Главные вкладки

    Методическая разработка по теме: « Развитие речи через театрализованную деятельность, фольклор и раннее обучение чтению детей с 5 до 6 лет.
    методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

    Румянцева Ирина Леонидовна

    Предполагаемая программа поможет нашим малышам в занимательной игровой форме развить речь, с помощью художественных произведений познакомить ребенка с окружающей действительностью, удовлетворит его познавательные интересы, научит видеть себя в тесной связи с другими людьми. Возрастные особенности детей дошкольного возраста требуют использования игровой формы деятельности. Вот почему в программе предложено большое количество игровых упражнений.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rpsskazhi_mne_skazkus_5_do_6.doc89 КБ

    Предварительный просмотр:

             

                       

                       

                                                                                     

                                             

                                   

                                   

                                 

    Методическая разработка по теме:

    « Развитие речи через театрализованную деятельность,

    фольклор и раннее обучение чтению детей с 5 до 6 лет.

                                   

                                                                                   

               Воспитатель:

                                                                                     Румянцева Ирина Леонидовна

                                         

                                                           Санкт - Петербург          

                                                                     20012г.

                    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

      Предполагаемая программа поможет нашим малышам в зани-

    мательной игровой форме развить речь, с помощью художест-

    венных произведений познакомить ребенка с окружающей дей-

    ствительностью, удовлетворит его познавательные интересы, научит                           видеть себя в тесной связи с другими людьми.

      Возрастные особенности детей дошкольного возраста требуют

    использования игровой формы деятельности. Вот почему в про-

    грамме предложено большое количество игровых упражнений.

    Психология, оценивая роль дидактических игр, указывает на то,

    что они не только являются формой усвоения знаний, но и спо-

    собствуют общему развитию ребенка, его познавательных про-

    цессов и коммуникативных способностей.

      Пособия используют в основном для закрепления сформиро-

    ванных представлений и организации самостоятельной работы

    ребенка. Само же «открытие» происходит в ходе активного учас-

    тия детей в дидактических и ролевых играх.

      Для того чтобы переключить активность детей (двигательную,

    умственную, речевую), не выходя из учебной ситуации, произво-

    дятся физкультурные минутки и паузы.

      Большое место отводится стихотворным текстам (стишки, по-

    тешки). Благодаря простоте и музыкальности звучания слов де-

    ти, играя роль, легко их запоминают, приобретают вкус к образ-

    ным выражениям. К тому же, неоднократно повторяя свои роли,

    ребенок тренируется в развитии голосового аппарата.

      На занятиях широко используются настольные театры, пальчи-

    ковые игры и упражнения по типу «расскажи стихи руками», что

    вызывает у детей живой интерес, повышает эффективность запо-

    минания, способствует развитию произвольного внимания, круп-

    ной и мелкой моторики, координации движений, воображения,

    образности мышления.

      Положительно, что реализуя программу, педагог имеет возмож-

    ность гибкого ее использования: воспитателем – в детском саду

    и родителями (при необходимости) – дома. Учебный материал

    знаний вводится последовательно: от развития более простых умений

    детей к развитию более сложных умений. Одновременно дети зна-

    комятся с некоторыми явлениями родного языка. В рамках одного

    занятия представлен широкий спектр различных видов деятельности.                  Предполагается и групповая работа, и игры, и самостоятельное выпол-

    нение заданий в тетради.

      Дети учатся находить и использовать необходимые им способы

    вербального и невербального общения на основе содержательной

    и связной речи, ее выразительности и образности.

    Во многих дополнительных программах, предназначенных для

    дошкольников, основное внимание уделено формированию знаний,                                    умений и навыков. Бесспорно, знания необходимы, но нужно

    уметь их использовать и для генерирования собственных идей и мыслей, грамотно и свободно высказывать их.

    Основным отличием данной программы является перенос вни-

    мания с содержания на его средства. В программу включены та-

    кие действия детей, которые в максимальной степени содействуют развитию речи дошкольников, их умственных и творческих

    способностей. Работа по данной программе позволяет за каждым

    действием малыша видеть определенный этап развития.

           Цель:  развитие речевых навыков детей, эмоциональной и интонационной выразительности речи, приобщение детей к драматизации отрывков сказок, развитие интереса к чтению.

    Задачи:

    1.Совершенствовать все стороны речи: работать над дикцией, активизировать словарь, обучать диалогическим и монологическим формам речи.

    2.Обучать практическим навыкам выразительного чтения, развивать творческие способности детей.

    3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, культуру речевого общения, умение владеть пластикой, мимикой, жестами.

    4.Знакомить с миром поэзии, фольклором, художественной прозой; учить понимать смысл произведений, сопереживать настроение.

    5. Учить выразительно говорить и читать наизусть, развивать память, воображение, наблюдательность, интерес к занятиям, любовь к родному языку.

    6.Продолжать работу по освоению технических приемов с кукольным материалом (настольный театр кукол, пальчиковый театр, театр Петрушки).

     Структура занятия:

    1.Создание положительного эмоционального настроя.

    2.Речевая (пальчиковая) гимнастика в игровой форме.

    3.Театрализованные игры: работа над диалогами, развитие интонационной

       выразительности.

    4.Знакомство с новым текстом.

    5.Игры с буквами, упражнения на развитие фонематического слуха, работа в

      тетрадях.

    6.Повторение выученного (если осталось время).

     Каждое занятие строится по предложенной выше структуре с постепенным

    усложнением материала. В подборе содержания занятий соблюдается сезон-

    ный принцип.

    Программа  разработана  для  детей  шестого года  жизни.  Рассчитана

    на  1  учебный  год.  Занятия  проводятся  вне  времени,  отведенного

    для  занятий  по  основной  образовательной  программе  в  пределах

    режима  работы  детского  сада,  во  второй  половине  дня.  Програм-

    ма  включает  в  себя  64  занятия.  Занятия  проводятся  2  раза в  не-

    делю.  Длительность  занятий  составляет  20 минут.

     К  концу года дети :

    1. Самостоятельно эмоционально и выразительно воспроизводят

        содержание некоторых литературных произведений.                                    

    2. Знают не менее 10 стихотворений. Читают наизусть стихи, потешки,

        поговорки, скороговорки, загадки.                  

    3. Умеют работать в паре с партнером.

    4.Умеют с небольшой помощью воспитателя ставить не большие

        сценки по знакомым сказкам.

    5. Дети знают алфавит, читают слоги, слова и не большие

        предложения.

     Формы подведения итогов.

    1. Выступления на праздниках с изученным материалом.
    2. Открытое мероприятие.
    3. Спектакль или викторина в конце учебного года.

    УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    Данная образовательная программа включает в себя следующие разделы.

     N

           

                      РАЗДЕЛЫ

      Кол-во занятий

     1

     2

     

     3

     

     4

         Работа над этюдами.

         Разучивание стихов и сказок.

         Чтение слогов, слов и предложений

         Работа в тетрадях.

         

                12

                20

                  8

                24

    Содержание дополнительной образовательной программы.

     

       Октябрь

         

            Задачи

                 

                   Тема

            Материал

    1 неделя

    Продолжать работу над интонационной выразительностью.

    Разучивание стихов из цикла «Времена года»

    Работа над этюдами и диалогами.

    Стихи С. Есенина.

    Картотека этюдов и диалогов.

    2 неделя

    Закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать называть из него заданные звуки.

    Звуки и буквы «А» и

    «О».

    Рабочие тетради Е.В.Колесниковой «Развитие звуко -буквенного анализа у детей 5-6 лет»

    3 неделя

    Продолжать работу над интонационной выразительностью.

     «Мы друзья птиц»

    Н.А. Уликова «Словом душа растет» V часть

    4 неделя

    Закреплять умение делить слова на слоги.

    Звуки и буквы «У» - «Ы»

    Рабочие тетради Е.В.Колесниковой

    «Развитие звуко -буквенного анализа у детей 5-6 лет»

      Ноябрь

             Задачи

                 Тема

            Материал

    1 неделя

    Совершенствовать отчетливость произношения слов и словосочетаний.

    Работа над этюдами и диалогами.

    Тексты стихов.

    Е.А. Алябьева. «Психогимнастика в детском саду».

    2 неделя

    Учить различать звуки гласные и согласные, твердые и мягкие.

    Звук и буква «Э», чтение слов «АУ», «УА», закрепление пройденного мате-

    риала.

    Рабочие тетради Е.В.Колесниковой.

    3 неделя

    Продолжать рабо-ту над интонацион-

    ной выразитель-

    ностью.

    Инсценирование стих.

    «Дети и птичка». Плещеев.

    4 неделя

    Учить определять место заданного звука в слове (в на-

    чале, в середине, в

    конце).

    Звук и буква «М», чтение слов, слогов и ударение.

    Рабочие тетради Е.В. Колесниковой.

     Декабрь

            Задачи

                  Тема

              Материал

    1 неделя

    Продолжать учить детей выразительно читать стихи.

    Цикл стихов «Времена года»

    Работа над диалога-ми.

     С.Маршак сказка «Теремок».

    Элементы костюмов.

    2 неделя

    Учить соотносить звук и букву, учить писать слова.

    Звук и буква «Н», «Р», чтение слов и слогов, знакомство с предложением, чтение предложения.

    Рабочие тетради Е.В.Колесниковой.

    3 неделя

    Продолжать учить детей выразительно читать стихи, выра-

    жать мысли мими-

    кой и жестами.

    Работа над интонационной выразительностью.

    С.Я. Маршак сказка «Теремок».

    Костюмы к сказке.

    4 неделя

    Продолжать учить детей писать сло- ва с помощью гра-

    фических изобра-

    жжений.

    Закрепление прой-

    денного материала, гласные и согласные звуки и буквы. Чтение слогов, слов, буква «Я».

    Работа в тетрадях Е.В.Колесниковой.

    Настольно-печат-

    ные игры.

       Январь

           Задачи

                  Тема

             Материал

    1 неделя

    Продолжать учить детей играм дра-

    матизации.

    Работа над диалогами сказки «Теремок».

    Текст сказки С.Я.Маршака.

    Картотека этюдов.

    2 неделя

    Учить различать согласные и гласные звуки.

    Буква «Ю» и «Е», чтение слогов, слов, составление предло-

    жжений.

    Рабочие тетради Е.В.Колесниковой.

    3 неделя

    Совершенствовать

    все стороны речи,

    работать над дик-

    цией.

    Работа над инсцени-

    рованием сказки «Теремок».

    С.Я.Маршак «Теремок».

    Костюмы, реквизи-

    ты к спектаклю.

    4 неделя

    Учить писать сло-

    ва с помощью графических изо-

    бражений.

    Буква «Е» и «И», чтение слов и слогов.

    Рабочие тетради Е.В.Колесниковой.

    настольно-печатные игры.

      Февраль

             Задачи

                 Тема

             Материал

    1 неделя

    Обучать диалоги-

    ческим и моноло-

    гическим формам речи.

    Работа над мимикой,

    жестами, инсцениро-

    ванием сказки «Те-

    ремок».

    С.Я.Маршак сказка

    «Теремок».

    2 неделя

    Учить писать слова с помощью графических изо-

    бражений.

    Закрепление пройден-

    ного. Звуки «Г»-«К»,

     «Гь»-«Кь». Буквы «Г»-«К». Чтение сло-

    гов, составление и ус-

    ловная запись предло-

    жжения.

    Рабочие тетради

    Е.В.Колесниковой.

    3 неделя

    Совершенство-

    вать все сторо-

    ны речи.

    Показ спектакля-сказки

    «ТЕРЕМОК».

    Костюмы, реквизиты

    и декорации к спек-

    таклю.

    4 неделя

    Способствовать

    развитию фонематического

    восприятия.

    Звуки «Д»-«Дь», «Т»-«Ть».  Буквы «Д»-«Т».

    чтение слогов, предло-

    жений. Звуки «В»-«Вь»

    «Ф»-«Фь».

    Рабочие тетради Е.В.Колесниковой.

    Настольно-печатные игры.

        Март

          Задачи

                   Тема

              Материал

    1 неделя

    Воспитывать внимание, вы-

    держку, память.

    Стихи из цикла «Времена года».

    Подборки стихов.

    2 неделя

    Учить детей чи-

    тать слоги, слова

    и предложения.

    Звуки « З-ЗЬ»-«С-СЬ»,

    буквы «З»-«С», чтение

    слов, слогов. Звуки «Бь»-«Пь», буквы «Б»-

    -«П», чтение слогов,

    слов, предложений.

    Рабочие тетради Е.В.Колесниковой.

    3 неделя

    Воспитывать па-

    мять, развивать воображение и фантазию.

    «Весна идет весне дорогу».

    Стихи Есенина, Тютчева, Блока.

    4 неделя

    Учить читать слова и предложения.

    Звуки и буквы Ж-Ш, Х-ХЬ, чтение слогов, слов предложений.

    Работа в тетрадях Е.В.Колесниковой.

      Апрель

           Задачи

                   Тема

            Материал

    1 неделя

    Воспитывать лю-

     бовь и уважение к родному городу.

    «Здесь будет город».

    Н.А.Уликова

    «Словом душа растет».

     2 неделя

    Учить узнавать звуки в словах.

    Звуки и буквы Ч-Щ; Ц.

    Чтение слов, слогов, и предложений.

    Рабочие тетради Е.В.Колесниковой.

    Игры с буквами.

    3 неделя

    Совершенствовать

    навыки разговорной речи.

    «Город, в котором я

    живу». (Продолжение

    темы).

    Г.Т. Алифанова

    «Первые шаги».

    4 неделя

    Учить читать слоги, слова и предложения.

    Звуки и буквы Ч;Ш;Ц

    чтение слогов, слов и

    предложений.

    Работа в тетрадях Е.В.Колесниковой.

    Настольно-печат-

    ные игры.

        Май

           Задачи

                   Тема

            Материал

    1 неделя

    Совершенствовать

    навыки разговор-

    ной речи: учить отвечать точно

    (кратко или раз-

    ввернуто) в зави-

    симости от вопро-

    са.

    «Город, в котором я родился».

    (Продолжение темы).

    Л.К. Ермалаева

    «Прогулки по Петербургу»

    2 неделя

    Учить читать небольшие тексты.

    Буква «Ь», чтение слов, стихотворных текстов.

    Работа в тетрадях Е.В.Колесниковой.

    Настольно-печатные игры.

    3 неделя

    Продолжать рабо-

    ту над интонаци-

     онной выразитель-  ностью.

    Совершенствовать навыки разговор-

    ной речи.

          Праздник

    «День рождения го-            рода».

    «Петербургские мозаики» сборник инноваций педаго- гов по ознакомле-

    нию детей с род-

    ным городом.

    4 неделя

     Продолжать учить      читать тексты сти- хов. Повторяем алфавит.

    Закрепление прой- денного материала, чтение стихотворе- ний. Алфавит.

    Работа в тетрадях Е.В.Колесниковой.

    Настольно-печатные игры.

    МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

    - Занятия организованы в игровой форме, а так же используются беседы и        

       экскурсии.

    - На занятиях используются: театры разных видов, картотеки, рабочие    

       тетради, таблицы по мнемотехнике и т. д.

    - Формой подведения итогов являются: выступления на праздниках с

       изученным материалом. Открытое мероприятие. Спектакль или викторина

       в конце учебного года.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

    -Уликова Н.А. “Словом душа растёт”.

    -Алексеева Н.А.”Обучение чтению с трёх лет”.

    -Безруких Н.М.”Сказка как источник творчества детей ”.

    -Гурилова Э.Г.  “Методика и организация театрализованной

                                  деятельности  дошкольников

                                  и младших школьников” (программа и репертуар)

    -Миханёва Н.Д. “Театрализованные занятия в детском саду”.

    -Сорокина Н.Ф. ”Играем в кукольный театр”, пособие для практических

                                    Работников дошкольных образовательных

                                     учреждений.

    -Алябьева Е.А. “Психогимнастика в детском саду”

    -Чистякова М.И.”Психогимнастика”

    -Назарова А. Г. “Играть любят все. Игротренинг. Практический

                                  материал”.

    -Минаева В.М. ”Развитие эмоций дошкольников”. Занятия и игры.

    -Колесникова Е.В.”Раз словечко, два словечко” (рабочая тетрадь).

    -Узорова У.В. “Пальчиковая гимнастика”.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    методическая разработка по теме: "Развитие речи через театрализованную деятельность"

       Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и науч...

    Методическая разработка с детьми группы раннего возраста по развитию речи через театрализованную деятельность.

    Тема: "Обыгрывание русской народной сказки "Репка"Цель: Напомнить детям содержание сказки, побуждать их к обыгрыванию и повторению вслед за воспитателем, учить культуре общения, продолжать развивать о...

    методическая тема "Развитие речи через театрализованную деятельность"

    методическая тема "Развитие речи через театрализованную деятельность"...

    Статья на тему: "Развитие речи через театрализованную деятельность"

    Статья на тему: "Развитие речи через театрализованную деятельность"...

    Доклад на тему "Развитие речи через театрализованную деятельность"

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11222528","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

    Конспект ООД по речевому развитию на тему "Развитие речи через театрализованную деятельность в поликультурной среде" для детей старшей группы.

    Конспект ООД по развитию речи детей старшей группы при ознакомлении с культурой и традициями народов России и ближнего зарубежья посредством театрализованной деятельности....