Каталог словесных игр по развитию речи
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

Сеземина Наталья Николаевна

Автором представлен практический материал для педагогов и родителей по развитию речи младших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon katalog_slovesnykh_igr.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

КАТАЛОГ СЛОВЕСНЫХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.

1. «Угадай игрушку»

Цель. Формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.

Оборудование. Несколько знакомых игрушек.

Ход игры. На обозрение выставляют 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих прослушать и назвать этот предмет.

2. «Назови как можно больше предметов»

Цель. Упражнять детей в четком произношении слов.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают. Педагог следит, чтобы дети правильно и четко произносили слова, не повторялись. При затруднении детей можно помочь наводящими вопросами (что висит на стене?).

3. «Скажи, какой?»

Цель. Формировать умение выделять признаки предметов.

Оборудование. Любые мелкие предметы.

Ход игры. Педагог вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета (например, «это кубик, какой он?»).

4. «Кто больше действий назовет?»

Цель. Активно использовать в речи глаголы, образовывая различные формы глаголов.

Оборудование. Картинки: предметы одежды, самолет, кукла, собака, солнце, дождь, снег.

Ход игры. Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображенным на картинках.

Например:

- Что можно сказать о самолете? (летит, гудит, поднимается)

- Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)

- Что можно сказать о дожде? (идет, капает, льет, моросит)

5. «Разбуди кота»

Цель. Активизировать в речи детей наименования детенышей животных.

Оборудование. Элементы костюмов животных (шапочки).

Ход игры. Кто-то из детей получает роль кота. Он садится, закрыв глаза, (как будто спит), на стул в центре круга, а остальные, по желанию избрав роль какого-либо детеныша животного, образуют круг. Тот, на кого укажет жестом педагог, подает голос (издает звукоподражание, соответствующее персонажу).

Задача кота: назвать, кто его разбудил. Если персонаж назван правильно, исполнители меняются местами, игра продолжается.

6. «Ветерок»

Цель. Развитие фонематического слуха.

Оборудование. Снежинки из бумаги.

Ход игры. Дети встают в круг. Педагог произносит разные звуки. Воспитатель называет задание (например, если услышите звук у, поднимите руки вверх и медленно покружитесь). Произносятся звуки: у, и, а, о, у, и, у, а. Дети, услышав звук у, выполняют соответствующие движения.

7. «Прятки»

Цель. Формирование морфологической стороны речи. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа).

Оборудование. Мелкие игрушки.

Ход игры. Приготовленные заранее игрушки воспитатель прячет в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей, сообщает им: «Меня известили, что у нас в группе поселились непрошенные гости. Следопыт, который вел за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Кто пойдет на поиски? Хорошо. Нашли? Молодцы! А кто-то спрятался в уголке игрушек за шкафом  (поиски). Кто-то под кукольной кроватью, кто-то на столе: что стоит справа от меня. Дети отыскивают всех непрошенных гостей, прячут их в коробку, договариваются, что снова поиграют с их помощью в прятки.

8. «Придумай предложение»

Цель. Формировать умение правильно называть предметы, обогащать словарный запас, развивать память и внимание.

Оборудование. Любимые игрушки детей, картинки с изображением животных.

Ход игры. Педагог придумывает предложение, например, со словом «кошка». Дети начинают придумывать свои предложения с данным словом. Необходимо следить, чтобы ответы не повторялись. Затем педагог уже просто показывает картинку или игрушку, задание повторяется.

9. «Назови слово»

Цель. Научить детей выделять первые звуки в словах; формировать четкое произношение звуков, слогов и слов; развивать речь детей способность самостоятельно собирать целое из частей.

Оборудование. Карточки с буквами: к, л, м, о, с.

Ход игры. Детям необходимо назвать как можно больше слов на определенную букву.

10. «Синонимы»

Цель. Научить детей группировать слова по общему признаку, развивать умение выделять предметы, не отвечающие тем или иным требованиям.

Оборудование. Различные предметные картинки.

Ход игры. Педагог называет слова (близко - рядом, быстро - скоро, есть - кушать). Затем показывает детям карточку с изображением чего-либо, предлагает назвать близкие по значению слова.

11. «Олины помощники»

Цель. Упражнять в умении образовывать форму множественного числа глаголов.

Оборудование. Кукла ОЛЯ.

Ход игры. К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле. Кукла идет по столу, педагог указывает на ее ноги:

- Что это? (ноги)

- Они Олины помощники. Что они делают? (ходят, прыгают, танцуют…)

Далее педагог указывает на другие части тела куклы и задает аналогичные вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют…зубы жуют, кусают, грызут…глаза смотрят, моргают…).

12 «Необычная песенка»

Цель. Развитие артикуляционного аппарата.

Ход игры. Дети распевают гласные звуки на мотив любой знакомой мелодии. Педагог сообщает: однажды жуки,  бабочки и кузнечики поспорили, кто лучше всех споет песенку. Первыми выступили большие толстые жуки. Они важно пели: о-о-о (дети пропевают мелодию на звук о). Затем выпорхнули бабочки. Они звонко и весело запели песенку (дети исполняют ту же мелодию, но на звук А). Последними вышли музыканты - кузнечики, они заиграли на скрипках: И_И_И (дети напевают ту же мелодию на звук и). Тут на полянку вышли все и начали распевку со словами. И сразу все жуки, бабочки, кузнечики поняли, что лучше всех поют наши мальчики и девочки.

Воспитатель Сеземина Н.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль словесных игр в развитии речи на примере лексической темы "Посуда"

Закрепить понятие «Посуда»Активизировать словарь детей за счёт названия посуды и различных материалов в образовании прилагательных и существительных.Развивать связную речь, закреплять умение пользоват...

Дидактические (словесные) игры по развитию речи.

Подборка игр с целью и описанием....

Консультация для родителей "Значение словесных игр для развития речи детей"

В консульации описано значение словесных игр для развития речи детей....

Презентация к практикуму для родителей "Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию речи у дошкольников"

Цель практикума - оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи....

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!».

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»....

Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!»

Консультация для родителейСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»...

Презентация к практикуму для родителей "Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию речи у дошкольников"

Цель практикума - оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи....