"Развитие речи у детей дошкольного возраста"
статья по развитию речи (старшая группа) по теме

Губанова Ирина Махсутовна
«Достигает тот, кто делает», - утверждают мудрецы. Делайте, и вы добьетесь успехов в достижении цели. А наша цель – то воспитание грамотного, всесторонне развитого подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 262219_doklad_razvitie_rechi_doshkolnikov.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

        

Доклад

«Развитие речи  у детей дошкольного возраста»


        Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Современная система дошкольного образования претерпевает существенные изменения в связи с принятым в 2010 году ФГТ. Одно из изменений касается расширения спектра детских видов деятельности. Мы все помним, что с середины 20 века основными видами деятельности детей дошкольного возраста считались учение, игра и труд. Однако жизнь ребенка не может быть ограничена только этими занятиями, поэтому сегодня в качестве детских видов деятельности определяют игру, труд, общение, чтение (восприятие) художественной литературы, продуктивную, познавательно-исследовательскую, музыкально-художественную и двигательную деятельность. Особая роль в развитии детей, а в частности развитии речи детей  дошкольного возраста, отводится  игре.

        Игра создает зону ближайшего развития и сама выступает источником развития. Ещё Л.С. Выготский подчеркивал, что «через игровую деятельность и движется ребенок. В этом смысле она может быть названа ведущей, так как определяет развитие». Поэтому игра может по праву считаться наиболее эффективным способом развития ребенка. Под педагогической технологией игры понимается «система взаимосвязанных приемов, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, объединенная единой основой, целями и задачами образования, создающая заданную совокупность условия для обучения, воспитания и развития воспитанников. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

        Реализация игровых приемов и ситуаций происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед воспитанниками в форме игровой задачи; воспитательно-образовательная деятельность подчиняется правилам игры; в воспитательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

        Я работаю с детьми младшего и старшего возраста. Хочется отметить, что с каждым годом все чаще встречаются дети с проблемами в развитии речи: дети поздно начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. К четырем годам активный словарь ребенка должен составлять около 2000 слов. На деле все выглядит иначе. В активном словаре едва ли можно насчитать несколько сотен слов, ответы носят односложный характер – «да», «нет». Есть дети, которые вообще не разговаривают, большинство «говорящих» с трудом поймешь. Причины могут быть разными. Это и экология и сокращение количества рождаемости здоровых детей и недостаток общения со взрослыми и другими детьми. Взрослые предпочитают посадить ребенка за компьютер, или перед телевизором, вместо того, чтобы почитать, или поиграть. А ведь игра- наиболее эффективный способ развития ребенка, недаром с введением ФГТ в дошкольное образование игре отводится главная ролью Поэтому, я выделю те методы и приемы, которые наиболее эффективны в развитии речи детей дошкольного возраста.

        Во второй младшей группе работа по развитию речи ведется в следующих направлениях:

  1. Обучение правильному звукопроизношению.
  2. Активизация словаря,

        Обучение правильному звукопроизношению:

          Обучение звукопроизношению осуществляется в несколько этапов.

  1.  этап – подготовка артикуляционного аппарата.
  2.  этап – уточнение произнесение данного звука:
  • Тренировка артикуляционного аппарата.
  • Уточнение произнесения данного звука (для детей, у которых он имеется).
  • Вызывание данного звука (у кого его нет).

  1. этап – закрепление произношения данного звука (автоматизация)

Сегодня, рядом с традиционной, очень много современной литературы, которую можно использовать в работе. Для подготовки и развития артикуляционного аппарата я использую следующие пособия:

«Веселая артикуляционная гимнастика» Н.Нищевой,

«Большой логопедический учебник для самых маленьких» Е.М.Косиновой.

Игры для развития речевого дыхания.

Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов, фраз.

Провожу игры на поддувание: сдувание снежинок (кусочков ваты), поддувание карандашей, плавающих рыбок, лодочек, очень нравится детям дуть мыльные пузыри. Однако дети не сразу справляются с заданием. Многие напрягаются,  раздувают щеки и не могут сдуть лежащую пушинку. Этому детей надо учить. В работе использую «Картотеку игр и упражнений для развития общих речевых навыков» под редакцией Османовой Г.А.

Например, мы приехали в гости к бабушке в деревню. В  бабушкином доме топят печь дровами. Бабушка старенькая. Поможем ей наколоть дров! Рубим дрова топором, приговаривая: «Ух! Ух!» (на выдохе).

Упражнение выполняется стоя. Ноги на ширине плеч. Представить, что мы держим топор. Сделать полный вдох с одновременным поднятием рук вверх, затем, резко наклонившись, выдохнуть: «Ух!».

Обучение правильному звукопроизношению тесно связано с развитием мелкой моторики. Мелкая моторика напрямую связана с речью и сказывается не только на ее развитии, но и на предотвращении и устранении дефектов, кроме того, напрямую влияет на способность ребенка учиться – чем «умнее» руки, тем умнее и малыш. Хорошие результаты дает методики Марии Монтессори. В последнее время эта методика стала очень популярна в детских центрах развития по всему миру. Основными принципами этой методики являются самообучение, самовоспитание и саморазвитие. Наша же задача только помогать ребенку реализовывать себя и свою индивидуальность. Никакого принуждения.

  • виды игр по Монтессори:
  • шнуровки,
  • игры с водой,
  • игры с пересыпанием (песок, крупа),
  • игры с прищепками, бусами,
  • мозаика,
  • вкладыши,
  • пазлы,
  • пальчиковые игры,
  • лабиринты и мн. др.

        Значительное место в системе речевого развития детей занимает работа по обогащению, закреплению и активизации словаря. Без расширения словарного запаса детей невозможно совершенствование их речевого общения. В работе по развитию словаря детей 2-й младшей группы основное внимание уделяется накоплению и обогащению словаря на основе расширения знаний и представлений из окружающей ребенка жизни, активизация разных частей речи, не только существительных, но и прилагательных, и глаголов.

        Очень хорошо по обогащению словаря сказано у Тихеевой Е. «Игры и занятия малых детей»:

«От называния видимых и ярких признаков предмета (игрушки) нужно переходить к перечислению свойств и качеств предмета (например, в игре «Кто больше скажет слов о яблоке, какое оно?»). При назывании действий действий объекта детей учат видеть начало и конец действия, в игре с картинками («Что сначала, что потом?»)».

        Игры-драматизации, сюжетные, театрализованные игры также в полной мере помогают обогатить словарь детей

        Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что эти игры оказывают большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулируют активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

        Подводя итог, хочется сказать следующее: я рассказала о тех игровых технологиях, которые, исходя из опыта, показали большую результативность. Но все это индивидуально, и порою для каждого ребенка в отдельности приходится подбирать такую игру, которая его заинтересует, в которую он будет играть с удовольствием.

        «Достигает тот, кто делает», - утверждают мудрецы. Делайте, и вы добьетесь успехов в достижении цели.  А наша цель – то воспитание грамотного, всесторонне развитого подрастающего поколения.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, ко...

Использование театрализованных игр в процессе развития речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Глава I1.1Классификация театрализованных игр и особенности их использования в работе с детьми дошкольного возраста.1.2.Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР.Глава II2.1. Использован...

Использование театрализованных игр в процессе развития речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Использование театрализованных игр в процессе развития речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи. ПЛАНВведение Глава I 1.1.         Кл...

Использование элементов песочной терапии в коррекции развития речи у детей дошкольного возраста, с помощью речи реализуется потребность в общение.

Сегодня в наше время мы часто сталкиваемся  с  проблемой развития речи у детей дошкольного возраста. Потребностью и главной функцией для нас является речь . Вот этим мы отличаемся от животны...

«Особенности развития речи у детей дошкольного возраста. Нарушения речи. Особенности адаптации к школьной жизни»Консультация для родителей

laquo;Особенности развития речи у детей дошкольного возраста. Нарушения речи. Особенности адаптации к школьной жизни»Консультация для родителей детей ствршей группы...

Мастер-класс «Познакомить детей с кинезиологическими упражнения для развития мелкой моторики» в рамках проекта по развитию речи для детей дошкольного возраста с ОВЗ

Мастер-класс посвящен развитию мелкой моторики, головного мозга и межполушарных связей через кинезиологию.Указаны только некоторые упражнения, которые можно испльзовать в работе с детьми дошкольного в...