Карты Проппа как средство развития речи детей
методическая разработка (развитие речи, подготовительная группа) по теме

НАЙДЕНКО ЛЮДМИЛА АЛЕКСЕЕВНА

Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_naydenko.doc245.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

                Воспитатель Найденко Л.А.

МБДОУ «Детский сад №2»                                    г. Калачинск Омская область

«Пусть герои сказок дарят нам тепло,

Пусть добро навеки побеждает зло»

Актуальность: 

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных преобразований ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. В соответствии с принятием  Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования раздел «Речевое развитие»  выделен  в отдельную  образовательную область, которая включает в себя развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества.

Проблема:

Дети дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком  построения связной речи. По результатам диагностики уровня развития связной речи у детей, можно отметить следующие недостатки:

-  высказывания короткие;

-отличаются непоследовательностью, даже если ребёнок передаёт содержание знакомого текста;

-состоит из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

-уровень информативности очень низкий.

К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости или некомпетентности процесс развития речи своего ребёнка пускают на самотёк. По итогам проведённого опроса среди родителей воспитанников 68% родителей считают, что к  моменту поступления ребёнка  в школу всё будет хорошо и обращаться к кому- нибудь за помощью они  не намерены.

На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является наглядное моделирование.                                                 Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста.                        Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. При этом используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи, схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования, стилизованные обозначения «ключевых слов» основных частей описательного рассказа и т.п.                                                       Изучая методическую литературу по  развитию у детей связной речи, я заинтересовалась книгой  Дж. Родари «Грамматика фантазии». В ней автор отметил методику фольклориста Владимира Яковлевича Проппа, которая заключается в пересказе сказок с использованием карт Проппа. Джанни Родари отмечал: «…что преимущество карт Проппа очевидно, каждая из них целый срез сказочного мира. Каждая из функций изобилует перекличками с собственным миром ребёнка. Каждая из представленных в сказке функций помогает малышу разобраться в самом себе, и в окружающем его мире людей.                                                                                Целесообразность карт Проппа состоит в том, что: ребёнок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений. Например, карту «Запрет» ребенок ассоциирует с запретами в своей жизни, но есть в запрете и положительная сторона: он знакомит малыша с целым сводом правил поведения – что можно делать, что нельзя. То же самое можно сказать и обо всех остальных функциях (картах). Все это натолкнуло меня на мысль, что с помощью карт Проппа можно учить детей пересказывать не только короткие, но и большие по объему русские народные сказки.

Тип проекта:

Практико- ориентированный,  долгосрочный, внутригрупповой.

Цель:

Развитие связной речи у дошкольников через моделирование с использованием  карт Проппа.

Задачи:

  1. Расширять и активизировать словарный запас детей, совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
  2. Развивать наглядно - образное и формировать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать своё суждение.  
  3. Развивать интерес к художественной литературе, как образцу речи.
  4.  Способствовать повышению поисковой активности.              
  5. Воспитывать человечность: способность переживать судьбу сказочных героев как свою.                                                                                            

Предполагаемый результат:

  • Повышение активности в речевом общении.
  •  Последовательность при пересказе сказок,  самостоятельность  в сочинении своих.

Место реализации:

МБДОУ «Детский сад №2», подготовительная группа.

Срок реализации проекта:

Сентябрь2013- апрель 2014 г.

План подготовки и реализации проекта

Деятельность педагога 

  1. Разработать цикл мероприятий по теме проекта.
  2. Подобрать методическую литературу.
  3. Подготовить картотеку игр и игровых упражнений.
  4. Изготовление карт Проппа.

Деятельность 

детей 

  1. Участие в беседах, мероприятиях по составлению  рассказа по предметным картинкам, сюжетным  картинам, пересказ текстов
  2. Игры: сюжетно - ролевые, дидактические и  настольные.
  3. Чтение художественной литературы и беседы по содержанию.
  4. Работа с мнемотаблицами, с картами Проппа
  5. Поэтапная зарисовка  развития сюжета сказки

Деятельность родителей 

  1. Чтение детям художественных произведений, беседа по содержанию.
  2. Составление с детьми рассказов о любимых  игрушках, знакомых предметов.
  3. Игры с детьми на развитие словотворчества.
  4. Совместные рисунки детей и родителей.

Целесообразность карт Проппа

  1. Наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации.

  1. Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка героя, а, следовательно, у ребенка развивается абстрактное, логическое мышление.

  1. Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь; способствуют повышению поисковой активности.

Свою работу с картами Проппа построила следующим образом.

    На первом этапе знакомлю детей с жанром литературного произведения -сказкой; выявляем ее отличие от других жанров и вычленяем структуру сказки - ее композицию.

  • Присказка. Зачин(приглашение в сказку) настраивает детей на особый лад,  переносит в сказочный мир. Ее цель - подготовить детей к слушанию сказки, заинтересовать.(За далекими полями, за глубокими морями; В некотором царстве, в небесном государстве жили-были…)
  • Повествование –насыщена событиями и так называемыми сказочными формулами: речевыми клише, ритмическими присловьями, которые характеризуют разные действия и описания персонажей( Сделался такой молодец - ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать; Избушка, избушка встань к лесу задом, а ко мне - передом и т.д)
  • Концовка как и присказка ограничивает сказку от реальной жизни и возвращает к реальной действительности.(Устроили пир на весь мир, я там был мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало; Вот вам сказка, а мне бубликов связка …).

На втором этапе проводятся «подготовительные игры».

  • «Чудеса в решете»-выявление  различных чудес: как и с помощью чего осуществляется превращение, волшебство.
  • «Волшебные слова» или сказочные приговоры, несущие основную смысловую нагрузку.
  • « Что в дороге пригодится» -основные волшебные средства сказки(скатерть-самобранка, аленький цветочек)
  • «Узнай героя» - выявление позитивных и негативных черт характера героев.
  •  «Что общего»-сравнительный анализ сказок с точки зрения сходства и различий между ними
  • « Четвертый лишний» -определение лишнего предмета.
  • «Решение сказочных задач»
  • «Бюро находок»-найден золотой инкубатор для золотых яиц; утеряна трехворотниковая кольчуга и т.д.
  •  «Сказочный словарь»-придумайте новое небывалое слово и по возможности объясните его или нарисуйте: сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка.

На третьем этапе - непосредственное ознакомление с функциями волшебной сказки. Читаем сказку и «выкладываем» ее по функциям или сопровождаем картами Проппа (схематическими изображениями). По мере накопления опыта можно предложить задания или игры:

- выставить карты по ходу сюжета

-найти «знакомые» карты в только что прочитанной сказке

-найти ошибку в расположении карт по сюжету сказки

-определить отсутствие знакомой карты

-отделить лишнюю карту

На четвертом этапе предлагается пересказать сказку, опираясь на карты Проппа. Для этого нужно выделить узловые моменты сказки, выстраиваются схемы по сюжету сказки,  и пробуем рассказать по картам Проппа.

На пятом этапе происходит сочинение собственных сказок- предлагается набор из 5-6 карт, заранее оговаривается кто будет главным героем, кто или что будет мешать герою, какие волшебные средства будут у героя, какой будет зачин и концовка ,какие сказочные слова  будут в сказке и.т.д. Можно также использовать такие игры, как: « Салат из сказок», « Опорные слова», «Добавление», « Сказочный треугольник(разделение на три группы, где у каждой свое задание), «Сказочная путаница». Затем вводится новые характеристики антигероев и рассмотрение их с другой стороны (Баба Яга как даритель) и.т.д. И в итоге дети приходят к сочинению своей неповторимой  волшебной сказки.

Перспективный план работы с детьми

Дата

                             Цель

Вид деятельности

Формы организации деятельности детей

Материалы и оборудование

Сентябрь

диагностика

Выявление уровня развития связной речи детей

Коммуникативная

Беседы, тесты

Сюжетные иллюстрации по сказкам,   мнемотаблицы

Октябрь

Определение жанра произведения; выделение основного содержания сказки;  умение запоминать последовательность событий, интонационно передавать диалоги действующих  лиц, использование образных выражений- определений, сравнений, синонимов.

Коммуникация

ЧХЛ

Познавательно- исследовательская  

Игровая

«Из чего состоят сказки» , «Сказка и рассказ: сходство и отличие»

Чтение сказки «Гуси- лебеди»

Знакомство с картами Проппа

Дидактическая игра «Волшебный телевизор»

 

Иллюстрации к сказкам, фишки,карты-схемы, карты Проппа

Ноябрь                             Умение грамматически правильно строить  предложения, совершенствовать умение удерживать в памяти текст сказки, учить строить схему, передавать  основные моменты сказки с помощью  карт, вычленять из сказки волшебные слова, сказочные привороты.

ЧХЛ

Коммуникативная

Игровая

Чтение сказки   «Конёк-Горбунок»

Составление рассказа « Как  Конёк Ивана выручал» с  использованием 5 карт.

Дидактическая игра «Заветные слова»

Книга Ершова «Конёк-Горбунок»,  карты Проппа  

Декабрь  

Использование в речи название нравственных качеств человека; умение придумывать другую концовку к сказке,  подбирать образные выражения к характеристике героев

Чхл

 Коммуникативная

Игровая

 

Чтение сказки Одоевского «Мороз Иванович»

Игра- фантазирование по сказке « Мороз Иванович»

Дидактическая игра   «Что я чувствую»

Мнемотабли -цы, карты Проппа

Январь

  Формирование диалогической речи, совершенствование интонационной выразительности,   последовательности в изложении содержания  

ЧХЛ

   

Продуктивная

 

Коммуникативная  

Пересказ отрывка из сказки «Терёшечка»       с зарисовкой карт (сюжета)

Составление диалога  Терёшечки и ведьмы

Р.н.сказка «Терёшечка»,

  бумага, фломастеры, карты

Февраль

 Научить детей  соединять знакомые персонажи из разных сказок в одну и придумывать свою -новую сказку; упражнять в подборе определений и сравнений, антонимов, громко и чётко произносить слова

Коммуникативная

ЧХЛ

 

Игровая

«Салат из сказок»

 Чтение сказок «Теремок», «Рукавичка» (украинская)

Дидактическая игра «Узнай по контуру»

Книги: «Самые волшебные сказки», «Русские народные сказки»; контуры героев сказок  из теневого театра, иллюстрации к сказкам.

Март

Закрепление умения  грамматически правильно строить предложения, правильно согласовывать слова в словосочетаниях и предложениях

Чхл

Коммуникативная  

Игровая

Чтение сказки «Госпожа Метелица»

Составление схемы - описания мачехи и падчерицы.

Дидактическая игра «Чудеса в решете»

Сказка   «Госпожа Метелица», карточки из мнемотаблиц. Карты Проппа

Апрель

Диагностика  «Развитие связной речи» по О. А. Скоролуповой.

Коммуникативная

Беседы, пересказы, составление рассказов по картам Проппа, дидактические игры

Диагностическая карта,  сюжетные иллюстрации, карточки из мнемотаблиц, карты Проппа


Литература :

1.Большёва Т. В. « Учимся по сказке», библиотека программы « Детство», 2005г.    

2. Журнал « Воспитатель» 2007 г. № 5

3. Михайлова А. Попробуем сочинять сказки. // Дошкольное воспитание, 1993 №6

4.Полянская Т.Б Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста, Детство-Пресс, 2010г.

5.Пропп В.Я. Морфология «волшебной» сказки. Исторические корни волшебной сказки, Изд. «Лабиринт», М., 1988 (www.opentextnn.ru)

6.Родари Д. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй, Прогресс, М., 1990 (www.lib.eliseeva.com.ua)

7.Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. – Владос, 2001

 .

   

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта «Карты Проппа - как средство развития связной речи дошкольников».

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных преобразований ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и ...

Карты Проппа, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок

В статье кратко рассмотрены особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Описаны особенности карт Проппа как средства развития связной речи, а так же применение карт при мо...

Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...

Карты Проппа как средство развития речи старших дошкольников.

Карты Проппа подразумевают несколько этапов работы с ними....

Карты Проппа, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок

Тщательно изучив и проанализировав сказки народов мира, Владимир Пропп обнаружил, что волшебная сказка строится из набора сказочных ситуаций, теперь их называют «карты Проппа». Это...

Практикум для педагогов "Дидактические игры с картами ПРоппа как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста"

1 СЛАЙД  Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня,мы хотим познакомить вас с технологическим приемом развития речевого творчества детей дошкольного возраста, которую можно гармонично включать...

" Карты Проппа - как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста" 2023г.

Консультация для родителей детей подготовительной  группы....