" Путешествие на машине времени"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Безгина Наталья Сергеевна

это занятие для детей о истории возникновения транспорта.  о том какой вид транспорта с чего начинался

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_na_mashine_vremeni.docx27.04 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие на тему: «Путешествие на машине времени »

Задачи:

- Формировать умение детей образовывать существительные в единственном и множественном числе; в уменьшительно-ласкательном.

- Закрепить знания детей , о том, что транспорт изобретен человеком для удобства перемещения

- Закрепить названия различных видов наземного, воздушного и водного транспорта.

- Развивать память , внимание, мышление, речь

- Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру

Оборудование:  иллюстрации по теме; схема карты; воздушный шар; игрушка-Незнайка; карточки; загадки.  

                               Логика образовательной деятельности

Восп.: Ребята сегодня я предлагаю отправиться в путешествие на машине времени. Чтобы его совершить, нам нужны помощники.

Загадки: 

1. Что за чудо этот дом!

Ребятишек много в нем.

Носит обувь на резине

И питается бензином.  ( автобус )

2. Что за птица смелая

По небу промчалась?

Лишь дорожка белая

От нее осталась.  ( самолет )

3. Спозаранку за окошком стук и звон, и кутерьма.

По стальным прямым дорожкам ходят красные дома.  ( трамвай )

4. Паровоз без колес

Вот так чудо –паровоз

Не с ума ли он сошел

Прямо по морю пошел.  ( пароход )

5. Удивительный вагон!

Посудите сами:

Рельсы в воздухе,  а он держит их руками. ( троллейбус )

6. Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней? ( машина )

  Восп.:  Сегодня мы с вами поговорим о транспорте, на котором можно путешествовать. А вы знаете, какой транспорт появился первым?  (Ответы детей ).

Восп: Все началось с колеса. Было время, когда человек умел только ходить и бегать, а ездить не умел. Да и не на чем было. Позже человек научился ездить на лошади. Люди переезжали с места на место верхом. А как они могли перевезти вещи? Пришлось изобрести колесо и сделать телегу. На ней люди перевозили различные грузы. Долгое время конный транспорт был основным. Но сколько хлопот с лошадьми: корми, пои и ухаживай. Начали люди изобретать машину- двигатель, стали думать, какую еще силу можно использовать. А если – силу пара? Так человек изобрел паровую машину. Паровую машину установили на повозку. Двигалась эта машина медленно, со скоростью пешехода. Потом автомобили стали менять свой вид. Стали строить легковые автомобили.

Восп.: Для того, чтобы отправиться в путешествие, что берут путешественники?

Ответы детей

( Воспитатель показывает карту детям. )

 Восп.: Ну что карта у нас есть, отправляемся в путешествие.

Динамическая пауза: « Веселый паровозик».

Десять вагонов – десять ребят.

Мчатся вагоны и громко гудят.

Дети встают в колонну друг за

другом, изображая поезд.

Стоящий впереди начинает движение

семенящим шагом. Остальные движутся за ним. Руки, согнутые в локтях, имитируют движения поршней на колесах паровоза.

Мчатся вперед по буграм,

по откосам,

Каждому хочется быть паровозом.  

Движения продолжается.

Вот запыхтел «чу-чу-чу» паровоз,

 Десять вагонов на горку повез.

Дети движутся медленнее, одновременно проговаривая « чу-чу-чу».

Десять вагонов отстать не хотят,

Тоже стараются, тоже пыхтят.

Каждый ногами работает ловко.

Ехали, ехали – стоп! Остановка.

Движение становится более быстрым.

На слове «стоп» дети должны остановиться.

Восп.: Ребята смотрите кто это?   ( Ответы детей )

Какой-то он грустный, давайте спросим почему?

Незнайка, что случилось?

Незнайка: У меня прокололась шина на автомобиле. И я не могу ее накачать. Знайка будет меня ругать.  Помогите мне, пожалуйста.

Упражнения для развития речевого дыхания и голоса:

Прокололась шина у машины.

Произнесение звука ( ш-ш-ш-ш ).

Насос

Произнесение звука ( с-с-с-с ).

Незнайка: Молодцы, я бы не справился сам. Ох уж этот Знайка, такой изобретательный, еще задание задал.

Дидактическая игра: «Один - много».

( Дети называют наземный вид транспорта в единственном и множественном числе. Например:  автобус, троллейбус, трамвай, машина, грузовик, мотоцикл, трактор, поезд, электричка  )

Незнайка: Спасибо вам ребята, что помогли мне.

Восп.: Незнайка мы приглашаем тебя отправиться с нами в путешествие.

 Давайте посмотрим по карте, куда нам дальше двигаться? Смотрите на пути у нас река. А вы знаете, что большая часть нашей планеты состоит из воды - океанов, морей, озер и рек. Людям, наравне с наземными, нужны были и средства передвижения по воде.  Древний человек заметил: реку можно переплыть на бревне. Потом люди догадались соединить несколько бревен вместе. Получился плот. Затем догадались люди выдолбить середину бревна. Получилась лодка. А потом заметили: двигать лодку удобно широким  веслом. Поняли люди: лодка и без весел может плавать, был бы ветер. Поставили на лодку парус, и получился парусник. Затем появился пароход. Это корабль с высокой трубой, с колесами по бортам, а внутри у него стояла паровая машина и котел. И корабль мог плыть против ветра и против течения. Потом с корабля убрали паровую машину и поставили тепловые двигатели. Так появился теплоход. В наши дни люди сумели построить особые корабли, а инженеры сконструировали суда на воздушной подушке.

А какой еще водный транспорт вы знаете? (ответы детей)

А теперь, давайте усложним задачу: я буду называть водный транспорт в единственном, а вы - во множественном числе.

Дидактическая игра: « Большой - маленький».

( Дети называют водный вид транспорта в уменьшительно - ласкательном.  Например:   лодка, пароход, плот, корабль, катер, баржа,  теплоход)

Восп.: Молодцы с заданиями вы справились.

Перед нами шар воздушный,

Он огромный словно дом.

Путешествие продолжим,

Полетим сейчас на нем.

( Воспитатель берет в руки воздушный шар и идет с детьми дальше)

Восп.: Смотрите у нас на пути горы! Как вы думаете, как можно преодолеть горы?

( Ответы детей)

Человек всегда завидовал птицам, и ему очень хотелось летать. В древности все попытки людей летать с помощью искусственных крыльев были безуспешны. Люди давно заметили, что вверх поднимается не только дым, но и нагретый воздух. Два ученых - француза сделали из бумаги и полотна воздушный шар, наполнили его нагретым воздухом, и шар взвился. Но далеко на таком шаре не улетишь: куда ветер, туда и шар. А люди хотели летать туда, куда им надо. Через сто лет появились управляемые воздушные шары - дирижабль. Вооружившись крыльями, люди прыгали с высоты, им удавалось парить в воздухе. Появились планеры. Это летательный аппарат с крыльями, но без мотора. Затем появились управляемые аэропланы. На них устанавливали двигатели, которые работали на бензине. Аэропланы могли совершать длительные полеты. Люди убедились, что самолеты могут летать когда угодно и куда угодно. В настоящее время появились самые разные самолеты. Конструкторы придумали такую замечательную машину, как вертолет. Там, где нельзя сесть самолету, выручает вертолет.    

Восп: Чтобы преодолеть горы, нужно убрать лишний вид транспорта.

Дидактическая игра: « Что лишнее? »

( Дети убирают лишний вид транспорта: воздушный).

Восп.: Молодцы, горы мы с вами преодолели. Ребята, а теперь     нам пора возвращаться назад в детский сад. Незнайка, ты теперь знаешь на чем можно путешествовать и можешь путешествовать сам. До скорой встречи. Ребята, мы не можем с вами вернуться, для того, чтобы вернуться,  нужно перечислить виды транспорта, на котором мы сегодня с вами путешествовали.

  Дидактическая игра: « Путаница »

( Дети раскладывают транспорт по видам ).

Восп: Молодцы, все разложили правильно.

Ребята, транспорт не движется сам собой, им управляют люди.  

Дидактическая игра «Профессии»

Восп.: А теперь давайте выложим по порядку карточки с транспортом. Что появилось сначала и до нашего времени.

Дидактическая игра: « Последовательность ». ( Дети выкладывают карточки первого появившегося транспорта до современного.)

Восп.: На этом наше путешествие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия " Путешествие на машине времени"

Занятие для детей старшего дошкольного возраста по истории возникновения  транспорта...

Путешествие на машине времени.(Экологический спектакль.)

В 2012 году наш детский сад в очередной раз принимал участие в Межрегиональном фестивале детских экологичсеких театров под девизом "Через искусство к Зелёной Планете" в рамках Общероссийких "Дней защи...

Сценарий юбилея детского сада "Золотая рыбка" - "Путешествие на машине времени".

В сценарии вы найдете юбилейные песни, театрализованное представление, поздравления гостей. Его легко можно дополнить собственными материалами, песнями для детей и танцевальными композициями....

Проект: Путешествие на машине времени в средние века.

Актуальность проекта: низкий уровень культуры общения детей друг с другом, невозможность  разрешить конфликтные ситуации путём переговоров;малая заинтересованность родителей работой д /сада и дея...

Проект: Путешествие на «машине времени» в Древнюю Грецию

Цель проекта:1.Сформировать устойчивую положительную позицию по отношению к культурам разных народов, их образу жизни, искусству.2. Развивать гуманитарную культуру дошкольников, приобщать и воспитыват...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Путешествие на машине времени»

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе«Путешествие на машине времени»         Подготовила и провелаЦыпышева Л.Н....