Использование логопедических сказок в коррекционной работе с дошкольниками.
консультация по развитию речи на тему

Качалова Наталья Владимировна

Цель: Познакомить педагогов с одним из методов в системе коррекции речевых нарушений — логосказками.

     Развитие речи - ее звуковой стороны, словарного запаса, грамматического строя - одна из важнейших задач воспитания детей с различными нарушениями речи. Работа по развитию речи – это  составная часть логопедической работы с детьми, имеющими различные речевые нарушения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 7»

Использование логопедических сказок в коррекционной работе с дошкольниками.

(консультация для педагогов)

Автор:

Качалова Наталья Владимировна

учитель-логопед  МДОУ

«Центр развития ребёнка  -

детский сад № 7»

         

                                                          2013 год

Использование логопедических сказок в коррекционной работе с дошкольниками.

Цель: Познакомить педагогов с одним из методов в системе коррекции речевых нарушений — логосказками.

     Развитие речи - ее звуковой стороны, словарного запаса, грамматического строя - одна из важнейших задач воспитания детей с различными нарушениями речи. Работа по развитию речи – это  составная часть логопедической работы с детьми, имеющими различные речевые нарушения.

     Работая на логопедическом пункте в массовом детском саду, я обратила внимание, что детей, нуждающихся в помощи логопеда, год от года становится все больше. Часто на  коррекционных занятиях у детей наблюдается низкая работоспособность, повышенная утомляемость, они хотят просто играть и отдыхать, удержать их внимание в это время сложнее. Поэтому передо мной стала задача подобрать такие формы и методы работы с  детьми, имеющими речевые нарушения, которые целенаправленно будут стимулировать двигательную и речевую активность детей, влиять на коррекцию речевого развития, развивать активный словарь, положительно влиять на эмоционально-волевую сферу, чтобы дети, отдыхая, учились и развивались.

     Анализ современных материалов по проблеме профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста выявил необходимость в проведении направленной профилактической работы по предупреждению или смягчению речевых дефектов и повышению мотивации к коррекционным занятиям.

     Логопедическое воздействие в игровой, сказочной форме является наиболее универсальным, комплексным и результативным методом воздействия в коррекционной работе. Сегодня мы соотносим с этим явлением термин - логосказку.

     По мнению К. И. Чуковского, взрослые мыслят словами, словесными формулами, а маленькие дети – вещами, предметами. Д. Родари отмечал: «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».
    Именно особенностями детской психики определяется выбор логопедической сказки как средства коррекции и развития коммуникативной функции речи детей.

    Основная цель логосказки — всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.

                Логосказка — это целостный, педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, активации психических процессов

(внимания, памяти, мышления, воображения), а также поддержанию положительной мотивации к выполнению учебных задач.

Кроме того, в логосказки легко и органично включаются задания на формирование психофизической сферы детей:

  • психогимнастика (покажи, как рассердился волк, как испугался зайчик, как обрадовалась Машенька и т. д.)
  • релаксация (села птичка на веточку, расправила крылышки и стала греться на солнышке);
  • дыхательные и голосовые упражнения, а также упражнения на координацию речи с движением.

                Для сказок можно использовать общеизвестные сюжеты, можно придумывать самим. Можно в совместном творчестве с ребенком частично изменять и дополнять сюжет по ходу занятия, можно разыгрывать сказки-спектакли, где дети одновременно и участники, и зрители происходящего. Для постановки сказок подходят различные виды театров (пальчиковый, настольный, рукавичный, куклы-БИБАБО, куклы на палочках, театр «Притворщик»)

    Декорациями могут служить ширмы, мини-макеты, дидактические пособия.

   Учитывая форму речевых нарушений детей и этап коррекционной работы, можно использовать следующие виды логосказок:

  • Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики);
  • Пальчиковые  (развитие мелкой моторики, графических навыков);
  • Фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков);
  • Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий);
  • Сказки, способствующие формированию связной речи;
  • Сказки по обучению грамоте(о звуках и буквах).

      Эмоциональный дискомфорт ребенка отрицательно сказывается на развитии всех сторон речи. Вот почему педагогу важно обеспечивать на занятии положительный настрой и поддерживать интерес к изученным ранее упражнениям, сохранять в памяти ребенка полученные знания, актуализировать их в новой ситуации. Конечно, хорошим помощником в этой работе может стать сказка.

     Логосказки могут применять в своей работе, как логопеды, так и воспитатели логопедических и общеобразовательных групп. Сказки могут представлять собой как целое занятие, и быть составляющей его частью, а также проводиться в форме дидактической игры. Логосказка — это интерактивная сказка, так как требует не пассивного созерцания, а активного участия в ходе повествования.

     Развитие личности и речи посредством логосказки осуществляется по следующим направлениям:

  • Активность (от потребности в эмоциональной разрядке к положительным эмоциональным проявлениям).
  • Самостоятельность (от ориентировки в средствах языковой выразительности к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении).
  • Творчество (от подражания взрослому к словесному фантазированию).
  • Эмоциональность (эмоциональное заражение образами сказки).
  • Произвольность (от переживания эмоциональных переживаний сказочных героев – через оценку своих поступков – к динамическому равновесию исполняемых действий в игре).
  • Связная речь (от продолжения фраз взрослого к творческим импровизациям по сюжету).

     Все эти направления логически связаны и осуществляются в комплексе. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные ученые: Б. Беттельхейм, Э. Фромм, Э.Берн, Р. Гарднер, А.Менегетти, К.Юнг, В.Пропп, М.Осорина, Е.Лисина, Е.Петрова, Р.Азовцева, Т.Зинкевич-Евстигнеева и другие. Именно в нашей стране, в Сакт-Петербурге, был открыт первый Институт сказкотерапии, в котором разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, имеющих отклонения в развитии.

                 Детям дошкольного возраста с нарушениями речи и другими особенностями предстоит запомнить, понять информацию, усвоить навыки по объему в несколько раз больше, чем нормально развивающимся детям.

Вся работа построена с опорой на общие дидактические принципы:

  • систематичности и последовательности;
  • учета возрастных и индивидуальных особенностей;

А также учитываются:

  • заинтересованность;
  • положительно-эмоциональный настрой;
  • уровень воображения, импровизации, внимания и памяти ребенка.

С учетом ФГТ логосказка может планироваться в разных образовательных областях:

  • познание;
  • коммуникация;
  • художественная литература;
  • социализация (игровая);
  • здоровье;
  • художественное творчество;
  • музыка.

А также в следующих видах деятельности:

  • творческой деятельности (театральной, музыкальной);
  • коммуникативной деятельности (ребенок общается и с героями сказки, и с другими детьми);
  • познавательной деятельности (в игровой форме познает что-то новое).

                    Таким образом, использование логосказок позволяет добиться не только устойчивого внимания и интереса на протяжении всего занятия, но и способствует сохранению психофизического здоровья детей, формированию положительного эмоционального состояния и снижению вероятного переутомления на логопедических занятиях.

         Промежуточные результаты оказались довольно положительными. Обучающий и коррекционный процессы проходят в игровой форме. Дети ждут логосказки. Произошла активизация словаря, быстрее автоматизируются поставленные звуки. Работа в этом направлении продолжается.

Литература:

1. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логосказки — СПб.— КАРО, 2001.

2. Громова О.Е. Инновации — в логопедическую практику — 2008 .

3.Маханева М.Д.Театрализованные занятия в детском саду. М.: Сфера, 2001.

            4.Лапковская В.П., Володькова Н.П. Речевые развлечения в детском саду —

             М.: Мозаика-Синтез, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий в коррекционной работе с дошкольниками

Доклад из опыта работы учителя-логопеда по теме: "Использование игровых технологий в коррекционной работе с дошкольниками"....

Статья "Использование развивающих игр в коррекционной работе с дошкольниками с задержкой психического развития"

В данной статье рассказывается об использовании игр на развитие мышления, внимания, восприятия и памяти в работе дефектолога с детьми с задержкой психического развития.....

Использование арт-педагогики в коррекционной работе с дошкольниками с нарушением зрения

Дети с нарушением зрения имеют не достаточное представление о предметах и явлениях – это затрудняет развитие их социальной реабилитации и интеграции. Социализация детей с нарушением зрения одна из важ...

Использование интерактивной панели в коррекционной работе с дошкольниками

Презентация  "Использование интерактивной панели в коррекционной работе с дошкольниками" расскажет Вам об использовании сенсорной интерактивной панели со встроенным компьютером, о преимуществах р...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГРОТРЕНИНГОВ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЁЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

Аннотация. Работа посвящена коррекции тяжелых нарушений речи детей дошкольного возраста с помощью логопедических игротренингов. У детей с общим недоразвитием речи при сохранном слухе и интеллекте стра...