Речевые игры для младших дошкольников
картотека по развитию речи (младшая группа) по теме

Матвеева Галина Ивановна

Подбор игр для развития речи детей 3 - 5 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРЫ  для развития речи

младших дошкольников

Угадай, что звучит.

Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.
Воспитатель показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» - спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т.д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.

Чудесный мешочек.

Наглядный материал: мешочек, мелкие игрушки, изображающие детенышей животных: утенок, гусенок, цыпленок, тигренок, поросенок, слоненок, лягушонок, котенок и пр.

Все перечисленные выше игрушки сложены в мешочек. Воспитатель, держа мешочек, подходит к детям и, говоря, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, показать ее всем и громко назвать. Педагог добивается, чтобы дети правильно и внятно называли игрушку. Если кто-либо затрудняется ответить, воспитатель подсказывает ему.

Следующие игры и упражнения помогают обучить детей правильному произношению определенных звуков в словах, помочь им чисто, отчетливо выговаривать слова с этими звуками.

                                                 

                                                      Магазин.
Наглядный материал: игрушки, в названиях которых есть звуки м - мь, п - пь, б- бь(матрешки, машина, мишка, поезд, пушка, Петрушка, барабан, балалайка, Буратино, собака, белка, кукла и пр.)

Педагог расставляет на столе игрушки и предлагает детям поиграть. “Я буду продавцом”, - говорит он и переспрашивает: «Кем я буду?” Дети отвечают. “А вы будете покупателями. Кем вы будете?» - «Покупателями”,-отвечают дети. “ Что делает продавец?» - «Продает”.-“Что делает покупатель?» - «Покупает”. Воспитатель показывает игрушки, которые он собирается продавать. Дети называют их. Затем педагог приглашает к столу одного ребенка и спрашивает, какую игрушку он хотел бы купить. Ребенок называет, например, мишку. Воспитатель соглашается продать, но предлагает попросить вежливо, при этом слово пожалуйста выделяет голосом. Воспитатель дает игрушку и одновременно может спросить ребенка, для чего ему нужна эта игрушка. Ребенок отвечает и садится на место. В магазин приглашается следующий. И так до тех пор, пока все предметы не будут распроданы.
Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки м - мь, п - пь, б- бь в словах, отчетливо выговаривали слова с этими звуками.

                                               

                                     Можно ездить или нет.

Наглядный материал: коробка и картинки с изображением средств передвижения, а также других предметов имеющих в названии звук с (сь): санки, самолет, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, стул, стол, сапог и др.
Дети по очереди вынимают из коробки картинки; каждый показывает свою группе, называет изображенный на ней предмет и говорит, можно ездить или нет. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки с (сь) в словах, отчетливо выговаривали слова с этим звуком.

                                                   

                                           На прогулку в лес.

Наглядный материал: игрушки (собака, слон, лиса, заяц, коза, гусь, цыпленок, курица, корзина, блюдце, стакан, автобус и др., в названиях которых имеются звуки с (сь), з (зь), ц.

Воспитатель выставляет игрушки на столе и просит детей назвать их. Затем он предлагает детям отправиться на прогулку в лес и взять с собой игрушечных животных. Малыши выбирают нужные игрушки, называют их, сажают в машину и отвозят в определенное заранее место. Педагог следит, чтобы дети верно отбирали предметы, внятно и громко называли их, правильно произносили при этом звуки с (сь), з (зь), ц.

                                                 

                                           Скажи, как я.

Цель: учить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать слуховое восприятие (различать степень громкости произнесенных слов).
Педагог предлагает детям внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить (повторять) их так же. Воспитатель следит за тем, чтобы дети произносили слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости. Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в произношении которых дети испытывают затруднения.

                                                   Возьми игрушку.

Наглядный материал: игрушки или предметы, названия которых состоят из трех-четырех слогов (крокодил, Буратино, Чебурашка, Дюймовочка и пр.).
Дети сидят полукругом перед столом, на котором разложены игрушки. Воспитатель шепотом называет один из предметов, лежащих на столе, рядом сидящему ребенку, то так же, шепотом, должен назвать его соседу. Слово передается по цепочке. Ребенок, который услышал слово последним, встает, подходит к столу, отыскивает данный предмет и громко называет его. Педагог следит, чтобы все дети, произнося слова шепотом, выговаривали их достаточно отчетливо.

                                                 

                                             Выдели слово.

Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук з (песня комарика) и звук с (песня водички). Ответы могут быть групповыми и индивидуальными. Для индивидуальных ответов рекомендуется вызывать тех детей, у которых недостаточно сформирован фонематический слух, а также тех, кто неправильно произносит эти звуки.
                                                     

                                       Подбери похожие слова.

Педагог произносит слова, близкие по звучанию: кошка- ложка, ушки- пушки. Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно подбирали слова, произносили их внятно, чисто, громко.

                                     

                       Угадай, где кружки, а где кружки.

Наглядный материал: две кружки и два кружка. Педагог показывает детям кружки и кружки, называет их и просит повторить. Когда они усвоят эти слова, воспитатель держит кружки над кружками и спрашивает, что находится сверху, а что снизу. Дети отвечают. Потом педагог меняет местами предметы и снова спрашивает, где находятся кружки, а где кружки. Дети дают полный ответ. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно указывали, где какой предмет находится, и четко выговаривали слова.  К моменту перехода в старшую группу дети могут произносить практически все звуки (их артикуляционный аппарат уже готов к произношению даже самых трудных звуков). Но педагог по- прежнему уделяет серьезное внимание развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата детей, он учит их различать звуки на слух и правильно произносить их (с- з, с- ц, ш- ж, ч- щ, с- ш, з- ж, ц- ч, с- щ, л- р). С этой целью проводится ежедневно артикуляционная гимнастика, а также работа по устранению недостатков произношения. Пятилетние дети способны определить на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.  Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки с и ц, с и ш, ш и ж и другие. Для развития фонематического восприятия, умения вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать определенные пары звуков предлагаются детям этого возраста игры, направленные на подбор слов с заданными звуками, или упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений. Цель приведенных ниже игр и упражнений - развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с - з, с - ц, ш - ж, ч - щ, с - ш, з - ж, ц - ч, с - щ, л - р), правильно выделять во фразах нужные слова.

                                     

                                    Найди и назови нужное слово.

Воспитатель предлагает выделять и называть только те слова, в которых есть заданные звуки.

звук "C     Папа купил Лене санки.

По дороге движется автобус.

Весной оживает природа.

Домик над рекою, Светлой полосою
         В окнах огонек, На воду он лег.           (А. Плещеев. “ На берегу”)

звук "З"

На двери висит замок.

На небе появились грозовые тучи.

Почему собака лает

На того, кого не знает?

Потому она и лает –

Познакомиться желает.

(А. Власов. “Почему?”)

Далее используются отрывки из стихотворений и предложения со всеми приведенными выше парами звуков.

                                           Кто лучше слушает?

Вариант 1.

Воспитатель вызывает к себе двух детей. Ставит их спиной к друг другу, боком ко всей группе, и дает задание: “ Я буду называть слова, а Саша будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова со звуком ш. Какой звук? А Лариса будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова, в которых есть звук "ж". Еще раз предлагается детям повторить, кто и когда должен поднимать руку. Дети подсчитывают количество правильных ответов, отмечают ответы неверные. Педагог с небольшим интервалом называет слова (всего 15 слов: 5 – со звуком "ш", 5 – со звуком "ж", 5 – где нет этих звуков). Предлагается примерно такой набор слов: шапка, дом, жук, лиса, ежик, кошка, тарелка, вешалка, лыжи, карандаш, бочка, ножницы, замок, лужа, крыша.

Все следят за тем, правильно ли ребята выполняют задание, исправляют ошибки, указав на заданный звук в слове или на отсутствие его. В конце дети называют ребенка, который был наиболее внимательным, верно выделил все слова и ни разу не ошибся.

Вариант 2.

Воспитатель вызывает двух детей: один из них должен поднимать руку на слова со звуком "ш", другой – со звуком "ж". Предлагает остальным детям называть слова, в которых встречаются эти звуки. В конце игры дети называют победителя.

Вариант 3. 

Педагог предлагает двум детям подбирать слова: одному со звуком "ш", другому – со звуком "ж". Выигрывает тот, кто больше назовет слов, не допустив ни одной ошибки в произношении.

То же можно проделывать и с другими парами звуков.

                               

                           Слова могут звучать громко и тихо.

Цель – развивать голосовой аппарат и речевой слух: учить детей различать на слух громкость и скорость произнесения слов и фраз, поупражняться в произнесении слов и фраз с различной громкостью и скоростью.
   Дети заучивают чистоговорку (с учетом отрабатываемого звука). Например, при дифференциации звуков "л" – "ль" можно использовать такую фразу:

В уголок Аленка села,

У Аленки много дела.

Воспитатель предлагает произнести чистоговорку сначала шепотом, затем тихим голосом, а потом громче обычного.

В качестве упражнений для развития голосового аппарата при произнесении фраз с различной громкостью, кроме чистоговорок, можно использовать отрывки из стихотворений, потешки, считалки, скороговорки.

Аналогично проводится игра “Слова могут звучать быстро и медленно”.

На седьмом году жизни звукопроизношение детей мало чем отличается от произношения взрослых, хотя у отдельных детей отмечаются недостатки. Малая подвижность артикуляционного аппарата или отклонения в его строении (например, неправильный прикус) являются наиболее частой причиной дефектов произношения. Такие дети, как правило, нуждаются в дополнительных логопедических упражнениях. Особое внимание педагог уделяет выработке у детей четкого и внятного произнесения слов, фраз, умению дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по звучанию или произношению: звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие, свистящие и шипящие. При этом воспитатель следит за тем, чтобы дети четко и правильно произносили изолированные звуки.

Цель данных ниже игр и упражнений – развивать фонематическое восприятие, элементы звукового анализа: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний звук.

                                 Какой звук есть во всех словах?

Воспитатель произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук "ш". Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи – "ж"; чайник, ключ, очки – "ч"; щетка, ящик, щавель – "щ"; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – "сь"; коза, замок, зуб – "з"; зима, зеркало, вазелин – "зь"; цветок, яйцо, курица – "ц"; лодка, стул, лампа – "л"; липа, лес, соль – "ль"; рыба, ковер, крыло – "р"; рис, крепость, букварь – "рь".

Педагог следит, чтобы дети четко произносили звуки, правильно называли твердые и мягкие согласные.

                                         

                                   Назови первый звук в слове.

Воспитатель показывает игрушку, например, Буратино и предлагает определить, с какого звука начинается его имя. После ответов педагог дает задание детям определить, с какого звука начинаются имена их соседей, название тех или иных животных, предметов. Обращает внимание на то, что звуки надо произносить четко (нельзя произносить слоги "зе" в слове Зоя, "вэ" – в слове Вадик).

                                     

                                     Назови последний звук в слове.

Наглядный материал: картинки (автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол, дверь, самовар, кровать, бегемот и др.)

Воспитатель показывает картинку, просит назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. При этом обращается внимание на четкое произношение изолированных звуков, дифференцирование твердых и мягких согласных (в слове дверь последний звук "рь", а не "р"). Когда все картинки будут рассмотрены, педагог предлагает отложить в одну сторону картинки, на которых названия предметов заканчиваются на твердый согласный, в другую – на мягкий. Детям, которые не четко произносят звуки, предлагается отчетливо произнести согласные звуки в конце слова.

                                 

                                         Подумай, не торопись.

Воспитатель предлагает детям несколько заданий на сообразительность и одновременно проверяет, как они научились слышать и выделять определенные звуки в словах:

Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…)
Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – "ш". (Карандаш, камыш…)
Какое получится слово, если к "но" - прибавить один звук? (Нож, нос…)
Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука "м". (Мама моет Машу мочалкой.)

Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук "у". (Бумага, дудочка, Буратино…)

                                                   «Чей это голос?»

Цель игры: 

   Различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша.

Для этой игры понадобятся фигурки: мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и лягушонок, корова и теленок, кошка и котенок.

        Если подбор фигурок вызовет затруднения, можно подобрать картинки или вылепить игрушки из пластилина, привлекая ребенка к совместной деятельности.

      В гости к ребенку приходят (приезжают на машине, на поезде) звери, они хотят поиграть. Ребенок должен угадать, чей голос он услышал.
— Мяу— мяу. Кто это мяукает? (Кошка.) А тонким голосом кто мяукает? (Котенок.) У мамы-кошки есть детеныш. Он мяукает как? (Мяу-мяу.)
— Му-у-у — кто так мычит? (Корова.) А кто у нее детеныш? (Теленок.) Каким голосом он мычит? (Тоненьким.) Теперь еще раз послушай и угадай, кто это мычит — корова или теленок.
— Ква-ква — чей это грубый голос? (Лягушки.) А кто квакает тоненько? (Лягушонок.) Лягушка большая и квакает грубым голосом, а ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки?
Аналогично обыгрываются остальные игрушки. Можно предложить ребенку правильно позвать игрушку, тогда он сможет поиграть. («Лягушонок, иди ко мне», «Утенок, поиграй со мной».)
В таких играх дети учатся различать взрослых животных и их детенышей по звукоподражаниям (корова мычит громким голосом, а теленок тихим, тонким; лягушка квакает громко, а лягушонок тоненько).
Подобные игры можно проводить с разными животными. Например, взрослый показывает ребенку картинку. На ней нарисована птичка.
— Это птичка. Она живет в лесу и поет свою песенку: ку-ку, ку-ку. Кто это? (Ку... — взрослый приглашает ребенка произнести слово самостоятельно.)
— А это кто? (Петух.) А ласково мы его называем... (Петушок). Петя-Петушок кричит... (ку-ка-ре-ку).
— Послушай слова «кукууушка», «петууух», «ууутка» (голосом выделяется звук «у»). В этих словах есть звук «у».
От звукового оформления высказывания зависят его эмоциональность и выразительность, поэтому важно научить детей умению отчетливо произносить простые фразы, используя интонацию целого предложения, вопроса или ответа.
Например, детям читается русская народная песенка «Курочка-рябушечка». Взрослый сначала читает ребенку всю песенку, а затем начинается диалог. Можно сделать ребенку шапочку курочки и предложить ему отвечать на вопросы:
— Курочка-рябушечка, куда идешь?
— На речку.
— Курочка-рябушечка, зачем идешь?
— За водой.
— Курочка-рябушечка, зачем тебе вода?
— Цыплят поить. Они пить хотят.
На всю улицу пищат — пи-пи-пи!
Детям предлагаются также чистоговорки, фразы из стихотворений, они произносят их с разной силой голоса (тихо — громко — шепотом) или в разном темпе (быстро — медленно). Параллельно можно менять интонации (спросить, ответить, передать радость, грусть, удивление).
    Основное внимание в словарной работе уделяется накоплению и обогащению словаря на основе знаний и представлений из окружающей ребенка жизни; активизация разных частей речи, не только существительных, но и глаголов, прилагательных, наречий.
    Необходимо показать детям, что каждый предмет, его свойства и действия имеют названия. Для этого надо научить их различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы «что это?», «кто это?», видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества («какой?»), а также действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием, возможные действия человека («что делает?», «что с ним можно делать?»). Такое обучение проводится в играх «Что за предмет?», «Скажи какой», «Кто что умеет делать?».

                                                          «Угадай игрушку»

Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.

       Взрослый показывает ребенку 3—4 игрушки, он называет их. Надо сразу научить правильно называть предмет: «Это... (заяц, лиса, утенок)». Взрослый рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их.

                                                          «Про кого я говорю»

Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.

Взрослый описывает сидящего перед ним ребенка, называя детали его одежды и внешнего вида, например: «Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней».

                                                             «Скажи какой»

Цель: учить выделять и называть признаки предмета.

       Взрослый достает из коробки предметы, называет их («Это груша»), а ребенок называет признаки («Она желтая, мягкая, вкусная». «Это помидор». — «Он красный, круглый, спелый, сочный». «Это огурец». — «Он... продолговатый, зеленый, хрустящий»).

                                                       «Исправь ошибку»

Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их.

Взрослый рисует сам или показывает картинку и предлагает ребенку найти неточности: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок с ушами зайца; лиса синяя без хвоста и т.п. Ребенок исправляет: цыпленок желтый, клюет зернышки; у медвежонка круглые маленькие ушки; у лисы длинный хвост и рыжая шубка.

                                              «Кто больше увидит и назовет»

Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.

        Взрослый и ребенок рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы). Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать: заяц длинно... ухий (длинноухий). А хвост у зайца... (короткий), значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она... белолапая. За правильные ответы кукла дает ребенку флажки (ленточки, колечки от пирамидки).

                                                 «Что напутал Буратино?»

Цель: находить ошибки в описании и исправлять их.

        В гости к ребенку приходит Буратино со своим другом утенком. Рассказывая про своего друга, Буратино делает ошибки и допускает неточности в описании, например: «У утенка синий клюв и маленькие лапы, он кричит «мяу!». «У зайца маленькие ушки, он зеленый». «У кошки колючая шубка». Ребенок исправляет неточности.

                                                     «Какая кукла»

Цель: учить называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки или объекта.

      Взрослый говорит, что куклу назвали некрасивой, и она огорчилась. Надо ей помочь и все рассказать о ней, какая она красивая.

— Кто это? (Кукла.) Какая она? (Нарядная, красивая.) Что Таня умеет делать? (Играть, рисовать, петь, танцевать.) Давай вместе расскажем про Таню. Взрослый начинает: «Наша Таня... (самая красивая). У нее... (нарядное платьице красного цвета, белый бантик, коричневые туфельки, белые носочки)».

От называния видимых и ярких признаков (цвет, форма, величина) нужно переходить к перечислению свойств, внутренних качеств предмета, его характеристике, сравнению (например, в игре «Кто больше скажет слов о яблоке, какое оно, а какой апельсин?»; «Сравните апельсин и яблоко. Чем они похожи и чем отличаются?»).

                                                   «Сравни кукол»

Цель: учить детей соотносить предметы с разными характеристиками.

     Взрослый предлагает рассмотреть двух кукол и сказать, чем они отличаются. Ребенок дает куклам имена (Катя и Таня) и говорит: У Тани светлые и короткие волосы, у Кати — темные и длинные, у Тани голубые глаза, у Кати — черные, Таня в платье, а Катя в брюках, у кукол разная одежда.
— Куклы захотели поиграть, они взяли... (мячики). Этот мячик... (круглый, резиновый, синий, маленький). А другой мячик... (большой, красный). Что можно делать с мячами… (кидать, бросать, ловить, подкидывать, подбрасывать)?
— Посмотрите на этот мячик. Он больше, чем синий, но меньше, чем красный. Какой он? (Средний.)

                                                   «Сравни медвежат»

Цель: учить различать предметы (игрушки) по характерным признакам.

       Взрослый предлагает рассмотреть двух медвежат разной окраски: один черный и большой, другой — коричневый и маленький.

— Назови, кто это и чем они отличаются. Один медведь большой, он черный.
— Как его можно назвать, чтобы было видно, что он черный? (Черныш.) Что он может делать? (Рычать, есть малину, мед, бегать.)

— Как назвать другого медведя, чтобы было понятно, что он маленький? (Малыш.)

                                                 «Сравни разных зверят»

Цель: учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.

        Педагог предлагает рассмотреть мишку и мышку.

— Мишка большой, а мышка... (маленькая). Еще какой Мишка… (толстый, толстопятый, косолапый)? А мышка какая… (маленькая, серенькая, быстрая, ловкая)? Что любит Мишка… (мед, малину), а мышка любит... (сыр, сухарики).

— Лапы у Мишки толстые, а у мышки... (тоненькие). Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка... (тоненьким). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки... (короткий).

      Аналогично можно сравнить и других животных — лису и зайца, волка и медведя.
     На основе наглядности дети учатся называть слова с противоположным значением: кукла Катя большая, а Таня... (маленькая); красный карандаш длинный, а синий... (короткий), зеленая лента узкая, а белая... (широкая); одно дерево высокое, а другое... (низкое); волосы у куклы Кати светлые, а у Тани... (темные).

        У детей формируется понимание и употребление обобщающих понятий (платье, рубашка — это... одежда; кукла, мяч — это игрушки; чашка, тарелка — это посуда), развивается умение сравнивать предметы (игрушки, картинки), соотносить целое и его части (паровоз, трубы, окна, вагоны, колеса — поезд).

        Детей учат понимать семантические отношения слов разных частей речи в едином тематическом пространстве: птица летит, рыба... (плывет); дом строят, суп... (варят); мяч сделан из резины, карандаш... (из дерева). Они могут продолжить начатый ряд слов: тарелки, чашки... (ложки, вилки); кофта, платье... (рубашка, юбка, брюки).

       На основе наглядности проводится работа и с ознакомлением с многозначными словами (ножка стула — ножка стола — ножка у гриба; ручка у сумки — ручка у зонтика — ручка у чашки; иголка швейная — иголка у ежа на спине — иголка у елки).

                                                     «Кто лучше похвалит»

Цель: уметь называть признаки животных по образцу взрослого. Взрослый берет себе одну игрушку (медведя), а ребенку дает зайца. И начинает: «У меня медведь».

Ребенок: А у меня заяц.
— У медведя коричневая шубка.
— А у зайца белая.
— У медведя маленькие круглые ушки.
— А у зайца уши длинные.

                                                    «Куклы рисуют и гуляют»

Цель: обратить внимание на слова, близкие и противоположные по смыслу, а также на промежуточные признаки.

    В гости к ребенку снова приходят две куклы: большая и маленькая. Воспитатель говорит, что куклы захотели рисовать. Большая кукла возьмет длинный карандаш, а маленькая... (короткий). Большая кукла нарисовала большой дом, а маленькая... (маленький). Как по-другому можно назвать маленький дом? (Домик, домишко.)
— Куклы пошли гулять, а зонтик с собой не взяли. Тут пошел сильный дождь, они спрятались под елочку. Большая кукла спряталась под высокой елкой, а маленькая... (под низкой). Дождь кончился, пошли куклы домой. Большая кукла пошла по широкой дороге, а маленькая... (по узкой). Пришли они домой, стали мыть руки. Сначала куклы повернули кран с горячей водой, а потом... (с холодной). А если смешать холодную воду с горячей, то какая вода получится? (Теплая, прохладная.) Пошли куклы спать. У них были разные кроватки. Какие? (Высокая и низкая, большая и маленькая, широкая и узкая.)

                                         «Куклы: веселая и грустная»

Цель: познакомить детей с противоположными состояниями: веселый — грустный.

Стала девочка Маша играть со своими куклами Катей и Таней и заметила, что Катя все время веселая, а Таня грустная. Как ты думаешь, почему? (Катю обидели, ей стало больно, она загрустила.) Какими другими словами сказать, что Катя грустная, какая она? (Печальная, расстроенная.) Что Катя делает? (Грустит, печалится, огорчается.) Что надо сделать, чтобы развеселить Катю? (Рассказать веселую сказку, поиграть с ней, посмотреть мультфильм.) Какими стали Катя и Таня? (Веселыми, радостными.)

                                              «Назови одним словом»

Цель: закрепить представления детей об обобщающих словах.

— Вспомни, на чем у нас спали куклы? (На кровати.) Куда они кладут свои вещи? (В шкаф, в гардероб.) На чем они сидят? (На стульях.) Я начну говорить, а ты продолжи: кровать, шкаф... (стол, стул, диван, кресло). Как назвать все эти предметы одним словом? (Мебель.) Какая мебель у тебя в комнате?

— Что куклы кладут в шкаф? Что там лежит и висит? Продолжи: платье, брюки… (юбки, кофты, рубашки). Все эти вещи называются... (одежда). Какая одежда надета на тебе?

— Сели куклы за стол. А там стоят... (тарелки, чашки, блюдца, ложки, вилки). Это... (посуда). Из какой посуды ты ешь суп, кашу? (Из тарелок, глубокой и мелкой.)
— Наши куклы очень любят играть. Что им для этого нужно? (Игрушки.) Назови, какие игрушки ты знаешь и любишь?

В целом словарная работа направлена на подведение ребенка к пониманию значения слова, обогащение его речи смысловым содержанием, т.е. на качественное развитие словаря.
       

                                                      «Чего не стало?»

Цель: упражнение в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.

       Взрослый подбирает пары предметов: матрешка с вкладышами, большая и маленькая пирамидки, ленточки (разного цвета и разного размера — длинная и короткая), лошадки (или утята, цыплята).
Сначала взрослый предлагает ребенку рассмотреть игрушки:
— Что это? (Матрешка.) Давай посмотрим, что у матрешки внутри. (Еще матрешка.) Она меньше или больше первой? (Меньше.) Теперь посмотри на пирамидки: какие они? Одна большая, другая... (поменьше, маленькая).
Аналогично рассматриваются другие игрушки.
— Запомни, какие предметы на столе. Здесь матрешки, пирамидки, ленточки, утята. Сейчас ты закроешь глаза, а я буду прятать игрушки, затем ты скажешь, каких игрушек не стало. (Матрешек, пирамидок, ленточек.) «Кого не стало?» (Лошадок, утят, цыплят.) В конце убираются все игрушки, ребенка спрашивают: «Чего не стало?» (Игрушек.) «Каких игрушек не стало?»

Так в играх с предметами («Чего не стало?», «Чего нет у куклы?») дети усваивают формы родительного падежа единственного и множественного числа («не стало утят, игрушек», «нет тапочек, платья, рубашки»).

                                                              «Прятки»

Цель: упражняться в понимании и употреблении пространственных предлогов: в, на, за, под, около.

        На столе расставляется кукольная мебель: стол, стул, диван, шкаф, кровать.
— В этой комнате живет девочка. Ее зовут... (ребенок дает имя, например, Света). Здесь ее комната. Назови все предметы. Как их назвать одним словом? (Мебель.) К Свете в гости пришли друзья. Это... котята, зайчата, лягушата. Стали они играть в прятки. Котята залезли под... (кровать), лягушата прыгнули на… (диван), зайчата спрятались за... (шкаф).
— Света стала искать зверят. На стуле нет, под столом нет, около дивана нет. Помоги Свете найти малышей. Где котята? Где лягушата? Куда спрятались зайчата?
Игра повторяется несколько раз. Малыши прячутся в разные места, которые называет сам ребенок. Котят можно спрятать... Лягушонок решил спрятаться... А в конце котята так далеко спрятались, что Света долго их искала, затем попросила: «Подайте голос!» Котята стали... (мяукать). Как они мяукали? (Мяу-мяу.) Лягушата стали... (квакать). Как они квакали? (Ква-ква.)
— Давай с тобой вместе расскажем, как Света играла со своими друзьями в прятки. Однажды к Свете... (пришли друзья). Стали они... (играть в прятки). Котята залезли... (под кровать), лягушата прыгнули... (на диван), а зайчата спрятались... (за шкаф). А Света... (всех нашла).

           Активизация пространственных предлогов (в, на, за, под, около) подводит ребенка к употреблению падежных форм, а игра в прятки помогает освоить эти грамматические формы (игрушки прячутся в разных местах, ребенок, находя их, называет правильно слова с предлогами: в шкафу, на стуле, за диваном, под столом, около кровати).
          Особое место занимает работа с глагольной лексикой. Необходимо научить детей правильно употреблять форму повелительного наклонения глаголов единственного и множественного числа (беги, лови, потанцуйте, покружитесь), спрягать глагол по лицам и числам (бегу, бежишь, бежит, бежим), образовывать видовые пары глаголов (один ребенок уже встал, а другой только встает; умылся — умывается, оделся — одевается). Для этого проводятся разнообразные игры («Летает — не летает», «Кто что делает?»).

                                                             «Поручения»

Цель: упражняться в образовании форм повелительного наклонения глаголов.

        В гости к ребенку на машине приезжают игрушки: Мышка и Мишка.
— Хочешь, чтобы Мишка покатал Мышку? Надо попросить его: «Мишка, поезжай!» А сейчас ты попроси Мишку, чтобы он спел, потанцевал, а мышке скажи, чтобы она спряталась, легла на бочок, на спинку. (Мышка, ляг на бочок! Мишка, спой!)
Можно давать Мышке и Мишке разные задания: попрыгать, поскакать, побегать, поиграть и т.п.

Так в играх ребенок овладевает умением образовывать слова суффиксально-префиксальным способом (выйди — войди — отойди; залезь — вылезь; закрякай, закукарекай, зафыркай; спрыгнуть, наклониться, перепрыгнуть, присесть).
При назывании действий объекта (предмета) или действий с этим предметом детей учат видеть начало, середину и конец действия, — для этого проводится игра с картинками («Что сначала, что потом?»). На одной картинке девочка стирает белье куклы, на другой — развешивает его. Ребенок не только называет действия (стирает, развешивает), но и может рассказать о девочке, как она играла с куклой. Действия на картинках могут быть самые разные (спит — делает зарядку, обедает — моет посуду).

                                                        «Разложи картинки»

Цель: выделять начало и конец действия и правильно называть их.

Детям раздают по две картинки, изображающих два последовательных действия (рис. 1) (мальчик спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; мама стирает и вешает белье и т.п.). Ребенок должен назвать действия персонажей и составить короткий рассказ, в котором должны быть четко видны начало и конец действия.

                                               «Кто что умеет делать»

Цель: подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

     Ребенку показывают картинки животных, а он говорит, что они любят делать, как кричат (рис. 2). Например, кошка — мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком; собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает. Такую игру можно проводить на разные темы. Например, животные и птицы: воробей чирикает, петух кукарекает, свинья хрюкает, утка крякает, лягушка квакает.

                                             «Кто назовет больше действий»

Цель: подобрать глаголы, обозначающие действия.

— Что можно делать с цветами? (Рвать, сажать, поливать, смотреть, любоваться, дарить, нюхать, ставить в вазу.) Что делает дворник? (Подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком.) Что делает самолет? (Летит, гудит, поднимается, взлетает, садится.) Что можно делать с куклой? (Играть, гулять, кормить, лечить, купать, наряжать.)

        За каждый правильный ответ ребенку дается цветная ленточка. Побеждает тот, кто наберет ленточки всех расцветок.

                                                  «Где что можно делать»

Цель: активизация глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.

— Что можно делать в лесу? (Гулять, собирать грибы, ягоды, слушать птиц, отдыхать.) Что можно делать на реке? (Купаться, нырять, загорать, кататься на лодке (катере, теплоходе), ловить рыбу.)

                                                     «Закончи предложение»

Цель: подбирать глаголы, обозначающие окончание действий.

        Взрослый начинает предложение, а ребенок заканчивает: Оля проснулась и... (пошла умываться, чистить зубы, делать зарядку). Коля оделся и... (пошел гулять, играть в футбол, вышел на улицу). Зайчик испугался и... (спрятался в кусты, задрожал, помчался прочь). Ира обиделась и... (заплакала, не стала разговаривать с детьми). Незавершенность предложений взрослый подсказывает интонацией.

       Большая работа проводится по обучению разным способам словообразования. Так, наименование животных и их детенышей, предметов посуды образуется с помощью разных суффиксов (заяц — зайчонок — зайчата; сахарница — хлебница). Необходимо шире использовать глаголы для обучения детей разным способам глагольного приставочного словообразования (вошел — вышел, пришел — ушел).
Детей знакомят также со способами образования глаголов на материале подражаний (воробей «чик-чирик» — чирикает, утка «кря-кря» — крякает, лягушка «ква-ква» — квакает).
      На материале наименования игры на музыкальных инструментах детям показывается способ образования глаголов при помощи суффиксов (на барабане барабанят, на дудочке дудят, на трубе трубят, а на гитаре и гармошке играют). Такие вопросы, как: «Что будет делать зайчик, если возьмет в руки барабан? дудочку? трубу?»— подводят детей к пониманию того, что игра на музыкальных инструментах — это действие, и оно имеет свое название.

                                                                 «Оркестр»

Цель: образовывать глаголы от названий музыкальных инструментов.

       Для этой игры понадобятся игрушечные музыкальные инструменты — барабан, балалайка, гармонь, дудочка, звоночки.
К ребенку в гости приходит заяц и загадывает загадки из книги Эммы Мошковской «Какие бывают подарки»:

Ой, звенит она, звенит,
Всех игрою веселит,
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
Кто такая? Отгадай-ка!
Это наша... (балалайка).

— А что звоночки делают? (Звенят.) Погремушки? (Гремят.) Барабан? (Барабанит.) Дудочки? (Дудят.)

                                                               «Профессии»

Цель: соотносить существительные с глаголом.

       К этой игре надо подобрать картинки (фотографии) с изображением людей разных профессий (рис. 3) (хлебороб, пекарь, аптекарь, портной, продавец, почтальон, солдат).
Взрослый задает вопросы, ребенок отвечает.
— Пашет, сеет, хлеб убирает, кто? (Хлебороб.)
— А кто хлеб выпекает? (Пекарь.)
— Кто лекарства отпускает? (Аптекарь.)
— Кто одежду шьет нам на стужу и зной? (Портной.)
— Кто ее продает, наконец? (Продавец.)
— К нам приходит с письмом
Прямо в дом. Кто же он? (Почтальон.)
— Служит дорогой отчизне
Старший брат.
Охраняет наши жизни.
  Он... (солдат).

Различные способы образования глаголов закрепляются в играх «Добавь слово», «Кто что делает», «Кто больше назовет действий», «Что делают на музыкальных инструментах?», «Какие профессии вы знаете? Что делает учитель? строитель?». В игре «Что? Где? Когда?» задаются вопросы в трех вариантах: «Что вы делаете дома, на улице?», «Где вы играете, спите, умываетесь?», «Когда вы здороваетесь, прощаетесь, раздеваетесь?». Такие задания можно проводить на улице, спрашивать о временах года, о знакомом ребенку окружении.
При работе над синтаксисом детской речи необходимо развивать умение строить разные типы предложений — простые и сложные. Использование игровых сюжетов помогает детям заканчивать предложение. Например, в игре «Что умеет делать Гена?» взрослый начинает: «Гена умеет... пол (подметать), цветы (поливать), посуду (мыть, вытирать)». Детям предлагаются картинки, и они называют действия персонажей, видимые и воображаемые, т.е. перечисляют однородные члены предложения, составляя предложения по картине, строят распространенные и сложные конструкции, связывая их по смыслу и используя разные средства связи.

                                                    «Расскажем про Олю и зайчика»

Цель: составлять совместный повествовательный текст, учить заканчивать интонационно предложения рассказа по схеме, которую дети будут заполнять.

Воспитатель предлагает рассказать про Олю: «Как-то раз Оля... (проснулась, сделала зарядку и решила пойти в лес). Она... (пригласила на прогулку брата Колю). Дети взяли с собой... (мячи, прыгалки). На полянке... (они увидели зайчика), который... (так испугался, что не мог двигаться). И вдруг... (заяц побежал от ребят). А Оле и Коле... (стало очень весело)».

                                                    «Игры-инсценировки с игрушками»

Цель: научить детей по содержанию хорошо знакомых произведений разыгрывать инсценировки.

      Сначала сказку читают, затем идет совместный пересказ, затем инсценировка. Например, в сказках «Заюшкина избушка», «Теремок» можно изменить сюжет или его окончание, включить новых персонажей. В сказке «Коза с козлятами» в избушку приходит не волк, а заяц. В новом сюжете дети привлекаются к диалогу героев сказки.

              Формированию умений видеть начало и конец действий способствуют задания на раскладывание картинок, изображающие действия персонажей в их последовательности (мальчик строит — собирает игрушки; дети идут в лес — собирают грибы — уходят домой с полными корзинками). Упражнения на называние последующих действий помогают усвоить логическую последовательность действий героев рассказа: «Скажи, что делает... (девочка, мальчик, кукла) и что будет делать потом».

                                                       «Добавь слово»

Цель: подбирать глаголы, обозначающие окончание действия.

      Взрослый называет начало действия, а ребенок — его продолжение и окончание:
— Оля проснулась и... (стала умываться).
— Коля оделся и... (побежал гулять).
— Он замерз и... (пошел домой).
— Стали они играть... (с зайчиком).
— Зайчик испугался... и (побежал, спрятался)
— Девочка обиделась и... (ушла, заплакала).
В таких играх надо обращать внимание на интонацию законченности предложения.
    Необходимо давать детям разнообразные схемы составления повествования. Сначала надо научить детей строить высказывание, состоящее из трех предложений («Пошел зайчик... Там он встретил... Они стали...»), а затем увеличивать их количество. При составлении таких рассказов надо дать детям почувствовать интонацию первого, центрального и конечного предложения — это важно при формировании умения построить даже текст из трех предложений.

           В совместном рассказывании воспитателя и ребенка функцию планирования берет на себя педагог. Он задает схему высказывания, а ребенок заполняет эту схему различным содержанием. Можно также включать в повествования диалоги действующих лиц, при этом очень важно правильно передавать интонацию вопроса, ответа, восклицания, утверждения. После составления совместного рассказа взрослый уточняет характеристики и действия персонажей и предлагает ребенку рассказать еще раз, но уже самостоятельно. К самостоятельному рассказыванию лучше всего подводить детей в игре-драматизации по сюжету знакомых сказок («Волк и козлята», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка»); подсказывая определенную последовательность повествования или описания, можно включить элементы описания в текст повествования, подсказать необходимые средства связи между фразами, а также интонацию.

                                                 «Козлята и зайчик»

Цель: учить детей придумывать новое окончание знакомой сказки.

      Сначала надо вспомнить сказку «Козлятки и волк». Сказка закончилась, но взрослый предлагает послушать, что было дальше: «Ушла коза снова в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь снова постучали. Козлята испугались, попрятались. А это был маленький... (показывается игрушка) зайчик. Зайчик говорит:... («Не бойтесь меня; это я, маленький зайчик»). Козлята... (впустили зайчика). Они угостили его... (капустой, морковкой). Поели малыши и стали... (играть, веселиться, резвиться). Зайчик играл... (на барабане). А козлята... (весело прыгали)».

Примечание. В дальнейшем можно разыгрывать любые несложные сюжеты, придуманные совместно с детьми в специально созданной ситуации. Например, приходит кукла с воздушными шарами, и составляется рассказ «Как у Гали улетели шары», или идет Мишутка с лыжами и перевязанной лапой, а рассказ называется «Как Мишка учился на лыжах кататься». Основная линия сюжета намечается взрослым: «Гале подарили... (воздушные шары). Они были... (красные, желтые, синие, разноцветные). Галя пошла... (на прогулку со своими шарами). Вдруг подул... (сильный ветер). Галя не удержала... (шарики, и они улетели). Девочка заплакала. Мимо пробегал... (ее друг). Он спросил: «Ты что плачешь?». Галя ответила: «Беда случилась, шары улетели». Мальчик успокоил Галю и сказал: «Не горюй, у меня дома есть шары, я тебе сейчас принесу».

          Для поддержания интереса к играм-инсценировкам можно специально подобрать набор игрушек: елочка, девочка с корзинкой, ежик с ежатами, грибы разных расцветок и размеров; белочка, сосна, шишки, грибы, зайчик, медвежонок. После рассматривания игрушек взрослый предлагает ребенку рассказать сказку про девочку и ежика, про белочку и ее друзей. Развитие речевых способностей каждого ребенка происходит под руководством взрослого и проводится в обстановке естественного общения партнеров по игре.
Можно предложить ребенку короткие, но довольно сложные по содержанию схемы  «Наступила... Ребята... Они стали... И вдруг... Тогда...»; «Однажды дети... Видят... Они говорят ему... И тогда...»).

                                                     «Найди первый звук»

Цель: учиться четко выделять в слове первый звук.

Для этой игры нужна машина и разные игрушки, но среди них обязательно должны быть слон и собака.
     Взрослый предлагает ребенку назвать все игрушки и покатать в машине тех зверят, название которых начинается со звука «с» (слон, собака). Если ребенок называет слово, в котором нет звука «с», то взрослый произносит это слово, выделяя каждый звук, например, кооошшшкааа.

    Взрослый сажает в машину гуся, машина не едет.

  — Машина не поедет, потому что в слове гусь звук «сь», а не «с».
Развитый речевой слух дает возможность детям различать повышение и понижение громкости голоса, замедление и убыстрение темпа речи взрослых и сверстников. Причем такие упражнения можно проводить параллельно с подбором звуков в словах и фразах.

                                                     «Громко — шепотом»

Цель: учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.

       Взрослый говорит, что в гости к котенку прилетела оса. Сначала можно произнести фразу вместе: «Са-са-са — прилетела к нам оса». Затем эта рифмовка повторяется громко — тихо — шепотом (вместе со взрослым и индивидуально):
— Су-су-су — кот прогнал осу (текст проговаривается быстро и медленно).
    Предложите ребенку закончить фразу самостоятельно: са-са-са... (там летит оса), су-су-су... (я боюсь осу).

      Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи, детей учат в инсценировках говорить разными голосами и разными интонациями (повествовательной, вопросительной, восклицательной). Для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произнесения как отдельных слов, так и фраз широко используется специальный материал (чистоговорки, потешки, считалки, небольшие стихотворения), который произносится детьми с разной силой голоса и в различном темпе. При отгадывании загадок дети могут определить, есть ли заданный звук в отгадке.

                                               «Как говорит Таня?»

Цель: различать разные интонации и пользоваться ими в соответствии с содержанием высказывания.

   Взрослый берет куклу и начинает рассказывать: «Это Таня. Идет она с прогулки домой и слышит: кто-то жалобно мяукает, вот так — мяу-мяу (жалобная интонация). Как мяукал котенок? (Ребенок повторяет.) Взяла Таня котенка на руки, принесла домой, налила ему в блюдце молока. Котенок радостно замяукал, вот так: «мяу-мяу» (радостная интонация). Тут прибежала собачка и стала громко лаять на котенка. Рассердился котенок и стал мяукать сердито, вот так: «мяу-мяу» (сердитая интонация). Но Таня быстро их помирила. Котенок и щенок стали весело... мяукать и лаять. Ребенок рассказывает всю историю самостоятельно (взрослый в случае необходимости помогает отдельным словом или предложением), передавая все интонации по содержанию текста.

    В словарной работе внимание уделяется правильному пониманию слов, их употреблению и дальнейшему расширению активного словаря.
    Продолжается работа по активизации словаря детей названиями предметов, их качеств, свойств, действий (существительные, прилагательные, глаголы). Уточняются обобщенные понятия (игрушки, одежда, мебель, овощи, посуда). Дети могут назвать действия, связанные с движением игрушек, животных, подобрать определения к заданным словам (снег, снежинка, зима).

                                            «Кто больше слов скажет»

Цель: называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.

     Взрослый показывает ребенку картинку — например, белочку — и предлагает сказать о ней, какая она, что умеет делать, какая она по характеру, тем самым давая простор для подбора слов разных частей речи и называя не только внешние черты персонажа: белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи.

Аналогично дается задание и про других зверят: зайчик — маленький, пушистый,

пугливый, дрожит от страха; мышонок — с длинным хвостом, любопытный.

                                               «Кто заблудился?»

Цель: образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам.

— Кто скачет по лесной тропинке? (Заяц.) Как назвать его ласково? (Зайчонок, зайчик, заинька.) Остановился зайчик, огляделся по сторонам и заплакал. Почему? (Потерялся, заблудился, лапку уколол.) Скажите, какой сейчас зайчик? (Грустный, печальный, огорченный.)
— Закончите предложения. Если зайчик потерялся... (мы поможем ему найти свой дом). Если зайчик уколол лапку, мы... (перевяжем ее, полечим, успокоим, утешим).

Дети учатся понимать смысл загадок, сравнивать предметы по размеру, цвету, величине; подбирают не только действия к предмету (лейка, утюг, молоток… нужны для того, чтобы...), но и предметы к тому или иному действию (поливать можно... цветы, грядки на огороде; гладить можно... платье, брюки... одежду).
Необходимо развивать у детей желание узнавать, что означает новое слово, учить замечать незнакомые слова в чужой речи, составлять из слов и словосочетаний предложения (игры «Какое что бывает?», «Что умеет делать... ветер, вьюга, солнце?»). Одновременно можно развивать у детей понимание многозначного слова, ориентировку в сочетаемости разных слов («идет» можно сказать про человека, автобус, поезд, часы, мультфильм).
Дети учатся различать и подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы). Например: дети, ребята, мальчики и девочки; сладкий—горький, старый—новый.

                                              «Какие бывают иголки»

Цель: дать детям представление о многозначном слове «игла», упражняться в подборе однокоренных слов, согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже.

— Какие иглы вы знаете? (Швейные, сосновые, еловые, медицинские.)
Чем похожи все иголки? (Они острые, тонкие, колючие.)
— Какой иглой мы шьем и вышиваем? (Швейной.) Что шьют швейной иглой? (Одежду). Что делают медицинской иглой? (Укол.)

Есть у ежика и елки
Очень колкие иголки.
В остальном на елку еж
Совершенно не похож.

— Где живет еж? Для чего ему нужны иголки? (Защищаться.) От кого еж защищается? Вспомните стихотворение Бориса Заходера про ежа:

— Что ж ты, еж, такой колючий?
— Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Волки, лисы и медведи.

— Ответьте на мои вопросы: можно ли ежа погладить рукой? Почему нельзя вдеть нитку в ежиную иголку?
— Закончите предложения: «Ты ежа не трогай лучше, потому что он... (колючий). Лиса потрогала ежа и... (укололась)».
— У папы-ежа иголки длинные и толстые, а у ежат... (короткие и тонкие).
Иглы на елке еловые, а на сосне... (сосновые). Отвечай поскорей, какие из них длинней?
— Придумайте рассказ про девочку, которая пошла в лес за грибами и встретила ежика.

                                                     «Кого можно гладить»

Цель: познакомить детей с многозначным глаголом «гладить».

— Помните, мы с вами говорили, что ежа нельзя погладить. А кого можно погладить? (Зайчика, котенка, ребенка.) А что можно погладить? (Брюки, платье, юбку.) Как одним словом все это назвать? (Одежда.)

Глажу платье утюгом,
А кота и кошку,
Что гуляют под окном,
Глажу я ладошкой.

— Что делает котенок, когда его гладят? (Мурлычет, выгибает спинку.) У каких предметов есть спина, а у каких спинка? У собачки, у дивана...

                                                                    «Шишка»

Цель: познакомить с разными значениями многозначного слова «шишка».

Что растет на елке?
Шишки да иголки.
Если мы растем на ели,
Мы на месте, мы при деле,
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно шишек.

— Про какие шишки говорится в первом стихотворении и про какие во втором?
— Подбери к слову «шишка» складные слова («малышка», «мышка», «мишка»...). Вспомните стихотворение про мишку. («Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенки поет».)
— Про кого эта загадка? «Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается». (Белка.)

Белка-шалунья сидела на елке,
Бросила шишку прямо на волка.
Ох, какая она шалунишка!
У волка на лбу сразу выросла... (шишка).

При знакомстве с многозначными словами (лапка, ручка) необходимо использовать наглядность (рисунки, иллюстрации). Например, находить на картинке предметы, которые называются одним словом «игла» (швейная, медицинская, игла у ежа, елки, сосны).
Для закрепления ориентировки в разных значениях многозначного слова можно предлагать доступные детям слова разных частей речи (лежит, льет, бьет; ножка, нос, молния; сильный, слабый, острый).

                                                 «Ручка—ножка»

Цель: познакомить с разными значениями слов «ручка», «ножка».

— Отгадайте загадку: одной ручкой всех встречает, другой провожает, всем, кто придет, ручку подает. (Дверная ручка.)
— У каких предметов есть ручка? Что можно делать ручкой?
— Нарисуй предметы, у которых есть ручка.
— Закончи предложения: ручка нужна, чтобы... За ручку можно...
— А какие предметы мы называем словом «ножка»?
— Нарисуй предметы, у которых есть ножка.

                                          «Как сказать по-другому?»

Цель: заменять многозначные слова в словосочетаниях.

— Скажи по-другому! Часы идут... (ходят). Мальчик идет... (шагает). Снег идет... (падает). Поезд идет... (едет, мчится). Весна идет... (наступает). Пароход идет... (плывет).
Закончи предложения. Мальчик пошел... Девочка ушла... Люди вышли... Я пришел... Саша идет медленно, а Вова идет... Можно сказать, что он не идет, а...

                                                             «Кто это ползет?»

Цель: подбирать слова, обозначающие признаки и действия, составлять описание.

— Отгадайте загадку: «Кто это ползет, на себе свой дом везет?».
Дети отгадывают загадку (улитка), рассматривают улитку, обращают внимание на домик и рожки. Вторая загадка: «Глаза на рогах, а домок на спине».
— В каком доме живет улитка? Какие дома вы еще знаете? Кто там живет? Послушайте стихотворение Т.Волжиной «Где чей дом»:

Воробей живет под крышей,
В теплой норке — домик мыши,
У лягушки дом в пруду,
домик пеночки в саду.
— Эй, цыпленок, где твой дом?
— Он у мамы под крылом.

— Может ли улитка выползти из своего домика? Почему? Быстро ли ползет улитка? Она увидела ребят и сказала: «Я так тихо мчалась, так медленно неслась». Можно ли так сказать? Как сказать правильно?
Улитка стала загадывать детям лесные загадки: «Колючая, маленькая — это ежик или елочка? Пушистый, маленький — это зайчик или белочка?»
— Теперь вы опишите меня и расскажите, какая я, что у меня есть, какую песенку про меня дети поют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников на основе организации единого образовательного пространства».

Младший дошкольный возраст — период интенсивного развития всех психических функций.Основное новообразование этого периода — овладение речью, которая становится фундаментом для дальнейшего развития реб...

Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников

Необходимо следить за речевым дыханием ребёнка как базой для правильного развития речи. С детьми дошкольного возраста полезно проводить ежедневно следующие игры:...

Речевые игры для младших дошкольников

Игра для ребенка – важный момент его развития. Играя, ребенок познает мир, определяет себя в этом мире, свою роль в семье, в коллективе. Игры вносят в душу ребенка веселье и радость и одновремен...

Формирование речевого общения у младших дошкольников в процессе организации речевых игр

Игра – это благоприятное условие для развития речи, обогащение словаря, знакомство с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и ...

«Театрализованные игры как средство развития речевой деятельности у младших дошкольников ».

Государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №54 комбинированного вида Красносельского районаг. Санкт-Петербург.Выполнил воспитатель: Матвеева Виктория Васильевна.Ст...

Коррекционные речевые игры для младших дошкольников

Речевые игры для детей дошкольного возраста можно применять педагогам в ходе детсадовских занятий, родителям дома. Неразвитость речи остро проявляется в первом классе школы, когда усвоение знаний стан...

Игра - как средство повышения речевой активности у младших дошкольников

Развитие речи-одно из важнейших направлений работ,.обеспечивает свевременное психическое своевременное психическое развитие ребенка в 21 веке....