Литературная викторина "Что за прелесть эти сказки"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

филинковская светлана петровна

Литературная викторина для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Литературная викторина21.35 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

СОШ 1912

Дошкольное отделение

Москва, Зеленоград, корпус 1813

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста

Литературная викторина

«Что за прелесть эти сказки..»

Группа № 3

Филинковская С.П.

Итоговая литературная викторина в подготовительной к школе группе «Что за прелесть эти сказки..»

Программное содержание: Закрепить и расширить знания детей о русских народных сказках; формировать запас литературных художественных впечатлений, личностную позицию как при восприятии сказок, так и в процессе творчества;

прививать неформальное восприятие сказок, развивать чувство юмора; обогащать словарный запас детей;

воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие, честность в игре, справедливость; способствовать налаживанию межличностных отношений между детьми группы, их родителями и педагогами;

вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в командных соревновательных играх развивающего характера. 

Материал: книги и картинки с русскими народными и авторскими сказками, воздушные шары, эмблемы команд, набор букв, кроссворды, карандаши, мольберты, фишки для подсчета баллов, призы

Предварительная работа

  1. Чтение и слушание в аудиозаписи русских народных сказок с беседами по содержанию;
  2. Оформление тематической выставки книг;
  3. Разучивание игр «Кузовок со сказками», «Узнайте сказку», «Кто лишний?», «Найди ошибку», «Фанты»; совместные и самостоятельные игры с настольными театрами;

Организационный момент Дети заранее делятся на две команды, обсуждают и выбирают название, капитана, придумывают девиз.

Воспитатель:

Сегодня в нашем саду состоится соревнование знатоков сказок. Встречаются команды знатоков. (Представление команд) Разрешите представить жюри в лице заведующей и методиста д/с. Они будут оценивать ответы команд знатоков и выставлять заработанные очки.

Ребята, хорошо ли вы помните русские народные сказки? Как вы думаете, почему их так называют? (Ответы детей). 
Вы готовы встретиться с чудесами и загадками, ответить на все вопросы сказочного леса, преодолеть все препятствия? – Тогда в путь! Только скажите мне сначала, какие волшебные предметы или существа помогают сказочным героям путешествовать. (Ответы детей: сапоги-скороходы, ковер-самолет, летучий корабль, клубочек, метла, ступа, печка, избушка на курьих ножках, серый волк, Сивка-бурка).

И так, начнем с разминки.

1. Разминка “Думай, голова”. Загадки не простые, а в рифму, да еще обманки. Почему, сейчас поймете.

Зимой в берлоге видит сон

Лохматый, косолапый …

По горной круче проходил

Обросшей шерстью …

В теплой лужице своей

Громко квакал …

Под луною песни петь

Сел на веточку …

Кто в малине знает толк?-

Косолапый, бурый …

Хвост веером, на голове корона

Нет птицы краше, чем …

– Молодцы, раз вы так хорошо настроены на волну загадок по сказкам, то и первый наш конкурс будет загадочным. Только теперь вы будете набирать очки для своих команд, за каждый правильный ответ по 1 баллу.

2. Задание «Сказочные загадки».

Загадки для первой команды.

Он хозяина любил,

Верно он ему служил.

Сапоги носил и злого

Людоеда победил.

(Кот в сапогах)

***

К лесу передом стоит

И кривой трубой дымит.

Там Яга – лесная бабка,

На печи зевает сладко.

(Избушка на курьих ножках)

***

Был друг у Ивана

Немножко горбатым,

Но сделал счастливым его

И богатым.

(Конек-горбунок)

***

С ним Малыш знаком давно,

Он к нему влетел в окно.

(Карлсон)

***

Вымолвил словечко –

Покатилась печка

Прямо из деревни

К царю и царевне.

И за что, не знаю,

Повезло лентяю?  

«По щучьему велению»

***

Загадки для второй команды.

Что старик закинул в море,

Чтобы рыбку изловить,

Чтоб старухе не простою,

А хозяйкой моря быть?

(Невод)

***

Много серебра и злата

В сундуках своих он прятал.

В мрачном он дворце живет

И чужих невест крадет.

(Кощей Бессмертный)

***

Стрела у Ивана,

Как птица в полете.

Жена у Ивана

Живет на болоте.

(Царевна-лягушка)

***

Не лежалось на окошке, покатился по дорожке. (“Колобок”)

***

На лесной опушке

Стояли две избушки.

Одна из них растаяла,

Одна стоит по-старому.

«Заюшкина избушка»

  1. Задание «Выбери героев одной сказки».

Вы героев выбирайте

И нам сказку называйте.

Первая команда из набора предложенных картинок выбирает героев из русской народной сказки «Теремок».

Вторая команда из набора предложенных картинок выбирает героев из русской народной сказки «Волк и семеро козлят».

4. Задание «Назови сказку».

На картинку посмотрите, сказку вместе назовите.

Дети должны, каждый, взять иллюстрацию к сказке и назвать ее.

Иллюстрации к русским народным сказкам для первой команды: «Зимовье зверей», «Пых», «Хвосты», «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка», «Петух и жерновцы», «Волшебная дудочка», «Хрустальная гора», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Иллюстрации к русским народным сказкам для второй команды: «Крылатый, мохнатый да масленый», «У страха глаза велики», «Хаврошечка», «Снегурочка», «Марья Моревна», «Иван царевич и серый волк», «Семь Семеонов», «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», «Никита Кожемяка».

5. Задание Игра “Слово рассыпалось”. Чья команда быстрее соберет “рассыпавшиеся” слова, получает 2 балла, а вторая – 1. Учитывается взаимопомощь и взаимовыручка (каждый ребенок собирает свое слово).

Слова: цветок, кукла, мишка, мышка, заяц, петух, лиса, репка, кошка, колобок.

Физкультурная минутка для всех детей «Сказки».

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)

Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)

Вот ее мы посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие

(показать «силу»)

Мы - славная семья козлят,

Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)

Мы любим, бегать и играться,

Любим рожками бодаться (встают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»).

6. Задание Игра “Найди в слове другие слова”

На мольбертах слова дошколята и воспитательница. Дети маркером записывают новые слова.

7. Задание «Из какой сказки предмет?».

Предметы лежат на общем столе. Дети должны выбрать предмет и назвать, из какой он сказки.

Скалка («Лисичка со скалочкой»), яичко («Курочка Ряба»), перышко («Финист - ясный сокол»), стрела («Царевна-лягушка»), пирожок («Гуси-лебеди»), яблоко («Сказка о молодильных яблоках и живой воде»), колечко («Волшебное колечко»), дудочка («Волшебная дудочка»), горошина («Принцесса на горошине»), снежинка («Снежная королева»), красная шапочка («Красная Шапочка»), репа («Репка).

8. Задание  «Путаница»

Каждой команде предлагается карточка с перепутанной сказкой. Отгадав сказку, дети должны сказать, что в ней перепутано.

Сказка «Шарик, тростинка и ботинок».

Жили–были шарик, тростинка и ботинок. Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают, как перейти через реку.

Ботинок говорит шарику:

- Шарик, давай на тебе переплывем!

- Нет, ботинок! – отвечает шарик. – Пусть лучше тростинка перетянется с берега на берег, мы по ней и перейдем.Тростинка перетянулась с берега на берег. Ботинок пошел по тростинке, она и переломилась. Ботинок упал в воду. А шарик хохотал, хохотал, да и лопнул!

        Сказка  «Лена и тигр»

Жили-были мама и папа. И была у них дочка Леночка. Пошла Леночка в лес за орехами и заблудилась. Набрела на избушку, а в избушке жил большущий тигр. Стала она у него жить, кашу варить. Задумала Лена убежать, напекла блинов и велела тигру их отнести маме и папе, а сама в рюкзак спряталась. Пришел тигр в город, а там кошки как стали на него мяукать! Испугался тигр, рюкзак бросил и убежал. А Лена вернулась к маме и папе живая и невредимая.

9. Задание «Назови сказку правильно»

Играющим необходимо вспомнить и дать правильные названия сказок.

«Сестрица Аленушка и братец Никитушка»

«Иван-царевич и зеленый крокодил»

«Лисичка-сестричка и серая мышь»

 «По собачьему веленью»

«Дарьюшкина избушка»        

 «Волк и 7 тигрят»

«Пашенька и медведь»

«Гуси-вороны»

«Царевна-индюшка»

8. Чтение стихотворений, которые дети сочинили совместно с родителями заранее

Подведение итогов и награждение: воспитатель дарит детям новые книги со сказками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный праздник по сказкам А. С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки!»

Литературный праздник по сказкам А. С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки!» Сказки великого русского поэта А. С. Пушкина - это кладезь народной  мудрости и богатый материал в работе с деть...

Литературный досуг "Что за прелесть эти сказки!"

Материал предназначен для проведения с детьми старшего и подготовительного возраста. Можно проводить как день памяти А. С. Пушкина. Материал служит для закрепления знаний, полученных ранее....

"Что за прелесть эти сказки!» Литературная викторина в подготовительной к школе группе

Систематизировать знания детей о творчестве А.С. Пушкина посредством игры-викторины....

Литературная игра - викторина по сказкам А.С. Пушкина "Что за прелесть, эти сказки..."

 В последние годы наблюдаются серьезные трудности в формировании устной связной речи у детей, в силу снижения их общего речевого развития. У детей часто возникают сложности с последо...

Музыкально-литературная гостиная "Что за прелесть эти сказки"

В материале представлены лучшие отрывки сказок А. С. Пушкина, которые разыгрывают дети....

Литературная игра – викторина по сказкам А. С.Пушкина «Что за прелесть, эти сказки!»

Обобщить знания детей о творчестве А.С. Пушкина посредством игры – викторины: прививать интерес детей к творчеству русских поэтов, показать удивительный мир сказок А.С.Пушкина их мудрость и крас...

Литературная гостиная по сказкам А. С. Пушкина «Что за прелесть, эти сказки!»

Знакомство с творчеством А. С. Пушкина через театрализованную деятельность. Создать условия для активного использования литературного опыта детей в театрализованной деятельности....