Сенсорное развитие ребенка и его влияние на совершенствование мелкой моторики рук.
план-конспект занятия по развитию речи на тему

Дашук Елена Владимировна

Сенсорное развитие - это первое знание ребенка об окружающем мире, так как сначало он познает цвет, форму ,величину, а потом все остальное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie_rebenka.docx17.29 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие ребенка и его влияние

 на совершенствование мелкой моторики рук.

Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание , которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка, формирует его представление о свойствах и качествах предметов.

Сенсорное воспитание- это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus»- «чувство», «ощущение», «восприятие».

Познание окружающего мира начинается с ощущений ,с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные человеком сведения  об окружающем мире. Таким образом, сенсорная культура ребенка. Уровень развития его ощущений и восприятий является важной предпосылкой успешной познавательной деятельности.

Познание окружающей действительности основывается на конкретных ощущениях и восприятиях, на том, что мы видим, слышим, осязаем.

Поэтому очень важно заботиться о формировании у  детей точных представлений о предметах и вещах, о совершенствовании их сенсорного опыта, а совершенствование сенсорного опыта включает большое количество взаимосвязанных задач. И специально организованные дидактические игры дают хорошее начало для познания сенсорных эталонов.

Первоначально обучить детей раскладывать предметы на 2е группы, фиксируя внимание на свойствах предметов с целью формирования у них простейших приемов установления тождества и различия величины, формы, цвета. Различая большое количество свойств предметов, дети испытывают трудности в их словесном обозначении. В ходе обучения детям сообщаются слова, необходимые для регуляции выполняемых  ими действий : «цвет», «такой же», «не такой», «разные», «большой», «маленький».

Проводятся игры : «Нанизывание больших и маленьких колец на стержень», «Проталкивание предметов разной формы в соответствующие отверстия », «Складывание двухместной матрешки», «Раскладывание предметов по форме» и т.д.

Занятия с дидактическими игрушками развивают познавательную активность детей. Например, открывая и закрывая матрешку, или собирая и раскладывание шарики, нанизывая кольца на пирамидку и т.д., малыш осваивает прямые и обратные действия. Он познает свойства предметов (большой-маленький), их количество (один-много), форму (кубик,шарик,кирпичик). Вместе с тем дидактические игрушки выполняют еще одну важную задачу.Они способствуют развитию действий руки, формируют ручную умелость, развивают мелкую моторику пальцев рук.

Дидактические игры

по сенсорному воспитанию.

«Подбери по цвету»

Цель: Закреплять представление о четырех цветах.

Научить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов.

Материал: У каждого ребенка карточка (30*20см), разделенная на 4 клетки (10*10см) разных цветов; мелкие картонные силуэты игрушек- по одному каждого цвета

«Барьерчики»

Цель: Учить детей соблюдать простейшую последовательность действий с предметами. Развивать воображение, мелкую моторику рук.

Материал: кубики 2х цветов: 4 красных и 3 синих. Игрушечное животное, стоящее на задних лапах.

«Воздушный шарик»

Цель: Познакомить детей с основными цветами : красный, синий, желтый, зеленый. Развивать мелкую моторику рук.

Материал: карточки, на которых изображены цветные ниточки, кружки тех же цветов.

Игры, развивающие восприятие и выделение формы.

«Подбери по форме»

Цель: Учить детей выделять форму предмета. Отвлекаясь от других его признаков : цвета, величины.

Материал: ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ: по одной крупной фигуре каждой из геометрических форм.

РАЗДАТОЧНЫЙ: карточки с контурами геометрических фигур каждой формы  2-х величин разного цвета (большая фигура совпадает по величине с контурным изображением на карточке.)

«Какой это формы»

Цель: Учить  чередовать предметы по форме, развивать моторику пальцев, глазомер.

Материал: 4 круглых и 4 квадратных бусины , тонкие шнуры для нанизывания.

«Сделаем куклам бусы»

Цель: Закреплять умение группировать предметы по цвету. Чередовать предметы по величине. Учить нанизывать бусы на нить. Развивать умение действовать кончиками пальцев. Развивать мелкую моторику.

Материал: Для каждого ребенка по 8 бусин (пробочек) 2х величин одинакового цвета. Тонкие шнуры.

«Красивый домик»

Цель: учить детей сравнивать предметы по форме, учитывать форму при выполнении элементарных действий. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Материал:  Домик с окошками разной формы : круглой, квадратной, с вкладышами.

Игры, развивающие целенаправленное

восприятие  величины

«Расписная матрешка»

Цель: Учить соотнесению предметов по величине. Формировать умение не только подбирать части предмета, но и совмещать их в соответствии с рисунком. Развивать тонкие движения кончиков пальцев, координацию рук.

Материал: Расписная матрешка, вмещающая  еще 2 вкладывающиеся матрешки, из которых наименьшая – неразборная.

«Сбор фруктов»

Цель: Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины.

Материал: яблоки- образцы, вырезанные из картона 3х величин- большие, поменьше, маленькие; 3 корзины- большая, поменьше, маленькая; дерево с подвешенными картонными яблоками тех же величин, что и образцы (по 8-10 яблок каждой величины). Диаметр каждого следующего яблока меньше предыдущего на 0,5 см.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:"Особенности развития и способы совершенствования мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста"

Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М. М. Кольц...

Доклад на педагогическом совете «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников путем совершенствования мелкой моторики рук»

Интеллектуальное развитие дошкольника отличается своеобразием, которое в наибольшей степени проявляется в условиях семейного воспитания....

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников путем совершенствования мелкой моторики рук

Методический материал к тематическому Педагогическому совету "Развитие интеллектуальных способностей дошкольников путем совершенствования мелкой моторики рук"...

Развитие речи детей дошкольного возраста через совершенствование мелкой моторики

Дети, попавшие в дошкольное образовательное учреждение, имеют возможность непосредственного погружения в образовательную среду. В рамках системного подхода к развитию мелкой моторики можно выделить ря...

Конспект НОД в средней группе на тему: «Развитие и совершенствование мелкой моторики и двигательной сферы ребенка, как средство повышения речевой активности детей.»

       Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 32 Калининского района Санкт-Петербурга.   Конспект НОД в средней группе на те...