Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Колобок» на тему « Беседа с детьми о видах декоративно-прикладного искусства».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Бурмистрова Елена Николаевна

Программное содержание: обобщать и систематизировать представления детей о народных промыслах на примере изготовления игрушек и посуды, закреплять знания об особенностях и этапах изготовления дымковской игрушки, хохломской посуды используя прием мнемотехники, развивать у детей способность анализировать, сравнивать детали, воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства. Развивать уважение и интерес к декоративно - прикладному искусству.

Материал: изделия  дымковской, филимоновской, хохломской, гжельской, Городецкой росписи, мнемотехно карты по дымковской и хохломской росписям, декоративное изображение птиц – хохломской, гжельской. Предварительная работа: рассматривание изделий дымковских, филимоновских, хохломских, гжельских, городецких.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx18.69 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект занятия

по развитию речи

в подготовительной группе «Колобок»

на тему « Беседа с детьми о видах декоративно-прикладного искусства».

                                                       

                                                                                             

                                                                               Воспитатель высшей

                                                                               квалификационной категории                                                                                                                Бурмистрова Е.Н

                                                     

Программное содержание: обобщать и систематизировать представления детей о народных промыслах на примере изготовления игрушек и посуды, закреплять знания об особенностях и этапах изготовления дымковской игрушки, хохломской посуды используя прием мнемотехники, развивать у детей способность анализировать, сравнивать детали, воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства. Развивать уважение и интерес к декоративно - прикладному искусству.

Материал: изделия  дымковской, филимоновской, хохломской, гжельской, Городецкой росписи, мнемотехно карты по дымковской и хохломской росписям, декоративное изображение птиц – хохломской, гжельской. Предварительная работа: рассматривание изделий дымковских, филимоновских, хохломских, гжельских, городецких.

Ход занятия.

- Ребята, где ваши мамы делают покупки?

- В магазине, на базаре.

- Правильно, а вот раньше на Руси проводились веселые, шумные ярмарки.

На ярмарках торговали всем и помногу. Если мука – то мешками, если дрова- то телегами. А еще на ярмарках торговали изделиями, изготовленными своими руками.

- Изделия сделанные умельцами называли по названию той деревни или города, в котором жили мастера.

                                            «Дым идет из труб столбом,

                                             Точно в дымке все кругом,

                                              Голубые дали,

                                              И село большое «Дымково назвали»

                                              Там любили песни, пляски,

                                              Там рождались чудо-сказки,

                                               И лепили там из глины

                                               Все игрушки не простые

                                              А волшебно- расписные,

                                              Белоснежные, как березки

                                              Кружочки, клеточки, полоски-

                                              Простой, казалось бы узор,

                                              Но отвести не в силах взор».

- О какой росписи рассказывается в стихотворении?

- А как называются игрушки этих умельцев?

                                               В тихом Подмосковье

                                               Речка Гжелочка бежит

                                               Вдоль этой речки

                                               Деревенька стоит.

                                               Заросли ивы вдоль речки бегут

                                               Умельцы в той деревеньке живут.

                                               Расписную посуду они мастерят

                                               Синим, по белому чудо творят.

- О каких умельцах говорится в этом стихотворении?

- Как называют посуду?

                                         

                                               Хохломская роспись, алых ягод роспись,

                                               Отголоски лета в зелени травы!

                                               Рощи, перелески шелковые всплески,

                                               Солнечно-медовой золотой листвы!

                                               Роспись хохломская словно колдовская,

                                               В сказочную песню просится сама.

                                               И нигде на свете нет таких соцветий,

                                               Всех чудесней наша хохлома.

- Что расписывали хохломской росписью?

(сахарницы, солонки, горшки, ковшики, ложки и другую деревянную посуду)

                                               Свистульки – петушки,

                                                Глиняные зайчики,

                                                Кони вороные

                                                Гривы расписные!

                                                Всем по нраву глиняные забавы.

- О каких  мастерах рассказывалось в стихотворении?

        (о филимоновских)

 - Почему вы так думаете?

     (потому что они жили в деревне Филимоново и делали глиняные свистульки)          

                                                   Из липы доски сделаны,

                                                   И прялки и лошадки…

                                                   Цветами разрисованы

                                                   Как будто полушалки.

                                                   Там лихо скачут всадники,

                                                   Жар- птицы ввысь летят

                                                   И точки черно-белые

                                                   На солнышке блестят.

- Как называлась роспись, которой расписывали деревянные прялки, кухонные доски и другие изделия?  (Городецкая)

 -Ребята, скажите, какие мастера делали глиняные игрушки?

   (дымковские и филимоновские)

Чем отличаются дымковская барышня от филимоновской?

   (росписью)

- У дымковской росписи (точки, кружочки, волнистые и прямые линии).

- У филимоновской – прямые линии.

-Они по- разному лепятся: голову дымковской барышни прилепляют на конус, а голову филимоновской – вытягивают.

-после обжига дымковские игрушки, покрывают белой краской, а филимоновские игрушки становятся белыми из-за особого состава глины.

- Дымковские игрушки расписываются кисточкой, а филимоновские гусиным пером.

 - На ярмарках продавали не только игрушки сделанные своими руками, но и посуду. Из чего делали гжельские умельцы посуду?

  (из глины)

- Какие цвета использовали при росписи посуды гжельскими мастерами?

(синий и голубой)

- На Руси изготовляли не только глиняную посуду, а еще мастерили ее из дерева.

- Как назывались умельцы, которые расписывали деревянную посуду?

(хохломские)

- Какие элементы использовали в хохломской росписи?

  (трава, цветы, листья, ягоды, птицы)

-Как называются элементы Городецкой росписи? (Городецкие изделия расписываются «розанами», «купавками», листьями, и оживляют листья и цветы черной или белой линией, которая называется «оживкой»)

- Молодцы ребята, вы знаете, как отличаются одни изделия народных умельцев от других. А вот сможете, сложить картинки дымковских и Городецких мастеров. Сейчас мы с вами поиграем «Чья команда выложит картинку быстрее?»

- А теперь давайте вспомним, как изготавливают мастера из дымковской слободы свои изделия?

(Провожу, тренинг, слухового и зрительного восприятия. Показываю по очереди карточки и рассказываю, а дети помогают.)

- Вначале мастера берут (картинка – буква «Г») глину и смешивают ее с песком (картинка – желтый прямоугольник), затем начинают лепить игрушки: барышень (картинка- барышня), коней (картинка- конь), петухов ( картинка- петух). Во время лепки они все время сглаживали фигурку и места соединений водой (картинка – вода), чтобы глина не трескалась. Готовые изделия оставляют сохнуть. А в это время умельцы растапливают печь березовыми дровами (картинка – березовая роща), чтобы огонь был жарче. В печь (картинка –горящая свеча) помещают фигурки для обжига. Когда в печь попадал холодный воздух, игрушки начинают звенеть, как колокольчики

(картинка – колокольчик). После обжига они становились легкими, как перышко (картинка – перо), когда игрушки остывали, мастера разводили мел (картинка – буква «М») и молоко (картинка – корова) и покрывали фигурки этим раствором. Краски разводили с яйцом (картинка пасхальные - расписные яйца) и раскрашивали беличьей кистью (картинка – белка). Один и тот же узор никогда не повторялся. Невозможно было найти две одинаковые фигурки. Чтобы укрепить красочный слой, изделия покрывали тонким слоем яичного желтка (картинка - желтый круг). И вот яркая и веселая игрушка готова.

- Ребята, давайте вспомним, как изготовляли мастера хохломскую посуду.

- Вначале мастера вырезали из дерева (картинка – ложка) ложки, тарелки (картинка – тарелки),чтобы дерево не впитывало краску, покрывали льняным маслом( картинка – буква « М») , натирают алюминиевым порошком (картинка - ), расписывали ( картинка – смородины),  еще раз покрывали льняным маслом (картинка – буква « М»)и обжигают (картинка- свечки горящей), после обжига посуда становилась золотистая.

- На столе разложите последовательность изготовления дымковской игрушки и хохломской посуды.

- Молодцы, последовательность изготовления изделий народных мастеров, вы знаете, а загадки про росписи, отгадаете?

                                       

                                     Веселая белая глина,

                                      Кружочки, полоски на ней.

                                      Козлы и бараны смешные,

                                      Табун разноцветных коней,

                                      Кормилицы и водоноски,

                                      И всадники, и ребятня,

                                      Собачки, гусары, и рыбы,

                                      А ну назови-ка меня!    (Дымка)

                                     Снежно – белая посуда,

                                      Расскажи-ка: ты откуда?

                                      Видно, с Севера пришла

                                      И цветами расцвела:

                                      Голубыми, синими,

                                      Нежными, красивыми.    (Гжель)

                                       Резные ложки и ковши

                                       Ты разгляди-ка, не спеши.  

                                       Там травка вьется и цветы

                                        Растут нездешней красоты.

                                        Блестят они, как золотые,

                                        А может, солнцем залитые.       (Хохлома)

                                             

- Да, загадки отгадали правильно. Посмотрите на этих птиц, к какой народно- декоративной росписи относится каждая птица.

- У вас на столах лежат карточки, на которых перепутались элементы декоративных росписей. Разложите «узоры», чтобы в каждом горизонтальном ряду были элементы только одного вида росписи.

- Ребята, вы правильно разложили элементы росписи. А сейчас я вам предлагаю расписать любое изделие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности VII вида

Конспект занятия в подготовительной группе для детей с ЗПР по теме: "Звери и их детеныши"Цели:расширять глагольный словарь, закреплять умение называть детенышей животных, их родителей;закреплять навык...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему « Беседа с детьми о видах декоративно-прикладного искусства».

Программное содержание: обобщать и систематизировать представления детей о народных промыслах на примере изготовления игрушек и посуды, закреплять знания об особенностях и этапах изготовления дымковск...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Беседа о весне»

Задачи: Закреплять представления о весне как о времени годаРазвивать логическое мышление — учить устанавливать причинно-следственные связи, последовательность явлений природы;Расширять словарный запас...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Беседа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

Тема: «Беседа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».Цель: развитие связной  речи у детей, на основе беседы по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».Задачи...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе (с детьми с ЗПР) по теме "Дикие животные"

занятие поможет научить детей составлять описательный рассказ о диком животном леса, используя план - схему...

Конспект занятия по развитию - речи в подготовительной группе с детьми ОВЗ с использованием мнемотаблиц Тема: «Осенняя сказка»

Пояснительная записка к занятию по речевому развитию:Занятие для детей в подготовительной группе с ОВЗ, составлено в соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду основной образовател...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности ТЕМА: «ПОД ГРИБОМ»

Цель: создание условий взаимодействия со сверстниками для развития диалогической речи.Образовательные задачи.·        Развить слуховое внимание, закреплять на...