Главные вкладки

    Непосредственно-образовательная деятельность по речевому развитию в старшей группе Тема: Рассказывание по картине «Весна»
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

    Непосредственно-образовательная  деятельность  по речевому развитию в старшей группе

    Тема: Рассказывание по картине «Весна»

    Цель: развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

    Программное содержание:

    Образовательные задачи: Учить детей составлять рассказы по картине (по плану воспитателя); закреплять умение связно, последовательно рассказывать по картине; учить употреблять в речи существительные и прилагательные женского, мужского и среднего рода (упражнять в словообразовании). Расширять и обобщать имеющиеся у детей знания о весне. Уточнять и расширять словарь по теме "Весна".

    Развивающие задачи: развивать монологическую и диалогическую формы речи, интерес к рассказыванию. Совершенствовать навыки рассматривания картины, формировать целостное представление   об изображённом на картине. Развивать внимание, логическое мышление, память, воображение.

    Воспитательные задачи: Воспитывать любовь к живой и неживой природе, умение чувствовать ее красоту.

    Предварительная работа: наблюдение за деревьями на участке детского сада, беседа о весенних явлениях в живой природе, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений о весне.

    Словарная работа: половодье, пробуждение, нежная зелень, почки набухли, возвращается к жизни, небо по-весеннему голубое.

    Материал и оборудование: картина «Ранняя весна», шкатулка

     

    Ход

    Воспитатель:     Зазвенели ручьи,

                              Прилетели грачи.

                              В дом свой-  улей пчела

                              Первый мед принесла.

                              Кто скажет, кто знает

                              Когда это бывает?

     

    Дети: Весной.

    Воспитатель: Правильно. А как вы догадались?

    Дети: Потому что зазвенели ручьи, грачи прилетели. А это бывает только весной.

    Воспитатель: Ребята, а какие еще изменения происходят в природе весной?

    Дети: Тает снег, набухают почки на деревьях, появляются первые листочки, небо становится голубым.

    Воспитатель: Ребята, весна красивое время года. С давних времен люди складывали стихи, песни о весне, сочиняли загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах весны.

    Щедра весна на тепло, да скупа на время.

    С Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.
    Апрельские ручьи землю будят.
    Синие облака в апреле — к теплу и дождю.

     

    Воспитатель: У нас в детском саду есть копилка народных мудростей. Мы в  нее складывали  пословицы и приметы времен года. Только вот о весне забыли.  Хотите положить туда свои знания? (Да).

    В круг ребята становитесь,
    Крепче за руки держитесь.
    Я шкатулочку возьму,
    И приметы соберу.

    Воспитатель: Открывает крышку, а дети называют приметы и пословицы.

    Вода с гор течет, весну за собой ведет.

    Апрель с водой, май с травой.

    Одна ласточка весны не делает.

    Весна красна делами, а осень пирогами.

    Что весной посеешь, то осенью пожнешь.

    Воспитатель: Дети, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Вы помните нашего друга Старичка-Лесовичка? Так вот, он прислал нам эту картину. (Показ картины)

    Воспитатель: Ребята, что нарисовал на картине наш друг?

    Дети: Деревья, небо, воду.

    Воспитатель: Наш друг нарисовал свой лес весной и прислал нам картину, чтобы мы полюбовались ею. Посмотрите, какая она красивая!

    Ребята, всмотритесь в картину и скажите какие краски и тона преобладают в ней.

    Дети:  Голубые, свело - коричневые.

    Воспитатель: Как вы думаете, какое время года изображено на картине?

     Дети: Весна.

    Воспитатель: А как вы догадались, что это весна?

    Дети: По яркому голубому небу, по пробивающейся зелени, по набухшим почкам на деревьях.

    Воспитатель: Правильно, ребята. Посмотрите, ведь некоторые деревья стоят в воде. Как вы думаете, почему?

    Дети: Потому что это половодье.

    Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем нам хотел рассказать художник?

    Дети: Художник хотел нам рассказать о том, что пришла весна. Природа пробуждается, все возвращается к жизни.

    Воспитатель: Какими словами можно описать небо.

    Дети: Небо высокое,  по - весеннему голубое, с белыми пушистыми облаками.

    Воспитатель: Расскажите о деревьях, которые изображены на переднем плане.

    Дети: На переднем плане изображена береза. Она стоит в воде, листьев на ней еще нет, но по набухшим почкам видно, что береза уже проснулась. Недалеко от нее находятся деревья с молодыми зелеными листочками. Деревья тоже стоят в воде.

    Воспитатель: Правильно, ребята. Какие еще деревья есть на этой картине?

    Дети: Ели.

    Воспитатель: Какого цвета у них хвоя?

    Дети: Темно – зеленого цвета.

    Воспитатель: Что вы видите вдалеке?

    Дети: Вдалеке виднеется лес.

    Воспитатель: Что вы можете сказать о воде?

    Дети: Вода темного цвета, а на солнце светлая, в ней отражается небо.

    Воспитатель: Правильно, ребята. Посмотрите внимательно на воду. На ней видны тени от деревьев, они расплылись, значит,  дует небольшой ветерок. Ребята, а как можно эту картину?

    Дети: Весна.

    Воспитатель: А теперь послушайте, как я опишу ее.

    Эта картина называется «Весна». В ней художник рассказал о весне. Он показал пробуждение природы, возвращение ее к жизни. Об этом говорят березы с набухшими почками, деревья, на которых начинают пробиваться первые листочки. На земле то тут, то там виднеется нежная зелень травы. На картине изображена ранняя весна, так как мы видим половодье. Вдалеке виднеется лес, над которым высокое голубое небо с белыми пушистыми облаками. Художник запечатлел солнечный день. Это можно увидеть по теням деревьев на земле и воде. Нежные веточки березы наклонены, поэтому можно сказать, что дует легкий ветерок. Хороша весна!

    А теперь ребята, попробуйте вы рассказать о весне, изображенной на картине. Сначала вы должны рассказать о деревьях, стоящих в воде. Потом о траве, пробивающейся то тут, то там. О весеннем половодье. О цвете воды, в которой отражаются высокое голубое небо и деревья. Не забудьте сказать о легком ветерке. А закончите свой рассказ словами о том, как хорошо и радостно весной.

    (Если дети затрудняются,  воспитатель напоминает план.  После каждого рассказа дается оценка.)

    Физкультминутка

    Лебеди летят,

    Крыльями машут.

    Прогнулись над водой

    Качают головой.

    Прямо и гордо

    Умеют держаться.

    Очень бесшумно

    На воду садятся.

    Воспитатель: Молодцы, ребята, из вас получились красивые лебеди. А сейчас давайте поиграем в игру «Подбери слово». Я назову слово, а вы подберете к нему такое слово, о котором так можно сказать. За каждый правильный ответ я буду давать вам зеленые весенние листочки.

    Про что можно сказать «весенний»?  (про ручеек, дождь, сад)

    Про что можно сказать «весенняя»?  (про воду, траву, реку, проталинку)

    Про что можно сказать «весеннее»?  (про небо, облако, солнце)

    Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием.

    Итог.

    Воспитатель: О чем мы сегодня говорили?  Занятие закончим стихотворением о весне, которое нам расскажет Аня: "Весна", Дружинина.

    Что весной творится!
    Прилетают птицы! 
    Тает снег и тает лед,
    И на речках - ледоход!
    Появляется трава,
    Оживает поле.
    Ливень льет как из ведра,
    Гром грянет: "Весна" Ура!"

    Воспитатель: А вы рады весне? Улыбнитесь, покажите, как вы рады весне. Молодцы! Все старались, работали активно, дружно, были внимательными. А сейчас мы пойдем на прогулку и  постараемся найти все приметы весны на участке. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Непосредственно-образовательная  деятельность по речевому развитию в старшей группе

    Тема: Рассказывание по картине «Весна»

    Цель: развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

    Программное содержание:

    Образовательные задачи: Учить детей составлять рассказы по картине (по плану воспитателя); закреплять умение связно, последовательно рассказывать по картине; учить употреблять в речи существительные и прилагательные женского, мужского и среднего рода (упражнять в словообразовании). Расширять и обобщать имеющиеся у детей знания о весне. Уточнять и расширять словарь по теме "Весна".

    Развивающие задачи: развивать монологическую и диалогическую формы речи, интерес к рассказыванию. Совершенствовать навыки рассматривания картины, формировать целостное представление   об изображённом на картине. Развивать внимание, логическое мышление, память, воображение.

    Воспитательные задачи: Воспитывать любовь к живой и неживой природе, умение чувствовать ее красоту.

    Предварительная работа: наблюдение за деревьями на участке детского сада, беседа о весенних явлениях в живой природе, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений о весне.

    Словарная работа: половодье, пробуждение, нежная зелень, почки набухли, возвращается к жизни, небо по-весеннему голубое.

    Материал и оборудование: картина «Ранняя весна», шкатулка

    Ход

    Воспитатель:     Зазвенели ручьи,

                              Прилетели грачи.

                              В дом свой-  улей пчела

                              Первый мед принесла.

                              Кто скажет, кто знает

                              Когда это бывает?

    Дети: Весной.

    Воспитатель: Правильно. А как вы догадались?

    Дети: Потому что зазвенели ручьи, грачи прилетели. А это бывает только весной.

    Воспитатель: Ребята, а какие еще изменения происходят в природе весной?

    Дети: Тает снег, набухают почки на деревьях, появляются первые листочки, небо становится голубым.

    Воспитатель: Ребята, весна красивое время года. С давних времен люди складывали стихи, песни о весне, сочиняли загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах весны.

    Щедра весна на тепло, да скупа на время.

    С Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.
    Апрельские ручьи землю будят.
    Синие облака в апреле — к теплу и дождю.

    Воспитатель: У нас в детском саду есть копилка народных мудростей. Мы в  нее складывали  пословицы и приметы времен года. Только вот о весне забыли.  Хотите положить туда свои знания? (Да).

    В круг ребята становитесь,
    Крепче за руки держитесь.
    Я шкатулочку возьму,
    И приметы соберу.

    Воспитатель: Открывает крышку, а дети называют приметы и пословицы.

    Вода с гор течет, весну за собой ведет.

    Апрель с водой, май с травой.

    Одна ласточка весны не делает.

    Весна красна делами, а осень пирогами.

    Что весной посеешь, то осенью пожнешь.

    Воспитатель: Дети, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Вы помните нашего друга Старичка-Лесовичка? Так вот, он прислал нам эту картину. (Показ картины)

    Воспитатель: Ребята, что нарисовал на картине наш друг?

    Дети: Деревья, небо, воду.

    Воспитатель: Наш друг нарисовал свой лес весной и прислал нам картину, чтобы мы полюбовались ею. Посмотрите, какая она красивая!

    Ребята, всмотритесь в картину и скажите какие краски и тона преобладают в ней.

    Дети:  Голубые, свело - коричневые.

    Воспитатель: Как вы думаете, какое время года изображено на картине?

     Дети: Весна.

    Воспитатель: А как вы догадались, что это весна?

    Дети: По яркому голубому небу, по пробивающейся зелени, по набухшим почкам на деревьях.

    Воспитатель: Правильно, ребята. Посмотрите, ведь некоторые деревья стоят в воде. Как вы думаете, почему?

    Дети: Потому что это половодье.

    Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем нам хотел рассказать художник?

    Дети: Художник хотел нам рассказать о том, что пришла весна. Природа пробуждается, все возвращается к жизни.

    Воспитатель: Какими словами можно описать небо.

    Дети: Небо высокое,  по - весеннему голубое, с белыми пушистыми облаками.

    Воспитатель: Расскажите о деревьях, которые изображены на переднем плане.

    Дети: На переднем плане изображена береза. Она стоит в воде, листьев на ней еще нет, но по набухшим почкам видно, что береза уже проснулась. Недалеко от нее находятся деревья с молодыми зелеными листочками. Деревья тоже стоят в воде.

    Воспитатель: Правильно, ребята. Какие еще деревья есть на этой картине?

    Дети: Ели.

    Воспитатель: Какого цвета у них хвоя?

    Дети: Темно – зеленого цвета.

    Воспитатель: Что вы видите вдалеке?

    Дети: Вдалеке виднеется лес.

    Воспитатель: Что вы можете сказать о воде?

    Дети: Вода темного цвета, а на солнце светлая, в ней отражается небо.

    Воспитатель: Правильно, ребята. Посмотрите внимательно на воду. На ней видны тени от деревьев, они расплылись, значит,  дует небольшой ветерок. Ребята, а как можно эту картину?

    Дети: Весна.

    Воспитатель: А теперь послушайте, как я опишу ее.

    Эта картина называется «Весна». В ней художник рассказал о весне. Он показал пробуждение природы, возвращение ее к жизни. Об этом говорят березы с набухшими почками, деревья, на которых начинают пробиваться первые листочки. На земле то тут, то там виднеется нежная зелень травы. На картине изображена ранняя весна, так как мы видим половодье. Вдалеке виднеется лес, над которым высокое голубое небо с белыми пушистыми облаками. Художник запечатлел солнечный день. Это можно увидеть по теням деревьев на земле и воде. Нежные веточки березы наклонены, поэтому можно сказать, что дует легкий ветерок. Хороша весна!

    А теперь ребята, попробуйте вы рассказать о весне, изображенной на картине. Сначала вы должны рассказать о деревьях, стоящих в воде. Потом о траве, пробивающейся то тут, то там. О весеннем половодье. О цвете воды, в которой отражаются высокое голубое небо и деревья. Не забудьте сказать о легком ветерке. А закончите свой рассказ словами о том, как хорошо и радостно весной.

    (Если дети затрудняются,  воспитатель напоминает план.  После каждого рассказа дается оценка.)

    Физкультминутка

    Лебеди летят,

    Крыльями машут.

    Прогнулись над водой

    Качают головой.

    Прямо и гордо

    Умеют держаться.

    Очень бесшумно

    На воду садятся.

    Воспитатель: Молодцы, ребята, из вас получились красивые лебеди. А сейчас давайте поиграем в игру «Подбери слово». Я назову слово, а вы подберете к нему такое слово, о котором так можно сказать. За каждый правильный ответ я буду давать вам зеленые весенние листочки.

    Про что можно сказать «весенний»?  (про ручеек, дождь, сад)

    Про что можно сказать «весенняя»?  (про воду, траву, реку, проталинку)

    Про что можно сказать «весеннее»?  (про небо, облако, солнце)

    Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием.

    Итог.

    Воспитатель: О чем мы сегодня говорили?  Занятие закончим стихотворением о весне, которое нам расскажет Аня: "Весна", Дружинина.

    Что весной творится!
    Прилетают птицы! 
    Тает снег и тает лед,
    И на речках - ледоход!
    Появляется трава,
    Оживает поле.
    Ливень льет как из ведра,
    Гром грянет: "Весна" Ура!"

    Воспитатель: А вы рады весне? Улыбнитесь, покажите, как вы рады весне. Молодцы! Все старались, работали активно, дружно, были внимательными. А сейчас мы пойдем на прогулку и  постараемся найти все приметы весны на участке. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по речевому развитию в средней группе "Обучение рассказыванию по картине "Вот это снеговик!"" с использованием мнемотаблицы.

    Конспект занятия по речевому развитию в средней группе "Обучение рассказыванию по картине "Вот это снеговик!"" с использованием мнемотаблицы....

    Конспект занятия по формированию целостной картины мира и речевому развитию в старшей группе Тема: «Путешествие в мир посуды»

    Задачи:Продолжать расширять представления о предметах рукотворного мира;Учить составлять притяжательные прилагательные, формировать предложения по образцу;Учить детей определять целевое назначение пос...

    Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе. Тема: « Обучение рассказыванию по картине «Зима. Животный мир».

    Аннотация к занятию: Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме «Зима. Животный мир ». Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим детей с окружающим ...

    Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по образовательной области социально-коммуникативное развитие раздел «Речевое развитие» в средней группе Тема: «Игры с картиной «Кошка с котятами»

    Цель: Усвоение общей схемы составления рассказа по сюжетной картине.  ЗАДАЧИ:Образовательные:- познакомить детей с поэтапными алгоритмами по составлению рассказа по сюжетной картине .- позна...

    Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе тема:"Составление описательного рассказа по картине «Зимующие птицы»."

    Цель: Учить составлять рассказ - описание по картине. Закрепить представление о зимующих птицах. Учить детей узнавать птиц на картине, иметь представление о том, чем питаются знакомые детям...