Развитие речи – рассуждения у старших дошкольников в процессе решения арифметических задач.
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Герлиц Елена Леонидовна

«Очевидно, что содержание обучения детей решению арифметических задач вполне можно интегрировать с содержанием развития связной речи».

Данное методическое пособие будет интересно воспитателям ДОУ, родителям детей дошкольного возраста по проблеме развития у детей речи – рассуждения.

Опубликовано: Всероссийский образовательный проект  RAZVITUM     http://www.razvitum.org/4you/articles/1-articles/1393-2014-02-19-06-15-41

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_gerlits_e.l.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи – рассуждения  у старших дошкольников в процессе решения арифметических задач.

По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Но переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

В ФГОС начального общего образования одной из приоритетных задач является формирование у детей основ умения учиться, и как результат – освоение детьми универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, личностных и коммуникативных). Психологическая готовность детей к обучению в школе включает в себя интеллектуальную готовность, которая предполагает развитие основ словесно-логического мышления, ведущей формы мыслительной деятельности. Ф.А. Сохин рассматривал взаимосвязь интеллектуального и речевого развития детей, и особенно отчетливо эта связь выступает в формировании связной речи, т.е. речи содержательной, логичной, последовательной, организованной.

В старшем дошкольном возрасте наблюдается появление речи-рассуждения в различных видах деятельности детей. Одним из таких видов деятельности старших дошкольников является решение арифметических задач. Арифметическая задача – это лаконичный связный текст, построенный с одной стороны, по определенным математическим канонам, а с другой – подчиненный общим принципам создания связного текста. Очевидно, что содержание обучения детей решению арифметических задач вполне можно интегрировать с содержанием развития связной речи.

При разработке технологии развития речи – рассуждения у детей старшего дошкольного возраста в процессе решения арифметических задач   руководствовались определением: педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющий специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев).

Таблица 1.

Схема педагогической технологии развития речи-рассуждения у старших дошкольников в процессе решения арифметических задач

Целевой модуль

Цель: развитие речи-рассуждения у старших дошкольников.

Содержательный

модуль

Задачи: 

1. Развивать у детей элементы логического мышления в процессе решения арифметических задач

2. Содействовать усвоению детьми функций речи-рассуждения как типа монологической речи, ее структуры и языковых средств;

3. Воспитывать корректность речи-рассуждения и ее самостоятельность

Процессуально – деятельностный модуль

Участники образовательного процесса: дети 5-7 лет,

воспитатели.

Средства: непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность воспитателя с детьми; самостоятельная игровая деятельность, комплекс задач различного вида, предметно-развивающая игровая среда.

Формы и методы: занятия, игровые методы в сочетании с активизирующим общением воспитателя с детьми;

Диагностико-результативный модуль

Результаты: повышение уровня развития речи-рассуждения при решении арифметических задач.

Диагностические методы: диагностические задания.

Задачи, указанные в схеме технологии, формулировались в соответствии с тем, что рассуждение одновременно является логической категорией, связанной с мышлением, и языковой категорией, отражающей специфику данного типа монолога (структуру, языковые средства и т.п.). Кроме того, любая форма речи предусматривает культуру речи и самостоятельность использования. Конкретизация задач представлена в таблице 2.

Таблица 2.

Содержание работы по развитию речи–рассуждения у детей 5-7 лет

в процессе решения арифметических задач

Задачи

Содержание

1. Развивать у детей элементы логического мышления в процессе решения арифметических задач

Овладение рассуждением, как логической категорией, требует усвоения детьми в процессе решения арифметических задач ряда умственных действий, а именно:

– содействовать овладению детьми умозаключением, как формой мышления;

– анализировать задачу, вычленяя существенные основания для выбора арифметического действия и для доказательства правильности его выбора (находить аргументы, необходимые для объяснения решения задачи);

– анализировать, сравнивать, обобщать, на основе ряда суждений выводить умозаключение, вывод и т.п.

– устанавливать разнообразные связи, и, прежде всего, причинно-следственные;

Содействовать усвоению детьми функций речи-рассуждения как типа монологической речи, ее структуры и языковых средств

– учить пользоваться объяснением, доказательствами;

– знакомить со структурой (с построением) речи-рассуждения;

– знакомить с речевыми способами доказательства правильности решения арифметической задачи: пользоваться сложноподчиненными предложениями, использовать различные языковые средства для связи смысловых частей («потому что», «так как», «поэтому», «значит», «следовательно», «во-первых», «во-вторых»).

– учить формулировать суждения, умозаключения, выводы и заключения.

Воспитывать корректность речи–рассуждения и ее самостоятельность.

– для корректности выражения своей точки зрения использовать обороты: «я думаю», «я считаю», «мне кажется», «на мой взгляд», «по-моему»;

формировать умения самостоятельно отбирать и формулировать аргументы для доказательства

– строить речь-рассуждение без наводящих вопросов и подсказок и без помощи взрослого.

Последовательная реализация технологии включала в себя этапы, связанные с обучением детей решению арифметических задач.

Первый этап – ознакомление с арифметической задачей.

На этом этапе дети знакомились со структурой арифметических задач на основе задач-драматизаций и задач-иллюстраций. Параллельно решались задачи развития у детей речи-рассуждения. Ключевая математическая задача первого этапа – научить детей отличать задачу от рассказа. Признаки арифметической задачи – это аргументы для рассуждений детей при обосновании отнесенности текста к задачам.

Таблица 3

Задачи первого этапа технологии

Математические задачи

Задачи по развитию речи-рассуждению

 учить детей отличать задачу от рассказа;

 анализировать содержание задачи (выделять ее числовые данные),

учить понимать отношения между числовыми данными;

понимать обобщающее содержание слов «условие», «вопрос», «арифметическое действие», «прибавить», «убавить», «сложить», «вычесть»;

 доказывать, чем является текст: задачей или рассказом;

– оперировать при доказательстве отличительными признаками арифметических задач, словами «условие», «вопрос», «числовые данные»;

– строить текст рассуждения по образцу воспитателя;

– подсказывать и активизировать в речи-рассуждении детей слова-связки: значит, следовательно.

На втором этапе обучения детей решению арифметических задач учили их составлять и решать задачи на нахождение суммы.

Таблица 4

Задачи второго этапа технологии

Математические задачи

Задачи по развитию речи-рассуждению

 продолжать учить детей отличать задачу от рассказа;

знакомить детей с задачами на нахождение суммы учить их решать такие задачи;

анализировать содержание задачи (выделять ее числовые данные);

продолжать учить понимать отношения между числовыми данными;

правильно выбирать арифметическое действие, ориентируясь на содержание условия задачи;

учить сопровождать записью процесс анализа задачи и поиска ее решения, пользуясь знаками (+), больше.

 строить текст рассуждения, объясняющего решение задачи по образцу воспитателя;

– оперировать при объяснении решения числовыми данными условия задачи, ее вопросом;

– активизировать слова: стало;

– аргументировать выбор арифметического действия;

– подсказывать и активизировать в речи-рассуждении слова-связки: значит, следовательно.

На третьем этапе обучения детей решению арифметических задач учили их составлять и решать задачи на нахождение остатка.

Таблица 5. 

Задачи третьего этапа технологии

Математические задачи

Задачи по развитию речи-рассуждению

 продолжать учить детей отличать задачу от рассказа;

знакомить детей с задачами на нахождение остатка и учить их решать такие задачи;

анализировать содержание задачи (выделять ее числовые данные);

продолжать учить понимать отношения между числовыми данными;

правильно выбирать арифметическое действие, ориентируясь на содержание условия задачи;

учить сопровождать записью процесс анализа задачи и поиска ее решения, пользуясь знаками (–), меньше.

 строить текст рассуждения, объясняющего решение задачи по образцу воспитателя;

– оперировать при объяснении решения числовыми данными условия задачи, ее вопросом;

– активизировать слова: стало, осталось;

– аргументировать выбор арифметического действия;

– подсказывать и активизировать в речи-рассуждении слова-связки: значит, следовательно.

Итак, технология формирования связных высказываний-рассуждений интегрировалась в процесс обучения детей решению простейших арифметических задач, она представляла собой оптимальную последовательность педагогических действий. Каждый «технологический шаг» соответствовал уровням порождения речевого высказывания, требованиям развития элементарной оформленности речи и возрастным психологическим особенностям детей старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД познавательно-исследовательской деятельности (по формированию элементарных математических представлений) в старшей группе на тему «Решение арифметической задачи. Число и цифра 8»

Образовательная область – познание.Интеграция образовательных областей – социализация, коммуникация, познание,  труд, здоровье, музыка, конструирование.Цель – формировать представление детей...

Конспект занятия по развитию речи с детьми средней группы. Тема: Решение творческой задачи «Как Айболит добирался до больных зверей»

Конспект занятия по развитию речис детьми средней группы.Тема: Решение творческой задачи «Как Айболит добирался до больных зверей»...

Методические рекомендации образовательного процесса по развитию речи у старших дошкольников посредством экспериментирования.

Методические рекомендации образовательного процесса по развитию речи у старших дошкольников посредством экспериментирования....

Формирование морфологической стороны речи у старших дошкольников в процессе социально-коммуникативного развития

Форимрование морфологической стороны речи у старших дошкольников в процессе социально - коммуникативного развития...

Конспект СОД по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной группе «Составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание».

Конспект СОД по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной группе «Составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание».Цель: создания условий на формирование у...