«Играя, развиваемся»
проект по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Губаева Фания Вазифовна

ПРОЕКТ

 по формированию у старших дошкольников интереса к развивающим математическим играм

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_gubaevoy_fdlya_raspechatkiya.doc644.5 КБ

Предварительный просмотр:

БОУ ДПО (ПК)С « Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии.

Кафедра дошкольного образования.

ПРОЕКТ

 по формированию у старших дошкольников интереса к развивающим математическим играм

Тема: «Играя, развиваемся»

                         

Выполнила:

Губаева Фания Вазифовна, слушатель курсов повышения квалификации воспитателей детских садов (02.04.2012-15.04.201) « Формирование базиса личностной культуры ребенка-дошкольника»

Научный руководитель:

Романова Ирина Владиславовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры  дошкольного образования.

Чебоксары - 2012 г.

Папорт проекта

Название проекта

Играя, развиваемся.

Руководитель проекта

Губаева Фания Вазифовна

Консультант

Старший воспитатель

 Львова Галина Васильевна

Вид деятельности, в рамках которой проводится работа по проекту

 Игровая  деятельность.

Виды деятельности близкие к теме проекта

  • Коммуникация
  • Познание
  • художественно- творческая

Возраст детей, на которых рассчитан проект

Старший дошкольный возраст,

дети 6-7 лет

Состав проектной группы

Группа «Солнышко» (24 человека)

Этапы реализации

I этап – подбор и изучение методической                литературы;

II этап – разработка перспективных планов, игр;

III этап – презентация проекта.

Тип проекта

Практико-ориентированный

Сроки реализации

I этап – апрель – май 2011года;

II этап – июнь – июль 2011 года;

III этап – август – октябрь 2011 года.

Дидактическое обеспечение

проекта.

Дидактические игры:

  • «Пифагор»;
  •  «Танграм»;
  • «Пинтамино».

Структура проекта

I .Введение

1.1.Анализ внешней ситуации

1.2.Анализ внутренней ситуации

1.3.Проблематика

II Основная часть

2.1. Концепция

2.2. Целеполагание

2.3. Ожидаемый результат

2.4. Реализация проекта

2.4.1. Этапы работы над проектом

2.4.2. План действий

2.4.3. Образовательные мероприятия

2.4.4. Ресурсы

2.5. Мониторинг проекта

III. Заключение

IV.Список литературы

Введение

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский.

 В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети   - творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.

В каждую эпоху общественного развития дети живут тем, чем живет народ. Но окружающий мир воспринимается ребенком по-иному, чем взрослым. Ребенок - “Новичок”, все для него полно новизны.

В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть.

“ Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость,   инициатива ” – так писала выдающийся   советский педагог Н.К.Крупская.

Она так же указывала   на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь, о связи игр с действительностью, с жизнью.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд,   игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.

Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс.

Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Интеллектуальная игра является деятельностью, где идет активный и осмысленный поиск, в которую ребенок охотно и добровольно включается в новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным достоянием, так как его можно свободно применять и в других условиях. Перенос усвоенного опыта в новые ситуации, в его собственных играх является важным показателем развития интеллектуальных способностей ребенка. Эти игры учат действовать, «в уме», мыслить, что раскрепощает воображение детей, развивает их умственные способности.

1.1 Анализ внешней среды

В дошкольном образовании существует такая дилемма, что когда речь заходит о подготовке ребенка к школе, большинство родителей считают основной задачей научить ребенка считать и писать, читать, выучить цифры, решать элементарные задачи на счет. Но это в корне не верно.   Автоматическое запоминание цифр,  результатов сложения и вычитания  помогает лишь на первых этапах. Ребенок 5-6 лет в самый пик любознательности, не хочет ничему учиться. Основной задачей является формирования у ребенка умения логически мыслить, выстраивать логические цепочки. Если ребенок умеет это делать, то у него не будет проблем с дальнейшим обучением.  Способность логически мыслить не дается человеку от природы, его нужно развивать, начиная с раннего детского возраста.

В детском саду работаю 26 лет. Для меня очень важно самообразование в области развития элементарных  математических представлений у детей, в частности содержания образовательной области «познание-математика». Огромную роль в умственном воспитании и а развитии интеллекта играет математика. Ведь математика необходима огромному числу людей, различных профессий,? А как найти, такую форму работы с детьми, чтобы развить у детей интерес к учебе? - Это и послужило создания проекта « Играя, развиваемся»

Благоприятные факторы

Отрицательные факторы

1.Правительство обратило внимание на дошкольное образование.

2.Повышение зарплаты педагогам.

3.Динамичность современного    мира, компьютеризация.

4.Помощь старшего педагога в реализации проекта

1.Финансовый кризис;

2.Изменилась социально – экономическая ситуация в стране;

                     

1.2. Анализ внутренней среды

Дошкольное учреждение функционирует с марта 1972 года.

Полное  наименование  учреждения:  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение  “Детский сад №8 комбинированного  вида” города Канаш  Чувашской Республики.

Адрес  учреждения:  429336 Чувашская Республика, г. Канаш, Восточный микрорайон, д.13.  Электронный  адрес: e-mail  dou8@gkan.cap.ru

Муниципальное бюджетное  дошкольное  образовательное учреждение «Детский сад № 8 комбинированного вида» города Канаш Чувашской Республики является юридическим лицом, имеет лицензию и государственную аккредитацию.

Лицензия  на право ведения образовательной деятельности - регистрационный № 691  от 02.12.2011 г. Срок действия лицензии – бессрочно.

Свидетельство о государственной аккредитации  АА  165967, регистрационный № 10   от 30.01.2009 г.,  действительно  по  29.01.2014 г.

Руководитель  дошкольного  учреждения:  Михайлова Галина Петровна

Заместитель  заведующего  по  административно – хозяйственной  работе:    Никитина  Светлана Николаевна

Старший  воспитатель:  Львова  Галина  Васильевна

Старшая  медицинская  сестра: Рытова  Ираида  Васильевна

                                                      Белова Надежда Владимировна

Режим работы групп: с 7 часов 30 минут  до 17 часов 30 минут.

В дошкольном  учреждении функционируют  11  групп.

Структура комплектования групп:

  • две  группы общеразвивающей направленности для детей от 1.5 лет до 3 лет;
  • семь  групп общеразвивающей направленности для детей от 3 лет до 7 лет;
  • две  группы компенсирующей направленности  с  фонетико-фонематическим недоразвитием  речи  для детей  от 5 лет до 7 лет.

Режим работы групп:  с 7 часов 30 минут до 17 часов 30 минут

   Дошкольное учреждение  является лауреатом Всероссийского конкурса «Детский сад года – 98» и награжден «Дипломом» за педагогическое мастерство, творческий поиск и высокие результаты в воспитании детей.

На  сегодняшний  день  самое  высокое  достижение  нашего  коллектива – это получение  Президентского  гранта в 2008 году.

По итогам 2010-2011 учебного года дошкольному  учреждению присвоена  номинация «Детский  сад  развития  одарённых  детей».

МБДОУ «Детский сад № 8 комбинированного вида» г.Канаш осуществляет образовательную деятельность на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Успех»  с учётом

  • основной  комплексной  программы «Из  детства – в  отрочество»
  • региональной «Программа образования ребенка-дошкольника»
  • программы по музыкальному  воспитанию «Гармония»
  • коррекционной программы «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»

В МБДОУ «Детский сад № 8 комбинированного вида» г. Канаш   работают  24 педагога.

По результатам аттестации 4 % педагогов имеют высшую квалификационную   категорию, 21 % педагогов имеют первую категорию, 63 % педагогов – вторую квалификационную категорию, 12% педагогов  – без категории.

Образование:

Высшее - 42 %, Среднее специальное - 58 %              

Педагогический стаж работы:

До 10 лет - 13 %, от15 до24 лет - 33 %, 25 лет и более - 54 %.

Благоприятные факторы

Отрицательные факторы

1.Использование инновационных технологий.

2.Одобрение и поддержка со стороны родителей и вовлечение их в образовательный процесс.

3.Помощь старшего педагога в реализации проекта

1.Нет методических разработок, которые бы соответствовали всем требованиям ФГТ.

2.Слабая материальная база дошкольного учреждения (нет финансирования воспитательно-образовательного процесса).

3.Педагоги привыкли обучать детей только на занятиях (а в проекте вся работа по интеллектуальному развитию детей построена в форме занимательных игр).

 

1.3.Проблематика:

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л А. Венгер, А. П. Усова и др.).

В работе с дошкольниками используется еще одно очень важное и эффективное средство обучения — игра. Однако эффективным это средство становится в том случае, если используется «в нужном месте, в нужное время и в необходимых дозах». Игра, формализованная, излишне регламентированная взрослым, затянутая во времени, лишенная эмоционального накала, занижающая или искусственно завышающая интеллектуальные возможности детей, может принести больше вреда, чем пользы. Хотя математика — наука точная и серьезная, это не означает, что следует отвергать улыбку и занимательность при ее изучении.
Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими, сухими упражнениями. Как загораются глаза ребенка, когда ему говорят «Сейчас мы поиграем!» или «Теперь я расскажу тебе интересную историю»! В обучении дошкольников важно использование игры в таких формах, при которых сохраняются и синтезируются элементы познавательного, учебного и игрового общения.
Игры способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Они могут видоизменяться по мере усложнения программного содержания, а использование наглядного материала позволяет не только разнообразить игру, но и сделать ее привлекательной для детей.

2.Основная часть.

2.1.Концептуализация проекта.

Старший дошкольный возраст очень важен в жизни дошкольника. Это яркий период открытий, удивлений, любознательности. Потенциал дошкольника растет и приобретает новые формы, желание познавать совпадает с интеллектуальными возможностями, что означает благоприятное время для развития  и подготовки детей  к школьному обучению. Очень важно в этот период, дошкольного детства не дать устать от обучения. Нельзя забывать о его потребностях в движении, смене различных видов детской деятельности.  Время меняет взгляд на воспитание и образование детей. Творчески работающие педагоги дошкольных образовательных  учреждениях быстро перестраивают свою работу в  соответствии с действующими государственными требованиями (ФГТ,приказ№655 от23 ноября 2009года), обязательными при реализации общей образовательной программы дошкольного образования. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом  деятельности для них является игра. Творческий подход, мастерство и желание педагогов позволят реализовать программные идеи и задачи в нестандартной форме, закладывая у детей старшего возраста положительные эмоции от общения с миром знаний.

2.2. Целеполагание.

Цель Развивать  творческие  способности, активных форм логического  и  пространственного  мышления в единстве с творческим воображением, фантазией, а также развивать потребность в игровой деятельности у старших дошкольников.

Задачи:

  1. Разработали перспективный план организации работы с детьми по интеллектуальному развитию старших дошкольников.
  2. Подобрали дидактический материал (дидактические игры, пособия, иллюстрации, рабочие тетради), необходимый для построения образовательного процесса.

2.3. Ожидаемые результаты

  1. Создание «Интеллектуальной мастерской» в группе;
  2.  Разработка методических рекомендаций для родителей по использованию в домашних условиях интеллектуальных игр с дошкольниками;
  3. Проведение игры «Интеллектуальная викторина»
  4. Презентация проекта перед воспитателями ДОУ

2.4.Реализация проекта:

2.4.1.Этапы работы над    проектом

I этап – подбор и изучение методической                литературы;

II этап – разработка перспективных планов, игр;

III этап – презентация проекта.

Сроки реализации

I этап – апрель – май 2011 года;

II этап – июнь – июль 2011 года;

III этап – август – октябрь 2011 года.

2.4.2. План действий по реализации проекта

День  недели

Содержание

 работы

Понедельник

  • Игры: Пифагор, Танграм, Пентамимо

Вторник

  • Занятия на развитие внимания, памяти, мышления и восприятия
  • Работа  в  тетрадях

Среда

  • Игры  со  счётными  палочками

Четверг

  • Занятия на развитие внимания, памяти, мышления и восприятия
  • Игры: Пифагор, Танграм, Пентамимо

Пятница

  • Работа  в  тетрадях

2.4.3.Ресурсное обеспечение.

                                                             

Мышление

         

   Совместная  деятельность воспитателя с детьми                        

     

2.5.Мониторинг проекта.

Креативность и тест П.Торренса.

Особое место в работе с детьми занимает исследование креативности, т. е. способности к творчеству, которая может проявляться в самых разных видах деятельности. По мнению американского психолога Поля Торренса, посвятившего изучению креативности всю жизнь, она (креативность) является естественным процессом, вызываемым сильной потребностью личности в разрешении любой неопределенности или незавершенности.

Креативность это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стену, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее» (77. Торренс).

Диагностика П. Торренса является наиболее приемлемой. Его тесты не предполагают определенного числа ответов. В них нет правильных и неправильных суждений, оценивается лишь степень их соответствия идее, поощряется и стимулируется поиск нетривиальных, необычных и неожиданных решений.

Примеры тестов П. Торренса

Преврати каждую фигуру в какое-нибудь интересное, необычное изображение. Постарайся придумать что-то такое, чего не сделал бы никто другой. Назови свое «изобретение».

         

                                  

       

               

                   

Результаты

Начало проекта

Конец проекта

Кол-во детей

В %

Кол-во детей

В %

высокие

2

8

14

58

норма

12

50

9

38

низкие

8

34

1

4

Очень низкие

2

8

-

-

Результаты

Начало проекта

Конец проекта

Кол-во детей

В %

Кол-во детей

В %

высокие

-

-

15

65

норма

2

9

7

30

низкие

21

91

1-

5

Результаты

Начало проекта

Конец проекта

Кол-во детей

В %

Кол-во детей

В %

высокие

-

-

15

65

норма

2

9

7

30

низкие

21

91

1-

5

             

   

Результаты

Начало проекта

Конец проекта

Кол-во детей

В %

Кол-во детей

В %

Очень высокие

-

-

3

12

высокие

1

4

19

79

норма

12

50

2

8

низкие

9

38

-

-

Очень низкие

2

8

-

-

Результаты

Начало проекта

Конец проекта

Кол-во детей

В %

Кол-во детей

В %

высокие

3

13

8

33

норма

11

46

13

54

низкие

6

25

3

13

Очень низкие

4

16

-

-

   

3. Заключение

На основании проведенной работы мы смогли убедиться в том, что действительно для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд,   игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира

.

Список использованной литературы

  • Е.Севостьянова «Хочу все знать». Развитие интеллекта детей 5-7 лет;
  • Е.А.Юзбекова «Ступеньки творчества». Место игры в интеллектуальном развитии дошкольников;
  • З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников;
  • Т.И.Тарабанина, Н.В.Елкина «И учеба, и игра: математика»
  • «Маленький математик» (математические игры и занятия для детей от года до 7 лет) / К.С.Бахарева С.С.Кузьмина/ Ростов-на-Дону/ Изд-во "Феникс", 2010 г
  • Ерофеевой Т.И. «математика до школы»: Пособие для воспитателей детского сада: Книга1-М: Школьная Пресса, 2005.
  • Фрейлах Н.И.методика математического развития-М:ИД « Форум» ИНФРА-М 2006
  • Помарева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада.
  • Белошистая А.В. Обучение математике в ДОУ . Методическое пособие. – Айрис-пресс, 2005г 

                                      Список литературы для детей

  • Тетрадь «Прописи»;
  • Тетрадь на развитие памяти,мышления, восприятия

                                     Список литературы для родителей

  • Т.И.Тарабанина, Н.В.Елкина «И учеба, и игра: математика;
  • .Папка-передвижка «Игра Всерьез»

                                            ПЕРСПЕКТИВНЫЙ  ПЛАН

  работы  по интеллектуальному развитию.

Август

1 неделя

Понедельник

Игра № 1

1. Упражнения на развитие внимания

«Яблоко»

Цель: Обучение способности концентрировать внимание, уметь сосредотачиваться на зрительной информации, находить отличительные признаки похожих предметов.

«Хлопни в ладоши»

Цель: Обучение способности к переключению внимания.

«Зачеркни букву»

Цель: Обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания.

Психомышечная  тренировка

Цель: Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.

«Жмурки»

Цель: Снятие напряжения , повышение эмоционального  тонуса , инициирование  тактильных контактов.

2. Работа в тетрадях «Упражнения на развитие внимания памяти, мышления». Стр. 1-3

Среда

Игра № 2

1. Упражнения на развитие памяти

«Запомни картинки»

Цель: Развитие зрительной памяти.

«У оленя дом большой»

Цель: Развитие умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста.

«Каскад слов»

Цель: Развитие объема кратковременной слуховой памяти.

«Психомышечная тренировка»

Цель: Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.

«Улыбка»

Цель: Обучение целенаправленному управлению мышцами лица, обучение свойствам невербального общения.

2. Работа в тетрадях «Упражнения на развитие внимания памяти, мышления». Стр. 4-5

Пятница

Игра № 3

1. Упражнения на развитие  восприятия

«Пирамидка»

Цель: Улучшение качества деятельности зрительного анализатора, развитие цветоразличения.

«Актер»

Цель: Обучение способности объединять все свойства объекта, воспринимаемые зрением, слухом, тактильными ощущениями

«Дорисуй фигуры»

Цель: Развитие целостности восприятия.

Психомышечная тренировка.

Цель: Снятие мышечного и эмоционального напряжение, развитие воображения и фантазии.

«Шапка невидимка»

Цель: Обучение переходу из одного эмоционального состояния в противоположное.

2. Работа в тетрадях «Упражнения на развитие внимания памяти, мышления». Стр. 6-7

2 неделя

Понедельник

Игра  № 4

1. Упражнения на  развитие мышления

«Чего не хватает»

Цель: Развитие способности на основе зрительного  и мыслительного анализа, устанавливать закономерность в изображении.

«Сыщик»

Цель: Развитие умения деколировать информацию.

«Сравнение предметов»

Цель: Развитие способности выделять черты сходства и различия по существенным признакам , развитие мыслительных операций.

«Психомышечная тренировка.

Цель: Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии

 «Пчелка»

Цель: Обучение переходу из одного режима громкости в другой

2. Работа в тетрадях «Упражнения на развитие внимания памяти, мышления». Стр. 8-9

Среда

Игра № 5

1. Упражнения на  развитие внимания.

«Портрет»

Цель: Обучение  способности концентрировать внимание; уметь сосредотачиваться на зрительной информации; уметь смотреть и видеть; уметь рисовать портрет в своем сознании

«Зачеркни букву»

Цель: Обучение способности концентрации,  объема, переключения, устойчивости внимания.

«Слушай музыку»

Цель: Развитие активного внимания.

Психомышечная тренировка

Цель: Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.

«Отражение»

Цель: Обучение моделированию внешних проявлений чувств.

2. Работа в тетрадях «Упражнения на развитие внимания памяти, мышления». Стр. 10-11

                                                                                             

Пятница

Игра № 6

1. Упражнения на  развитие  памяти.

«Запомни картинки»

Цель: Развитие зрительной памяти в условиях уменьшения времени.

«У оленя дом большой»

Цель: Развитие умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста

«Каскад слов»

Цель: Развитие объема кратковременной слуховой памяти.

Психомышечная тренировка.

Цель: Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.

«Встречаемся и прощаемся с улыбкой»

Цель: Усиление положительного эмоционального переживания

2.Работа в тетрадях «Упражнения на развитие внимания памяти, мышления». Стр. 12-13

3 неделя

Понедельник

Игра № 7

1. Упражнения на  развитие  восприятия.

«Пирамидка»

Цель: Улучшение качества деятельности

Зрительного анализатора; развитие цветоразличения.

«Форма»

Цель: Развитие наблюдательности, ориентирования на форму

«Дорисуй фигуры»

Цель: Развитие целостности восприятия

Психомышечная тренировка

Цель: Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.

«Качели»

Цель: Обучение управлению своим состоянием, переходу из одного эмоционального в противоположное, приемам  саморегуляции.

2.Работа в тетрадях «Упражнения на развитие внимания памяти, мышления». Стр. 14-15

Среда

Игра № 8

1. Упражнения на развитие мышления.

«Чего не хватает»

Цель; Развитие способности на основе зрительного и мыслительного анализа устанавливать закономерность в изображении

« Сыщик»

Цель: Развитие умения декодировать информацию

«Четвертый лишний»

Цель: Развитие умения классифицировать и  обобщать  предметы по существенным признакам.

Психомышечная тренировка.

Цель: Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.

«Дыхание»

Цель:  Обучение приемам ритмичного дыхания для снятия напряжения ,достижение состояния спокойствия и быстрого психотехнического отдыха.

2.Работа в тетрадях «Упражнения на развитие внимания памяти, мышления». Стр. 16-17

Пятница

Игра № 9

1. Упражнения  на развитие внимания.

« Ушки на макушке»

Цель: Обучение способности концентрировать внимание на слуховых сигналах ; умению слушать и слышать.

«Корректурные пробы»

Цель: Обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания.

«Бубен и колокольчик»

Цель: Развитие активного внимания, умения соотносить свои действия со звучанием инструментов

Психомышечная тренировка

Цель: Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.

«Ловушка»

Цель: Обучение рефлексии, снятие эмоционального напряжения.

2.Работа в тетрадях «Упражнения на развитие внимания памяти, мышления». Стр. 18-19

IV неделя

Понедельник

Игра № 10

  1. Упражнения на развитие  памяти.

«Что изменилось»

Цель: Обучение навыкам  запоминания образа, ситуации

«Запомни и покажи»

Цель:  Развитие преднамеренного запоминания и припоминания, долговременной памяти.

«Спрячь игрушки»

Цель: Развитие целенаправленного  запоминания и припоминания.

«Психомышечная тренировка»

Цель: Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.

«От улыбки станет всем светлей»

Цель: усиление положительных эмоциональных переживаний, поднятие настроения.

 2.Работа в тетрадях «Упражнения на развитие внимания памяти, мышления». Стр. 20-21

Среда

Игра № 11

1. Упражнения на развитие восприятия. 

«Что забыл нарисовать художник»

Цель: Развитие  наблюдательности, умения использовать при восприятии свой прошлый опыт и знания.

«В нашей группе 100 ребятишек»

Цель: Развитие способности согласовывать движения с произносимым текстом, развитие координации движений.

«Снежинки»

Цель: Развитие пространственных представлений

Психомышечная тренировка

Цель: Снятие мышечного и эмоцонального напряжения, развитие  воображения и фантазии.

«Погладим котенка»

Цель: Развитие движений кистей рук, фантазии.

2.Работа в тетрадях «Упражнения на развитие внимания памяти, мышления». Стр. 22-23

Пятница

Игра № 12

1. Упражнения на развитие мышления

«Четвертый лишний»

Цель: Развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать

«Сыщик»

Цель: Развитие умения кодировать информацию.

«Сложи узор»

Цель: Развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестандартные задачи, интеллектуальных способностей.

Психомышечная тренировка

Цель: Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.

«Улыбка»

Цель: Обучение целенаправленному управлению мышцами лица, обучение свойствам невербапьного общения.

2.Работа в тетрадях «Упражнения на развитие внимания памяти, мышления». Стр. 24-25

Август

1 неделя

Понедельник

Игра № 1

1. Упражнения на развитие внимания

«Яблоко»

Цель: Обучение способности концентрировать внимание, уметь сосредотачиваться на зрительной информации, находить отличительные признаки похожих предметов.

«Хлопни в ладоши»

Цель: Обучение способности к переключению внимания.

«Зачеркни букву»

Цель: Обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания.

Психомышечная  тренировка

Цель: Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.

«Жмурки»

Цель: Снятие напряжения , повышение эмоционального  тонуса , инициирование  тактильных контактов.

2. Работа в тетрадях «Упражнения на развитие внимания памяти, мышления». Стр. 1-3

Среда

Игра № 2

1. Упражнения на развитие памяти

«Запомни картинки»

Цель: Развитие зрительной памяти.

«У оленя дом большой»

Цель: Развитие умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста.

«Каскад слов»

Цель: Развитие объема кратковременной слуховой памяти.

«Психомышечная тренировка»

Цель: Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.

«Улыбка»

Цель: Обучение целенаправленному управлению мышцами лица, обучение свойствам невербального общения.

2. Работа в тетрадях «Упражнения на развитие внимания памяти, мышления». Стр. 4-5

Пятница

Игра № 3

1. Упражнения на развитие  восприятия

«Пирамидка»

Цель: Улучшение качества деятельности зрительного анализатора, развитие цветоразличения.

«Актер»

Цель: Обучение способности объединять все свойства объекта, воспринимаемые зрением, слухом, тактильными ощущениями

«Дорисуй фигуры»

Цель: Развитие целостности восприятия.

Психомышечная тренировка.

Цель: Снятие мышечного и эмоционального напряжение, развитие воображения и фантазии.

«Шапка невидимка»

Цель: Обучение переходу из одного эмоционального состояния в противоположное.

2. Работа в тетрадях «Упражнения на развитие внимания памяти, мышления». Стр. 6-7

2 неделя

Понедельник

Игра № 4

1. Упражнения на  развитие мышления

«Чего не хватает»

Цель: Развитие способности на основе зрительного  и мыслительного анализа, устанавливать закономерность в изображении.

«Сыщик»

Цель: Развитие умения деколировать информацию.

«Сравнение предметов»

Цель: Развитие способности выделять черты сходства и различия по существенным признакам , развитие мыслительных операций.

«Психомышечная тренировка.

Цель: Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии

 «Пчелка»

Цель: Обучение переходу из одного режима громкости в другой

2. Работа в тетрадях «Упражнения на развитие внимания памяти, мышления». Стр. 8-9

Среда

Игра № 5

1. Упражнения на  развитие внимания.

«Портрет»

Цель: Обучение  способности концентрировать внимание; уметь сосредотачиваться на зрительной информации; уметь смотреть и видеть; уметь рисовать портрет в своем сознании

«Зачеркни букву»

Цель: Обучение способности концентрации,  объема, переключения, устойчивости внимания.

«Слушай музыку»

Цель: Развитие активного внимания.

Психомышечная тренировка

Цель: Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.

«Отражение»

Цель: Обучение моделированию внешних проявлений чувств.

2. Работа в тетрадях «Упражнения на развитие внимания памяти, мышления». Стр. 10-11

Пятница

Игра № 6

1. Упражнения на  развитие  памяти.

«Запомни картинки»

Цель: Развитие зрительной памяти в условиях уменьшения времени.

«У оленя дом большой»

Цель: Развитие умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста

«Каскад слов»

Цель: Развитие объема кратковременной слуховой памяти.

Психомышечная тренировка.

Цель: Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.

«Встречаемся и прощаемся с улыбкой»

Цель: Усиление положительного эмоционального переживания

2.Работа в тетрадях «Упражнения на развитие внимания памяти, мышления». Стр. 12-13

3 неделя

Понедельник

Игра № 7

1. Упражнения на  развитие  восприятия.

«Пирамидка»

Цель: Улучшение качества деятельности

Зрительного анализатора; развитие цветоразличения.

«Форма»

Цель: Развитие наблюдательности, ориентирования на форму

«Дорисуй фигуры»

Цель: Развитие целостности восприятия

Психомышечная тренировка

Цель: Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.

«Качели»

Цель: Обучение управлению своим состоянием, переходу из одного эмоционального в противоположное, приемам  саморегуляции.

2.Работа в тетрадях «Упражнения на развитие внимания памяти, мышления». Стр. 14-15

Среда

Игра № 8

1. Упражнения на развитие мышления.

«Чего не хватает»

Цель; Развитие способности на основе зрительного и мыслительного анализа устанавливать закономерность в изображении

« Сыщик»

Цель: Развитие умения декодировать информацию

«Четвертый лишний»

Цель: Развитие умения классифицировать и  обобщать  предметы по существенным признакам.

Психомышечная тренировка.

Цель: Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.

«Дыхание»

Цель:  Обучение приемам ритмичного дыхания для снятия напряжения ,достижение состояния спокойствия и быстрого психотехнического отдыха.

2.Работа в тетрадях «Упражнения на развитие внимания памяти, мышления». Стр. 16-17

Пятница

Игра № 9

1. Упражнения  на развитие внимания.

« Ушки на макушке»

Цель: Обучение способности концентрировать внимание на слуховых сигналах ; умению слушать и слышать.

«Корректурные пробы»

Цель: Обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания.

«Бубен и колокольчик»

Цель: Развитие активного внимания, умения соотносить свои действия со звучанием инструментов

Психомышечная тренировка

Цель: Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.

«Ловушка»

Цель: Обучение рефлексии, снятие эмоционального напряжения.

2.Работа в тетрадях «Упражнения на развитие внимания памяти, мышления». Стр. 18-19

IV неделя

Понедельник

Игра № 10

  1. Упражнения на развитие  памяти.

«Что изменилось»

Цель: Обучение навыкам  запоминания образа, ситуации

«Запомни и покажи»

Цель:  Развитие преднамеренного запоминания и припоминания, долговременной памяти.

«Спрячь игрушки»

Цель: Развитие целенаправленного  запоминания и припоминания.

«Психомышечная тренировка»

Цель: Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.

«От улыбки станет всем светлей»

Цель: усиление положительных эмоциональных переживаний, поднятие настроения.

 2.Работа в тетрадях «Упражнения на развитие внимания памяти, мышления». Стр. 20-21

Среда

Игра № 11

1. Упражнения на развитие восприятия. 

«Что забыл нарисовать художник»

Цель: Развитие  наблюдательности, умения использовать при восприятии свой прошлый опыт и знания.

«В нашей группе 100 ребятишек»

Цель: Развитие способности согласовывать движения с произносимым текстом, развитие координации движений.

«Снежинки»

Цель: Развитие пространственных представлений

Психомышечная тренировка

Цель: Снятие мышечного и эмоцонального напряжения, развитие  воображения и фантазии.

«Погладим котенка»

Цель: Развитие движений кистей рук, фантазии.

2.Работа в тетрадях «Упражнения на развитие внимания памяти, мышления». Стр. 22-23

Пятница

Игра № 12

1. Упражнения на развитие мышления

«Четвертый лишний»

Цель: Развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать

«Сыщик»

Цель: Развитие умения кодировать информацию.

«Сложи узор»

Цель: Развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестандартные задачи, интеллектуальных способностей.

Психомышечная тренировка

Цель: Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.

«Улыбка»

Цель: Обучение целенаправленному управлению мышцами лица, обучение свойствам невербапьного общения.

2.Работа в тетрадях «Упражнения на развитие внимания памяти, мышления». Стр. 24-25

Сентябрь

I неделя

Вторник

Игра № 13

1. Упражнения на развитие внимания. 

« Ушки на макушке»

Цель: Обучение способности концентрировать внимание на слуховых сигналах ; умению слушать и слышать зуки в новых условиях 

«Корректурные пробы»

Цель: Обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания.

«Бубен и колокольчик»

Цель: Развитие активного внимания, умения соотносить свои действия со звучанием нескольких разных инструментов

Психомышечная тренировка

Цель: Снятие мышечного  напряжения, развитие тонкой моторики рук.

«Делай то, что я говорю и показываю»

Цель: Тренировка на  дифференциацию заданий взрослого

2.Работа в тетрадях.  «Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления»

Тетрадь № 1- стр. 26-27

Четверг

Игра № 14

1.  Упражнения на развитие  памяти.

«Что изменилось»

Цель: Обучение навыкам  запоминания образа,  ситуации в условиях уменьшения времени

«Купим мы, бабушка__»

Цель: Обучение навыкам запоминания текста с помощью мнемонических приемов.

«Найди игрушки»

Цель: Развитие целенаправленного запоминания и припоминания.

Психомышечная тренировка.

Цель: Снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук.

«Тряпичная кукла»

Цель: Снятие мышечного и эмоционального напряжения.

2.Работа в тетрадях. «Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления» -

тетрадь № 1 - стр. 28-29

II неделя

Вторник

Игра № 15

1. Упражнения на развитие восприятие

« Что нарисовано»

Цель: Развитие умения использовать при восприятии свой прошлый опыт и знания.

««В нашей группе 100 ребятишек»

Цель: Развитие способности согласовывать движения с произносимым текстом, развитие координации движений.

««Снежинки»

Цель: Развитие пространственных представлений

Психомышечная тренировка

Цель: Снятие мышечного  напряжения, развитие  тонкой моторики рук.

«Кляксы»

Цель: Расслабление, снятие напряжения, эмоциональная разрядка.

2. Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.(работа в тетрадях)

2.Работа в тетрадях. «Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления» -

тетрадь № 1 - стр. 30-31

Четверг

Игра № 16

1. Упражнения на развитие мышления.

«Найди лишнее слово»

Цель: Развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения  существенных признаков

«« Сыщик»

Цель: Развитие умения декодировать информацию

                ««Сложи узор»

Цель: Развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестандартные задачи, интеллектуальных способностей.

Психомышечная тренировка.

Цель: Снятие мышечного напряжения развитие тонкой моторики рук.

«Встречаемся прощаемся с улыбкой»

Цель: Усиление положительных эмоциональных  пнреживаний.

2.Работа в тетрадях. «Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления» -

тетрадь № 1 - стр. 32. Тетрадь № 2, стр. 1

III неделя

Вторник

Игра № 17

1. Упражнения на развитие внимания

«Пульс»

Цель: Обучение способности концентрировать внимание на ощущениях свого тела

«Узор»

Цель: Развитие слухового внимания.

«Выложи кружочки»

Цель: Увеличение объема внимания.

Психомышечная тренировка

Цель: Снятие мышечного напряжения,  развитие тонкой моторики рук.

«Приятное воспоминание»

Цель: Обучение приемам и методам овладения своим волнением.

2.Работа в тетрадях. «Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления» -

Тетрадь № 2, стр. 2-3

Четверг

Игра № 18

1. Упражнения на развитие памяти

«Рассмотри внимательно»

Цель: Развитие произвольного внимания

«Свет зажгись»

Цель: Развитие памяти на события.

«Кто не на месте»

Цель: Развитие целенаправленного запоминания и припоминания.

Психомышечная тренировка.

Цель: Снятие мышечного напряжения,  развитие тонкой моторики рук.

«Скульптура»

Цель: Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии

2.Работа в тетрадях. «Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления» -

Тетрадь № 2, стр. 4-5

IV неделя

Вторник

Игра № 19

1. Упражнения на развитие восприятия

«Определи звуки»

 Цель: Развитие фонематического восприятия.

«В нашей группе 100 ребятишек»

Цель: Развитие способности согласовывать движения с произносимым текстом , развитие координации движений

«Точки»

Цель: Развитие ориентирования в пространстве.

«Психомышечная тренировка»

Цель: Снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук

«Пантомима»

Цель: развитие воображения и творческих способностей, снятие эмоционального напряжения.

2.Работа в тетрадях. «Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления» -

Тетрадь № 2, стр. 6-7

Четверг

Игра № 20

1. Упражнения на развитие мышления

«Сложи узор»

Цель: Развитие способности к анализу и самоанализу, умение решать нестандартные  задачи, интеллектуальных способностей

«Тонет—не тонет»

Цель: Развитие способности выделять свойства предметов, развитие логического мышления

«Угадай предмет»

Цель: Развитие мыслительных операций анализа и сравнения.

«Психомышечная тренировка»

Цель: Снятие мышечного напряжения,

Развитие тонкой моторики рук.

«Тряпичная кукла»

Цель: Снятие мышечного и эмоционального напряжения.

        

2.Работа в тетрадях. «Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления» -

Тетрадь № 2, стр. 8-9

Октябрь

I неделя

вторник

Игра № 21

1. Упражнения на развитие внимания.      

«Текстура»

Цель: Обучение способности распознавать предмет по тактильным ощущениям.

«Узор»

Цель: Развитие слухового  внимания.

«Погода»

Цель: Развитие умения переключать слуховое  внимание, выполнять действия согласно показанной картинке..

Психомышечная  тренировка

Цель: Снятие мышечного  напряжения, развитие тонкой моторики рук.

«Тряпичная кукла»

Цель: Снятие мышечного и эмоционального напряжения.

2.Работа в тетрадях. «Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления» -

Тетрадь № 2, стр. 10-11

четверг

Игра № 22

 1. Упражнения на развитие памяти.

«Рассмотри внимательно»

Цель: развитие произвольного внимания и наблюдательности

.

«Разучивание песни»

Цель» Развитие умения удерживать и воспроизводить текст песни ( долговременной памяти); развитие вербальной памяти.

«Кто не на месте»

Цель: Развитие целенаправленного запоминания и припоминания.

        Психомышечная тренировка.

Цель: Снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук.

«Дыхание»

Цель: Обучение приемам ритмичного дыхания для снятия напряжения , достижения состояния спокойствия и быстрого психотехнического отдыха.

2.Работа в тетрадях. «Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления» -

Тетрадь № 2, стр. 12-13

II неделя

вторник

Игра № 23

1. Упражнения на развитие   восприятия.

«Пуговицы»

Цель: развитие способности к сличению и сортировке предметов по форме, цвету и величине.

«Найди свой цвет»

Цель: Развитие координации зрительного, слухового и моторного анализаторов, тренировка подвижности  нервных процессов,  умения ориентироваться в пространстве и различать цвета.

«Загадки»

Цель: Развитие способности по ряду признаков определять предмет.

Психомышечная тренировка.

Цель: Снятие мышечного напряжяния,

Развитие тонкой моторики рук.

«Угадай»

Цель: Повышение эмоционального тонуса, возможности активного самовыражения, развитие воображения

2.Работа в тетрадях. «Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления» -

Тетрадь № 2, стр. 14-15

четверг

Игра № 24

1. Упражнения на развитие мышления.

 «Тонет-не тонет

Цель:   Развитие способности выделять свойства  предметов, развитие логического мышления, умение обобщать

«Мячик»

Цель: Развитие аналогического мышления.

«Угадай предмет»

Цель: Развитие мыслительных операций анализа и сравнения.

«Психомышечная тренировка.

Цель: Снятие мышечного  напряжения, развитие тонкой моторики рук.

«Скульптура»

Цель: Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения фантазии.

2.Работа в тетрадях. «Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления» -

Тетрадь № 2, стр. 16-17

III неделя

Вторник

Игра № 25

1. Упражнения на развитие  внимания

«Мышка-птичка» 

Цель: Обучение способности к помехоустойчивости, максимально сосредоточиться,  не обращая внимание

на помехи , сосредоточить внимание на словесной инструкции.

«Найди отличия»

Цель: Развитие концентрации внимания.

«Погода»

Цель: Развитие умения переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно показанной картинке.

Психомышечная тренировка

Цель: Снятие мышечного напряжения, развитие   тонкой моторики  рук

«Скульптура»

Цель: Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.

2.Работа в тетрадях. «Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления» -

Тетрадь № 2, стр. 18-19

                четверг

Игра № 26

1. Упражнения на развитию памяти.

 «Шапокляк»

Цель: Развитие умения удерживать и воспроизводить информацию;  целенаправленного запоминания и припоминания ; вербальной памяти.

2.Работа в тетрадях. «Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления» -

Тетрадь № 2, стр. 20-21

IV неделя

вторник

Игра № 27

1. Упражнения на развитие восприятия

«Пуговицы»

Цель:  Развитие способности к сличению

И   сортировке  предметов по форме, цвету и величине.

«Регистр»

Цель: Развитие координации слухового и моторного анализаторов.

«Загадки»

Цель: Развитие способности по ряду признаков определять предмет.

Психомышечная тренировка.

Цель: Снятие  мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук.

«Послушай, что за окном»

Цель: Обучение способности концентрировать внимание на слуховых сигналах.

2.Работа в тетрадях. «Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления» -

Тетрадь № 2, стр. 22-23

четверг

                                                               Игра № 28

1. Упражнения на развитие мышления

«Мостик»

Цель: Развитие мыслительных ассоциативных связей.

«Аналогии»

Цель: Развитие аналогического мышления

«Сложи узор»

Цель: Развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестандартные задачи, интеллектуальных способностей.

«Психомышечная тренировка»

Цель: Снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук.

«Кляксы»

Цель: Расслабление, снятие напряжения, эмоциональная разрядка.

2.Работа в тетрадях. «Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления» -

Тетрадь № 2, стр. 24-25

ПРИЛОЖЕНИЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Играя - общаюсь, играя - развиваюсь"

Общение является одной из наиболее важных сфер духовной жизнедеятельности человека. Высшие психические функции ребенка, такие как память, внимание, мышление, формируются сначала в общении со взрослыми...

Консультация для воспитателей «Обучаем — играя, развиваем — играя, играя — адаптируем к жизни».

Игра занимает ведущее место в деятельности детей дошкольного возраста. В игре дети самостоятельно действуют, по своему усмотрению объединяются, осуществляют свои замыслы, не испытывая прямой зависимос...

Консультация для воспитателей «Обучаем — играя, развиваем — играя, играя — адаптируем к жизни».

Игра занимает ведущее место в деятельности детей дошкольного возраста. В игре дети самостоятельно действуют, по своему усмотрению объединяются, осуществляют свои замыслы, не испытывая прямой зависимос...

Статья для воспитателей«Обучаем — играя, развиваем — играя, играя — адаптируем к жизни»

Игра занимает ведущее место в деятельности детей дошкольного возраста. В игре дети самостоятельно действуют, по своему усмотрению объединяются, осуществляют свои замыслы, не испытывая прямой зависимос...

«Играть, развивая; развивать, играя»

Статья затрагивает одну из актуальный проблем современных дошкольников: сегодняшние дети мало играют вообще, а в сюжетно-ролевые игры в частности. Почему это происходит? Возможно ли исправить ситуацию...

ИГРАТЬ - РАЗВИВАЯ, РАЗВИВАТЬ – ИГРАЯ. Сюжетно-ролевая игра

Консультация для родителей детей  разновозрастной группы детского сада (4-6 лет). В статье изложены ответы на часто задаваемые вопросы родителей о том, что такое сюжетно-ролевая игра, какие сюжет...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе. Тема: «Играя – развиваем, развиваем – играя»

Конспект занятия в подготовительной к школе группе.Тема: «Играя – развиваем, развиваем – играя»...