Развитие познавательных способностей детей на занятиях по развитию речи
опыты и эксперименты по развитию речи (старшая группа) по теме

Мариничева Оксана Викторовна

Духовно - интеллектуальное развитие ребенка на основе ознакомления дошкольника с азами экологической культуры и нравственности. Формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное учреждение социального обслуживания населения Тульской области «Областной социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «Искра»

Опыт работы

на тему:

«Развитие познавательных способностей

 детей на занятиях по развитию речи»

подготовил: воспитатель

высшей квалификационной

категории Мариничева О.В.

г.Щекино, 2014 год

Направление работы: Духовно – интеллектуальное развитие ребенка на основе ознакомление дошкольников с азами экологической культуры и нравственности

Цель: Формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней

Условия формирования опыта:

 Обеспечить каждому ребенку прожить радостно и содержательно период дошкольного детства

На формирование опыта оказали влияние:

  • Изучение и внедрение в практику работы новых педагогических технологий;
  • Изучение педагогической литературы;
  • Знакомство с опытом педагогов, работающих по этой проблеме

АКТУАЛЬНОСТЬ

Последствия Чернобыльской аварии произвели серьезные изменения в физическом и психическом состоянии людей, в особенности детей. Экспериментальные данные свидетельствуют, о снижении умственной работоспособности детей, пониженной продуктивности познавательных процессов, памяти, внимания, мышления. В нашем районе природная среда еще хуже из-за высокой плотности населения.

    Самая волнующая проблема века – э к о л о г и я. В настоящее время состояние окружающей среды таково, что её надо не охранять, а спасать. Это возможно только при формировании нового экологического мышления человека.

НОВИЗНА

опыта заключается в:

- использование описательных рассказов о природе, рассказов – загадок о природе;

- использование схем в составлении описательных рассказов.  

Теоретическая база опыта

         В основу опыта легли идеи выдающихся педагогов прошлого и Г. Песталоцци, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, они указывали на особое значение природы в процессе развития мышления и речи. К.Д. Ушинский писал, что логическое в речи проистекает из наблюдений человека над природой, потому что “сама логика есть не что иное, как отражение в уме связи предметов и явлений природы”. Умение формировать мысль, связно рассказывать о природе, придавать не только знания о ней, но понятые связи и закономерности, требует высокого уровня развития речевых навыков, что достигается разнообразной речевой и мыслительной деятельностью. Как известно, своеобразным толчком к воспитанию выразительности речи детей служат яркие многообразные впечатления от окружающего мира. Каждое время года по-своему красиво и привлекательно. Наблюдая картины природы вместе с воспитателем, слушая его пояснения, обязательно образные, выразительные, дети воспринимают эту красоту. Она заставляет их задуматься, а потом разговориться. Роль педагога здесь очень велика. Не подавлять детскую активность, направлять мысль ребёнка, помогать сравнивать явления, подобрав для их характеристики нужное слово. В процессе беседы, проводимой для достижения высокого уровня развития во время наблюдения, фиксировать внимание ребёнка на правильном речевом выражении воспринимаемого. Научить ребёнка составлять описательный рассказ о природе - значит не только пробудить его интерес к тому, о чём он рассказывает, но и помочь ему понять, почувствовать красоту описываемого предмета или явления и тем вызвать у него желание найти необходимые слова и выражения, чтобы передать это в своей речи. Дети часто лишь перечисляют признаки и свойства предмета, рассказы их лаконичны и сухи, им не хватает слов для красочного описания явления. Составление описательных рассказов требует от рассказчика определённой культуры восприятия и непременного проявления своего эстетического отношения к описываемому предмету.

Итак, описательный рассказ - один из видов творческого рассказа. Воспитание выразительности речи, умение сказать не только правильно, но и образно, подготавливает детей к преодолению лексических штампов. Следовательно, обучение детей составлению описательного рассказа о природе теснейшим образов связано с развитием образности, выразительности их речи, умения передавать своё отношение к тому о чём они говорят.

Технология опыта

         Работая с детьми убедилась в том, что у детей умение активно пользоваться речью не всегда переносится в сферу изложения представлений о природе. Рассказы детей, в большинстве случаев, примитивны, невыразительны. Хотя дети имеют определенные знания о природе, объяснение причины явлений, раскрытие закономерностей, связей в природе наблюдается в речи далеко не у всех. В активном словаре детей недостаточно, а порой и нет слов, необходимых для обобщения знаний о природе, для краткого, но вместе с тем точного и выразительного обозначения понятия, образа. Дети понимают, но мало используют, например, такие слова, как «листопад», «перелетные», «зимующие» птицы, также мало используются сложноподчиненные предложения в беседе, рассказе о природе, по сравнению с другими видами речевой деятельности (в рассказе по картине, на предложенную тему и т.д.).

         Исходя из вышесказанного была поставлена.

Цель: достичь к старшему дошкольному возрасту высокого уровня развития речи.    

        Для достижения данной цели определены следующие задачи в работе с детьми:

  1. Использование в своей работе современных педагогических технологий, элементов программы «Триз», программы Развития, «Радуга», «Семецветик», В.И.Логиновой «Детство», использование научных работ Л.А. Венгера, обучать отдельным приемам тренировки памяти и внимания на основе игр и упражнений по системе Монтессори.
  2. Развивать мыслительную деятельность детей.
  3. Формировать суждения и делать простые умозаключения.
  4. Усложнять смысловую и структурную сторону речи детей.
  5. Добиваться связной, развернутой, четкой и образной речи.
  6. Составлять связный рассказ о природе по непосредственному восприятию и по памяти.
  7. Использовать в речи разные лексико-грамматические категории (прилагательные, наречия, союзы и др.) и различные виды предложений (простые, распространенные, сложные, с сочинением и подчинением и прямой речью).

        Овладение детьми образной речью не должно ограничиваться накоплением в их словаре эпитетов и умением составлять сложные в синтаксическом отношении предложения. Оно предполагает умение подобрать нужное, яркое слово в контексте, вставить однородные члены, обособление, сравнение в свой рассказ. Подбор образного слова или выражения является необходимым условием правильной и глубокой характеристики предмета или явления. Эмоциональное отношение, замечал Б.М. Теплов, воспитывается с малого: с элементарных «нравится», «не нравится», «приятно», «не приятно» до овладения целым рядом эстетических оценок. Развитию выразительности детской речи способствуют трехуровневые задания, выполнение которых требует от ребенка самостоятельности, творческой активности.

1уровень. Задания, дающие установку на новые для детей способы действий: сочини, придумай, измени. Дети действуют совместно с педагогом, самостоятельно применяя лишь элементы творческих действий.

2.уровень. Задания, заставляющие детей находить новые комбинации на основе старых, уже известных решений. 3уровень. Задания, выполняя которые дети сами планируют свою деятельность от начала до конца, выбирают художественные средства и т.д. В начале своей работы использую задачи первого уровня. Это - лексические упражнения на подбор эпитетов, метафор, сравнений, синонимов и антонимов, которые помогают детям почувствовать красоту стиха, сравнить непоэтический и поэтический язык, развивают их поэтический слух. Например: «Как можно сказать о снеге (какой он?)...о лесе...о березе?... об осени? «В стихотворении снег сравнивается с серебром. А ты можешь придумать сравнение к лову снег?». «Подбери слово, близкое к слову холодный?» «Подбери слова, противоположные словам холодный, пасмурный, ясный.» Также мною разработана система заданий для детей с общим недостатком речи. Суть заданий заключается в использовании схем при составлении описательных рассказов. Схемы используются на занятиях с детьми, у которых скудный словарный запас, дети не умеют согласовывать слова в предложении, дефектно произносят звуки. Кроме того, большинство таких детей страдает нарушением внимания, несовершенством логического мышления. Первым фактом, облегчающим процесс становления связной речи является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора - выделяю создание плана высказывания. Очень важно последовательное размещение в предварительной программе, схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.  Через составление описательного рассказа решила обучать детей самостоятельному рассказыванию. Этим видом вся работа по развитию связной речи у детей не ограничивается. Остановилась на данном этапе как на начальном «пусковом». У детей с недостаточно развитой речью вызывает затруднение удержать в памяти последовательность, которая является планом рассказа-описания. Вот по этим причинам я использую в работе с детьми низкого уровня развития речи «СХЕМЫ в составлении описательных рассказов». Например: «Схема описания времени года». Составлению рассказов по этой схеме предшествует подготовительная работа, которую провожу на прогулках и в свободное от занятий время. Это систематические наблюдения за состоянием природы и погоды, за их изменением. Как показывает опыт, слова, обозначающие абстрактные понятия, связанные с явлением природы, например, «пасмурное небо», «моросящий дождь», «увядшая трава» и т.п. - необходимо многократно повторять, чтобы они вошли в словарь ребенка.             Анализируя результаты проведенной работы, можно сделать вывод, что использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчает дошкольникам овладение этим видом связной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, полными, последовательными.           Отмечу, что эти и аналогичные схемы можно использовать не только для составления описательных рассказов, придумывания загадок, а также в таком важном и сложном разделе работы, как обучение детей самостоятельной постановке вопросов. Ко второму уровню относятся задания, заставляющие детей находить новые комбинации на основе старых, уже известных решений. Таким видом творческих заданий является составление детьми рассказов - этюдов о предметах и явлениях природы. Их мы называем маленькие сочинения о природе. Благодаря зеленой зоне окружающей  мы имеем возможность в течении всего дня вести различные наблюдения в природе и в хорошую и в плохую погоду (из окошек групповой комнаты) и в любое время года.          Дети вслушивались в хор кузнечиков, всматривались в бесконечные дали, находили фантастические образы в плывущих облаках и все это точными выразительными словами передавали в коротких рассказах. Рассказ - этюд представляет собой небольшой рассказ на предложенную тему, своеобразную словесную зарисовку. Составление таких рассказов занимает занятие целиком или его часть. Цель рассказов - этюдов - развитие образности и точности языка, выработки умения несколькими предложениями охарактеризовать предмет или явление, найти для его описания наиболее выразительные слова. Сначала предлагаю детям рассказывать о чем-то, что имеет легко замечаемые отличительные признаки, привлекаю детей своим разнообразием («Зимний лес», «Парк осенью», «Весенний лес»). Далее ребята переходят к более сложным этюдам и должны быстро, лаконично и выразительно описывать единичный, не всегда яркий предмет («Ветка сирени», «Ромашки», «Ноготки»), В этих заданиях помогаю детям более пристально, внимательно рассмотреть предмет. Условно рассказы-этюды разделяю на следующие группы.            Рассказ-этюд, составленный во время наблюдения, экскурсии. Рассказ-этюд об одном или нескольких предметах природы, составление которого проходит как самостоятельное занятие. Рассказ-этюд об одном или нескольких предметах природы, составляемый во время беседы. Составление рассказов-этюдов побуждает интерес детей к языку. Они всегда охотно учатся «придумывать красивые рассказы», с удовольствием подбирают образные слова и выражения, вставляют их и в разговорную речь. Например: (Диана 5 лет) «Мы ездили на красоту в зимний лес». (Таня 5 лет) «Мы ходили по лесу и набрели на речку». Поэтапно подвожу детей к составлению рассказов-этюдов по плану. Намечая вопросы плана, особое внимание уделяю подбору выразительных средств. Например, перед составлением рассказа-этюда «анютины глазки» предлагаю такой план: как называется твой цветок? Расскажи, какой он? На что похож? Что напоминает твой цветок?  Сначала рассказы ребят состояли из нескольких слов, одного-двух предложений, часто просто перечисляли какие-то признаки предмета («Тюльпан красный»,. Один красный, другой желтый»).           Постепенно рассказы детей наполнялись сравнениями, метафорами.  Стасик М. «Мои Анютины глазки синие. Только в середине желтенькая точка, как фонарик. Приобретенное умение углубленно, всесторонне рассматривать предмет или явление и достаточно и полно передавать в речи результаты своих наблюдений способствует развитию у детей умения составлять разные виды рассказов. Постановка четкого задания на сообразительность позволила подвести детей к пониманию сложных связей и зависимостей в природе: зависимость внешнего вида животного от условий жизни, среды обитания,  сезонных изменений и др.

Пример.

          Подснежник обернулся и увидел,

Что над ним сияет солнце.

Увидел перелетных птиц, летящих с юга,

Грачей - первых весенних птиц.

Подснежник повертел головой, а

 Вокруг был густой сосновый лес.

Он увидел на земле журчащие ручейки

И услышал пение птиц.

           Опыт работы показал, как дети или от неправильного или частичного выполнения предложенного задания к его полному и правильному ответу. К неправильным ответам я относила неверное отражение действительности, неправильные или неточные знания. Под частичным ответом понимала верное отражение знаний о предметах и явлениях природы в чёткой, но не развёрнутой речи. Так дети учились находить сходство и различие предметов, обобщать по сходным признакам, объяснять причины использовать для этого различную форму речи.

       Задания 2 уровня требовали от детей составления связного рассказа о времени года с выделением характерных особенностей периодов. Усложнение содержания задания, предлагаемого ребёнку, повышало требования к детской речи: от односложных ответов дети переходили к подробным ответам (описание - рассказ), с применением разных лексико-грамматических категорий (прилагательные, наречия, союзы и др.) и различных видов простых и сложных предложений. Применение трёхуровневых заданий требует постепенности и систематичности.

       В дошкольной  группе я использовала задания первого и второго уровня, к концу года подвела детей к использованию заданий третьего уровня.

       К заданиям третьего уровня относятся задания, выполняя которые дети сами планируют свою деятельность от начала до конца, выбирают художественные средства, передают свои знания о природе в чёткой, последовательной, развёрнутой речи. Дети самостоятельно отмечают прошедшие в природе изменения, видят то, что раньше ускользало от их восприятия, могут выделить самое существенное, даже если оно не сразу заметно. Попытки объяснить причину явления, самостоятельно обобщить свои знания и применить их в действительности свидетельствуют о мыслительной активности, логичности мышления детей. С приобретением детьми некоторого опыта по составлению рассказов-описаний, в конце занятия предлагаю свой образец. Он как бы подытоживает, обобщает высказывания детей. Фиксирую ребёнка на самом впечатляющем в наблюдаемом предмете или явлении. В случае необходимости возвращаю детей к их чувственному опыту, использую вопросы, чтобы напомнить о прошедшей экскурсии или наблюдении. Постепенно дети научились ясно и полно выражать свои мысли, пользоваться в речи разными видами простых и сложных предложений, образными выражениями, сравнениями. Это наблюдалось не только на тех занятиях, где использовались рассказы-описания о природе, но и на других. Влияние этого приёма чувствовалось в рассказывании по сюжетной серии картинок “Как дети спасали птичку”. Привожу пример рассказа Юли. И “Один раз Галя с братом Мишей шли через парк в детский сад. И Галя увидела на снегу замёрзшую птичку. Она называлась синичка, потому что у неё была жёлтая грудка. Галя сказала брату Мише: “я эту птичку возьму в детский сад” Она взяла птичку в руки, и птичка не улетела, потому что у неё замёрзли крылья. На улице был сильный мороз, и снег скрипел под ногами. Галя принесла птичку. Дети обрадовались. Они посадили птичку в клетку и стали за ней ухаживать и всё время кормить. Они давали ей сало, потому что птичка любит сало. А как наступила весна, они вынесли клетку на улицу. Открыли клетку и синичка улетела в своё гнёздышко и всё вспоминала своё путешествие.”

           Рассказ Юли отличается чёткостью и подробным описанием событий. В рассказе использованы интересные наблюдения, знания полученные на других занятиях. Юля не ограничивается рамками картинок, а даёт небольшое описание птички, называет её в соответствии с внешним видом, объясняет причину случившегося, правильно вскрывает закономерность некоторых зимних явлений (она называется синичка, потому что у неё жёлтая грудка; птичка не улетела, потому что у неё замёрзли крылья; на улице был сильный мороз, и снег скрипел под ногами). В структурном плане рассказ Юли почти совершенен. Он состоит из различных предложений. В рассказ включены как простые распространённые, так и сложные предложения. Была замечена ещё одна особенность детской речи. В свои рассказы - описания дети вставляли вопросительные предложения. Они как бы рассуждали, обращались к слушателю. Это очень оживляло детские рассказы.        

“Один зайчик встал на задние лапки и удивлённо посмотрел, почему вода?”

            Это говорить не только об интересе детей к рассказыванию, но и о развитии логики детской мысли, что является показателем довольно высокого уровня мыслительной деятельности детей. Постепенно у дошкольников развивается чувство слова и появляется любовь к родному языку.

            Таким образом, описательные - рассказы о природе, основанные на познании природы, являются важным приёмом развития связной речи и логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

Анализ.

             Проанализировав свою работу, провела исследования, основываясь на современных методах анкетирования и диагностики. Выявив уровень развития связной речи детей и разделив их на подгруппы, поставила перед собой цель: развить познавательные способности детей на занятиях по развитию речи, опираясь на рассказы- описания о природе.

У детей I уровня - расширить знания о разных предметах и явлениях природы. Развить умственную и речевую активность, стремление достигать полнота, четкости и выразительности речи.

Добиться перевода детей из низкого уровня (I) в (II) средний.

             У детей II уровня - добиться таких качеств связной речи, как достоверность, точность, последовательность. Воспитать требовательность и критическое отношение к речи, углубить и расширить знания о природе, научить самостоятельно выражать свои мысли в связном повествовании. И в конечном итоге добиться перевода детей среднего уровня (II) в высокий уровень развития речи (III).

             У детей III уровня - добиться дальнейшего совершенствования форм выражения мыслей, обогащение лексики, достижения четкости и последовательности изложения, эмоциональности речи, углубления и систематизации знаний о природе, поддержания любознательности и активной работы мысли.

               К I уровню относятся дети, у которых нет достаточных знаний о природе. На вопросы эти дети отвечают односложно, часто отвлекаются. Они малоактивны, нерешительны и не отличаются любознательностью.

Речевая активность низкая.

              Ко II уровню относятся дети обладающие достаточными знаниями о природе. Дети правильно отвечают, но монологическая речь развита плохо. Они неправильно строят предложения. Речь неграмотна, многословна.

Речевая активность средняя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи детей "Хлеб - всему голова."

Воспитание в детях уважительного отношения к людям труда, бережного отношения к хлебу....

Конспект открытого занятия по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста. С элементами изотерапии.

Конспект открытого занятия по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста.С элементами изотерапии. Дети старшей группы....

Конспект занятия по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста на тему: «Здравствуй школа»

Цель:  развивать познавательные способности детей. Задачи:  1.     Развивать произвольное внимание.2.     Развивать зрительную память.3....

Занятие по развитию познавательных способностей детей.

Цели: - учить отгадывать математическую загадку, составлять решение с помощью знаков и цифр;- знакомиться составом число 5 из двух меньших чисел;- закреплять умение соотносить цифру с количеством...

КОНСПЕКТ занятия по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность (средняя группа) «На поиски лучиков».

Методы и приемы реализации содержания занятия:Наглядные (слайдовые фрагменты, иллюстрации)Словесные (дидактические игры, загадка, стихи)Практические (игра, музыкально - ритмические движения)Возрастная...

Дорожная карта реализации в 2022 году регионального проекта «Языковая и социокультурная адаптация детей мигрантов", по теме «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через знакомство с национальными головными уборами".

Дорожная карта реализации в 2022 году регионального проекта«Языковая и социокультурная адаптация детей мигрантов образовательных организациях Иркутской области»МБДОУ г. Иркутска детский са...