Комплекс словесных дидактических игр для детей дошкольного возраста
картотека по развитию речи (старшая группа) на тему

Пелипенко Наталья Алексеевна

Словесные дидактические игры уникальны тем, что не требуют специальной подготовки, могут проводится в любых условиях и являются приятным времяпрепровождением как для детей, так и для взрослых. Данный комплекс словесных дидактических игр рекомендован для воспитателей ДОУ, учителей-логопедов, учителей начальных классов, родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКС ДИДАКТИЧЕСКИХ (СЛОВЕСНЫХ) ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И ПРЕДШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Автор: воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №5 муниципального образования Темрюкский район

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Словесные дидактические игры – один из самых старинных видов дидактических игр. Они хороши тем, что способствуют всестороннему развитию личности ребенка, так как темы словесных игр могут быть самыми разнообразными; данные игры способствуют развитию творческого мышления ребенка, словотворчеству, обогащают словарный запас игроков, помогают освоить грамматику родного языка. Словесные игры способствую формированию устойчивого интереса ребенка к родному языку, а также обеспечивают возникновение доброжелательной дружественной атмосферы в любом детском коллективе, снимают эмоциональное напряжение, приводят к психологической разгрузке. Немаловажным является и то, что большинство словесных игр не требует предварительной подготовки и специального оборудования, а следовательно, они могут быть использованы в любом виде детской деятельности: во время занятий, на прогулках, в самостоятельной деятельности детей в группах, очень удобно использовать эти игры во время длительных поездок. Умелое применение педагогом словесных дидактических игр во время занятий по речевому и познавательному развитию позволит детям, смеясь и играя, освоить любой трудный материал.

Данный материал рекомендован педагогам разных типов учреждений, в том числе и дополнительного образования, воспитателям детских дошкольных образовательных учреждений, учителям. Игры предназначены для детей старшего дошкольного и предшкольного возраста (5-7 лет).

Подбери слова

Цель: научить детей подбирать синонимы, обогащение словарного запаса.

Предложите ребенку подобрать слова по теме. Заранее договоритесь с ним, на какую тему будете подбирать слова. Пусть, например, тема будет «домашнее животное – котенок». Сначала подберите слова о том, какой котенок. Возьмите в руки мяч и перебрасывайте его друг другу, называя слово. Итак, какой котенок? Начните первым: пушистый – озорной – усатый – полосатый – шаловливый – быстрый. Дайте сигнал «стоп!» Теперь подберите слова о том, что он делает: бегает – прыгает – мяукает – играет – мурлычет и т. п. Можно подобрать кличку придуманному котенку.

Тема может быть любой: описание предмета, растения и т. п.

Какой звук потерялся?

Цель: формирование навыка звукового анализа слов.

Возьмите наглядный материал – предметные картинки с изображениями ромашки, ключа, книги, стола, трактора, змеи и т. п.

Показывайте ребенку картинки, называя предметы, изображенные на них неправильно: «Это…омашка, это…люч» и т. п. Пусть ваш ребенок поправит вас, назвав недостающий звук.

Предложения

Цель: формирование навыка звукового анализа слов, отработка умения составлять распространенные предложения.

Составьте предложения, в которых все слова начинаются на один звук, например: мама мыла Машу мылом. Оля отошла от открытого окна. Лена лизала леденец.

Игра в слова

Цель: формирование навыка звукового анализа слов.

Называйте поочередно слова, выбирая каждое последующее так, чтобы оно начиналось на последний звук предшествующего слова.

Слово можно прошагать

Цель: закрепление умения делить слово на слоги.

Скажите ребенку, что слово можно измерить шагами. Произнося слово жук, одновременно сделайте один шаг. При слове шар пусть ребенок сделает один шаг. Прокомментируйте ситуацию: «Это коротенькие слова, на один шаг. Попробуем другие!» и начните шагать, одновременно придумывая новые слова. На каждый слог – по шагу. Пусть ребенок поможет вам, придумает новые слова на два, три, четыре шага-слога.

Части слова

Цель: закрепление умения делить слово на слоги, формирование навыка графического обозначения слога.

Пофантазируйте вместе с ребенком, как вы будете в лесу звать потерявшуюся подружку, приложите руки к губам рупором и нараспев произнесите: «Ма-ша! И-ра! Ма-ри-на!» Обратите внимание на то, что слова «распадаются» на части.

Произнесите слово лу-на. Повторите его нараспев вместе с ребенком. Пусть он определит, сколько частей в этом слове. Пусть назовет первую и последнюю части.

Познакомьте его таким же образом с односложными и трехсложными словами: «мак, сок, кот, дед», «ма-ши-на, со-ро-ка, ба-боч-ка».

Покажите, как обозначить слова графически.

Дом    До-мик    До-миш-ко

Кто в домике живет?

Цель: закреплять умение ребенка делить слова на слоги, выделять части слова, определять, из скольких частей состоит слово.

В эту игру можно играть на прогулке и дома. Начертите на листе бумаги (на земле, на асфальте мелом) в три ряда пустые клетки: верхний ряд – одна, под ним – две, нижний ряд – три клетки. Объясните, что каждая клетка обозначает одну часть слова. В этих домиках-клетках будут жить насекомые (птицы, животные). В первом домике – те, названия которых имеют одну часть, во втором – те, в названии которых две части, в третьем – те, названия которых содержат три части. Задача ребенка – подобрать соответствующие названия насекомых, птиц и зверей.

Кто в домике живет? (Переселение)

Цель: закреплять умение ребенка делить слово на части, продемонстрировать ребенку возможность образовывать другие слова при помощи частей слова.

Используя клетки предыдущей игры, предложите ребенку новый ее вариант. Пусть он подумает и скажет, как нужно изменить названия животных, чтобы переселить их на другие «этажи» – ряды клеток. Например: еж – ежик – ежиха, лиса – лисица и т. д.

Вкусные слова

Цель: закреплять умение ребенка делить слова на слоги, выделять части слова, определять, из скольких частей состоит слово.

Начиная игру, скажите, что сегодня вы будете отмечать день рождения любимой куклы (любой другой игрушки), и предложите выбрать угощение к чаю. Но, выбирая угощения, нужно отобрать только те, названия которых состоят из двух или трех частей. Предложите ребенку перечислить такие сладости. Двухсложные слова: тортик, вафли, халва, пирог, лимон, сахар. Трехсложные: конфеты, варенье, печенье, шоколад.

Пусть малыш объяснит, почему не выбрал слово пирожное или мороженое.

Оденем куклу

Цель: закреплять умение ребенка делить слова на слоги, выделять части слова, определять, из скольких частей состоит слово. Отрабатывать понятие обобщающих слов у ребенка.

Оденьте вместе с ребенком куклу, предварительно отобрав и назвав сначала все вещи, названия которых двусложные: носки, трусы, майка, кофта, юбка; затем трехсложные: сарафан, кофточка, тапочки и т. д. Также можно рассортировать предметы ее одежды по цвету.

Магазин игрушек

Цель: закреплять умение ребенка делить слова на слоги, выделять части слова, определять, из скольких частей состоит слово; формировать у ребенка представление о соотношении количества предметов и их числового выражения (цифры).

Разложите перед ребенком следующие игрушки: куклу, машину, мишку, ослика, бегемота, собаку, лису, верблюда, танк, мяч, Чебурашку и т.д. В качестве денег используйте полоски бумаги с нарисованными на них одним, двумя, тремя, четырьмя кружочками. Приобретая игрушку, ребенок должен четко произнести ее название, определить количество частей в данном слове, последовательное звучание каждой части слова. За каждую игрушку он должен отдать «денежку» с соответствующим количеством кружков.

Зоопарк

Цель: закреплять умение ребенка делить слова на слоги, выделять части слова, определять, из скольких частей состоит слово.

Используйте для этой игры открытки с изображениями животных. Задача ребенка – угадать название животного. Вы выбираете из стопки открыток одну, не показывая ее ребенку, даете краткое описание животного, уточняя, какие звуки содержатся в названии животного и из скольких частей оно состоит. Например: «Это хищник, пышнохвостый, рыжего или черно-бурого цвета. Первый звук в названии [л], последний – [а]. Название состоит из двух частей (лиса)». Поменяйтесь ролями. Теперь пусть ребенок выбирает открытки и описывает животных и их названия, а вы угадываете их.

Имена

Цель: закреплять умение ребенка делить слова на слоги, выделять части слова, определять, из скольких частей состоит слово.

Предложите вашему ребенку определить, сколько частей в его имени. Затем предложите ему выбрать ту форму имени, в которой больше или меньше частей (Лена – Елена – Леночка).

Пусть проделает то же с именами членов семьи, друзей, знакомых.

Что вокруг?

Цель: закреплять умение ребенка делить слова на слоги, выделять части слова, определять, из скольких частей состоит слово.

На прогулке предложите ребенку осмотреться, отыскать вокруг себя и назвать то, что имеет в названии одну часть: двор, мяч, дом, парк; две части: забор, кусты, небо, цветы, песок; три части: качели, деревья и т. д.

Начало и конец

Цель: развитие фонематического слуха у детей; закрепление умения делить слова на слоги, выделять части слова, определять, из скольких частей состоит слово.

Поочередно с ребенком произносите по частям разные слова с условием, что новое слово должно начинаться на последний слог предыдущего: ва-за – за-ря – ря-би-на – на-ход-ка.

Цепочка слов

Цель: развитие фонематического слуха у детей; закрепление умения делить слова на слоги, выделять части слова, определять, из скольких частей состоит слово.

Предложите ребенку разложить предметные карточки-картинки по очереди так, чтобы название каждого нового предмета начиналось на последний слог предыдущего: лыжи – жирафа – фара – рама – машина.

Игра «Столяр»

Цель:  развивать фантазию и речевое творчество детей; закрепить знания детей о том, какими инструментами пользуется столяр при работе.

Ведущий загадывает детям загадки на заданную тему. За быстрые и правильные ответы игрокам выдаются фишки. А в конце игры, при подсчете, самый смекалистый получает приз.

Кланяется, кланяется,
Придет домой – растянется.
(Топор)

Зубастый зверек
Грызет со свистом дубок.
(Пила)

Толстый тонкого побьет,
Тонкий что-нибудь прибьет.
(Молоток и гвоздь)

Деревянная река,
Деревянный катерок,
А над катером струится
Деревянный дымок.
(Рубанок)

Игра «Веселая олимпиада»

Цель:  учить детей отгадывать загадки, закреплять навыки речи: доказательства, и описания.

Дети делятся на две команды. Каждая команда придумывает себе название. Команды соревнуются в отгадывании загадок о спорте. Игроки должны правильно отгадать загадку,  доказать отгадку, если можно обыграть. За каждый правильный ответ команда получает олимпийское кольцо (обруч). Команда, первой набравшая 5 колец, объявляется победительницей.

Ростом мал, да удал,
От меня ускакал.
(Мяч)

Плывет белый гусь –
Брюхо деревянное,
Крыло полотняное.
(Яхта)

Льется речка – мы лежим,
Лед на речке – мы бежим.
(Коньки)

Деревянные кони по снегу скачут,
А в снег не проваливаются.
(Лыжи)

Когда весна берет свое,
И ручейки бегут звеня,
Я прыгаю через нее,
А она – через меня.
(Скакалка)

По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ:
Это мой …
(Велосипед)

Игра «Звуки перепутались»

Цель: подготовить детей к звуковому анализу; развивать слуховую и зрительную память.

Ведущий читает веселые стихи, намеренно ошибаясь в словах. Ребенок называет слово правильно и говорит, какими звуками отличаются пары слов.

Нашла я сливе … кофточку,
Надела Феня … косточку.

Созрел на дереве … кафтан,
Зимой надел я … каштан.

На дерево уселся … граф,
Живет в красивом доме … грач.

Зазеленели в парке … детки,
И на прогулку вышли … ветки.

В лесу летают летом … кошки,
Охотятся на мышек … мошки.

Когтистые у киски … тапки,
У Вики новенькие … лапки.

Далеко идти мне … пень,
Лучше сяду я на … лень.

Игра «Добавлялки»

Цель: развивать речевое творчество детей.
Ведущий читает стихи без последнего слова. Дети должны быстро подобрать подходящее слова. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Победителем будет тот, у кого больше фишек.

С неба все скользят пушинки –
Серебристые … (снежинки)

Архитекторы – творцы
Строят чудные … (дворцы)

Жил да был веселый гном.
Он в лесу построил … (дом)

В этом доме, ты мне верь,
Заперта надежно … (дверь)

Затвердела снега корка,
Будет скользкой наша … (горка)

У малышки – погремушка
Очень шумная … (игрушка)

Знает наша детвора:
Прятки – лучшая … (игра)!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры по обучению детей дошкольного возраста ПДД.

Представлен материал, используемый на занятиях по побучению дошкольников Правилам Дорожного Движения....

Методическое обеспечение рабочей программы: комплексы музыкальных игр, игровых упражнений, мызыкально-дидактических пособий для детей дошкольного возраста

Рабочая программа – индивидуальный инструмент музыкального руководителя, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организа...

Формирование словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста

Формирование словесно-логического мышления у дошкольникоd - задача не только педагогов ,но  и родителей....

Развитие словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста. Конспект НОД в подготовительной группе «Мебель»

Развитие словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста. Конспект НОД в подготовительной группе «Мебель»Программное содержание:- развивать словесно логическое мышление.- продол...

"Развитие словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста".

Рекомендации  для родителей. Игры, направленные на развитие словесно-логического мышления у дошкольников. Подготовка детей к школе....

Комплекс дидактических игр для детей дошкольного возраста.

Развитие речи детей – одна из основных задач познавательно - речевого развития детей дошкольного возраста. Она включает в себя не только развитие свободного общения со взрослыми и детьми, но и р...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сегодня нет необходимости обсуждать, нужна или не нужна компьютеризация специального образования. Сама жизнь поставила специалистов перед проблемой внедрения компьютерной техники в систему специальног...