Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе "Дорогами сказок"
учебно-методическое пособие по развитию речи (старшая группа) на тему

Аскарова  - Низамутдинова Фанура Сынтимеровна

Формирует представление у детей об одном из жанров фольклора – народной сказке;  развивает умение грамотно, последовательно излагать  свою мысль

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Дорогами сказок"20.3 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе.

Тема:   Дорогами сказок …

Программное содержание:  Продолжать формировать представление детей об одном из жанров фольклора – народной сказке;  развивать умение грамотно, последовательно излагать  свою мысль, логическое мышление, тренировать память;

через сказку воспитывать лучшие качества человека: честность, верность, доброту,  чувство товарищества; через элементы театрализации дать возможность  детям  выразить свои чувства, эмоции, фантазии.

Оборудование: иллюстрации к сказкам, домик Бабы Яги, выставка рисунков «Дорогами сказок»,  макет яблони, яблока, удочки, рыбки для игры, сундучок с волшебными предметами, костюмы героев сказок, ширма для кукольного театра, куклы для сказки «Колобок», магнитофон, аудиозаписи, выставка книг.

Ход  НОД:

Сказительница. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие! В гости к вам пришла. А вы знаете, кто я и как меня зовут? Сказительница я, людям сказки сказываю. От послушайте мою сказку.  В давние, давние времена, не умели люди ни читать, ни писать. Чтобы повеселить своих деток малых, взрослые стали придумывать для них сказки, потешки, прибаутки. Детки подрастали, своим детям их рассказывали, передавали «из уст в уста». А эти дети – своим детям. Каждый что – нибудь свое в сказки добавлял. Вот и дошли до нас сказки через века. А почему их называют русскими народными?

Молодцы, и я предлагаю вам отправиться в путь дороженьку, белый свет повидать, людей посмотреть, себя показать и встретиться с русскими народными сказками. Дороженька предстоит нам дальняя, нужно котомку собрать с самыми необходимыми вещами. Перед вами раскинулась скатерть – самобранка не с яствами заморскими, а предметами сказочными. Они помогут нам в пути (шапка – невидимка, зеркальце, сосуд с живой водой, колечко, гребень, полотенце, яблоко, клубочек). Вы должны назвать волшебные свойства каждого предмета. Котомку собрали – и в путь! В страну сказок, чудес и волшебства! С каких слов обычно начинаются сказки? (Жили – были, в некотором царстве, в некотором государстве.)

В сказке может все случиться,

Наша сказка впереди.

Сказка в двери к нам стучится,

Скажем гостье : «Заходи!»

(Звучит музыка, выбегают дети, играющие гусей – лебедей. Они облетают зал, садятся в уголок. Появляются сестрица Аленушка и братец Иванушка.)

Сценка из сказки «Гуси – лебеди».

Аленушка. Яблонька, яблонька, спрячь нас!

Яблонька. Поешьте моего лесного яблочка – спрячу.

Дети едят яблоки и садятся под раскидистые ветви яблони. Гуси снова облетают зал и , не находя детей, улетают.

Сказительница. В какой сказке мы побывали? Кто герои сказки?  Как закончилась сказка?  Аленушка и Иванушка, а также гуси – лебеди будут путешествовать с нами по сказкам.

Катись, катись, яблочко

По серебряному блюдечку,

Покажи мне на блюдечке

Города и поля,

Леса и моря,

И гор высоту,

И небес красоту.

Игра «Не урони яблочко».

Инсценировка отрывка из сказки «Колобок» (кукольный театр)

Сказительница. Узнаете, какая это сказка?  Какую песенку поет Колобок? Кого он встретил на своем пути?  Как закончилась сказка? Да, печальный конец у сказки, но и поучительный: будет знать Колобок, как лисе доверять. Русские народные сказки учат нас отличать добро от зла, ведь недаром во многих сказках можно прочитать фразу: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

Путь наш продолжается.  Очутились мы в лесу, возле странной избушки. Стоит она на курьих ножках, вокруг себя поворачивается. Как в нее попасть, какие слова нужно сказать?

Дети. Избушка, избушка, стань к лесу  задом, а к нам передом.

Звучит музыка, появляется Баба Яга, танцует.

Баба Яга.  Какие дорогие гости ко мне пожаловали! Как я рада вам, а то совсем меня, старую, позабыли – позабросили. До чего дошло – стороной обходят, боятся, злыдней считают… А я вовсе не такая, я очень даже хорошая! Вот на досуге сказочки почитываю. Хотите, расскажу? Нет, лучше я вам загадки загадаю, да не простые, а про сказочных героев.

Загадки Бабы Яги.

Железные  зубы, костяная нога,

Все люди знают, это … (Баба Яга)

В птичник повадится, жди беды,

Рыжим хвостом заметает следы (Лиса)

Несет меня лиса за темные леса

За быстрые реки, за высокие горы…

Кот и дрозд, спасите меня! (Петушок – золотой гребешок)

Уплетая калачи, ехал парень на печи (Емеля)

Какой герой и в какой сказке любит хвастаться: « У меня не усы, а усище, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи!» (Заяц)

В какой сказке у матери было три дочери: Одноглазка, Двухглазка и Трехглазка? (Хаврошечка) .

Игра «Перепрыгни через метлу»  (проводит Баба Яга).

Сказительница. Ну что ж, у Бабы Яги побывали и не совсем уж она злая. Интересно, в какую сказку мы сейчас попадем.

До чего ж хитра лиса!

Это прямо чудеса!

Мужичка перехитрила,

С воза рыбу утащила,

Обманула волка

Тоже очень ловко!

Инсценировка сказки «Лиса и волк».

Лиса.

Вот устала, так устала!

Возле речки я гуляла.

Мужичка перехитрила

И всю рыбку утащила.

Волк. Лизавета, здравствуй.

Лиса. Как дела, зубастый?

Волк. Ничего идут дела, голова пока цела.

Лиса. Где ты был?

Волк. На рынке.

Лиса. Что купил?

Волк. Свининки.

Лиса. Сколько взяли?

Волк. Шерсти клок.

Ободрали правый бок.

Хвост отгрызли в драке.

Лиса. Кто отгрыз?

Волк. Собака. Ну а ты –то где бродила?

Лиса. Рыбку в проруби ловила.

Только хвостик  опустила,

Видишь, сколько наловила!

Волк. Рыбки тоже я хочу!

Лиса. Так поймай, я научу.

Ты ступай, дружок, к реке,

Сядь в укромном уголке.

Хвост свой в прорубь опускай

И все время повторяй:

Ловись, рыбка, большая и маленькая.

Волк. Ну, спасибо, Лизавета!

Помогла ты мне советом.

Где тут прорубь, покажи.

Лиса. Не забудь, слова скажи.

Сказительница. Угадали, ребята, какая сказка? А сейчас мы поможем волку поймать рыбку.

Игра «Поймай рыбку»

Сказительница.  Ну что же, помогли волку поймать рыбу, пойдем дальше.  Отгадайте мою загадку. Кругла, да не мяч, желтая, да не масло, сладкая, да не сахар, с хвостом, да не мышь. (Репа).

Инсценировка сказки «Репка».

Сказительница.  Все русские народные сказки заканчиваются счастливо. Вот и у этой сказки хороший конец. Что помогло вытащить репку? (Дружба). Русские люди умели не только красивые сказки сочинять, но и песни петь, хороводы водить.

Хоровод под песню «Во поле береза стояла…»

Иванушка. Сестричка Аленушка, я устал, я домой хочу!

Аленушка. Иванушка, у меня есть волшебный клубок, вот он – то  и покажет нам дорогу домой. Катись, волшебный клубочек, прямо к дому, на порог! Смотри, Иванушка, наш клубок привел нас в детский сад.

Сказительница. Вот и подходит к концу наше путешествие по сказкам. Много сказок мы сегодня увидели. В каких сказках мы побывали? Что самое главное в русских народных сказках? (Добро побеждает зло). А какими словами заканчиваются сказки? (Стали жить – поживать, да добра наживать; вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!)

А еще мы прочтем с вами много других сказок в этих книгах, которые выставлены  перед вами.  Пора и мне прощаться с вами. В добрый путь! До новых встреч в стране Сказок, Чудес и Волшебства!

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности "В стране математических сказок"

Конспект непосредственно образовательной деятельности « В стране математических сказок» Направление деятельности: «социально-личностное» Образовательная область: «Познание» Возрастная группа: разн...

Конспект Непосредственной Образовательной Деятельности в старшей группе Тема: «Сравнение сказок А. С. Пушкина»

Муниципальное  Бюджетное  Дошкольное Образовательное  Учреждение   «Детский сад  Общеразвивающего  вида № 145»     Конспект  Непосредст...

Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе "В мире сказок и чудес"

Цель: показать уровень развития речевых процессов у детей старшей логопедической группы.Задачи:1. Закреплять умения звукового анализа и синтеза слов.2. Продолжать развивать фонематический слух и слухо...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе тема: «Путешествие в страну русских народных сказок»

Продолжать закреплять жанровые особенности русской народной сказки; учить узнавать и называть сказку по иллюстрации и фрагменту произведения; воспитывать желание помочь герою, оказавшемуся в сложной ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме "В мире сказок"

Представлено содержание НОД в  соответствии с требованиями ФГОС...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по театрализованной деятельности: «Путешествие в страну сказок и фантазии».

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по театрализованной деятельности: «Путешествие в страну сказок и фантазии»....