НЕПЕСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.(ПРИДУМЫВАНИЕ ЗАГАДОК)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

АЗИМОВА ИНДИРА АБДУРАЗАКОВНА

РАССКАЗЫВАНИЕ ПО ВООБРАЖЕНИЮ,ПРИДУМЫВАНИЕ ЗАГАДОК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kot-leopold.odt21.82 КБ

Предварительный просмотр:

               НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ                  (рассказывание по воображению, придумывание загадок).

              «КОТ-ЛЕОПОЛЬД В ГОСТЯХ У «СКАЗКИ»».

ЦЕЛЬ:расширение активного и пассивного словаря в процессе придумывания загадок, +формирование воображения.

ЗАДАЧИ:обогащать круг представлений у детей. Учить детей самостоятельно придумы+вать загадки. Способствовать развитию наглядно-образного,причинного,исследовательского мышления; памяти.

ОБОРОДУВАНИЕ:игрушка кот-ЛЕОПОЛЬД,модель для придумывания загадок,картинки:самовар,мед,очки,ромашка.

                          ХОД ЗАНЯТИЯ:

ВОСПИТАТЕЛЬ:у нас сегодня на занятии будет присутствовать необычный гость, но прежде чем он появится вы попробуйте отгадать кто это в игре “ДА-НЕТ-ка.”А подсказка будет такая:этот гость не является человеком.

ДЕТИ:это птица?

В-ль:нет,это не птица.

Дети:может это насекомое?

В-ль:нет,это не насекомое.

Дети:может это какой-то зверек?

В-ль:да, зверек ,но зверек необычный.

Дети:он волшебный?

 В-ль:да,он умеет говорить. Послушайте загадку, а разгадкой является наш гость.

Этот кот добрейший в мире,

Он мышам в своей квартире

Говорит всегда,что нужно

Кошкам с мышками жить дружно

Дети:(КОТ-ЛЕОПОЛЬД)

В-ль:верно,а вот и наш гость. Поздоровайтесь с ним. А как вы думаете,как он оказался в нашем саду?

Дети:он мог появиться с помощью волшебной палочки.

В-ль:а каким еще образом Леопольд мог здесь оказаться?

Дети:мог прилететь,прибежать,прийти,появиться с помощью шапки-навидимки......и т. д.

В-ль:а если прилететь,то на чем?

Дети:на самолете,вертолете,ракете,на воздушном шаре,на летающем корабле.......

В-ль:а если приехать ,то на чем?

Дети:на машине,самокате,велосипеде,на роликах,на трамвае,атобусе,электричке..........

в-ль:кот Леопольд говорит,что он пришел попросить на о помощи.Дело в том,что мыши согласятся жить дружно,если кот-Леопольд победит в конкурсе загадок.Условия конкурса таковы:выиграет тот,кто придумает больше всего загадок.Кот-Леопольд слышал,что дети в детском саду умеют хорошо придумывать загадки.Поможем ему?

Дети:да!!!

В-ль:Лунтик принес с собой картинки с изображенными на них предметами о которых он хотел бы придумать загадку(самовар,мед,цветок,ромашка,очки)

Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям состтавить загадку о самоваре.Значение признака в левой части таблицы обозначается словом с четковыделенной первой буквой,а в правой части зарисовка объекта.Это позволяет тренировать детскую память:ребенок,не умея читать,запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

                            МОДЕЛЬ:

КАКОЙ?                                       ЧТО БЫВАЕТ ТАКИМ ЖЕ?

Для составления загадки выбран объект (самовар).Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.

-Какой самовар по цвету?-желтый

Воспитатель записывает слово желтый или штрихует желтым цветом первую строчку левой части таблицы.

-Какой самовар по действиям?-Шипящий(заполняется вторая строчка левой части таблицы)

Какой он по форме?-Круглый(третья строчка левой части таблицы)

Воспитатель просит дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить в таблице правые строчки:

             КАКОЙ?                         ЧТОТ БЫВАЕТ ТАКИМ ЖЕ?

Желтый                                             солнце

Шипящий                                          вулкан

Круглый                                            арбуз

Далее детей просят дать образные характеристики объектам ,выбранным для сравнения(правая часть таблицы)

ПРИМЕР:желтое-солнце,но не простое,а яркое солнце.

        КАКОЙ?                            ЧТО БЫВАЕТ ТАКИМ ЖЕ?»

ЖЕЛТЫЙ                                    ЯРКОЕ СОЛНЦЕ
ШИПЯЩИЙ                               ПРОСНУВШИЙСЯ ВУЛКАН

КРУГЛЫЙ                                   СПЕЛЫЙ АРБУЗ

После заполнения таблички  воспитатель предлагает прочитать загадку ,втавляя между строчками правого и левого столбиков слова-связки «КАК»,»НО»,»НЕ»

Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.
ИТОГОВАЯ ЗАГАДКА ПРО САМОВАР:

Желтый ,как яркое солнце,шипящий,как проснувшийся вулкан,круглый,но не спелый арбуз(воспитатель записывает результат для кота-Леопольда)

в-ль:а теперь давайте поиграем в игру «РАЗБЕЖАЛИСЬ»

Подвижная игра «РАЗБЕЖАЛИСЬ»

ПРАВИЛА ИГРЫ:

Дети в произвольном порядке стоят на ковре. Воспитатель стоит перед ними и называет какой-то признак и показывает руками ,в какие стороны должны разбегаться дети .Например:мальчики направо, девочки налево;у кого есть красный цвет к окну, у кого нет к двери и др.

Называются признаки ,которые дают детям четко разделиться на две группы.(одежда с карманами и без, с длинными рукавами и с короткими, платья или не в платьях)

НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ называть сравнения высокий-низкий и т. д. Игрушка кот-леопольд тоже принимает участие в игре на выбывание.(в достаточно быстром темпе)

После игры дети таким же образом составляют загадки на слова мед,ромашка,очки. Дети самостоятельно подбирают признаки предметов  и сравнивают с другими предметами.

Все придуманные загадки записываются и в конце передаются коту-Леопольду для участия в конкурсе.

       

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ во 2 младшей группе. Составление загадок.

Загадки помогают развивать логическое мышление и сообразительность, а также помогают развивать словарный запас детей.Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие реч...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ: "ПРИДУМЫВАНИЕ ЗАГАДОК НА ОСНОВЕ ПРОВЕДЕНИЯ НАБЛЮДЕНИЙ НА ПРОГУЛКЕ"

Методическая разработка по ознакомлению с окружающим и развитию речи со статьей. В помощь воспитателям....

Конспект НОД по развитию речи "Придумывание небылиц"

Творческое рассказывание развивает воображение  и связную речь детей....

Непесредственно образовательная деятельность по ФЭМП

НОД по ФЭМП «Иван-царевич и Василиса Прекрасная» в подготовительной подгруппе. Реализуемая приоритетная образовательная область: познавательная. Цель: Обоб...

Конспект Контрольного занятия по развитию речи «Придумывание сказок» подготовительная к школе группа

Закрепление знаний сказок в игровой форме.Формировать у детей элементарные представления о добре и взаимопомощи в сказках.развить навыки речевого общения;развить связную речь;развить речевое тво...