чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Сосунова Галина Фёдоровна

формирование умения использовать метод моделирования на занятии по развитию связной речи детьми 4-5 лет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekty_zanyatiy_1.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекты занятий

 Развитие речи

 Занятие 1

^ Тема: чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса»

Цель: формирование умения использовать метод моделирования на занятии по развитию связной речи детьми 4-5 лет.

Задачи:

- учить внимательно, слушать сказку;

- развивать связную речь;

- формировать умение запоминать действующих лиц и последовательность событий;

 - оказать помощь в усвоении сказки с помощью моделирования;

 - воспитывать чувство коллективизма, умения сострадать героям сказки.

Оборудование: книга со сказкой «Кот, петух и лиса», иллюстрации к сказке; вырезанные из бумаги геометрические фигуры – квадрат, круг, два треугольника; игрушки – домик, кот, петух, лиса.

^ Ход занятия

 Воспитатель, обращаясь к детям, говорит, что сегодня утром почтальон принес в детский сад посылку. А вот , что находится в ней они посмотрят вместе.

 Воспитатель открывает посылку, в посылке лежит книга «Кот, петух и лиса».

 Восп. Ребята , кто из вас может прочитать название этой книги? А кто может сказать о чем она? (Дети затрудняются с ответом)

 Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением домика и спрашивает у ребят: А вы хотите узнать, кто живет в этом домике? Я вам помогу, но для этого вы должны отгадать загадки.

 Воспитатель, загадывает загадки.

 У кого усатая

 Морда полосатая,

 Спинка словно мостик,

 За мосточком хвостик?

 (Кот)

 Белые перышки,

 Красный гребешок.

 Кто это на колышке?

 (Петя-петушок)

 Дети отгадывают. По мере отгадывания, выставляются иллюстрации с изображением героев сказки. Воспитатель знакомит их с гостями и читает сказку «Кот, петух и лиса», поощряя хоровое пропевание детьми песенок и показывая детям красочные иллюстрации.

^ Беседа по содержанию сказки (приблизительные ответы детей)

 1. Что наказывал петушку котик, когда уходил на охоту?

 2. Расскажите, как лисичка хотела забрать петушка. Что она ему говорила? Каким голоском?

 3. Как звал петушок котика? Каким голоском?

 4. Как котик забрал петушка у лисы?

 Дети отвечают. Воспитатель добивается связного рассказа, помогая детям в случае необходимости.

 Восп. Ребята, котик любит играть, а вы любите? Сегодня мы будем котятами. Книга-то не простая, а волшебная, я сейчас открою книгу и вы превратитесь в котят. Книга открывается ребята превращаются.

Физминутка

 Вот какой коташка, Крадутся на месте на носочках.

 Круглая мордашка, ^ Показывают обеими руками мордашку.

 И на каждой лапке Вытягивают вперед, то левую, то правую руку.

 Коготки царапки.

 Все ему игрушки - Прыгают на носочках. Руки на поясе.

 Кубик и катушки.

 Котик, точно мячик, ^ Выполняют поскоки, вокруг себя.

 По квартире скачет.

 А теперь книга закрывается ребята возвращаются.

 Воспитатель предлагает поиграть в сказку. Раздает геометрические фигуры.

 Пусть квадрат будет домик, в котором живут кот и петух. Какая фигура будет петушком?

 Дети. Треугольник

 Воспитатель. Да, потому что он красного цвета.

 А где котик?

 Дети. Кружок.

 Воспитатель. Почему котик – это серый кружок?

 Дети. Потому что он серый.

 Воспитатель. Да котик такого же цвета - серого.

 А большой оранжевый треугольник – это будет лиса.

 Кот и петух в домике – сложите фигуры вот так (показывает).

А теперь кот ушел. А петушок дома остался. Покажите, как.

 Дети выводят круг из квадрата.

Вот лиса пришла к домику.

Лиса уносит петушка, а кот их догоняет.

Ребята вы молодцы. Хорошо запомнили сказку. Оказывается в посылке, были конверты, посмотрите здесь фигуры, я вам их подарю. Можете взять их себе, и теперь вы сможете рассказать сказку своей маме.

Игра с фигурками продолжается.

Развитие речи

 Занятие 2

^ Тема: составление описательного рассказа по картине «Весна»

Цель: формирование умений составлять небольшой рассказ по картине.

Задачи: - учить составлять простые и сложные предложения по картине;

 - развивать внимание, логическое мышление, память;

 - обобщать знания детей о весенних изменениях в природе;

 - воспитывать любовь к живой и неживой природе.

Материал: картина «Ранняя весна», письмо, морковь, две пуговицы, красное ведерко, картина с изображением разных снеговиков.

^ Ход занятия.

 Воспитатель вносит в группу (морковь, красное ведерко, 2 пуговицы). Ребята, посмотрите, что я нашла около детского сада. Что это? Подумайте! Кто это мог потерять? (снеговик).

 - Как вы думаете, что случилось со снеговиком? (растаял).

 - Почему? (стало тепло).

 - Почему стало тепло? (наступила весна, солнце греет).

 Воспитатель: Я принесла картинку со снеговиками. Посмотрите внимательно и найдите снеговика, который шел к нам. (Выслушивает ответы детей) Почему вы так думаете, что это он? (красное ведро, 2 пуговицы, морковь)

 Молодцы! Вы очень внимательны. Правильно нашли снеговика.

 А еще я нашла письмо. Наверное, это был снеговик-почтовик. (Читает письмо) Пишет вам незнайка. «Здравствуйте дети! Я написал рассказ о весне: «Наступила весна. Затрещали морозы. Прилетели грачи. Река покрылась льдом. Дети надели теплые шубы. Побежали ручьи». До свидания. Незнайка.

 Воспитатель. Ребята вам не кажется, что Незнайка что-то напутал.

 - Чего весной не бывает?

 - А когда это бывает?

 - Какое сейчас время года?

 - Назовите весенние месяцы?

 - Что бывает весной?

 - Что происходит со снегом?

 - Что происходит с деревьями?

 - Как ведут себя животные?

 - Назовите первый весенний цветок?

 Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру «Закончи предложение».

 Про что можно сказать:

 - теплое, яркое, ласковое, лучистое – солнце;

 - голубое, чистое, высокое, ясное – небо;

 - грязный, рыхлый, черный – снег;

 - веселый, звонкий, быстрый – ручей;

 - ранняя, теплая, долгожданная, солнечная – весна;

 - молодая, зеленая, мягкая, шелковистая – трава.

 Воспитатель. Молодцы! Поработали, а теперь отдохнем.

Физминутка:

 Солнце стало пригревать,

 Стали капельки стучать.

 Капля – раз, капля – два,

 Капли медленно сперва,

 А потом все быстрее и быстрее.

 Побежали ручейки,

 Их попробуй, догони!

 Грач на веточке весело качается.

 Он весеннему солнцу улыбается.

 Крылышками машет, полечку нам пляшет.

 Вот присел у лужицы, хочет он напиться.

 По воде крылом стал бить, хочет он умыться.

 Грач умылся, улетел и на ветку снова сел.

 Воспитатель рассказывает, о весне, по картине используя схему.

 

Солнце светит ярко и греет. Небо голубое, чистое, высокое. По небу плывут легкие, белые, пушистые облака. Тает снег. На деревьях набухли почки. Люди надели легкие куртки и резиновые сапоги. Животные меняют зимний мех на летний. Прилетели птицы. Дети пускают кораблики.

Воспитатель. А теперь сами попробуйте составить рассказ по картине «Весна». Рассказ должен быть интересным и законченным. Для этого используйте план-схему.

Какое время года наступило?

 Как светит солнце?

 Какое небо?

 Что происходит со снегом?

Что происходит с деревьями?

Как одевается человек?

Как ведут себя животные?

Как ведут себя птицы?

Что делает человек?

Несколько детей выходят и рассказывают по картине, остальные помагают.

Воспитатель. Молодцы! Вы составили подробные, интересные рассказы о весне и детях. Я думаю, такие рассказы понравятся Незнайке.

Воспитатель. О каком времени года мы сегодня поговорили? (о весне) Закончим занятие стихотворением о весне. Воспитатель читает стихотворение «Весна» Дружининой.

Что весной творится!

Прилетают птицы!

Тает снег и тает лед,

И на речке - ледоход!

Появляется трава,

Оживает поле.

Ливень льет как из ведра,

Грянет гром: «Весна» Ура!

 Воспитатель. А вы ребята рады весне? Улынитесь, покажите как вы рады весне. Молодцы! Все старались, работали активно, дружно, были внимательными. Получите от Незнайки сладкие призы.

 Занятие 3

 Развитие речи

 Тема: «В гостях у Лисички- сестрички»

^ Цель: применение метода наглядного моделирования на занятиях по развитию речи.

Задачи: - учить детей договаривать слова в предложении;

 - учить называть и характеризовать действия персонажей;

 - развивать связную речь;

 - подготавливать детей к обучению пересказывать небольшие тексты;

 - формировать способность сопереживать героям сказки.

^ Используемый материал: иллюстрации к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк»

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Оборудование: на стенде, расставлены иллюстрации к сказке «Лисичка- сестричка и серый волк», домик лисы, деревья, игрушка лиса.

^ Ход занятия:

 Воспитатель. Ребята, а вы любите сказки?

 Дети. Да!

 Воспитатель. Хотите мы с вами отправимся в сказку?

 Дети. Да!

 Звучит музыка. Дети входят в группу.

 Воспитатель. Ребята, посмотрите чей-то домик. Вы садитесь на стульчики, а я посмотрю, кто это там живет.

 Воспитатель. Тук-тук кто в домике живет?

 Лиса. Это я живу здесь лисонька.

 Воспитатель. Здравствуй лиса хитрая краса.

 Лиса. Почему это я хитрая?

 Воспитатель. Как почему? Ты же всегда всех обманываешь.

 Наверное, хочешь и наших деток обмануть?

 Лиса. Нет, да что вы, я вообще никогда, никого не обманываю.

 Воспитатель. Ребята ведь обманывает нас лиса?

 Дети. Да.

 Воспитатель. Ребята, а какие вы знаете сказки о лисе?

 Дети перечисляют сказки («Колобок», «Лиса и журавль», «Лисичка со скалочкой», «Кот петух и лиса», «Заюшкина избушка»)

 Воспитатель. И во всех сказках ты, лисичка – сестричка обманщица.

 Лиса. Не знаю я никаких таких ваших сказок.

 Воспитатель. Ребята, лисичка говорит, что не знает сказок.

 Мы с ребятами, совсем недавно читали сказку «Лисичка-сестричка и серый волк», можем и тебе рассказать (воспитатель обращает внимание детей на стенд и удивляется). Ой! Беда случилась, кто это все перепутал? Лисичка! Не твои ли это проделки? Ребята, мне нужна ваша помощь.

 Воспитатель вместе с детьми вспоминает события сказки. Что было в начале, середине, конце.

 Затем воспитатель, по очереди вызывая детей, просит разложить иллюстрации в той последовательности, как развивались события в сказке.

 С помощью воспитателя ребенок должен воспроизвести сказку своими словами по иллюстрациям методом договаривания. Воспитатель при этом задает наводящие вопросы.

 Как лиса обманула волка?

 Где лиса раздобыла рыбку?

 Почему лисичка посмеялась над волком?

 Почему у волка хвост примерз?

 Кого вам жалко, лису или волка? Почему?

^ Д/и «Что было потом?»

 Ребята, а как вы думаете, что было бы, если бы лиса поделилась с волком рыбкой?

 Дети рассказывают свои истории.

 Воспитатель: Ну что лисонька, признаешься, что обманула волка.

 Лиса. Признаюсь, больше так не буду.

 Воспитатель. Придется тебе лисонька поиграть с ребятами в игру.

 Лиса проводит игру «Лиса и зайцы»

 Воспитатель. Ну что же лисонька, пора нам с ребятами возвращаться к себе в детский сад. Приходи теперь ты к нам в гости мы тебе с ребятами еще какую-нибудь сказку расскажем.

 Дети прощаются с лисой и уходят.

Приложение 3

 Конспекты дидактических игр

 Конспект к дидактической игре

 по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста.

 «Путешествие по сказкам»

^ Цель: развитие связной речи у детей 3-4 лет.

Задачи:

 - учить детей договаривать слова в предложении;

 - учить называть и характеризовать действия персонажей;

 - подготавливать детей к обучению пересказывать небольшие тексты;

 - развивать навык составления повествовательных текстов; . воспитывать умение взаимодействовать с окружающими.

^ Используемый материал: иллюстрации к сказкам «Заюшкина избушка», «Курочка ряба».

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Курочка ряба» и «Заюшкина избушка».

Ход игры:

 Воспитатель показывает детям иллюстрации к сказке и говорит: - ребята, налетел сильный ветер и перепутал все сказки, теперь герои сказок не могут найти свою сказку. Как можно помочь героям сказок? Вы согласны помочь? Дети: - да!

1вариант.

 Воспитатель предлагает ребенку иллюстрации к сказкам («Курочка ряба», «Заюшкина избушка»), нужно выбрать те иллюстрации, которые относятся к одной сказке и разложить их в той последовательности, как развивались события.

2вариант.

 С помощью воспитателя ребенок должен воспроизвести сказку своими словами по иллюстрациям методом договаривания. В ходе совместной работы можно понять насколько ребенок разобрался в содержании сказки.

3 вариант

 Ребенку предлагаются иллюстрации к сказке («Заюшкина избушка», «Курочка ряба».) он должен пересказать сказку по предложенному образцу.

4вариант.

 Ребенку предлагаются иллюстрации к одной из сказок, которые разложены в последовательности, но среди них есть одна или две иллюстрации из другой сказки. Ребенку нужно найти лишнюю, объяснить и назвать из какой она сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие детей средней группы. Чтение русской народной сказки "Кот, петух и лиса"

Знакомить детей с русской народной сказкой "Кот, петух и лиса", сопереживать героям, отвечать на вопросы по содержанию сказки, радоваться яркой игровой ситуации, обогащать словарный запаси и...

Конспект НОД "Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса»

Конспект НОД  по речевомуу развитию "Чтение  русской народной сказки «Кот, петух и лиса» (обр. М.Боголюбская) для детей младшей группы...

Конспект ООД по речевому развитию Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса»

Конспект ООД по речевому развитию Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса»...

Конспект игровой образовательной ситуации по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса»

Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Кот, петух и лиса».Задачи:Образовательная: учить детей внимательно слушать сказку и отвечать на вопросы по ее содержанию;Развивающая: ра...

Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста (вторая младшая группа) на тему: «Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса»»

Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста (вторая младшая группа) на тему: «Чтение русской народной сказки «Кот, петух ...

Конспект ООД по развитию речи во второй младшей группе Чтение русской народной сказки "Кот, петух, и лиса".

Цель: Познакомить  детей со сказкой "Кот, петух и лиса" (обработке  М.  Боголюбской).Задачи:Формировать умение слушать новую сказку.Следить за развитием действий героев с...