Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему « Беседа с детьми о видах декоративно-прикладного искусства».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Программное содержание: обобщать и систематизировать представления детей о народных промыслах на примере изготовления игрушек и посуды, закреплять знания об особенностях и этапах изготовления дымковской игрушки, хохломской посуды используя прием мнемотехники, развивать у детей способность анализировать, сравнивать детали, воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства. Развивать уважение и интерес к декоративно - прикладному искусству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по развитию речи
в подготовительной группе
на тему « Беседа с детьми о видах декоративно-прикладного искусства».
Воспитатель
Сытникова С. А.
МДОУ ЦРР д/с № 15
« Светлячок»
Программное содержание: обобщать и систематизировать представления детей о народных промыслах на примере изготовления игрушек и посуды, закреплять знания об особенностях и этапах изготовления дымковской игрушки, хохломской посуды используя прием мнемотехники, развивать у детей способность анализировать, сравнивать детали, воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства. Развивать уважение и интерес к декоративно - прикладному искусству.
Материал: изделия дымковской, филимоновской, хохломской, гжельской, Городецкой росписи, мнемотехно карты по дымковской и хохломской росписям, декоративное изображение птиц – хохломской, гжельской. Городецкой, карточки с элементами декоративных росписей на каждого ребенка, картинки с изображением последовательности изготовления дымковской игрушки и хохломской посуды на каждого ребенка.
Предварительная работа: рассматривание изделий дымковских, филимоновских, хохломских, гжельских, городецких.
Ход занятия.
- Ребята, где ваши мамы делают покупки?
- В магазине, на базаре.
- Правильно, а вот раньше на Руси проводились веселые, шумные ярмарки.
На ярмарках торговали всем и помногу. Если мука – то мешками, если дрова- то телегами. А еще на ярмарках торговали изделиями, изготовленными своими руками.
- Изделия сделанные умельцами называли по названию той деревни или города, в котором жили мастера.
« Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали,
И село большое « Дымково назвали»
Там любили песни, пляски,
Там рождались чудо-сказки,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые
А волшебно- расписные,
Белоснежные, как березки
Кружочки, клеточки, полоски-
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор».
- О какой росписи рассказывается в стихотворении?
- А как называются игрушки этих умельцев?
В тихом Подмосковье
Речка Гжелочка бежит
Вдоль этой речки
Деревенька стоит.
Заросли ивы вдоль речки бегут
Умельцы в той деревеньке живут.
Расписную посуду они мастерят
Синим, по белому чудо творят.
- О каких умельцах говорится в этом стихотворении?
- Как называют посуду?
Хохломская роспись, алых ягод роспись,
Отголоски лета в зелени травы!
Рощи, перелески шелковые всплески,
Солнечно-медовой золотой листвы!
Роспись хохломская словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий,
Всех чудесней наша хохлома.
- Что расписывали хохломской росписью?
( сахарницы, солонки, горшки, ковшики, ложки и другую деревянную посуду)
Свистульки – петушки,
Глиняные зайчики,
Кони вороные
Гривы расписные!
Всем по нраву глиняные забавы.
- О каких мастерах рассказывалось в стихотворении?
( о филимоновских)
- Почему вы так думаете?
( потому что они жили в деревне Филимоново и делали глиняные свистульки)
Из липы доски сделаны,
И прялки и лошадки…
Цветами разрисованы
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники,
Жар- птицы ввысь летят
И точки черно-белые
На солнышке блестят.
- Как называлась роспись, которой расписывали деревянные прялки, кухонные доски и другие изделия? ( Городецкая)
-Ребята, скажите, какие мастера делали глиняные игрушки?
( дымковские и филимоновские)
Чем отличаются дымковская барышня от филимоновской?
( росписью)
- У дымковской росписи ( точки, кружочки, волнистые и прямые линии).
- У филимоновской – прямые линии.
-Они по- разному лепятся : голову дымковской барышни прилепляют на конус, а голову филимоновской – вытягивают.
-после обжига дымковские игрушки, покрывают белой краской, а филимоновские игрушки становятся белыми из-за особого состава глины.
- Дымковские игрушки расписываются кисточкой, а филимоновские гусиным пером.
- На ярмарках продавали не только игрушки сделанные своими руками, но и посуду. Из чего делали гжельские умельцы посуду?
( из глины)
- Какие цвета использовали при росписи посуды гжельскими мастерами?
( синий и голубой)
- На Руси изготовляли не только глиняную посуду, а еще мастерили ее из дерева.
- Как назывались умельцы, которые расписывали деревянную посуду?
( хохломские)
- Какие элементы использовали в хохломской росписи?
( трава, цветы, листья, ягоды, птицы)
-Как называются элементы Городецкой росписи? (Городецкие изделия расписываются « розанами», « купавками», листьями, и оживляют листья и цветы черной или белой линией, которая называется « оживкой» )
- Молодцы ребята, вы знаете, как отличаются одни изделия народных умельцев от других. А вот сможете, сложить картинки дымковских и Городецких мастеров. Сейчас мы с вами поиграем « Чья команда выложит картинку быстрее?»
- А теперь давайте вспомним, как изготавливают мастера из дымковской слободы свои изделия?
( Провожу, тренинг, слухового и зрительного восприятия. Показываю по очереди карточки и рассказываю, а дети помогают.)
- Вначале мастера берут ( картинка – буква «Г» ) глину и смешивают ее с песком (картинка – желтый прямоугольник), затем начинают лепить игрушки: барышень (картинка- барышня), коней ( картинка- конь), петухов ( картинка- петух). Во время лепки они все время сглаживали фигурку и места соединений водой ( картинка – вода), чтобы глина не трескалась. Готовые изделия оставляют сохнуть. А в это время умельцы растапливают печь березовыми дровами ( картинка – березовая роща), чтобы огонь был жарче. В печь ( картинка –горящая свеча) помещают фигурки для обжига. Когда в печь попадал холодный воздух, игрушки начинают звенеть ,как колокольчики
( картинка – колокольчик). После обжига они становились легкими ,как перышко (картинка – перо), Когда игрушки остывали, мастера разводили мел ( картинка – буква « М») и молоко ( картинка – корова) и покрывали фигурки этим раствором. Краски разводили с яйцом ( картинка пасхальные - расписные яйца) и раскрашивали беличьей кистью (картинка – белка). Один и тот же узор никогда не повторялся. Невозможно было найти две одинаковые фигурки. Чтобы укрепить красочный слой, изделия покрывали тонким слоем яичного желтка ( картинка - желтый круг). И вот яркая и веселая игрушка готова.
- Ребята, давайте вспомним, как изготовляли мастера хохломскую посуду.
- Вначале мастера вырезали из дерева (картинка – ложка) ложки, тарелки (картинка – тарелки),чтобы дерево не впитывало краску, покрывали льняным маслом( картинка – буква « М») , натирают алюминиевым порошком ( картинка - ), расписывали ( картинка – смородины), еще раз покрывали льняным маслом (картинка – буква « М»)и обжигают (картинка- свечки горящей), после обжига посуда становилась золотистая.
- На столе разложите последовательность изготовления дымковской игрушки и хохломской посуды.
- Молодцы, последовательность изготовления изделий народных мастеров, вы знаете, а загадки про росписи, отгадаете?
Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и бараны смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары, и рыбы,
А ну назови-ка меня! ( Дымка)
Снежно – белая посуда,
Расскажи-ка: ты откуда?
Видно, с Севера пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми. ( Гжель)
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они, как золотые,
А может, солнцем залитые. ( Хохлома)
- Да, загадки отгадали правильно. Посмотрите на этих птиц, к какой народно- декоративной росписи относится каждая птица.
- У вас на столах лежат карточки, на которых перепутались элементы декоративных росписей. Разложите « узоры», чтобы в каждом горизонтальном ряду были элементы только одного вида росписи.
- Ребята, вы правильно разложили элементы росписи. А сейчас я вам предлагаю расписать любое изделие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер
1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка
1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий....
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица
1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...
Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: " Учимся говорить"
Связная речь- это смысловое, развернутое эмоциональное высказывание, (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Для овладения речью ребенку необходимы нормальн...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Колобок» на тему « Беседа с детьми о видах декоративно-прикладного искусства».
Программное содержание: обобщать и систематизировать представления детей о народных промыслах на примере изготовления игрушек и посуды, закреплять знания об особенностях и этапах изготовления дымковск...
Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Конспект образовательного события в подготовительной группе...