Факультатив "Азбука общения" средняя группа
рабочая программа по развитию речи (средняя группа) на тему

Захарова Светлана Владимировна

Факультатив направлен на развитие у детей навыков общения, умения лучше понимать себя и других людей, расширять словарный запас в области эмоций и чувств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 9 «Теремок» комбинированного вида

Факультатив

по социально-личностному направлению

«Азбука общения»

в средней группе «Б»

Воспитатель:

Захарова С.В.

Оленегорск

Пояснительная записка

       Группа включает детей 4,5-5 лет. Все дети имеют склонность к аффективному поведению, не уверены в себе и имеют высокую степень тревожности. За этими понятиями стоит невозможность управлять своими эмоциями и действиями, неумение моделировать и приводить в соответствие свои чувства и мысли, желания и возможности, неспособность поддерживать гармонию душевной и физической жизни, ориентироваться в сложном мире взаимоотношений людей.

Занятия проводятся два раза в месяц, согласно перспективному плану.

Программа состоит из 3 разделов, направленных на развитие у детей навыков общения, умения лучше понимать себя и других людей, расширение словарного запаса в области эмоций и чувств.

Цель:

Сплочение значительно группы,   формирование у детей способности к произвольной психической саморегуляции и самоконтролю.

Ожидаемые результаты:

  • получение и представление знаний об искусстве человеческих взаимоотношений;
  • формирование эмоционально – мотивационных установок по отношению к себе и окружающим;
  • приобретение навыков и умений, необходимых для адекватного поведения в обществе.

Тематическое планирование

Время проведения

Тема

Содержание работы

Кол-во зан.

Раздел I. Знакомство

Задачи. Помочь детям глубже осознать свое Я, свои особенности. Познакомить с системой органов чувств и их значением в познании окружающего мира

октябрь

1

Настроение

1 .Вводная беседа.

2.Игра «Прислушаемся к своему настроению».

3.Какими способами можно выразить настроение: работа с рисунком, цветом.

4.Обсуждение картин: на что похожа картина; что вспоминаешь, когда смотришь на нее.  

5.Итоговая беседа.

1

2

Расскажи о себе

1 .Игра «Продолжи предложение»: меня зовут..., я хожу..., мне нравится..., мне не нравится...

2.Упражнение «Нарисуй свой портрет».

 3.Итоговая беседа.

1

ноябрь

3

Моя семья

1 .Беседа «Что такое семья».

2.Упражнение «Нарисуй свою семью».

3.Обсуждение нарисованного: что делают; кто придумал этим заняться; какое настроение у тех, кого нарисовал, почему; какое настроение у тебя сейчас.

1

4

Я в сравнении с другими

1 .Беседа «Чем люди отличаются друг от друга».

2.Игры на сравнение: рост, возраст, внешность.

3.Упражнение «Нарисуй свою прическу» .

4.Обсуждение занятия.

1

декабрь

5

Органы чувств: глаза

1.Чтение стих. Ю. Мориц «Это очень интересно».

2.Обсуждение: зачем человеку нужны глаза, уши, нос, язык, кожа. Игра «Представь себе лимон».

3.Глаза: нарисуй глаз, какого цвета глаза у тебя, у мамы.

4.Закончи предложения: мои глаза..., я люблю смотреть..., я радуюсь, когда вижу..., глаза моей мамы...

5. Подведение итогов.

1

6

Органы чувств: уши

1.Упражнение «Как звучат коробочки». Содержимое: горох, рис, гречка, мелкие камешки, деревянные дощечки.

2.Нарисуй: что тебе нравится слушать, каких звуков ты боишься. Обсуждение рисунков.

3. Подведение итогов: для чего нужны уши. Чтение и обсуждение рассказа про девочку Машу.

1

январь

7

Органы чувств: рот

1 .Рот - это все вместе: зубы, язык, губы. Рот нужен, чтобы...

2.Упражнение «Нарисуй, что ты любишь есть, пить».

З.Игра «Я люблю поговорить о...» .

4.Беседа «Как рот помогает понять, какое у человека настроение». Игра на закрепление.                    

5.Рассмотри в зеркале свой рот. Какие на ощупь губы: мягкие, твердые, теплые, холодные, гладкие или шершавые?

6.Нарисуй свой рот. Обсуждение.

1

8

Итоговое занятие

1 .Беседа по пройденному материалу.

2.Нарисуй свой портрет. Обсуждение.

3.Оцени свою работу: введение оценки с помощью лесенки (что и как можно оценить).

1

Раздел II. Учимся работать дружно

Задача. Развивать навыки сотрудничества, коммуникативные способности детей.

февраль

1

По одному и вместе

1 .Беседа. Что можно делать по одному? А что можно вместе? 2.Упражнение «Раскрашиваем варежки вместе»: как договорились, кто придумал узор, о чем думали вместе. 3.Упражнение: договоритесь, что будете делать вдвоем. 4.Игра «Найди отличие» сначала по одному, затем вместе. 5.Оценить умение договариваться с помощью лесенки.

1

2

Тренировка действий вместе

1 .Нарисовать вдвоем картинку, на которой обязательно должны быть дом и дерево. Обсуждение.

2.Игра «Лабиринт» парами.

3.История про Машу и Петю (чтение).

4.Оценить совместную работу по лесенке. Поблагодарить друг друга.                                                                    

5.Итог: обсудить достоинства игры вместе. Введение правил совместной работы.                                                  

1

март

3

Что такое дружба?

Тренировка действий вместе:

1 . Повторить правила как работать вместе и не ссориться. Какое правило самое трудное?

2.Игра «Нарисуйте вместе, что на свете желтого цвета?», дорисуйте рисунок». Оценка совместной работы по лесенке.

3. Нарисуй своих друзей. Обсуждение: теперь ты понимаешь, что такое дружба.                

4.Нарисуй подарок другу.

5.Подведение итогов: Чему каждый научился?

1

Раздел III. Как понимать друг друга без слов

Задача. Познакомить детей с невербальной стороной общения.

апрель

1

Язык без слов

1 .Упражнение «Поговорим спина к спине».

2. Рисуем лица. Совпадение настроения с выражением лица. З.Игра «Определи настроение по выражению лица». Что могло произойти, чтобы у человека было такое лицо.

4.Игра «Какая рожица должна быть в пустом квадрате»

5. Обсуждение занятия. Оценка трудности заданий по лесенке

1

2

Язык без слов

1 .Гимнастика для лица 2.Игра «Назови эмоции».

З.Игра «Повтори выражения лиц».

4.Беседа: как о настроении говорят глаза.

5.Игра «Подбери лицо». Обсуждение: как ты догадался, что нужно именно такое?

6.Обсуждение занятия.

1

май

Итоговое занятие

1 .Рассказ про Машу и Петю в картинках. Что произошло? Что ты им посоветуешь?

2.Нарисуй подарок Маше и Пете.

3.Обсуждение: что мы узнали, чему научились.

1

Всего занятий:  15 заянятий

Список литературы:

Агаева Е.Л. Занимательные игры для детей. М., 1991.

Афонькин С.Ю. Когда, зачем и почему? Петрозаводск, 1993.

Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения. М., 2000.

Шипицына Л.М. Основы коммуникации. М., 1993.

Шипицына Л.М. Азбука общения. С-П., 2001.

Уровни освоения программы.

Низкий -

поведение ребенка и его общение с окружающими неустойчиво, наблюдаются негативные проявления. Речь развита слабо, ребёнок не различает эмоциональные состояния взрослых и сверстников.

Средний –

ребёнок имеет представление о правилах поведения, выполняет их сам и по напоминанию взрослых, стремится к положительным формам поведения. Общаясь со сверстниками, проявляет умение понять их замыслы, проявляет сочувствие, стремится к общению и сотрудничеству. В случае совершения действий, оцененных отрицательно, старается не повторять их.

Высокий –

проявляет умение понять ситуацию, эмоциональное состояние окружающих. Стремиться к самостоятельности, делает попытки оценивать действия и поступки с позиции известных правил.

Критерии диагностики разработаны на методике Шипицыной Л.М. «Азбука общения», программе В.И. Логиновой «Детство».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Сценарии праздничных концертов к Дню Матери (для средней группы, старшей группы и подготовительной группы)

Каждый год осенью, а именно в ноябре весь мир празднует прекрасный праздник День Матери. Мама - это самый родной и близкий человек, который всегда поймёт и поддержит.  Данные небольшие сценарии к...

Речевые карты для детей с ОНР: средней группы (4х лет), старшей группы (5 лет) и подготовительной группы (6 лет)

При составлении речевой карты использовался материал Нищевой Н.В.Речевая карта составлена таким образом, что при распечатке складывается в небольшую книжечку, она удобна при заполнении даже молодому с...

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Конспекты занятий по ИЗО нетрадиционной техникой в группе для детей со сложным дефектом с участием группы № 3 ТНР. «Цветы для феи», «ОСЕНЬ В ТЕРЕМОЧКЕ» Театрализованное развлечение в группе для детей со сложным дефектом с участием детей 3 группы ТНР.

: развивать интерес к театрально-игровой желание принимать активное участие в театральном деятельности; поощрять действии; воспитывать дружеские отношения, желание помочь друг другуУчить детей по...

Отчёт воспитателя группы о проделанной работе за 2020-2021 учебный год Группа: старшая группа и подготовительная группа Воспитатель: Башарова Светлана Явдатовна

Ваши достижения за учебный год(грамоты, дипломы, сертификаты, название конкурса, публикации, уровень)Диплом 1 степени Республиканского конкурса авторских методических разработок профориентационных мер...