Главные вкладки

    Упражнения на развитие фонематического слуха
    консультация по развитию речи на тему

    Балакина Алевтина Сергеевна

    Игры и упражнения, не требующие особой подготовки. Они позволят развить слуховое внимание детей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Как развивать фонематический слух ребенка.

    Говорим с ребенком о звуках.

    Для развития фонематического слуха можно использовать следующие игры и упражнения, которые можно проводить с ребенком в домашних условиях, без особой подготовки:

    Начинать лучше с неречевых звуков, вы поймете, умеет ли ваш ребенок прислушиваться к окружающим звукам.

    1. НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ

    ЗВУКИ ВОКРУГ НАС

    Слушать различные неречевые звуки, сидя в тишине…

    ЧТО ЗВУЧИТ?

    Различные звучащие предметы  (шуршит мешок, звенят ключи…)

    ЧТО ПЕРЕСЫПАЛИ?

    Крупу, горох, семена пересыпать из емкости в емкость

    ХИТРЫЙ МЯЧИК

    Что делает мячик за ширмой: прыгает, подлетает вверх, катится…- теннисный мяч

    ЗАБАВНАЯ ЛОЖЕЧКА

    Определить, по чему стучит ложка…

    ДАЛЕКО – БЛИЗКО

    Определять тихое и громкое звучание (колокольчик, барабан, звукоподражания домашних животных)

    ВОДИЧКА – ВОДИЧКА

    Звук льющейся воды в различные емкости

    ХЛОПНИ, КАК Я

    Хлопать, топать, стучать молотком различные ритмы от простых (из 2 – 3 –х ударов) до более сложных.

              Затем перейти к речевым звукам. Часто дети, услышав произнесенный звук, называют его буквой. Буква- это то, что НАПИСАНО, её можно увидеть, а звук- только услышать.

    2. РЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ

    ДАЛЕКО- БЛИЗКО (произносить звук тихо и громко)

    Корабль плывет далеко и близко (Ы-Ы-Ы). Самолет летит высоко и низко (Л-Л-Л). Жук жужжит (Ж- Ж –Ж).  Комарик (З-З-З)

    ДОЛГО и МЕДЛЕННО или БЫСТРО? (короткие и длительные звуки)

    Комар летит долго? Или быстро?  ЗЗЗЗ или З

    Машина едет долго? Или быстро уехала? РРРР или Р

    НАЗОВИ ПЕРВЫЙ ЗВУК

    Нназвать слово, называть первый звук, придумать еще слово, начинающееся на этот же звук. Важно произносить звук так же, как он звучит в слове. Начинать со слов, начинающихся на М,Мь,Н,Нь,В,Вь,Ф,Фь, С,Сь,З,Зь, т.е. звуки, которые можно «потянуть», желательно те, которые ребенок правильно произносит. Гласные- только в сильной позиции (под ударением) – осень, ива, уши. Внимание: слова яблоко,  ёлка, юбка начинаются не на Я, Ё, Ю, как многие родители говорят, а на j, лучше такие слова не называть.

    ЭХО

    Различение похожих по звуковому составу слов. «Подскажи словечко», придумывание рифм к слову.

    ХЛОПНИ, (топни, возьми фишку…) ЕСЛИ УСЛЫШИШЬ…

    «Загадать» любой звук, называть его в ряду других звуков.

    Давать аналогичные задания можно даже с такими звуками, которые ребенок не произносит сам. Послушать правильное произношение звука лишним не будет.

    А с теми звуками, которые ребенок уже произносит, можно играть чуть по другому:

    ПОВТОРЯЙ ЗА МНОЙ  только ЗВУК …Л, или др.

    Произносить ряд звуков, ребенок реагирует на заданный звук.

               

    Когда ребенок освоит понятие «звук», будет прислушиваться к словам, а не только воспринимать информацию, можно будет выполнять более сложные задания, что поможет ребенку в исправлении дефектов речи.

                МБДОУ ПГО"Детский сад № 49 общеразвивающего вида"      13

    Консультация для родителей

    Составитель:

    Учитель- логопед

    Балакина Алевтина Сергеевна


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Упражнения для развития фонематического слуха

    В данной книге представлена система упражнений для развития ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА. Она построена по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе малыш перестает справляться с заданиями, нач...

    Упражнения для развития фонематического слуха

    В данной книге представлена система упражнений для развития ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА. Она построена по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе малыш перестает справляться с заданиями, нач...

    Игры и упражнения для развития фонематического слуха.

    Опыт работы по развитию фонематического слуха у детей, посещающих логопедическую группу. Совместная работа воспитателя и логопеда....

    ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА (приложение)

    Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической (развитие фонематического слуха и восприятия), лексической, грамм...

    Комплекс игр и упражнений для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

    Игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста....

    Комплекс игр и упражнений по развитию фонематического слуха, представлений, навыка фонематического анализа и синтеза.

    В моей работе успешно используются эта картотека игр и упражнений, направленная на развитие фонематического слуха, анализа и синтеза....

    ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ Развитие фонематического слуха, как основа успешного обучения в школе.

    Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам....