Конспект развлечения «Путешествие в Чудо – городок»
материал по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Чуракова Елена Николаевна

Конспект развлечения «Путешествие в Чудо – городок» 

Задачи:

·        Приобщать детей к сокровищам устного народного творчества, закреплять знания о различных видах (жанрах) фольклора: сказки, потешки, загадки, пословицы, скороговорки, небылицы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_razvlecheniyaputeshestvie_v_chudo_gorodok.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект развлечения «Путешествие в Чудо – городок» (подготовительная группа)

Задачи:

  • Приобщать детей к сокровищам устного народного творчества, закреплять знания о различных видах (жанрах) фольклора: сказки, потешки, загадки, пословицы, скороговорки, небылицы.
  • Активизировать речь детей, совершенствовать умение различать на слух звуки родного языка, произносить скороговорки,
  •  расширять словарный запас,
  •  Продолжать учить отгадывать загадки, понимать смысл пословиц, учить понимать значение образных выражений : «одна нога здесь- другая там», «не покладая рук» и др.
  • Формировать культуру речи детей, используя богатства родного языка.
  • Развивать психические процессы: речь,  внимание, мышление, память, восприятие.
  • Развивать эстетическое восприятие детей, эмоциональную отзывчивость, способствовать творческому самовыражению детей в чтении, в игре.
  • Воспитывать духовно-нравственные качества личности, приобщая детей к истокам русской национальной культуры, фольклора.
  • Воспитание у детей  любви и уважения к традициям своего народа, укладу жизни, к своему родному краю. Воспитывать интерес и любовь к духовному богатству и мудрости русского народа.
  • Познакомить с праздником Масленица

Материал: избушка, колокольчик, карты, шкатулка, шапочка козы, Петрушка.

Предварительная работа:

Знакомство детей с различными жанрами русского народного творчества, разучивание  с детьми потешек, песенок, небылиц, загадок, пословиц, чтение сказок.

Знакомство детей с русскими народными промыслами, русскими костюмами, народными обычаями и праздниками.

                 

                      Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Рады вас встретить, в группе нашей приветить. Давайте, ребята, поздороваемся с гостями по русскому обычаю.

  Посмотрите, ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо – нас приглашают отправиться в необыкновенное путешествие. Я знаю, что дети любят путешествовать. А вы любите? Где вы уже побывали, в каких городах? Ведь Россия –матушка велика! (ответы детей) А слышали вы о таком городе, где сказочные избушки, дома – игрушки, поляны игр да забав, фонтаны чудес? Хотите отправиться в такой Чудо –городок? В письме нам прислали карты с указанием пути, чтобы легче было идти. Если весь путь пройдем, то шкатулку найдем – не простую, а с секретом. Ну как согласны в путь отправиться? Тогда возьмите карты – путешествие начинается.

   Мы пойдем по тропинке сказочных загадок:

                               Тропинка загадок бежит все вперед –

                               Мы отправляемся в Чудо – городок.

Начинаем путь с левого нижнего квадрата(1 шаг – 1 клетка) – делаем 2 шага вправо по тропинке загадок.( Звенит колокольчик)

Вы слышите, ребята? Если звенит колокольчик, значит чуть не прошли мимо загадки:

 Что за чудо, кто мне скажет?

Крыльями на поле машет,

А мука-то мелится...

Что же это? (Мельница)

Идем дальше – стоп, опять загадка:

Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.(Матрёшка)

Молодцы, отгадали! Идем дальше – еще 1 шаг влево, стоп – загадка:»

Ночью он совсем не спит, 
Дом от мышек сторожит, 
Молоко из миски пьёт, 
Ну конечно это - ...(кот)

Вот и прошли тропинку загадок. Дальше еще 1 шаг вверх – куда мы попали? Что на карте нарисовано? Давайте поищем такой домик. Кто живет там, не знаете? Давайте спросим словами известной сказки:

«Кто –кто в теремочке живет?

Кто –кто в невысоком живет?»

Бабушка – Рассказушка (появляется в окошке): Здравствуйте, детушки – малолетушки. Я Бабушка –Рассказушка, знаменитая сказочница, старушка – веселушка. А вы кто такие?

Дети отвечают.

Бабушка –Рассказушка: Добро пожаловать, гостюшки дорогие. Уж как я вам всем рада, ни в сказке сказать, ни пером описать. Проходите, с дороги отдохните. Только вы меня старую простите: в избе у меня  тесно, так что садитесь, где видите место. Сидела я вязала, слова на ниточки наматывала, да в клубочки сказки скатывала, да что – то заскучала. Кругом веселится народ, ведь на дворе у нас какая неделя идет?

Бабушка –Рассказушка: Верно,  честная Масленица –широкая боярыня. А вы знаете, что это за праздник? А почему так называется? Как ее отмечают?

Воспитатель: Бабушка –Рассказушка, наши ребята тоже будут Масленицу встречать. Приглашаем и тебя на праздник – блинами угощаться, на санях кататься.

Бабушка –Рассказушка: Спасибо, ребятушки, что не забыли, меня навестили, на праздник пригласили. Уж это самое время сейчас, когда вечерами длинными собирается народ. Парни да девки ходят на посиделки. А что делают, знаете? А вы песни русские любите? Давайте споем. (поют песню) А старики по вечерам малым детушкам сказки сказывают, истории рассказывают, загадки сочиняют, да прибаутками потешают, не зря говорят:»Мели Емеля – твоя неделя» Ох, и люблю я сказки, потешки, да ребячьи усмешки! А вы любите? А знаете, как называются сказки, загадки, пословицы, прибаутки? А кто объяснит, почему называют народные? Почему устное творчество? А какие вы сказки знаете? (ответы детей)Да у русского народа много сказок.А вы знаете как заканчиваются все сказки? А вам нравятся герои русских сказок?  Какие они люди?  Да, русские герои умом и силушкой не кичатся, советом да помощью не гнушаются. Как вы понимаете эти слова? верно, сказочные герои такие.  Они всегда стараются выручить того, кто попал в беду, а всегда сторицей окупается. Молодцы, вы все верно понимаете, ну а сказки все помните? Сейчас проверю.

  1. Спешит сестрица с братом, просят им помочь спрятаться и яблоньку, и печку, и молочную речку.
  2. По тропе шагают бодро, сами воду тащат ведра.
  3. Красна девица грустна, ей не нравится весна

Ей на солнце тяжко, слезы льет бедняжка.

Молодцы, хорошо знаете сказки. Уж за это я вас потешу – покажу свою любимую потешку, а вы не зевайте, ее называйте.  А вы знаете какие – нибудь  потешки?  Кто расскажет, кто покажет? (Дети рассказывают потешки)

1 ребенок 

Ваня, Ваня, где ты был?
Куда Ванечка ходил?
- Я ходил в лесочек.
- Что видал?
- Пенечек.
Под пенечком грибок!
Хвать, да в кузовок!

2 ребенок  

Куда бежите, ножки?
- По летней дорожке,
С бугра на бугор
За ягодой в бор.
В зеленом бору
Тебе наберу
Черной черники,
Алой земляники.

                        Инсценировка

Тень-тень, потетень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень.
Похвалялися весь день:
Похвалялася лиса:
- Всему свету я краса!
Похвалялся зайка:
- Поди, догоняй-ка!
Похвалялись ежи:
- У нас шубы хороши!
Похвалялся медведь:
- Могу песни я петь!

Бабушка –Рассказушка: Ай – да, ребята, ростом малы, да удалы. Дам я вам за это клубочек не простой, а волшебный, он путь вам укажет. Где это он у меня запропастился? (роняет корзину) Ой-ой, что я натворила, все сказочные клубочки уронила, все нитки запутались, слова в сказках перепутались. Ребятушки, помогите клубки собрать и слова по сказкам разобрать. Что у нас тут?

- Рукодельница целыми днями не покладая рук …. на печи валялась. Что значит не покладая рук? Кто на печи валялся?

- Открыли дед с бабой короб с пирогами, а оттуда вышла Машенька, живая и здоровая. Дед с бабой от радости …. губы надули. Когда говорят «Губы надул»? О ком можно так сказать?

- Плетется Иван –царевич с лягушкой домой… одна нога здесь- другая там. Что неверно?

Бабушка –Рассказушка: Вот спасибо, ребятки, помогли мне сказки распутать, за это я вас награжу, дорогу дальше укажу. Вот клубочек, куда он покатится, туда и дальше ступайте. А сейчас, детки, прощайте.

Воспитатель: Ой, Куда это нас клубочек приведет? Да это сказочная поляна игр и забав. Хотите поиграть? В какую игру? Но любую игру всегда начинают с чего? Давайте считаться.

Под горою у реки 
Живут гномы-старики. 
У них колокол висит, 
Позолоченный звонит: 
Диги-диги-диги-дон, 
Выходи скорее вон!

 Хороводная игра «Зайка»

 Дети становятся в круг, держась за руки. В центре круга стоит грустный зайка. Дети поют:

Зайка, зайка! Что с тобой?
Ты сидишь совсем больной.
Ты вставай, вставай, скачи!
Вот морковку получи! (2 раза)
Получи и попляши!

Все дети подходят к зайке и дают ему воображаемую морковку. Зайчик берёт морковку, делается весёлым и начинает плясать. А дети хлопают в ладоши. Потом выбирается другой зайка.

Воспитатель:Хорошо поиграли,  а не устали? Давайте путь дальше продолжать. А куда идти, как узнать? Давайте посмотрим по карте. Итак, Домика Бабушки- Рассказушки делаем 2 шага вверх, 2 шага вправо- куда попали? Что нарисовано на карте? Мы с вами попали, ребята, к волшебнице Речи. А как вы думаете, где мы с ней уже встречались? А не подскажите, из чего состоит наша речь? В народе про слова говорят так:»Не мед, а ко всему льнет». Как вы думаете, верна эта загадка? Как вы ее объясните? А какие бывают слова? Да, ребята,  в нашей речи очень много разных слов.  С их помощью можно творить чудеса: можно словом рассмешить, можно подбодрить, а можно и обидеть. Хорошие слова делают речь красивой, а плохие, слова – сорняки, портят нашу речь, засоряют.

«Доброе слово лечит – а худое калечит» о плохих словах мы даже говорить не будем, зато «ласковым словом и камень растопишь». Ребята, как называют людей, речь которых правильная, красивая, вежливая? С такими людьми всегда приятно разговаривать, не так ли? Недаром вежливые слова называют …. как? ВОЛШЕБНЫМИ

А вы знаете такие слова? Когда их говорят? Нам в пути такие слова пригодятся. Давайте попробуем побольше набрать их в эту корзину. Каждый кладет свое слово. (Дети называют «волшебные слова»)

Воспитатель: Молодцы, полную корзину набрали! А теперь послушайте, что с ними надо делать.

 - Сейчас прослушайте сказку Э.Мошковской «Вежливое слово».

Театр открывается!
К началу всё готово!
Билеты предлагаются
За вежливое слово.В три часа открылась касса,
Собралось народу масса,
Даже Ёжик пожилой
Притащился чуть живой…- Подходите,
Ёжик, Ёжик!
Вам билет
В каком ряду?

- Мне — поближе:
Плохо вижу.
Вот СПАСИБО!
Ну, пойду.

Говорит Овечка:
- Мне-е-е одно местечкл!
Вот моё БЛАГОДАРЮ -
Доброе словечко.

Утка:
- Кряк!
Первый ряд!
Для меня и для ребят! -
И достала Утка
ДОБРОЕ
УТРО.

А Олень:
- ДОБРЫЙ ДЕНЬ!
Если только вам не лень,
Уважаемый кассир,
Я бы очень попросил
Мне, жене и дочке
Во втором рядочке
Дайте лучшие места,
Вот моё ПОЖАЛУЙСТА!

Говорит Дворовый Пёс:
- Поглядите, что принёс!
Вот моё ЗДОР-Р-РОВО -
Вежливое слово.

- Вежливое слово?
Нет у вас другого?
Вижу
В вашей
Пасти
ЗДРАСТЕ.
А ЗДОРОВО бросьте! Бросьте!

- Бросил! Бросил!

- Просим! Просим!
Нам билетов -
Восемь! Восемь!
Просим восемь
Козам, Лосям,
БЛАГОДАРНОСТЬ
Вам приносим.

И вдруг,
Отпихнув
Старух,
Стариков,
Барсуков,
Бурундуков…
Вдруг ворвался Косолапый,
Отдавил хвосты и лапы,
Стукнул Зайца пожилого…

- Касса, выдай мне билет!

- Ваше вежливое слово?

- У меня такого нет.

- Ах, у вас такого нет?
Не получите билет.

- Мне — билет!

- Нет и нет.

- Мне — билет!

- Нет и нет.
Не стучите — мой ответ.
Не рычите — мой совет,
Не стучите, не рычите,
До свидания, привет!

Ничего кассир не дал!
Косолапый зарыдал,
И ушёл он со слезами,
И пришёл к мохнатой маме.

Мама шлёпнула слегка
Косолапого сынка
И достала из комода
Очень вежливое что-то…
Развернула,
И встряхнула,
И чихнула,
И вздохнула:
- Ах,слова какие были!
И не мы ли
Их забыли?

ИЗВОЛЬ…
ПОЗВОЛЬ…
Их давно уж съела моль!
Бедное ПОЖАЛУЙСТА,
Что от него осталось-то?

Это слово
Золотое.
Это слово
Залатаю! -

Живо-живо
Положила
Две заплатки…
Всё в порядке!

Раз-два!
Все слова
Хорошенько вымыла,
Медвежонку выдала:
ДО СВИДАНЬЯ,
ДА СКАКАНЬЯ
И еще ДО КУВЫРКАНЬЯ,
УВАЖАЮ ОЧЕНЬ ВАС…

И десяток про запас.

- На, сыночек дорогой,
И всегда носи с собой! -

Театр открывается!
К началу всё готово!
Билеты предлагаются
За вежливое слово!

Вот уже второй звонок!
Медвежонок со всех ног
Подбегает к кассе…

- ДО СВИДАНЬЯ! ЗДРАСТЕ!
ДОБРОЙ НОЧИ! И РАССВЕТА!
ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЙ ЗАРИ!

И кассир даёт билеты -
Не один, а целых три!

- С НОВЫМ ГОДОМ!
С НОВОСЕЛЬЕМ!
РАЗРЕШИТЕ ВАС ОБНЯТЬ! -
И кассир даёт билеты -
Не один, а целых пять.

- ПОЗДРАВЛЯЮ
С ДНЁМ РОЖДЕНЬЯ!
ПРИГЛАШАЮ ВАС К СЕБЕ!

И кассир от восхищенья
Постоял на голове!

И кассиру
Во всю силу
Очень хочется запеть:
«Очень-очень-очень-
Очень вежливый Медведь!»

- БЛАГОДАРЕН!
ИЗВИНЯЮСЬ!

- Славный парень!
- Я стараюсь!
- Вот какая умница. -
Вот идёт Медведица,
И она волнуется,
И от счастья светится!

- Здравствуйте,
Медведица!
Знаете,
Медведица,
Славный мишка ваш сынишка,
Даже нам не верится!

- Почему не верится? -
Говорит Медведица. -
Мой сыночек — молодец!

До свидания!

КОНЕЦ

Воспитатель: Запомнили, молодцы, можем дальше идти. От волшебницы Речи идем дальше, делаем 2 шага вниз и 1 шаг вправо. Что видите на карте?

Ребята, а давайте вспомним, кого на Руси называли скоморохами?

А кто такой Петрушка?  С Петрушкой устраивали веселые представления, а вы хотите с ним встретиться?

Петрушка:А вот и я! Ждали вы меня, друзья? Я весельчак – Петрушка, скоморох – насмешник. Остер колпачок, еще острей язычок.

   Привет, Андрей – воробей, не гоняй голубей!

   Здравствуй, Алешка –лепешка, соломенная ножка!

Воспитатель: Эй, Петрушка, что это ты дразнишься?

Петрушка:Я с ребятами шутил, я дразнилку говорил.

Воспитатель: Ребята, а давайте и мы Петрушке дразнилку скажем.

Дети: Здравствуй, Петрушка, колпак на макушке,

           Сам с локоток, голова с ноготок.

Петрушка: Ой- ой, так вы меня не встречайте, а лучше за стол сажайте, да угощайте.

 Воспитатель: Чем же тебя угостить, попотчевать?

Петрушка: Я люблю пищу русскую, простую, догадайтесь какую?

  1. Из крупы ее сварили,

    Посолили, подсластили.

    Эй, ну где же ложка наша?!

    Так вкусна на завтрак... (каша)

  1. Теплый, мягкий и блестящий,

   С корочкой такой хрустящей!

         Спросим мы у детушек:

  «Что же это?» (Хлебушек)

       3. Подготовим место,

     Раскатаем тесто.

     Вот повидло, вот творог.

    Мы хотим испечь... (пирог)

4.Лук, капуста и картошка,

Разных овощей немножко.

Ты в кастрюле их ищи.

Это суп с названьем... (щи)

Воспитатель: Будет тебе, Петрушка, каши миска, хлеба крошка, да пирога немножко.

Петрушка: Благодарю. За это вас я развеселю! Довольны будете здорово – удовольствия с три короба! Ну-ка, слушайте меня!

   Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота.

Выскочила палка с бабкою в руке,

И давай дубасить коня на мужик!

Петрушка: Так бывает или нет, поскорее дай ответ!

Воспитатель: Ребята, а вы помните, как называются такие стихи или рассказы, в которых все наоборот, как в жизни не бывает? Для чего их сочиняют? 

Петрушка: А вы знаете небылицы? Расскажите, меня рассмешите.

Дети читают.

На болоте стоит пень,
Шевелиться ему лень.
Шея не ворочается,
А посмеяться хочется.

***

Лиса по лесу бежала,
Лиса хвост потеряла.
Ваня в лес пошёл,
Лисий хвост нашёл.
Лиса рано приходила,
Ване ягод приносила,
Её хвост отдать просила

***

Между небом и землёй
Поросёнок рылся
И нечаяно хвостом
К небу прицепился.

Петрушка: Молодцы, ребятки, с настроением у вас все в порядке!

А у  нашего Егорки хороши скороговорки (3 раза)

Воспитатель: Это ты про кого говоришь, Петрушка?

Петрушка:

Это просто скороговорка, я ее могу 100 раз повторить!

Воспитатель: Ну и хвастун же ты! Ребята тоже знают скороговорки.

Петрушка: А вы сможете их быстро проговорить, за мной повторить? На слово не поверю, сейчас сам проверю.

(Дети повторяют скороговорки за Петрушкой)

Петрушка: Ну молодцы, за это я вам скажу, как дальше идти, как шкатулочку найти. Делайте на карте 3 шага вниз, дошли? А мне прощаться с вами пора! До свиданья, детвора!

Воспитатель: Все сделали 3 шага вниз?  Вот мы и дошли до шкатулочки. А вот и ключик. Сейчас я открою шкатулочку. Ох, какая неприятность, ключик рассыпался на кусочки! Чтоб шкатулочку открыть, надо ключик вам сложить. Но форма к форме тогда подбирается, если пословица к ней прилагается. Помните пословицы?

  • Без труда не вынешь рыбку из пруда.
  • Города строят не языком, а топором.
  • Кто не трудится, тот не ест.
  • Отца с матерью почитать - горя не знать.
  • Не делай того, чего надо стыдиться.

Молодцы, собрали ключик. Ну-ка, шкатулочка, откройся! Ой, да это шкатулочка не простая, а музыкальная! Она играет русскую народную музыку. Выходи, честной народ, становись в хоровод!

Хороводная игра "Веселись детвора"

-Веселись детвора
Поиграть пришла пора!
Как мяучит кисонька? –
Поочерёдное выдвижение рук вперёд.
Мяу, мяу, мяу.

- А как лает Жученька? – Хватательные движения
Гав, гав, гав.

- Как мычит коровушка? – "Рога" Руки к голове, наклоны вперёд.
Му, му, му.

- Как свинка хрюкает? – к носу указательным пальцем
Хрю, хрю, хрю.

- Веселись детвора 
Продолжается игра –
Водим хоровод

- Как лягушки квакают? – Ладошки вперед, пальцы развести
Ква, ква, ква.

- Как утята крякают? – Руки согнутые в локтях "клювики"
Кря, кря, кря.

- Воробьи чирикают? – Руки в стороны, махи руками
Чик-чирик.

- По дорожкам прыгают – Прыжки на месте
Прыг, прыг, прыг.

- Веселись детвора
Завершается игра –
Остановиться.          

Воспитатель: Славно повеселились. Ну вот мы с вами и побывали в Чудо -городке! Наше путешествие закончилось, понравилось оно вам?иТогда предлагаю нарисовать то, что больше всего понравилось и мы устроим выставку о Чудо –городке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект развлечения "Путешествие на сказочную поляну"

конспект развлечения во 2 мл. группе...

Конспект занятия "Путешествие в Играй-городок" по теме "Речевые игры для детей – логопатов с диагнозом ОНР." (совместно логопед и воспитатель)

Значение игры в воспитательной и логопедической работе с детьми.ВВЕДЕНИЕ.Вспомните, как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когд...

Конспект НОД "Путешествие в лесной городок"

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо познавательно-речевому развитию во средней группе  Тема: «Путешествие в лесной городок»Цель:Формирования основ безопасности собст...

Конспект ООД "Путешествие на чудо-остров"

Конспект направлен на содействие навыков рисования с использованием формообразующих движений....

Конспект занятия "Путешествие в Играй-городок"

Конспект занятия по обучению грамоте. Как формировать ритм слова, слоговую структуру слова? Данный конспект занятия  поможет решить эти вопросы....

Конспект занятия "Путешествие по чудо-саду Корнея Чуковского"

Совершенствовать  и обобщать знания детей по изученным произведениям К. И. Чуковского;Закреплять знания о литературных героях, детских писателях; Развивать познавательную и речевую акти...