графически на доске и тетради
  • Правильно и плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами
  • Уметь работать в тетради в клетку, соблюдая все требования печатного письма

6.Грамматический строй речи

  • Уметь правильно использовать грамматические формы для точного выражения мыслей
  • Замечать грамматические ошибки в речи сверстников и исправлять их
  • Уметь образовывать слова, пользуясь суффиксами, приставками, соединением слов
  • Придумывать предложения с заданным количеством слов, вычленять количество и последовательность слов в предложении
  • Правильно согласовывать слова в предложении употреблять предлоги, пользоваться несклоняемыми существительными.

Методическое обеспечение программы

   В процессе обучения дошкольников используется целый спектр методов:

- словесный (объяснение, рассказ, беседа, чтение)

- наглядный  (наблюдение, демонстрация, интерактивная доска)

- практический  (игра, упражнения)

  В программе есть непосредственная  образовательная деятельность, где ведущая роль принадлежит не педагогу, а ребёнку – ученику. В этом случае используются методы самостоятельной работы, практические работы (эксперименты), методы проверки и оценки знаний. Оценивая характер познавательной деятельности ребёнка на знании, предлагается объяснительно – иллюстративный метод, репродуктивный, проблемный, частично – поисковый и исследовательский.

  Использование различных методов обучения на занятиях позволяет максимально приблизить решение поставленных программой задач и развить возможности ребёнка, обогатить взаимоотношения учителя и ученика, сформировать новые пути взаимодействия.

Условия реализации программы

  Программа развития речи реализуется в учебной и игровой деятельности. Возрастные особенности дошкольников обязывают проводить образовательную деятельность в игровой форме, что способствует лучшему усвоению материала. Кроме того, широко используются игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты. Занятия строятся как путешествие, экскурсии, викторины. Для снятия напряжения пригодны физкультминутки и малоподвижные игры.

 Используются  следующие игровые упражнения, игры и задания

  1. «Кто больше»
  2. «Тим – Том»
  3. «Слоговое лото»
  4. «Дополни слог, слово»
  5. «Перевёртыши»
  6. «Узнай звук»
  7. «Слоговой аукцион»
  8. «Найди слово в слове»
  9. «Третий лишний»
  10. «Напиши кружочками»
  11. «Слушай хлопки»
  12. «Что общего»
  13. «Бывает – не бывает»
  14. «Хорошо – плохо»
  15. «Скажи кто, что это?»
  16. «Скажи кто так?»
  17. «Что к чему?»
  18. «Кто так говорит, делает?»
  19. «Что общего?»
  20. «Назови одним словом»
  21. «Волшебный мешочек»
  22. «Крылатое слово»
  23. «Один – много»
  24. «Пишущая машинка»
  25. «Звуковая цепочка»
  26. «Чего не стало»
  27. «Раздели по группам»
  28. «Рифмы»
  29. «Чей голосок?»
  30. «Подбери пару»
  31. «Кто что подарил?»
  32. «Наоборот»
  33. «Сигнальщики»
  34. «Рассыпанное слово»
  35. «Узнай по описанию»
  36. «Подбери слово»
  37. «Синий – зелёный»
  38. «Расшифруй слово»
  39. «Повтори, не ошибись!»
  40. «Кто где живёт»
  41. «Заколдованные слова»
  42. «Найди букву»
  43. «Кто как двигается?»
  44. «Назови ласково»
  45. «Измени слово»
  46. «1-3-5»
  47. «Придумай слово»
  48. «Доскажи словечко»
  49. «Звук заблудился»
  50. «Закончи слово, предложение»
  51. «Анаграммы»
  52. «Времена года»
  53. «Дни недели»

  Игровая оболочка образовательной деятельности привлекает детей, вызывает у них интерес и активность, помогает преодолеть различные затруднения, организует и повышает их самостоятельность. Таким образом, поставленная учебная задача в игровой форме становится для детей более близкой и понятной, а результат эффективнее.

                    Критерии достижения цели программы

1.Мониторинг познавательного роста обучающихся в области изучения русского языка и детской литературы, произведений устного и народного творчества.

2.Изучение личного роста (нравственная воспитанность, приоритет духовных ценностей, способность проявлять чувства – сопереживание, негодование и т.д.)

3.Система оценки обученности детей и система контроля за знаниями и умениями.(графические отметки успеха – неуспеха, символы победы, отличия в проводимом конкурсе, викторине – флаг, цветок, игрушка)

4.Эффективность обучения по программе. Обретение высокого уровня освоения содержания программы (владением грамматическим строем речи, развитой диалогической и монологической речью, знаком со средством выразительности)

5.Повышение уровня воспитанности

6.Интерес к занятиям

7.Мотивация на дальнейшее обучение

Механизм определения результативности программы

1.Тестирование детей с целью выявления интересов к изучению родного языка, определение направленности способностей к различным видам речевого искусства

2.Мониторинг детей по выявлению уровня сформированности общих и специализированных умений и навыков

3.Организация практической деятельности с учётом программного содержания каждого года обучения и индивидуальных особенностей учащихся

4.Оценивание полученных знаний (в форме опроса, игры, викторины конкурса)

Работа с родителями

  Работа с родителями позволяет лучше узнать потребности в приобретаемых знаниях, улучшает общую атмосферу отношений сотрудничества в системе «родитель – педагог», повышает рефлексию педагога.

Формы работы с родителями

1.Ознакомление родителей с учебно–образовательной программой, содержанием и её эффективностью

2.Проведение родительских собраний «Как приучить детей читать», «Волшебные звуки», «Будем грамотны», «В мир сказок»

3.Проведение практикумов «Как научиться правильно писать», «Ручка и карандаш – мои помощники», «Развиваем моторику рук»

4.Консультационная работа – индивидуальная, групповая. Беседа с родителями об успехах их детей

5.Проведение открытых занятий и воспитательных мероприятий с привлечением родителей

6.Разработка памяток для родителей «Как выполнить домашнее задание», «Звукобуквенный анализ слова», «Как составить рассказ по картинке» и т.п.

7.Анкетирование родителей с целью познания особенностей ребёнка и его особенностей

8.Папки-передвижки: «Речевые игры по дороге в детский сад», «Десять шагов к письму», «Зимующие птицы», «Что читать детям 6-7 лет» и т. п.

Учебно-тематический план /1 год обучения

№ раздела

Название раздела

Форма занятия

Всего часов

Теория

Практика

1

Тематические беседы о временах года, сезонных изменениях, явлениях природы и предметах окружающего мира, отношениях людей

Комплексная

образовательная

деятельность

2

Знакомство с произведениями детских писателей и поэтов. Чтение. Беседы. Пересказ. Заучивание стихотворений

Комплексная

образовательная

деятельность

28ч

12ч

16ч

3

Ознакомление с разделами устного народного творчества. Разучивание пословиц,  закличек. Отгадывание загадок.

Комплексная

образовательная

деятельность

11ч

4

Обучение составлению рассказов

Комплексная

образовательная

деятельность

12ч

5

Обучение составлению творческих рассказов

Комплексная

образовательная

деятельность

6

«Детство-это я и ты»

Тематическая беседа

-

7

«Мои любимые сказки»

(по творчеству А.С.Пушкина, К.И.Чуковского, С.Я.Маршака, Г.Х.Андерсена, Ш.Перро, Братьев Гримм; русские народные сказки)

Игра-путешествие

-

8

«Загадай-ка»

Викторина загадок

-

9

«Фантазёры»

конкурс на лучшую небылицу

Практическая

образовательная

деятельность

-

                                         

                                                                                                    Итого: 72 часа      

Учебно – тематический план / 2-ой год обучения

Данный раздел предназначен и для детей 6-ти летнего возраста, желающие овладеть грамотой и письмом за один год.

№ раздела

Название раздела

Форма занятия

Всего часов

Теория

Практика

1

Пальчиковые игры, упражнения в штриховке, графические задания в тетради

Практическая образовательная

деятельность

6

-

6

2

Слово. Слог. Звук. Буква

Комплексная

образовательная

деятельность

12

4

8

3

Гласные звуки и  буквы

Комплексная

образовательная

деятельность

6

1

5

4

Сонорные гласные

Комплексная

образовательная

деятельность

5

1

4

5

Двуязычные гласные

Комплексная

образовательная

деятельность

4

1

3

6

Звонкие и глухие согласные

Комплексная

образовательная

деятельность

17

2

15

7

Шипящие согласные

Комплексная

образовательная

деятельность

4

-

4

8

Буквы ъ и ь

Комплексная

образовательная

деятельность

2

-

2

9

Развивающие игры

Практическая

образовательная

деятельность

8

-

8

10

«Звуки и Буквы»

Речевое развитие «КВН»

2

-

2

11

«В стране ребусов и анаграмм»

Игровая образовательная

деятельность

2

-

2

12

«Разгадаем слово»

Речевое развитие «Проделки Буквоежки»

2

-

2

13

«Из истории возникновения письменности»

Экскурсия в библиотеку

2

-

2

                                                                         

                                                                                                           Итого: 72 часа

   

Учебно – тематический план / 3-ий год обучения

№ раздела

Название раздела

Форма занятия

Всего часов

Теория

Практика

1

Синтаксическая сторона речи

Комплексная

образовательная

деятельность

20

6

14

2

Словообразование

Комплексная

образовательная

деятельность

6

1

5

3

Морфологическая сторона речи

Комплексная

образовательная

деятельность

36

12

24

4

Развивающие игры и упражнения

Практическая

образовательная

деятельность

2

-

2

5

Знаешь ли ты свои истоки? (по мотивам У.Н.Т.)

«Говори красиво и интересно»

Речевое развитие

«Сказочное путешествие»

Речевое развитие

«Когда наступит лето»

2

2

-

2

2

6

Небылицы из лукошка

(использование крылатых выражений, устойчивых словосочетаний, прямое и переносное значение слов)

Творческая

образовательная

деятельность

2

-

2

7

«Что ты знаешь о слове и его возможностях»

Игровая образовательная

деятельность

2

-

2

         Итого : 72часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа по развитию речи "Разговорчивый язычок"

Данная программа позволяет воспитателям и педагогам детских садов заниматься развитием речи на основе базовой программе своего детского сада....

Программа по развитию речи и подготовки дошкольников к обучению грамоте: «Школа азбуки»

Когда начинается развитие детской речи? Для родителей – в тот незабываемый день, когда малыш произнёс первые слова: мама, папа, дай, на. А на самом деле – гораздо  раньше. Этому дню предшествуют ...

Методическая разработка. Конспект по обучению грамоте.Занимательная азбука. «Знакомство со звуком и буквой К»

Цели: Цель: познакомить со звуком и буквой К и научить детей правильно произносить детей звук К.Задачи:·         познакомить со звуком и буквой К·...