Методические разработки в системе коррекционного обучения
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Ханяфиева Альмира Ахтямовна

Конспекты занятий на преодоление речевых дефектов у детей дошкольного возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пальчиковый игротренинг в системе логопедической работы с детьми дошкольного возраста.

Подавляющее большинство публикаций (М.М.Кольцовой, М.С.

 Рузиной, А.В. Цвынтарного и др. авторов) посвящено формированию и совершенствованию мелкой моторики ребенка обычными упражнениями, тогда как вопросы использования нетрадиционных материалов в развитии мелкой моторики не нашли должного изучения.

Однако, пальчиковый игротренинг с использованием подручного материала является эффективным способом развития следующих функций :

коррекции речи детей (дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко.

 Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответсвующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь);тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук (этого помогают добиться упражнения с перекатыванием карандаша, выкладывания узора из бусин);пространственно-образное мышление и творческие способности (поскольку речь и мышление тесно связаны между собой, то, словесно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастной нормы. Соответственно на ряду с развиваем моторных и речевых навыков, у детей развиваются и психические процессы. Этому способствуют игры с мелкими предметами.)

Конечно же, основной целью использования нетрадиционных материалов в пальчиковом игротренинге является развитие мелкой моторики рук детей, но если посмотреть глубже, то предметы, которые применяют дети, могут являться и инструментом для обучения детей экологическим и познавательным задачам. Дети знакомятся со свойствами предметов, с их происхождением, с внешними особенностями, узнают о пользе природного материала для людей, устанавливать причинно - следственные связи. Некоторые материалы представляются детям в другом свете, позволяют выполнять определенные упражнения по оздоровлению собственного организма (СУ- Джок, упражнения с крупами, семенами). Тем самым использование данного метода позволяет педагогу заложить прочные основы хорошего здоровья, гармоничного развития.Помимо этого, такие игры создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.Это обосновано тем, что в этом возрасте (4 - 5 лет) у детей происходит ознакомление с окружающим миром, они учатся использовать приобретенные навыки мелкой моторики в повседневных действиях (например, во время еды и одевания), то тактильное знакомство с предметами будет очень им полезно. Кроме того, настает черед обучения тем видам деятельности, которые требуют более координированной работы мелких мышц и суставов кистей рук, пальцев (особенно большого) и запястий, в частности, рисования и письма. В этом возрасте ребята учатся поворачивать запястье, открывая винтовые крышки, краны в ванной комнате, держать тремя пальцами карандаш (щепотью), поэтому предметы для работы могут быть самыми разнообразными. Основной их принцип - помогать в развитии мелкой моторики рук.

Методика проведения игротренинга: в начале недели логопедом с детьми разучивается пальчиковая гимнастика с использованием нетрадиционных материалов. Оптимальный вариант использования - середина занятия. Именно в этой части занятия пальчиковый игротренинг предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки. Сочетание манипуляции с предметами и речевым сопровождением в стихотворной форме, позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в занятия, играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушением речи. Это позволяет:

*Регулярно опосредовано стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.

*Совершенствовать внимание и память - психические процессы тесносвязанные с речью.

*Облегчить будущим школьникам усвоения навыков письма.логопеда, контролирует правильность выполнения (четкое произнесение слов, точность выполняемых движений с предметами).

Так же элементы пальчикового игротренинга реализуются детьми в процессе самостоятельной деятельности, в течении дня. Такой подход обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам.

 Взрослый при этом находится за кругом детской деятельности, обеспечивая предметную среду для свободной деятельности детей, изменяя и дополняя ее в соответствии с детскими интересами.

Определив основное направление в работе, в группе была создана такаяпространственно - предметная среда, которая расширяла мир детей, стимулировали их разнообразную творческую деятельность и в свою очередь способствовали развитию мелкой моторики и координации движений

 пальцев, готовила руку ребенка к письму.

Примерный перечень наполнения коррекционного уголка в группе:

*сухие бассейны со сменными наполнителями;

*пластиковые контейнеры с природными материалами, крупами,

 пуговицами;индивидуальные контейнеры с набором для общего комплекса пальчиковойгимнастики;

*зубные щетки;

*мячики-ежики;

*прищепки;

*дыхательные тренажеры;

 *шнурки с узелками;

 *эспандеры;

 *решетки для раковин;

*перчатки и шары с нашитыми на них пуговицами;

 *разные по величине бусины;

 *материал для нанизывания;

*воздушные шары, наполненные солью, крупой, мелкими камушками;

 *бусы, четки;

* пробки от пластиковых бутылок, тюбиков зубной пасты, пуговицы с углублением;

* грецкие орехи и каштаны;

 *многогранные карандаши.

Именно систематическое использование на занятиях и в свободной деятельности, закрепление воспитателями, а также просвещение и обучение родителей дошкольников помогли детям в овладении необходимыми навыками мелкомоторной координации и чувствительности.

К концу учебного года у детей возросла познавательная активность, желание узнавать новое, развился интерес к предметам окружающего мира, повысилась работоспособность детей на занятиях, что в свою очередь положительно сказывалась на усвоении навыков, совершенствовании зрительного и слухового восприятия, развитии наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, творческого воображения, речи, мелкой моторики и координации движений руки.

Список литературы.

Бардышева Т.Ю. Пальчиковые игры. – ООО «Карапуз – дидактика», 2006.

Буцикина Т.П., Вартапетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников.// Логопед. – 2005. №3

Ганичева И.В. Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми. – М.: Книголюб, 2004.

Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2007.

Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2003.

Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и взрослых.СПб., 2000.



Предварительный просмотр:

                Артикуляционная гимнастика-сказка

                            «У бабушки с дедушкой»

 Жили были дедушка и бабушка.

К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки),

С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).        

БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),        

ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).

УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).        

ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)

ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).

С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).        

ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух),

И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).        

БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).

ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).

БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),        

БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).

ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой),

НА НОС ПОДУЛИ - МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).

ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).

ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).        

БАБУШКА ШИЛА, А БАРСИК С КАТУШКОЙ

БЕГАЛ, КАК БУДТО С ЖИВОЮ ЗВЕРЮШКОЙ (кончик языка зацепляем за нижние губы и двигаем язык вперёд-назад).

БАБУШКЕ НАШЕЙ ВСЕГДА ПОМОГАЕМ:

НИТКИ В ИГОЛКИ МЫ ЕЙ ПРОДЕВАЕМ (узкий язык вытянут вперёд).        

БАБУШКА ШВЫ НА МАШИНКЕ СТРОЧИЛА (узкий язык двигается вперёд-назад) НИТКИ В ИГОЛКИ МЫ ЕЙ ПРОДЕВАЕМ (узкий язык вытянут вперёд). БАБУШКА ШВЫ НА МАШИНКЕ СТРОЧИЛА (узкий язык двигается вперёд-назад)

И НА ЗИГЗАГ ЕЁ ПЕРЕКЛЮЧИЛА (узкий язык двигается влево-вправо).

ПЕТЛИ ИГОЛКОЙ ОНА ОБМЕТАЛА (кончик языка описывает круг за губами),

ПУГОВКИ КРУГЛЫЕ ПОПРИШИВАЛА (кончик языка упирается то в одну, то в другую щёку, а палец пытается втолкнуть его в рот).        

ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы),

ВСЕ МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ.

ПОСЛЕ КАЧЕЛЕЙ МЫ В ПРЯТКИ ИГРАЛИ (широкий язык убирается под верхнюю губу),

ПРЯТАЛИСЬ НА ЧЕРДАКЕ И В ПОДВАЛЕ (широкий язык - под нижнюю губу).        

ДЕДУШКА СКАЧЕТ НА ЛОШАДИ ЛОВКО (щёлкаем языком),

ЗВОНКИЕ ВЯЗНУТ НА ГЛИНЕ ПОДКОВКИ (цоканье на верхней губе).

ВОТ ЗАМЕДЛЯЕТ ЛОШАДКА ШАЖОЧКИ (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки),        

ВОТ НА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ (присасываем язык к нёбу и открываем рот).        

ВОТ ИЗ САРАЯ ИНДЮШКА ПРИШЛА,

ВАЖНО СКАЗАЛА: «БЛ-БЛ-БЛ-ЛА» (широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом).И УШЛА.

Вот и закончился день, пора спать.

Завтра опять будем гулять.        



Предварительный просмотр:

                                  Наша пища.

Цели занятия:

Коррекционно-образовательная:

-учить детей выделять общий признак в словах,развивать умение обобщать.

Коррекционно-развивающие:

-развивать внимание,воображение,мышление детей.

-активизировать,расширять и обобщать знания детей по теме.

-упражнять в составлении предложений,развивать связную речь.

Коррекционно-воспитательная:

-воспитывать у детей навык культурного поведения в общественных местах.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Дети договаривают пропущенные слова,а затем садятся на свои места.

             Если мамы дома нет-

            Кто сготовит нам…(обед).

   Нужно мамочке помочь-

   Помогает маме…(дочь).

            Дочь наварит свежих щей,

           В щи положит…(овощей).

   Будет сытно,будет вкусно,

   В щи нарезана…(капуста).

           Ножик режет очень ловко-

           В щи отправилась…(морковка).

   И,конечно же,немножко

   Бросим мы туда…(картошки).

          Чтобы вышли щи на славу,

          Добавдяем мы…(приправу).

   Только входит мама в дом-

   Мы к столу её…(ведём).

                                       А.Герасимова 

2.Вводная беседа.

                              Продукты.

Мы питаемся продуктами,которые дают организму всё необходимое для жизни.Мясо,яйца,фасоль помогают организму оставаться сильным;хлеб,макароны и рис обеспечивают организм энергией;масло,молоко,сыр сохраняют энергию нашего организма.

Организму человека необходимы разные продукты и вода для питья.Особенно необходимы продукты,богатые витаминами,-овощи и фрукты.

3. «Давайте отправимся с вами в магазин покупать продукты».

Развитие общей моторики.

Сумку в руки мы берём(Наклоняются и «как-будто» берут сумку)

В магазин с тобой идём(Шаги на месте)

В магазине же на полках,не шарфы и не футболки(Руки вверх,отрицат.качаем головой)

Вкусно пахнет здесь всегда(Поворот головы направо,налево,вдыхаем воздух)

В доме вкусная еда( «Дом»над головой)

4.Развитие лексико-грамматических категорий.

Дети надевают колпаки.

Игра «Поварята».Пополнение словаря по тему «Продукты».

Логопед:  Пять братишек-поварят

                  У плиты стоят,ворчат:

                 «Дел у нас невпроворот,

                 Целый день полно хлопот».

Первый повор говорит:

                 Чтоб детишек накормить,

                 Надо кашу мне сварить.

Ребята!Скажите,какие прдукты нужно взять:

-для манной каши----манную крупу,сахар,молоко,масло,соль;

-для гречневой каши----гречневую крупу,сахар,молоко,масло,соль;

-для рисовой каши----рис,сахар,молоко,масло,соль;

-для пшённой каши----пшено,сахар,молоко,масло,соль;

-для геркулесовой каши----овсянные хлопья,сахар,молоко,масло,соль;

Логопед:   А второй ему в ответ:

                   А мне салат из овощей

                  Надо сделать поскорей.

Ребята!Что нужно положить в овощной салат?(огурцы,помидоры,редис,соль,лук,капусту,подсолнечное масло,сметану).

Логопед:Ну а третий поварёнок говорит:

                     На обед сварю я щи,

                     Пусть хлебают малыши.

Ребята!Какие продукты понадобятся для щей?(капуста,морковка,картошка,лук,приправа).

Логопед:    Тут четвёртый подоспел,

                     И,довольный,пропыхтел:

                    «Плов готов уже давно.

                    Кушайте скорей его!»

Какие продукты положил повар в плов?(рис,морковь,лук,мясо).

Логопед:   А пятый поварёнок говорит:

                   «Я пожарил вам котлет

                   Будет вкусным ваш обед».

Какие котлеты пожарил вам пятый повар?

Котлеты из мяса-мясные котлеты.

Котлеты из курицы-куриные котлеты.

Котлеты из рыбы-рыбные котлеты.

Котлеты из капусты-капустные котлеты.

Котлеты из моркови-морковные котлеты.

Котлеты из свеклы-свекольные котлеты.

Котлеты из риса-рисовые котлеты.

5. «Это для нас готовили поварята,а теперь давайте попробуем все вместе представить,что мы-пекари и попробуем что-нибудь испечь».

Мелкая моторика.

Пекарь,пекарь ---->хлопаем в ладоши

Из муки испеки нам колобки---->печём колобки

Да сушки-Ванюшке---->соединить большой и указательный пальцы

Да баранки-Танюшке----> соединить большой и средний пальцы

Да бублики-Гришке----> соединить большой и безымянный пальцы

Да крендель-Маришке----> соединить большой  палец и мизинец

6.Ну,а теперь раз у нас получилось столько вкусной еды надо подготовиться к приёму пищи.Дети снимают колпаки и садятся за столы.Берут зеркала.

Развитие артикуляционной моторики.

-Для челюсти-движения вправо-влево.

-Для губ-по тексту:Подражаю я слону,губы хоботком тяну.

Чтоб понравиться лягушкам,тянем губки прямо к     ушкам.  

-Для языка:Упереть кончик языка в левую,правую щёку.

                     Поднимать кончик языка к верхним/нижним зубам.

7. «Ну,вот а теперь давайте представим,что мы в магазине и ходим по разным отделам.Я буду называть вам отделы,а вы мне расскажите,какие продукты там можно купить».Дети встают из-за столов,образуют полукруг вокруг логопеда.Игра с мячом.

Закрепление знаний по теме.

В мясном отделе---мясо,колбасу,сосиски.

В рыбном отделе---рыбу,крабы,раки.

В молочном отделе---молоко,сметану,творог,сыр.

В хлебном отделе---булки,батоны,сушки,бублики.

В кондитерском отделе---конфеты,шоколад.

8.Итог занятия.

Логопед:Как называется магазин в котором можно купить продукты?

                В каком отделе продают мясо,колбасу,сосиски?

               В каком отделе продают рыбу,кальмары,креветки,раки?

               Как нужно вести себя в магазине?

Оценка работы детей на занятии.

            

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка по теме "Коррекционно-развивающие приемы в работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи при воспитании юного петербуржца" планирование работы по возрастным группам

За многие годы работы в детском саду, я часто задумывалась о том, что дети-дошкольники, живущие в таком прекрасном городе, по праву носящем звание культурной столицы России, очень мало знают о его кул...

методические разработки в системе дошкольного образования "Путешествие на остров сокровищ"

Методические разработки в системе дошкольного образования "Путешествие на остров сокровищ"...

Методическая разработка "Внутренняя система оценки качества образования"

Перед вами результаты работы большого авторского коллектива. Это практики: педагоги, методисты, старшие воспитатели детских садов города Урая. Материалы были разработаны в рамках Лаборатории «Си...

Методическая разработка организации системы досугов здоровья с использованием технологии раннего музыкального развития детей «Музыка с мамой» С. и Е. Железновых для работы с детьми 1-й младшей группы ДОУ.

Методическая разработка организации системы досугов здоровья с использованием технологии  раннего музыкального развития детей «Музыка с мамой» С. и Е. Железновых для  работ...

Методическая разработка. Конспект комплексного коррекционного занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и обучению грамоте в группе для детей с ТНР подготовительного возраста «Удивительное рядом».

Конспект составлен в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ОВЗ (с тяжелым нарушением речи), ГБДОУ детского сада № 25 компенсирующего вида ...

Методическая разработка. Использование «Системы коррекционной работы с целью профилактики нарушений письма у детей дошкольного возраста» .

Актуальность выбранной мной темы подтверждается выявленной проблемой   у детей школьного возраста: нарушение письма- наиболее распространённый вид речевой патологии у учащихся. По данным А.Н...