Учимся играть в сказку Рукавичка
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

Смирнова Светлана Юрьевна
Предложенный методический материал поможет сформировать у детей интерес к театрально-игровой деятельности, стимулирует желание самостоятельно искать выразительные жесты, мимику для создания игрового образа; упражняет в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий и мнемотаблиц. воспитывать добрые отношения друг к другу, к животным, пробуждать эмоциональную отзывчивасть детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 95» г. Воронежа

Методический материал

по познавательно – речевому

развитию

для детей младшей группы

« Учимся играть в сказку  «Рукавичка».

                             

Составила воспитатель ВКК

                                            Смирнова Светлана Юрьевна.

Цель:

- Формировать интерес к театрально-игровой деятельности; вырабатывать четкую артикуляцию губ и языка; стимулировать желание самостоятельно искать выразительные жесты, мимику для создания игрового образа; упражнять в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий, связано, в логической последовательности; называть отличительные признаки диких животных (волк, заяц), используя мнемотехническую таблицу; активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку;

- Развивать внимание, быстроту реакции, воображение, согласованность движений, наглядно-действенное мышление;

- Воспитывать доброе отношение друг к другу, к животным, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей – пожалеть, утешить, подарить; приучать к выполнению элементарных правил культуры поведения.

Наглядный материал: мнемотаблицы к сказке «Рукавичка», «Волк», «Заяц», «Игрушка собачка», бумажные силуэты рукавичек (по количеству детей), атрибуты персонажей сказки «Рукавичка».

Предварительная работа:

- Чтение сказки «Рукавичка»

- Рассматривание и обсуждение символов диких и домашних животных по мнемотаблице (волк, заяц, коза, корова);

- Показ педагогом сказки «Теремок» (пальчиковый театр);

- Работа с тактильными дощечками;

- Пение песен, чтение стихов о зиме, о животных;

- Наблюдения в природе;

- Дидактические игры «Кто в домике живет», «Кто что ест» и «Кто как кричит».


          Последовательность действий.

Дети стоят в кругу, взявшись за руки.

Воспитатель. Здравствуйте, дети! Давайте поприветствуем наших гостей в группе.

Дети. Здравствуйте!

В. Что означает это волшебное слово?

Д. Будьте здоровы!

В. Правильно! Давайте в это и поиграем. (Дети выполняют движение с педагогом). Здравствуйте, ручки!

Д. Здравст – вуй - те! (Хлопки в ладоши на каждый слог, одновременно со словами).

В. Здравствуйте, ножки!

Д. Здравст –вуй – те! (Руки на поясе, марш на месте, высоко поднимаем коленки и вытягиваем носок на каждый слог).

В. Здравствуйте, щечки!

Д. Здравст – вуй – те! (Поворот головы влево -вправо).

В. Здравствуйте, губки!

Д. Здравст –твуй – те! (Воздушные поцелуи друг другу).

В. Я хочу пригласить вас сегодня в театр, театр – это игра, в которой участвуют артисты. Хотите сами стать артистами?

Д. Хотим!

В. Для этого мы сначала выполним разминку: попробуем показать животных из русской народной потешки «Тень-тень, потетень». О каких зверушках там говорится?

Д. О ежах.

В. Ежи какие?

Д. Колючие.

В. Как покажем колючки и т.д.

Упражнение по развитию выразительной пластики движения.

Тень-тень, потетень. (Наклоны головы вправо, влево, руки на поясе)

Выше города плетень! (Руки вверх, потягивание на носках)

Сели звери на плетень. (Руки на поясе: пружинка)

Похвалялися весь день. (Поглаживание руками по груди)

Похвалялися ежи:

Наши шубки хороши! («Фонарики»)

Похвалялись блохи:

Да и мы не плохи. (Выставление поочередно ног на пятку)

Похвалялась лиса:

Всему свету я краса! (заводя носок правой ноги влево, а левой – вправо, идем вперед и назад, выполняя согнутыми в локтях руками круговые движения перед собой)

Похвалялся зайка:

Ты меня поймай-ка! (показать ушки ладошками с прижатыми друг к другу пальцами на голове. Руки на поясе, легкие прыжки на месте вокруг себя на двух ногах)

Похвалялся медведь:

Могу песни я петь! (произнести низким голосом. Переступание с ног на ногу, руки в стороны, рычание)

Похвалялася коза:

Я коза-дереза! (показать рожки указательными пальцами на голове, пошевелить ими)

В. Какой замечательный ежик получился у Сережи, а лисичка у Лили и т.д.!

В. Сейчас попробуем показать на лице разные чувства и выражения.

Упражнение на развитие выразительной мимики.

В. Представьте, что мама купила новую игрушку и не разрешила взять ее в детский сад. Покажите, как вам обидно. (Дети, скрестив руки перед собой, насупившись, опускают подбородок)

Теперь мама купила большой арбуз, покажите как вы рады. (Дети, улыбаются, прыгают на носочках)

Представьте, что в будке лежит маленькая собачка, а мимо идет незнакомый человек. Что она будет делать?

Д. Лаять.

В. Нет, собачка у нас воспитанная, она тихонько зарычит. Покажите как. (Дети рычат).

Человек ушел в другую сторону.

Молодцы! А как показать, что лимон кислый? Что вам тепло? Холодно? Жалко котенка?

Как выразительно у вас получилось!

Упражнение «Лампочка» (Включили–выключили. Свет! Тепло!) 

Звучит музыка…

В. Ребятки, я прочитаю вам стихотворение, а вы узнайте, о каком времени года в нем говорится:

        «Вот зима, кругом бело,

          Много снега намело,

          Утром Ваня санки взял,

          По дорожке побежал».

Д. В этом стихотворение говорится о зиме!

В. А как вы догадались? (Ответы детей)

В. Как завывает вьюга. У-у-у-у! (С разной силой голоса)

- И летели снежинки в разные стороны. (Дети имитируют полет снежинок, разбегаются по группе под грамзапись)

- Как морозным днем хрустит под ногами снег? Хр-хр-хр! (Дети идут по группе, как по снегу)

- Как дворник сметает с порога снег? Ш-ш-ш. Берите «метлу», сметая снег с дорожек.

- Какой звук издает скользящие по лыжне лыжи? С-с-с.

- Послушайте, какие звуки за окном вы можете услышать?

В. Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать все правильно, внятно, чтобы было всем понятно!

Чистоговорка:- предлагаю поиграть с язычком.

Ой-ой-ой-ой, ой-ой-ой-ой!

Зайке холодно зимой!

(Чистоговорка проговаривается медленно и четко, с разной силой голоса, со всеми индивидуально).

В. Поиграли с пальчиками. Пальчиковая игра « Теремок»

В. Вот пришел и сказки час

Он завет в театр нас.

Но что я слышу, как будто кто-то лает? (Звучит магнитофонная запись – лай собаки, появляется игрушка – собака Филя).

В. Здоровается с Филей и предлагает детям его погладить, т.к. мы его не боимся.

Ф. Здравствуйте ребятки! На улице холодно, зима, у меня замерзли лапки. Можно ли у вас погреться?

Д. Можно!!!

В. Филя, а пока ты греешься, ребята расскажут тебе зимнюю сказку, которая называется «Рукавичка». Филя, садись рядом со мной! (Дети садятся на стульчики)

В. Давайте вспомним, кто живет в домике – рукавичке? (Ответы детей).

В. А кто расскажет зайчика, какой он? (Рассказывание по мнемо таблице, «Заяц», см. приложение № 1).

Филя хвалит ребенка. А кто может рассказать про волка? Иди, Маша, расскажи. (Рассказывание по мнемо таблице, «Волк», см. приложение № 2).

В. Ребятки, а как вы думаете:

Волк, лиса, заяц, кабан – это дикие или домашние животные?

Д. Это дикие, потому что они живут в лесу.

В. Правильно. А какими словами можно начать сказку?

Д. Жили-были, однажды, это было зимой.

В. А закончить?

Д. Вот и сказка вся, вот и сказке конец – а кто слушал – молодец!

Звучит музыка…

В. А сейчас слушай Филя нашу зимнюю сказку. (Рассказывание сказки по  мнемотаблице, «Рукавичка», см. приложение № 3).

Ф. Молодец, Аня, правильно рассказала сказку, ничего не забыла. Только мне холодно, я еще не согрелся.

В. Давай Филя поиграем с ребятами! (П/п «Лохматый пес», см. приложение № 4).

Ф. Вот я и согрелся, стало мне жарко.

В. А сейчас, Филя, мы покажем тебе эту сказку, как настоящие артисты, постараемся.

Инсценировка сказки «Рукавичка» (Театр кружек).

Ф. Да, жалко зверей, остались они без домика, «рукавички».

В. И мне жалко зверей. Давайте, ребята, подарим собачке и зверятам наши красивые «рукавички». Тогда у каждого будет свой домик – «рукавичка». (Дети выбирают «рукавички», раскладывают на столе и дарят Филе).

Ф. Спасибо, ребята, какие красивые «рукавички»! Побегу в лес быстрее и отдам их зверятам! До свидания!

Д. и В. До свидания, Филя!


 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 95» г. Воронежа

Методический материал

по познавательно – речевому

развитию

для детей младшей группы

« Учимся играть в сказку  «Рукавичка».

                             

Составила воспитатель ВКК

                                            Смирнова Светлана Юрьевна.

Цель:

- Формировать интерес к театрально-игровой деятельности; вырабатывать четкую артикуляцию губ и языка; стимулировать желание самостоятельно искать выразительные жесты, мимику для создания игрового образа; упражнять в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий, связано, в логической последовательности; называть отличительные признаки диких животных (волк, заяц), используя мнемотехническую таблицу; активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку;

- Развивать внимание, быстроту реакции, воображение, согласованность движений, наглядно-действенное мышление;

- Воспитывать доброе отношение друг к другу, к животным, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей – пожалеть, утешить, подарить; приучать к выполнению элементарных правил культуры поведения.

Наглядный материал: мнемотаблицы к сказке «Рукавичка», «Волк», «Заяц», «Игрушка собачка», бумажные силуэты рукавичек (по количеству детей), атрибуты персонажей сказки «Рукавичка».

Предварительная работа:

- Чтение сказки «Рукавичка»

- Рассматривание и обсуждение символов диких и домашних животных по мнемотаблице (волк, заяц, коза, корова);

- Показ педагогом сказки «Теремок» (пальчиковый театр);

- Работа с тактильными дощечками;

- Пение песен, чтение стихов о зиме, о животных;

- Наблюдения в природе;

- Дидактические игры «Кто в домике живет», «Кто что ест» и «Кто как кричит».


          Последовательность действий.

Дети стоят в кругу, взявшись за руки.

Воспитатель. Здравствуйте, дети! Давайте поприветствуем наших гостей в группе.

Дети. Здравствуйте!

В. Что означает это волшебное слово?

Д. Будьте здоровы!

В. Правильно! Давайте в это и поиграем. (Дети выполняют движение с педагогом). Здравствуйте, ручки!

Д. Здравст – вуй - те! (Хлопки в ладоши на каждый слог, одновременно со словами).

В. Здравствуйте, ножки!

Д. Здравст –вуй – те! (Руки на поясе, марш на месте, высоко поднимаем коленки и вытягиваем носок на каждый слог).

В. Здравствуйте, щечки!

Д. Здравст – вуй – те! (Поворот головы влево -вправо).

В. Здравствуйте, губки!

Д. Здравст –твуй – те! (Воздушные поцелуи друг другу).

В. Я хочу пригласить вас сегодня в театр, театр – это игра, в которой участвуют артисты. Хотите сами стать артистами?

Д. Хотим!

В. Для этого мы сначала выполним разминку: попробуем показать животных из русской народной потешки «Тень-тень, потетень». О каких зверушках там говорится?

Д. О ежах.

В. Ежи какие?

Д. Колючие.

В. Как покажем колючки и т.д.

Упражнение по развитию выразительной пластики движения.

Тень-тень, потетень. (Наклоны головы вправо, влево, руки на поясе)

Выше города плетень! (Руки вверх, потягивание на носках)

Сели звери на плетень. (Руки на поясе: пружинка)

Похвалялися весь день. (Поглаживание руками по груди)

Похвалялися ежи:

Наши шубки хороши! («Фонарики»)

Похвалялись блохи:

Да и мы не плохи. (Выставление поочередно ног на пятку)

Похвалялась лиса:

Всему свету я краса! (заводя носок правой ноги влево, а левой – вправо, идем вперед и назад, выполняя согнутыми в локтях руками круговые движения перед собой)

Похвалялся зайка:

Ты меня поймай-ка! (показать ушки ладошками с прижатыми друг к другу пальцами на голове. Руки на поясе, легкие прыжки на месте вокруг себя на двух ногах)

Похвалялся медведь:

Могу песни я петь! (произнести низким голосом. Переступание с ног на ногу, руки в стороны, рычание)

Похвалялася коза:

Я коза-дереза! (показать рожки указательными пальцами на голове, пошевелить ими)

В. Какой замечательный ежик получился у Сережи, а лисичка у Лили и т.д.!

В. Сейчас попробуем показать на лице разные чувства и выражения.

Упражнение на развитие выразительной мимики.

В. Представьте, что мама купила новую игрушку и не разрешила взять ее в детский сад. Покажите, как вам обидно. (Дети, скрестив руки перед собой, насупившись, опускают подбородок)

Теперь мама купила большой арбуз, покажите как вы рады. (Дети, улыбаются, прыгают на носочках)

Представьте, что в будке лежит маленькая собачка, а мимо идет незнакомый человек. Что она будет делать?

Д. Лаять.

В. Нет, собачка у нас воспитанная, она тихонько зарычит. Покажите как. (Дети рычат).

Человек ушел в другую сторону.

Молодцы! А как показать, что лимон кислый? Что вам тепло? Холодно? Жалко котенка?

Как выразительно у вас получилось!

Упражнение «Лампочка» (Включили–выключили. Свет! Тепло!) 

Звучит музыка…

В. Ребятки, я прочитаю вам стихотворение, а вы узнайте, о каком времени года в нем говорится:

        «Вот зима, кругом бело,

          Много снега намело,

          Утром Ваня санки взял,

          По дорожке побежал».

Д. В этом стихотворение говорится о зиме!

В. А как вы догадались? (Ответы детей)

В. Как завывает вьюга. У-у-у-у! (С разной силой голоса)

- И летели снежинки в разные стороны. (Дети имитируют полет снежинок, разбегаются по группе под грамзапись)

- Как морозным днем хрустит под ногами снег? Хр-хр-хр! (Дети идут по группе, как по снегу)

- Как дворник сметает с порога снег? Ш-ш-ш. Берите «метлу», сметая снег с дорожек.

- Какой звук издает скользящие по лыжне лыжи? С-с-с.

- Послушайте, какие звуки за окном вы можете услышать?

В. Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать все правильно, внятно, чтобы было всем понятно!

Чистоговорка:- предлагаю поиграть с язычком.

Ой-ой-ой-ой, ой-ой-ой-ой!

Зайке холодно зимой!

(Чистоговорка проговаривается медленно и четко, с разной силой голоса, со всеми индивидуально).

В. Поиграли с пальчиками. Пальчиковая игра « Теремок»

В. Вот пришел и сказки час

Он завет в театр нас.

Но что я слышу, как будто кто-то лает? (Звучит магнитофонная запись – лай собаки, появляется игрушка – собака Филя).

В. Здоровается с Филей и предлагает детям его погладить, т.к. мы его не боимся.

Ф. Здравствуйте ребятки! На улице холодно, зима, у меня замерзли лапки. Можно ли у вас погреться?

Д. Можно!!!

В. Филя, а пока ты греешься, ребята расскажут тебе зимнюю сказку, которая называется «Рукавичка». Филя, садись рядом со мной! (Дети садятся на стульчики)

В. Давайте вспомним, кто живет в домике – рукавичке? (Ответы детей).

В. А кто расскажет зайчика, какой он? (Рассказывание по мнемо таблице, «Заяц», см. приложение № 1).

Филя хвалит ребенка. А кто может рассказать про волка? Иди, Маша, расскажи. (Рассказывание по мнемо таблице, «Волк», см. приложение № 2).

В. Ребятки, а как вы думаете:

Волк, лиса, заяц, кабан – это дикие или домашние животные?

Д. Это дикие, потому что они живут в лесу.

В. Правильно. А какими словами можно начать сказку?

Д. Жили-были, однажды, это было зимой.

В. А закончить?

Д. Вот и сказка вся, вот и сказке конец – а кто слушал – молодец!

Звучит музыка…

В. А сейчас слушай Филя нашу зимнюю сказку. (Рассказывание сказки по  мнемотаблице, «Рукавичка», см. приложение № 3).

Ф. Молодец, Аня, правильно рассказала сказку, ничего не забыла. Только мне холодно, я еще не согрелся.

В. Давай Филя поиграем с ребятами! (П/п «Лохматый пес», см. приложение № 4).

Ф. Вот я и согрелся, стало мне жарко.

В. А сейчас, Филя, мы покажем тебе эту сказку, как настоящие артисты, постараемся.

Инсценировка сказки «Рукавичка» (Театр кружек).

Ф. Да, жалко зверей, остались они без домика, «рукавички».

В. И мне жалко зверей. Давайте, ребята, подарим собачке и зверятам наши красивые «рукавички». Тогда у каждого будет свой домик – «рукавичка». (Дети выбирают «рукавички», раскладывают на столе и дарят Филе).

Ф. Спасибо, ребята, какие красивые «рукавички»! Побегу в лес быстрее и отдам их зверятам! До свидания!

Д. и В. До свидания, Филя!


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В поисках рукавички (по мотивам украинской народной сказки «Рукавичка»)

Группа: старшаяПримерная основная  общеобразовательная задача НОД: развитие речи детей; ознакомление с многообразием  художественной литературы.Цель НОД:·...

Театрализованный показ инсценировки по теме:"Волшебные сказки". Сказка "Волшебная рукавичка" ( по мотивам народной сказки "Рукавичка")

Развитие творческой активности дошкольников, развитие артистических способностей через театрализованную деятельность....

Развлечение по сказке «Рукавичка» игра театролизация

в конспекте предоставлен материал для второй младшей группы игры песни...

Конспект открытого занятия: «Кто-кто в рукавичке живет» (По мотивам сказки «Рукавичка»)

Непосредственно - образовательная деятельность художественно - эстетического цикла в средней группе по программе И. А. Лыковой....

Конспект НОД по рисованию «Кто – кто в рукавичке живет?» (По мотивам сказки «Рукавичка») в средней группе

Конспект НОД по рисованию «Кто – кто в рукавичке живет?» (По мотивам сказки «Рукавичка») в средней группе...

Игра-драматизация в старшей группе по сказке «Рукавичка»

Игра-драматизация в старшей группепо сказке «Рукавичка» воспитатель Гарайс О.В.учитель-логопед Тугарина Т.ВЦель:Формирование театрально – игровых умений.Задачи:Формировать умение детей разыгрыват...

Игра-драматизация в старшей группе по сказке "Рукавичка"

Цель:Формирование театрально – игровых умений.Задачи:1.     Формировать умение детей разыгрывать несложное представление по знакомому литературному произведению, соотносить игровое...