Загадки
консультация (развитие речи, младшая группа) по теме

Витрук Марина Леонидовна

 

Заморочки из логопедической бочки:

учимся отгадывать загадки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_-_r_s_rod_-_zagadki.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Заморочки из логопедической бочки:

учимся отгадывать загадки

        В наше время на книжных полках магазинов завидное изобилие печатной продукции для детей на любой вкус, любого оформления и любого содержания. И, к сожалению, содержание предлагаемой литературы не всегда соответствует не только указанным возрастным параметрам, но и методическим требования к учебным изданиям.

        Сегодня мы попытаемся разобраться какие же загадки можно и нужно загадывать нашим детям.

        Прежде чем мы попросим об этом ребёнка, давайте оценим выбранные нами загадки. Будут ли они понятны малышу? Соответствуют ли они его возрасту?

  • В возрасте 3-4 лет тематика загадок ограничена небольшим жизненным опытом ребёнка. Это загадки об игрушках, домашних животных, некоторых предметах быта, о продуктах питания. Отличительной чертой являются яркие, характерные признаки внешнего вида (форма, цвет, величина), качества и свойства, которые дети хорошо знают.

  1. Мягкие лапки, а в лапках царапки. (кошка)
  2. Прыг-скок, Прыг-скок, Длинные уши, Белый бок. (заяц)        
  3. Беленькие пёрышки, Красный гребешок. Кто это на колышке? (Петя-петушок)
  4. Мохнатенькая, усатенькая, Молочко пьёт, Песенки поёт. (кошка)        
  5. Голодна - мычит, Сыта - жуёт, Малым ребяткам Молоко даёт. (корова)
  6. С хозяином дружит, Дом сторожит, Живёт под крылечком, Хвост колечком. (собака)
  7. На грядке зелёные, А в банке солёные. (огурцы)        
  8. В шкурке жёлтой, кислый он Называется … (лимон)        

        Загадки в этом возрасте не должны быть слишком подробными, так как многочисленные признаки ребёнку трудно запомнить и соотнести между собой.

        

  • Для детей 4-5 лет тематика загадок значительно разнообразней: о домашних и диких животных, предметах домашнего обихода, одежде, продуктах питания, явлениях природы, о средствах передвижения. Рекомендуем загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами.

  1. С неба падают зимою И кружатся над землёю

        Лёгкие пушинки  -  Белые …

                                                (снежинки)         

  1. Стукнешь о стенку - А я отскачу.

        Бросишь на землю - А я поскачу.

        Я из ладоней в ладони лечу - Смирно лежать не хочу.

                                                                (мяч)        

  1. Хвост с узорами, Сапоги со шпорами,

        Песни распевает, Время считает.

                                                        (петух)                 

  1. На спине иголки, Длинные и колкие.

        А свернётся он в клубок - Нет ни головы, ни ног.

                                                                (ёж)        

        Характеристика предмета загадки может быть дана подробно, полно, а сама загадка выступать как рассказ о предмете.

        

  • В 5-6-летнем возрасте у детей проявляется чуткость к смысловым оттенкам слова, они начинают понимать смысл образных выражений в литературных произведениях. Тематика загадок разнообразна: о животных, птицах, рыбах, насекомых, растениях, явлениях природы, предметах обихода и орудиях труда, средствах передвижения, связи и информации, о спорте, человеке, книге.

  1. Маленькая собачка  - Домик стережёт. (замок)                  
  2. Без рук, без ног, А рисовать умеет. (мороз)        
  3. Не колючий, светло-синий  -  По кустам развешан … (иней)          
  4. Сама пёстрая, Ест зелёное, Даёт белое. (корова)                  
  5. Он в мундире ярком. Шпоры для красы. Днём он - забияка, Поутру - часы. (петух)        

        Характеристика предметов и явлений может быть краткой, но среди признаков должен быть назван существенный, типичный.

        

  • Возраст 6-7 лет характеризуется достаточным жизненным опытом, наблюдательностью, способностью к рассуждению, поэтому загадки предлагаются такие, которые можно отгадать только после длительных неоднократных наблюдений за одним явлением.

  1. Чёрен, а не ворон, Рогат, а не бык, С крыльями, а не птица. (жук)                 
  2. Всегда во рту, А не проглотишь. (язык)        
  3. В поле лестница лежит, Дом по лестнице бежит. (поезд)                  
  4. Посреди двора стоит копна. Спереди - вилы, сзади - метла. (корова)                 
  5. Быстро грызёт, Мелко жуёт, А сама не глотает. (пила)        
  6. Вроде сосен, вроде ёлок, А зимою без иголок. (лиственница)                  
  7. Молода - похожа на серп, Поживёт - станет, как лепёшка. (месяц, луна)          

        Характеристика предметов может быть дана кратко: называем один-два признака, по которым нужно восстановить целое и сделать вывод на основе рассуждения.

        

Вот мы и определили основные отличительные черты загадок и теперь уже знаем, какие загадки нужно загадывать нашему ребёнку в соответствии с его возрастом. Загадки, развивающие его мышление и речь, внимание и наблюдательность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое загадка? Народная и литературная загадка.

Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса....

Загадки.su - Загадки для детей и взрослых

На сайте загадки.su написаны авторские загадки, скороговорки, шарады, колыбельные, считалки,стихи разной тематики и жанров. Сайт интересен детям любого возраста и взрослым. Загадки.su...

Дидактические игры для развития речи с использованием ОТСМ - ТРИЗ – технологии и ИКТ («Веселые загадки», «Зоопарк – загадки о животных», «Описание животных или У кого что есть?»)

Дидактические игры для развития речи с использованием ОТСМ - ТРИЗ – технологии и ИКТ («Веселые загадки», «Зоопарк – загадки о животных», «Описание животных или У кого что есть?»)Воспитатель: Еременко ...

Дидактические игры для развития речи с использованием ОТСМ - ТРИЗ – технологии и ИКТ («Веселые загадки», «Зоопарк – загадки о животных», «Описание животных или У кого что есть?»)

Дидактические игры для развития речи с использованием ОТСМ - ТРИЗ – технологии и ИКТ («Веселые загадки», «Зоопарк – загадки о животных», «Описание животных или У кого что есть?»)Воспитатель: Еременко ...

ЧЕЛОВЕК - ЗАГАДКА ВЕКА. ОН ЗАГАДКА И ОТВЕТ.

На применении ТРИЗ раскрыть сущность жизнедеятельности человека....

«Дети – мира нежные загадки, Где в самих загадках кроется ответ…»

В лекции пытаюсь  раскрыть сущность маленького человека - ребёнка....