Развитие речи и спонтанного письма у детей по системе Монтессори
статья по развитию речи (младшая группа) на тему

Самым увлекательным средством общения является человеческая речь. Как только ребенок рождается, он немедленно встречается с человеческой речью и ощущает ее обаяние. Постепенно ребенок усваивает образы речи, которые употребляют окружающие его люди, как будто вокруг него создается подготовительная среда для развития речи. Таким образом, усвоение образцов речи является необходимым условием для раннего развития речи у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи и спонтанного письма у детей по системе Монтессори

Развитие речи у детей по системе Монтессори

Самый интересный для маленьких детей навык — навык общения. С первых дней жизни ребенок слышит, как разговаривают окружающие его люди, и привыкает к определенным звукам. Постепенно он запоминает речевые обороты, которые используют взрослые и в его сознании формируется подготовительная среда для развития речи. По этой причине дети начинают рано говорить в тех семьях, в которых члены семьи много общаются между собой и с ребенком.

К началу детского сада, ребенок уже находится в сенситивном периоде развития речи. В этом периоде дети испытывают огромное желание пополнять свой словарный запас. Воспитатель в Монтессори-классе использует эту потребности и не игнорирует ее. Он рассказывает детям истории, обсуждает с ними те события, которые происходят в их жизни, играет с ними в игры с куклами, читает детские стихи.

При развитии у детей навыков речи, очень важно, чтобы те слова, которые они слышат, были не чем-то абстрактным, а называли им какое-то прочувствованное понятие. Для этого нужно играть с детьми в игры-разговоры и игры-вопросы. При этом ребенок начинает вживаться  в речь, учится сочинять свои истории, упорядочивать мысли и строить логически связные предложения. Развитие речи всегда сопровождается развитием мышления, поскольку оба навыка тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга.

В условиях Монтессори-класса, в подготовленной среде, наполненной всеми необходимыми игровыми пособиями ребенок чувствует себя защищенным и имеет все возможности для спонтанного самовыражения. Воспитатель поощряет детей с радостью рассказывать о своих приключениях и учит их сочинять истории. Детям очень важно, чтобы их слушали, чтобы взрослые помогали им правильно выразить свои мысли, старались понять и поощряли желание расширить словарный запас. Обычно, к двухлетнему возрасту словарный запас ребенка состоит из 200 слов, а к пяти годам приближается к 3000 слов.

К определенному возрасту каждый ребенок вступает в такой период, когда он испытывает сильнейший голод на новые слова и их смысл. Они задают много вопросов. «Что это?», «Как это работает?», «Почему это так?» и так далее. В это время очень важно, чтобы учитель правильно употреблял слова, правильно их произносил и объяснял значение. В Монтессори-группе ежедневно проводятся специальные речевые игры и упражнения, которые учат ребенка узнавать и называть предметы, описывать их, рассказывать о своих приключениях и т.д.

Развитие интуитивного письма по системе Монтессори

В Монтессори-группе ребенка учат не только говорить, но и писать. Не просто рисовать каракули, а осмысленно выводить буквы под диктовку воспитателя. При этом дети еще могут не знать азбуки и не владеть навыком чтения. Попадая в группу Монтессори дети начинают играть в игры, где требуетя действовать пальцами рук, которые задействованы при письме. Дети сравнивают картинки, с изображениями предметов и сами предметы, слышат речь методиста, который произносит названия этих предметов и описывает их. При этом у детей накапливается очень много знаний, которые им хочется как-то выразить. И они начинают спонтанно писать.

Со временем первые каракули малышей становятся больше похожи на настоящие буквы. Даже не умея читать, они могут под диктовку составлять слова из отдельных букв. Но для того, чтобы освоить чтение, детям необходимо развивать абстрактное мышление. Несмотря на то, что чтение и письмо родственные по смыслу умения, но технически они не похожи друг на друга. При чтении в мозгу происходят более сложные процессы, чем при письме, поэтому ребенок легко учится писать, не умея читать.

Но начинать готовить ребенка к освоению чтения, письма и развитию речи нужно с первых месяцев жизни. Для этого используются специальные игрушки. Так например, цилиндры-вкладыши, различные геометрические фигуры, множество материалов для ощупывания, шумящие коробки, служат для развития ловкости пальцев и кистей-рук, узнавания формы и развития слуха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы развития речи и обучения родному языку в педагогической системе М. Монтессори

         Широкое распространение в мире получил метод Марии Монтессори (1870–1952), итальянского педагога, разработанный ею для домов ребенка. Являясь сторонницей свобо...

Система коррекционной работы по развитию речи и пространственных представлений у детей с трудностями в обучении

Предлагается система работы по развитию речи и пространственных представлений сперспективным планом игр и игровых заданий на развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возрас...

Сценарий образовательной ситуации по развитию речи "Учимся составлять письмо"

Сценарий образовательной ситуации по формированию умений составлять рассказ с помощью плана-схемы....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Письмо из Африки»

Развивать умение у детей передавать словесное изображение явлений действительности каждого времени года путем перечисления его признаков....

НОД по области Речевое развитие (развитие речи) по теме: «Письмо из сказки»

Продолжать учить узнавать животных по описанию, подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных.Правильно использовать в своей речи предлоги (за, перед, на, под). Закрепи...

«Развитие речи дошкольников. Период интуитивного чтения» по методу Марии Монтессори

laquo;Развитие речи дошкольников. Период интуитивного чтения» по методу Марии Монтессори...