Учимся, играя
статья по развитию речи (младшая группа) на тему

Дидактические игры способствуют созданию  условий для самоорганизации детей. Роль педагога состоит в том, чтобы связать воедино все структурные компоненты игры, использовать ее потенциальные возможности, ведь младшие дошкольники еще не в состоянии самостоятельно вести игру. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dugina_uchitsya_igraya.docx17.73 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Учиться, играя!

                  Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Немалую роль в этом играют ежедневные впечатления от общения с людьми. Дошкольник стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт с интересующим предметом позволяет познать  его отличительные особенности. Но это же порождает у ребенка и множество вопросов.  То есть мир, чуть приоткрыв свои тайны, пробуждает ребенка к любознательности, к желанию узнать больше.

          Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное усвоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволяет игра.

      Учиться, играя! Эта идея увлекала многих педагогов.  Практически решить эту проблемы смог Ш.А.Амонашвили. Он показал, как через игру можно ввести ребенка в сложнейший мир познания. Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их  особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме.  Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.

      Дидактические игры способствуют созданию  условий для самоорганизации детей. Роль педагога состоит в том, чтобы связать воедино все структурные компоненты игры, использовать ее потенциальные возможности, ведь младшие дошкольники еще не в состоянии самостоятельно вести игру.

         При подготовке к игре не стоит все делать самостоятельно, дети могут заранее нарисовать какие-то картинки, либо выбрать из уже имеющихся. Во время подготовки материала обсуждается с детьми игровое задание, правила, ход игры. Важно, чтобы дети четко уяснили себе, что надо сделать, какого результата достичь игровыми действиями.

     Успешно выполненным игровое задание считается лишь при условии соблюдения правил игры, в которые включены нормы поведения при совместной деятельности. Если им не придается должного значения и в центре внимания детей оказывается выигрыш, они будут добиваться его любой ценой, а правила покажутся им чем-то ненужным, а то и помехой в достижении успеха.  Изменить такое отношение детей к правилам игры помогут настойчивость педагога и мотив – нарушившим правило игры, результат не засчитывается. Перед детьми возникает дилемма: если соблюдать правила игры, труднее достичь успеха, если нет – легче обыграть других. И тогда в центре внимания детей оказываются такие нравственные понятия, как  честность и справедливость по отношению друг к другу.  Дети постарше обычно сами решают, что нечестный выигрыш не засчитывается. Всегда найдутся дети, любители схитрить. К таким детям стоит проявлять особое внимание.

        Главная задача воспитателя – развивать у детей требовательность друг к другу, внимательное, но и критическое отношение к сверстникам. И только если дети сами не могут справиться с теми, кто нарушает правила, воспитатель должен прийти на помощь. Будьте внимательны к жалобам детей, не расценивайте их как ябедничество.  В данной ситуации ребенок стремится соблюдать моральные нормы и хочет, чтобы так же поступали и другие. Только при самостоятельности детей, контроле и поддержке со стороны воспитателя, нравственные требования, выраженные в игровых правилах, смогут стать нормой поведения.

      Дети лучше выполняют задание, если игра основана на знакомом  им содержании. Тогда они углубляют свой жизненный опыт, совершенствуют познание окружающего мира. Дидактическую игру стоит использовать как звено между учебной и состоятельной игровой деятельностью. Возникая на основе организованного или стихийного обучения, дидактические игры фактически продолжают его в игровой форме.  Вместе с тем в дидактической игре дети овладевают специфическими способами игровой деятельности – игровыми действиями, игровыми отношениями, игровыми ролями.  Игровые ситуации, которые имеются в каждой дидактической игре, служат примером создания воображаемых ситуаций самими детьми.

       Постоянно находясь в игровой среде, созданной взрослыми,  дети обычно стремятся продлить удовольствие, организуя самостоятельное сюжетно-ролевые игры.

         Успех проведения игры зависит во многом от настроения  воспитателя.  Успех обеспечен, если игра доставляет удовольствие не только детям, но и взрослому человеку.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ: Дугина Анна Александровна, молодой педагог, воспитатель второй младшей группы  детского сада №1245, образование высшее педагогическое.

Предлагаю Вашему вниманию несколько дидактических игр для второй младшей группы:

1. Встретим новичка

Цель:  Научить распознавать и сравнивать цвета, различать размеры, закрепить знания о названии и назначении одежды. Формировать доброжелательное, чуткое отношение к другим детям.

Правила игры: Описать внешний облик новой игрушки, быть с ней приветливым, внимательным.

Материал: Новые и уже знакомые детям игрушки: куклы, зверюшки, кукольная одежда.

Ход игры: Начало игры - появление новой игрушки.

Новичок: (А.Бродский):

 В сад пришел к нам новичок,

Мы зовем его Молчок:

Он молчит, не ест, не пьет,

Песен с нами не поет.

А потом, глядишь, привык:

С нами вместе - скок да прыг.

Говорит, и ест, и пьет,

И танцует, и поет...

Он Петрусь, а не Молчок,

Этот мальчик - новичок!

           Далее воспитатель с детьми в форме диалога рассматривают новую куклу (Катю), сравнивают её внешний облик и одежду с внешним обликом и одеждой куклы, знакомой детям (Маши).  

Воспитатель: Какая ты красивая и нарядная! А какого цвета твое платье? Посмотрите, дети, какие бантики Катя подобрала к своему платью! А чем отличается Катя от Маши? Вы будете дружить с новой куклой?

Потом дети могут пойти знакомить Катю с групповой комнатой, напоить чаем, и т.д.

2. Матрешкины подружки

Цель: Научить детей сравнивать размеры и подбирать предметы по размеру независимо от их цвета и формы. Формировать умение сотрудничать со сверстниками.

Правила игры: подобрать подружек одинакового роста. Выбрать для них посуду.

Материал: матрешки (2 набора разного цвета), три миски, три блюдца, три чашки.

Ход игры: Из целой матрешки оставляем только три, контрастных по размеру. Разбираем матрешку и загадываем загадку:

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

И всего одна игрушка. (Матрешка)

    Предлагаем детям рассмотреть матрешек и выстроить их по росту. Того, кто справился  с этим заданием, матрешки  просят подобрать им подружек по росту. Примеряя матрешек друг к другу, дети составляют пары одинакового роста, потом матрешки просят есть и пить, побуждая детей выбрать необходимую для этого посуду, соответствующего размера. Если дети ошибаются, матрешки начинают капризничать и просят еще подумать.

            Если дети легко справились с этим заданием, для усложнения предложим ко всему набору матрешек подобрать подружек из другого набора.

           В заключении читается стихотворение:

Деревянная матрешка

Влезла с Машей на окошко.

По карнизу ходит кошка

И не может сосчитать:

То стоит одна матрешка,

То матрешек целых пять!

3.Что изменилось?

Цель:  Закрепить знания о назначении игрушек, бытовых предметов. Развивать память, сообразительность. Научить взаимопомощи.

Правила: угадать, что изменилось, не подсматривая. Хранить секрет о перемещении игрушек.

Материал: Тематические подборки игрушек.

Ход игры: Разложить игрушки за ширмой. Отодвинуть её и предложить детям запомнить порядок расположения игрушек. Затем за ширмой поменять игрушки местами (сначала одну, затем две, потом все три). Дети должны отгадать, что изменилось, и восстановить прежний порядок.

     Чтобы разнообразить игру можно менять игрушки, когда часть детей находится с открытыми глазами. Их задача - не раскрыть "секрет". Можно ввести в игру куклу, которая будет "выручать" тех, кто не может догадаться, что изменилось. Она указывает на пустое место, где ранее находилась игрушка.

         Для усложнения игры можно постепенно увеличивать число игрушек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧИМСЯ ВМЕСТЕ – УЧИМСЯ, ИГРАЯ!

Игра – это искра,зажигающая огонек пытливости и любознательности.  Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития....

Детско-родительский долгосрочный проект "Играя, учить, и учиться, играя"

Нынешние молодые родители в силу отсутствия игрового опыта с трудом сознают роль игры в развитии их детей. Уделяя внимание ребенку, родители в основном стараются "заниматься" с ребенком, а вот играть,...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Играя учусь, чтобы учится, играя!! (интеллектуальное развитие детей через логико-математические игры)

laquo;За один день вы можете преподать ученику урок, но если вы воспитаете в нем любознательность и любопытство, то он будет продолжать учиться всю свою жизнь»(Клэй П Бодфорд)Дошкольное детство...

Консультация – практикум для родителей «Учимся, играя – играя, учимся!»

Расширение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей (значение игрушки в жизни ребёнка)....

Родительское собрание во второй младшей группе « Учимся – играя, играя - учимся»

Одной из форм взаимодействия семьи и детского сада является родительское собрание.Родительское собрания для меня это «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь...


 

Комментарии

Предлагаю вашему вниманию 3 дидактические игры, способствующие развитию речи, внимания, мышления.