Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему « Беседа с детьми о видах декоративно-прикладного искусства».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Программное содержание: обобщать и систематизировать представления детей о народных промыслах на примере изготовления игрушек и посуды, закреплять знания об особенностях и этапах изготовления дымковской игрушки, хохломской посуды используя прием мнемотехники, развивать у детей способность анализировать, сравнивать детали, воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства. Развивать уважение и интерес к декоративно - прикладному искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по развитию речи

в подготовительной группе

на тему « Беседа с детьми о видах декоративно-прикладного искусства».

                                                        Воспитатель

                                                      Сытникова С. А.

                                                   МДОУ ЦРР д/с № 15

                                                    « Светлячок»

Программное содержание: обобщать и систематизировать представления детей о народных промыслах на примере изготовления игрушек и посуды, закреплять знания об особенностях и этапах изготовления дымковской игрушки, хохломской посуды используя прием мнемотехники, развивать у детей способность анализировать, сравнивать детали, воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства. Развивать уважение и интерес к декоративно - прикладному искусству.

Материал: изделия  дымковской, филимоновской, хохломской, гжельской, Городецкой росписи, мнемотехно карты по дымковской и хохломской росписям, декоративное изображение птиц – хохломской, гжельской. Городецкой, карточки с элементами декоративных росписей на каждого ребенка, картинки с изображением последовательности изготовления дымковской игрушки и хохломской посуды на каждого ребенка.

Предварительная работа: рассматривание изделий дымковских, филимоновских, хохломских, гжельских, городецких.

Ход занятия.

- Ребята, где ваши мамы делают покупки?

- В магазине, на базаре.

- Правильно, а вот раньше на Руси проводились веселые, шумные ярмарки.

На ярмарках торговали всем и помногу. Если мука – то мешками, если дрова- то телегами. А еще на ярмарках торговали изделиями, изготовленными своими руками.

- Изделия сделанные умельцами называли по названию той деревни или города, в котором жили мастера.

                                           « Дым идет из труб столбом,

                                             Точно в дымке все кругом,

                                              Голубые дали,

                                              И село большое « Дымково назвали»

                                              Там любили песни, пляски,

                                              Там рождались чудо-сказки,

                                               И лепили там из глины

                                               Все игрушки не простые

                                              А волшебно- расписные,

                                              Белоснежные, как березки

                                              Кружочки, клеточки, полоски-

                                              Простой, казалось бы узор,

                                              Но отвести не в силах взор».

- О какой росписи рассказывается в стихотворении?

- А как называются игрушки этих умельцев?

                                               В тихом Подмосковье

                                               Речка Гжелочка бежит

                                               Вдоль этой речки

                                               Деревенька стоит.

                                               Заросли ивы вдоль речки бегут

                                               Умельцы в той деревеньке живут.

                                               Расписную посуду они мастерят

                                               Синим, по белому чудо творят.

- О каких умельцах говорится в этом стихотворении?

- Как называют посуду?

                                         

                                               Хохломская роспись, алых ягод роспись,

                                               Отголоски лета в зелени травы!

                                               Рощи, перелески шелковые всплески,

                                               Солнечно-медовой золотой листвы!

                                               Роспись хохломская словно колдовская,

                                               В сказочную песню просится сама.

                                               И нигде на свете нет таких соцветий,

                                               Всех чудесней наша хохлома.

- Что расписывали хохломской росписью?

( сахарницы, солонки, горшки, ковшики, ложки и другую деревянную посуду)

                                               Свистульки – петушки,

                                                Глиняные зайчики,

                                                Кони вороные

                                                Гривы расписные!

                                                Всем по нраву глиняные забавы.

- О каких  мастерах рассказывалось в стихотворении?

        ( о филимоновских)

 - Почему вы так думаете?

     ( потому что они жили в деревне Филимоново и делали глиняные свистульки)          

                                                   Из липы доски сделаны,

                                                   И прялки и лошадки…

                                                   Цветами разрисованы

                                                   Как будто полушалки.

                                                   Там лихо скачут всадники,

                                                   Жар- птицы ввысь летят

                                                   И точки черно-белые

                                                   На солнышке блестят.

- Как называлась роспись, которой расписывали деревянные прялки, кухонные доски и другие изделия?  ( Городецкая)

 -Ребята, скажите, какие мастера делали глиняные игрушки?

   ( дымковские и филимоновские)

Чем отличаются дымковская барышня от филимоновской?

   ( росписью)

- У дымковской росписи ( точки, кружочки, волнистые и прямые линии).

- У филимоновской – прямые линии.

-Они по- разному лепятся : голову дымковской барышни прилепляют на конус, а голову филимоновской – вытягивают.

-после обжига дымковские игрушки, покрывают белой краской, а филимоновские игрушки становятся белыми из-за особого состава глины.

- Дымковские игрушки расписываются кисточкой, а филимоновские гусиным пером.

 - На ярмарках продавали не только игрушки сделанные своими руками, но и посуду. Из чего делали гжельские умельцы посуду?

  ( из глины)

- Какие цвета использовали при росписи посуды гжельскими мастерами?

( синий и голубой)

- На  Руси изготовляли не только глиняную посуду, а еще мастерили ее из дерева.

- Как  назывались умельцы, которые расписывали  деревянную посуду?

( хохломские)

- Какие элементы использовали в хохломской росписи?

  ( трава, цветы, листья, ягоды, птицы)

-Как называются элементы Городецкой росписи?                                  (Городецкие изделия расписываются « розанами», « купавками», листьями, и оживляют листья и цветы черной или белой линией, которая называется          « оживкой» )

- Молодцы ребята, вы знаете,  как  отличаются  одни изделия народных умельцев от других. А вот сможете, сложить картинки дымковских  и Городецких мастеров. Сейчас мы с вами поиграем « Чья команда выложит картинку быстрее?»

- А теперь давайте вспомним, как изготавливают мастера из дымковской слободы свои изделия?

( Провожу, тренинг, слухового и зрительного восприятия. Показываю по очереди карточки и рассказываю, а дети помогают.)

- Вначале мастера берут ( картинка – буква «Г» ) глину и смешивают ее  с песком  (картинка – желтый прямоугольник), затем начинают лепить игрушки: барышень (картинка- барышня), коней ( картинка- конь), петухов ( картинка- петух). Во время лепки они все время сглаживали фигурку и места соединений водой ( картинка – вода), чтобы глина не трескалась. Готовые изделия оставляют сохнуть. А в это время умельцы  растапливают печь березовыми дровами ( картинка – березовая роща), чтобы огонь был жарче. В печь ( картинка –горящая свеча) помещают фигурки для обжига. Когда в печь попадал холодный воздух, игрушки начинают звенеть ,как колокольчики

( картинка – колокольчик). После обжига они становились легкими ,как перышко (картинка – перо), Когда игрушки остывали, мастера разводили мел ( картинка – буква « М») и молоко ( картинка – корова) и  покрывали фигурки этим раствором. Краски  разводили с яйцом ( картинка пасхальные - расписные яйца) и раскрашивали беличьей кистью (картинка – белка). Один и тот же узор никогда не повторялся. Невозможно было найти две одинаковые фигурки. Чтобы укрепить красочный слой, изделия покрывали тонким слоем яичного желтка ( картинка - желтый круг). И вот яркая и веселая игрушка готова.

- Ребята, давайте вспомним, как изготовляли мастера хохломскую посуду.

- Вначале мастера вырезали  из дерева  (картинка – ложка) ложки, тарелки (картинка – тарелки),чтобы дерево не впитывало краску, покрывали льняным маслом( картинка – буква « М») , натирают алюминиевым порошком                  ( картинка - ), расписывали ( картинка – смородины),  еще раз покрывали льняным маслом (картинка – буква « М»)и обжигают (картинка- свечки горящей), после обжига посуда становилась золотистая.

- На столе разложите последовательность изготовления дымковской игрушки и хохломской посуды.

- Молодцы, последовательность изготовления изделий народных мастеров, вы знаете, а загадки про росписи, отгадаете?

                                       

                                     Веселая белая глина,

                                      Кружочки, полоски на ней.

                                      Козлы и бараны смешные,

                                      Табун разноцветных коней,

                                      Кормилицы и водоноски,

                                      И всадники, и ребятня,

                                      Собачки, гусары, и рыбы,

                                      А ну назови-ка меня!    ( Дымка)

                                     Снежно – белая посуда,

                                      Расскажи-ка: ты откуда?

                                      Видно, с Севера пришла

                                      И цветами расцвела:

                                      Голубыми, синими,

                                      Нежными, красивыми.    ( Гжель)

                                       Резные ложки и ковши

                                       Ты разгляди-ка, не спеши.  

                                       Там травка вьется и цветы

                                        Растут нездешней красоты.

                                        Блестят они, как золотые,

                                        А может, солнцем залитые.       ( Хохлома)

                                             

- Да, загадки отгадали правильно. Посмотрите на этих птиц, к какой народно- декоративной росписи относится каждая птица.

- У вас на столах лежат карточки, на которых перепутались элементы декоративных росписей. Разложите « узоры», чтобы в каждом  горизонтальном ряду были элементы только одного вида росписи.

- Ребята, вы правильно разложили элементы росписи. А сейчас я вам предлагаю расписать любое изделие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему: Методическая разработка НОД «Приключение непослушных колобков» по мотивам русской народной сказки с детьми младшей группы с интеграцией образовательных областей «Познание», «Коммуникация»,

План-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему: Методическая разработка НОД «Приключение непослушных колобков» по мотивам русской народной сказки с детьми младшей группы с интегр...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме: Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Первый снег»

Ребята, а кто это у нас плачет? (Внести сестрицу Аленушку)    Что случилось, почему ты плачешь? Злой колдун забрал моего братца, Иванушку, и сказал, что пока я не отгадаю, чт...

Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: " Учимся говорить"

Связная речь- это смысловое, развернутое эмоциональное высказывание, (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Для овладения речью ребенку необходимы нормальн...